Притча (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Притча (ЭЕЭ)» в «Притча»)
(Перенаправление на ej:Притча (еврейский аспект))
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Притча (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Притча''' (מָשָׁל, машал).
+
-
 
+
-
== Понятие "Притча" ==
+
-
В Библии машал обозначает иносказание, включая пословицу, афоризм, [[Аллегория|аллегорию]], басню и т. п.; в талмудической литературе (см. [[Талмуд]]) этот термин употребляется в более узком значении моральной аллегории и обозначает как собственно притчу, так и басню.
+
-
== Библия ==
+
-
+
-
Собственно притча представлена в Библии рассказом пророка [[Натан|Натана]] о богаче, присвоившем единственную овцу бедняка — здесь аллегорически изображен проступок царя [[Давид|Давида]], отнявшего у Урии его жену [[Бат-Шева|Бат-Шеву]] (II Сам. 12:1–10).
+
-
 
+
-
Другие примеры библейских притч — рассказ женщины из Ткоа, подосланной [[Иоав|Иоавом]] к Давиду с целью убедить его разрешить [[Авшалом|Авшалому]] вернуться в Иерусалим (II Сам. 14:5–17), аллегория [[Исайя|Исайи]] о винограднике, обманувшем ожидания хозяина так же, как Израиль не оправдывает надежды своего Бога (Ис. 5:1–6), и др.
+
-
== Талмудическая литература ==
+
-
+
-
Талмудическая литература широко использует притчу; законоучители видели в ней средство «осветить слова Господа» (Песнь Р. 1:8).
+
-
 
+
-
Центральная фигура талмудической притчи — царь; притча обычно начинается словами: «пример царя, который...» или просто «о царе».
+
-
 
+
-
Характерным образцом талмудической притчи служит ответ рабби Иехуды римскому императору, якобы сказавшему ему, что после смерти душа и тело, обвиняя друг друга, могут снять с себя ответственность за совершенные в этой жизни грехи.
+
-
 
+
-
На это рабби Иехуда ответил рассказом о двух сторожах царского сада — хромом и слепом, которые крали плоды, а когда их привлекли к ответу, оправдывались — один — своей слепотой, другой — своей хромотой; царь посадил хромого на плечи слепому и таким образом разоблачил их хитрость; так и Бог, соединив тело с душой, будет судить их вместе (Санх. 91а). (Эта притча через [[Отцы Церкви|отцов церкви]] перешла в древнерусскую литературу, где широко использовалась.)
+
-
== Аггада и Мидраш ==
+
-
 
+
-
Притча служит важным элементом [[Аггада|Аггады]] и [[Мидраш|Мидраша]] и до сих пор применяется в [[Проповедь|проповедях]] (см. также [[Гомилетическая Литература|Гомилетическая литература]]).
+
-
== Использование притчи ==
+
-
 
+
-
Особенно характерны в этом отношении сочинения рабби [[Нахман Из Брацлава|Нахмана из Брацлава]]. Многие талмудические притчи в той или иной форме встречаются в [[Новый Завет|Новом завете]].
+
-
 
+
-
Многие еврейские философы и моралисты средневековья ([[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахья Ибн Пакуда]], [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]] и др.) в своих трудах часто пользовались притчами.
+
-
== Басня ==
+
-
=== Библейская басня ===
+
-
 
+
-
Библейская басня — один из древнейших в мировой литературе образцов этого жанра; она отличается от индийской и греческой басни тем, что прибегает к образам не животных, а растений, повествуя, например, об избрании деревьями себе царя (Суд. 9:8–15) или о сватовстве терновника к дочери ливанского кедра (II Ц. 14:9–10).
+
-
 
+
-
Возможно, фраза о том, что царь [[Соломон]] говорил о деревьях и животных (I Ц. 5:13 [русский перевод 4:33]), имеет в виду сочинение им басен.
+
-
=== Талмудическая басня ===
+
-
 
+
-
В отличие от библейской, талмудическая басня пользуется образами животных, а ее сюжеты обнаруживают сходство с индийской и греческой басней.
+
-
Многие законоучители славились как знатоки басен. Так, о рабби [[Иоханан Бен Заккай|Иоханане бен Заккае]] рассказывается, что он знал великое множество басен, в частности, басни о лисице (Сук. 28а); рабби [[Меир]] знал 300 таких басен (Санх. 38б–39б); рабби [[Акива]] ответил басней о лисице и рыбах Паппосу бен Иехуде, предостерегавшему его, что изучение [[Тора|Торы]] запрещено римлянами (Бр. 61б) и т. п.
+
-
 
+
-
О развитии жанра басни в средние века см. [[Еврейская литература средних веков и Возрождения. Развлекательная, нравоучительная и юмористическая литература позднего средневековья]].
+
-
 
+
-
В новое время наиболее значительным еврейским баснописцем был [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордон]], широко использовавший в своих стихотворных баснях на иврите («Мишлей Иехуда» — «Басни Иехуды», 1859) сюжеты Эзопа, Лафонтена и Крылова, а также сказания из Аггады. См. также [[Фольклорсодержание|Фольклор]], [[Хасидизм]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13320|ПРИТЧА}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:ТаНаХ: Структура, текстология]]
+

Текущая версия на 00:37, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Притча (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация