Паустовский, Константин Георгиевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 11:03, 30 июля 2011; Vern59 (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
{{{Имя}}}
Дата рождения:

{{{Дата рождения}}}

Род деятельности:

{{{Род деятельности}}}

Константин Георгиевич Паустовский - русский писатель. Родился 31 мая (н. ст.) в Москве, умер 14 июля 1968 года там же.

Содержание

Биография

Несколько фактов биографии. Отец был железнодорожным статистиком, мать происходила из интеллигентной польской семьи. Имел еще сестру и двоих братьев, братья погибли во время Первой мировой войны. Завершив учебу в I Киевской гимназии, поступил в университет, но закончить помешала война, служил санитаром в полевых и тыловых санитарных поездах, потом работал на заводах Юзовки, Екатеринослава, Таганрога, рыбачил в артели на Азовском море. С 1918 года — профессиональный журналист. Печататься начал еще в гимназические годы, но литературная известность пришла с публикацией повести «Кара-Бугаз» в середине 1930-х.

Был небольшого роста, с широкими плечами, большими натруженными ладонями и маленькими, почти детскими ступнями, совсем не русским смуглым горбоносым лицом с резкими морщинами возле рта, блестящими, как два каштана, глазами, зорким, несмотря на сильную близорукость и очки, проницательным взглядом. Вообще в том, что касается внешности, был мнителен и уязвим, особенно переживая по поводу роста.

Еще одним редким свойством Паустовского была деликатность. Замкнутому и неразговорчивому с незнакомыми, ему постоянно приходилось терпеть вокруг себя присутствие людей: коллег по литературному труду, журналистов, просто любопытных. И для каждого находилось слово, тема для беседы, каждому уделялось время, и обязательно выходил навстречу гостю, и всегда провожал до ворот, и, если гость не был неприятен, старался на прощание сказать что-то ласковое: «Очень я вас люблю», «А я о вас все знаю — постоянно у всех спрашиваю».

Первую квартиру получил в начале 1930-х, когда российское телеграфное агентство, где работал, начало строить для сотрудников кооператив, до этого семья скиталась по частным. Правда, на первый взнос (10 руб.) денег не хватило и заявление подал с опозданием, а когда написал, оказалось, что все отдельные квартиры распределены, пришлось довольствоваться коммунальной: две комнаты, кухня, остальные удобства в общем коридоре.

В 1965 году Паустовского и Шолохова выдвинули кандидатами на соискание Нобелевской премии. В заочном споре победил Шолохов. Б.Чичиоабин по этому поводу писал: «Тихий Дон» — великий эпический роман — представляется мне несколько устарелым, принадлежащим скорее прошлому, чем настоящему и будущему, а поэтическая проза Паустовского, заставляющая читателя думать, воображать, мечтать, освещенная светом вечности, кажется мне более современной... будь я в Нобелевском комитете, я бы проголосовал за Паустовского».

В начале 1960-х был одним из самых читаемых авторов. Даже в США «Повесть о жизни» называли «удивительной и прекрасной книгой, которую нужно прочесть». Свидетель самых бурных лет российской истории XX века, Паустовский в ней скупо, без надрыва, не давая оценок, как о совершившемся факте, говорил о революциях, совершенно не упоминал партию, ее вождей, не часты в повести образы гегемона, зато множество интеллигентов.

Паустовский вообще был смелым человеком. В 1934 году, отдыхая на Каме, наименовал арендованную лодку «Памяти Грина». А ведь Грина тогда не издавали, книг его не было в библиотеках, считалось, что он, как и Жюль Верн, Фенимор Купер, Дюма, Конан Дойль, Джек Лондон, разлагает советскую молодежь. Тогда у Паустовского неприятностей не случилось, местные решили, что Грин — иностранный революционер, зато в период борьбы с космополитизмом «этнически чистому» Паустовскому любовь к Грину припомнили, и перед ним надолго закрылись двери издательств. Через несколько лет после войны на своем семинаре в Литинституте Паустовский во всеуслышание назвал «великим художником» А.Платонова, тоже персону «нон-грата» в социалистической литературе. Одним из немногих Паустовский продолжал поддерживать отношения с Б.Пастернаком, травимым властями за издание «Доктора Живаго» в Италии. Символом оттепели стал изданный Паустовским в Калуге альманах «Тарусские страницы» с произведениями Б.Окуджавы, Ю.Казакова, Д.Самойлова, Н.Коржавина, Ю.Трифонова, М.Цветаевой.

[править] Паустовский и евреи. Был одним из немногих русских писателей, чуждых антисемитизму. Близкие друзья - Бабель, Фраерман. В "Повести о жизни" - множество действующих лиц - евреев. Старший брат участвовал в студенческой дружине, защищавшей киевских евреев от погрома. Или вот: "На сходке было решено , что лучшие ученики из русских и поляков должны на экзаменах хотя бы по одному предмету схватить четверку, чтобы не получить золотой медали. Мы решили отдать все золотые медали евреям. Без этих медалей их не принимали в университет" "Далёкие годы" (http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/lifebook1.txt_Piece40.12). Впрочем "Повесть о жизни" ("Далёкие годы" - первая её часть) - автобиография романизированная, не всё, о чём там сказано, было. Но сам факт включения этого эпизода в книгу говорит за себя.

Деятельность

[править] Произведения. "Повесть о жизни" ("Далёкие годы", "Беспокойная юность", "Начало неведомого века", "Время больших ожиданий", "бросок на юг", "Книга скитаний") "Золотая роза" "Повесть о лесах" "Мещёрская сторона" "Кара-Бугаз" "Северная повесть" "Чёрное море" "Романтики" Литературные портреты.

Произведения

{{{books}}}

Примечания

Ссылки

[править] Источники. "Воспоминания о Константине Паустовском". "Советский писатель", Москва, 1975 год. Статья в Википедии.



[править] Ссылки. http://billybones.ru/blog/?p=90#more-90


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация