Нехемья (Неемия), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 14: Строка 15:
[[Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 127.png|thumb|Возобновление стены Иерусалима. [[Юлиус Шнорр фон Карольсфельд]], 1860]]
[[Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 127.png|thumb|Возобновление стены Иерусалима. [[Юлиус Шнорр фон Карольсфельд]], 1860]]
-
'''Книга Нехемии''' — часть [[ТаНаХ]]а, написанная [[Неемия|Нехемией]]. Часть [[Писания|Писаний]]
+
'''Книга Нехемии''' — часть [[ТаНаХ]]а, написанная [[Неемия|Нехемией]]. Часть [[Писания|Писаний]].
-
Место написания: [[Иерусалим]].  
+
 
 +
Место написания: [[Иерусалим]].
 +
 
Написание завершено: после [[443 год до н. э.|443 г. до н. э.]].  
Написание завершено: после [[443 год до н. э.|443 г. до н. э.]].  
 +
Охваченное время: [[456 год до н. э.|456]]—после 443 гг. до н. э.
Охваченное время: [[456 год до н. э.|456]]—после 443 гг. до н. э.
-
== Личность автора ==
+
Имя Нехемия было распространено в ту эпоху и в двух местах его книги относится к другим лицам (3:16; 7:7; также Эз. 2:2).
 +
== Биография автора ==
-
'''Нехемия''' ({{lang-he|נְחֶמְיָה}}) — сын Хахальи, еврейский наместник [[Иудея|Иудеи]] под властью [[Персия|Персии]], автор одноимённой книги Библии («[[Книга Неемии]]»). Соратник [[Ездра|Эзры]] в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из [[Вавилонский плен|вавилонского плена]]. Много трудился над восстановлением [[Иерусалим]]а и [[Иерусалимский Храм|Храма]].
+
'''Нехемия''' ({{lang-he|נְחֶמְיָה}}) — сын Хахальи, еврейский наместник [[Иудея|Иудеи]] под властью [[Персия|Персии]], автор одноимённой книги Библии («[[Книга Неемии]]»). Соратник [[Ездра|Эзры]] в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из [[Вавилонский плен|вавилонского плена]].
Знатный вельможа (виночерпий) при дворе персидского царя [[Артаксеркс I|Артаксеркса I]] в [[Сузы|Сузах]], Неемия был по собственной просьбе назначен наместником (''пеха'') провинции ''Иеhуд'' ([[Иудея]]) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим.
Знатный вельможа (виночерпий) при дворе персидского царя [[Артаксеркс I|Артаксеркса I]] в [[Сузы|Сузах]], Неемия был по собственной просьбе назначен наместником (''пеха'') провинции ''Иеhуд'' ([[Иудея]]) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим.
-
Деятельность его увенчалась полным успехом.
+
Как наместник Нехемия был облечен широкими, но точно определенными полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещенного в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Нехемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ (в том числе жителей провинциальных городов) к широкому участию в восстановлении городской стены. Благодаря энтузиазму строителей работы были завершены в короткий срок (52 дня). Снискав широкую поддержку в народе, Нехемия вступил в конфликт с иерусалимской знатью во главе с [[Первосвященник|первосвященником]] Эльяшивом, враждебность которой особенно усилилась после проведения Нехемией ряда социальных реформ, направленных на улучшение положения широких слоев населения Иудеи, в частности — освобождения попавших в долговое [[Рабство|рабство]] крестьян и возвращения им их наследственных наделов. Иерусалимская знать нашла себе союзника в лице [[Санваллат]]а, назначенного персидскими властями наместником области [[Самария|Самарии]], и самаритянской аристократии, с которой у нее установились тесные родственные связи (так, сын Эльяшива был женат на дочери Санваллата). [[Самаритяне]] опасались усиления Иерусалима, так как это могло угрожать положению города Самарии как важного административного центра в юго-западной части Персидской империи.
 +
 
 +
Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. [[Аммон]]; [[Тобиады]]) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны).
 +
 
 +
После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник [[Суккот]], когда население Иудеи совершало [[Паломничество|паломничество]] в [[Иерусалимский храм]], Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы [[Тора|Торы]], после чего (как некогда в царствование [[Иошияху]]) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение [[Суббота|субботы]] и поддержка Храма и его служителей (особенно левитов, материальное положение которых было нелегким; см. [[Леви]]).
 +
 
 +
В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи.
-
== Ссылки ==
+
Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в библейский канон.
-
* {{ЭЕЭ|12965|Нехемия}}
+
-
{{ЭСБЕ}}
+
{{ElevenCopyRight|12965|НЕХЕМИЯ}}
{{bible-stub}}
{{bible-stub}}
{{Книги ТаНаХа}}
{{Книги ТаНаХа}}
 +
[[Категория:Библейские персонажи]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
   
   

Версия 10:03, 8 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 127.png
Возобновление стены Иерусалима. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, 1860

Книга Нехемии — часть ТаНаХа, написанная Нехемией. Часть Писаний.

Место написания: Иерусалим.

Написание завершено: после 443 г. до н. э..

Охваченное время: 456—после 443 гг. до н. э.

Имя Нехемия было распространено в ту эпоху и в двух местах его книги относится к другим лицам (3:16; 7:7; также Эз. 2:2).

Биография автора

Нехемия (ивр. נְחֶמְיָה‎) — сын Хахальи, еврейский наместник Иудеи под властью Персии, автор одноимённой книги Библии («Книга Неемии»). Соратник Эзры в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из вавилонского плена.

Знатный вельможа (виночерпий) при дворе персидского царя Артаксеркса I в Сузах, Неемия был по собственной просьбе назначен наместником (пеха) провинции Иеhуд (Иудея) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим.

Как наместник Нехемия был облечен широкими, но точно определенными полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещенного в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Нехемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ (в том числе жителей провинциальных городов) к широкому участию в восстановлении городской стены. Благодаря энтузиазму строителей работы были завершены в короткий срок (52 дня). Снискав широкую поддержку в народе, Нехемия вступил в конфликт с иерусалимской знатью во главе с первосвященником Эльяшивом, враждебность которой особенно усилилась после проведения Нехемией ряда социальных реформ, направленных на улучшение положения широких слоев населения Иудеи, в частности — освобождения попавших в долговое рабство крестьян и возвращения им их наследственных наделов. Иерусалимская знать нашла себе союзника в лице Санваллата, назначенного персидскими властями наместником области Самарии, и самаритянской аристократии, с которой у нее установились тесные родственные связи (так, сын Эльяшива был женат на дочери Санваллата). Самаритяне опасались усиления Иерусалима, так как это могло угрожать положению города Самарии как важного административного центра в юго-западной части Персидской империи.

Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. Аммон; Тобиады) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны).

После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник Суккот, когда население Иудеи совершало паломничество в Иерусалимский храм, Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы Торы, после чего (как некогда в царствование Иошияху) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение субботы и поддержка Храма и его служителей (особенно левитов, материальное положение которых было нелегким; см. Леви).

В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи.

Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в библейский канон.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НЕХЕМИЯ в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация