Марраны

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add template остатье)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (оформление)
 
(11 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}{{другие значения}}
+
}}  
-
[[Image:Maimon-Marrans.jpg|thumb|300px|right|''Марраны. Тайный седер в Испании во времена инквизиции''. Картина [[Моисей Маймон|Моисея Маймона]]]]
+
[[Image:Maimon-Marrans.jpg|thumb|450px|right|''Марраны. Тайный седер в Испании во времена инквизиции''. Картина [[Моисей Маймон|Моисея Маймона]]]]
-
'''Марра́ны''' — термин, которым христианское население [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]] называло [[евреи|евреев]], принявших [[христианство]] и их потомков, независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв.).
+
'''Марра́ны''' — термин, которым христианское население Испании и Португалии называло [[евреи|евреев]] и их потомков, принявших [[христианство]] и втайне сохранявших верность иудаизму (полностью или частично), независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв.).  
-
__TOC__
+
-
Часто марраны и их потомки втайне продолжали сохранять верность иудаизму (полностью или частично). Еврейская традиция рассматривает марранов как наиболее значительную группу ''анусим'' ({{lang-he|אֲנוּסִים}}, букв. `принужденные`) — евреев, насильственно обращённых в иную религию.
+
Еврейская традиция рассматривает марранов как наиболее значительную группу ''анусим'' ({{lang-he|אֲנוּסִים}} - `принужденные`) — евреев, насильственно обращённых в иную религию.
-
Марраны, тайно продолжавшие исповедовать иудаизм, являлись главным объектом преследований испанской [[инквизиция|инквизиции]]<ref>{{ЭЕЭ|12648|Марраны}}</ref>, как и [[мориски]] (мусульмане-[[мудехар]]ы, принявшие христианство в аналогичной ситуации).
+
== Этимология названия ==
-
 
+
Существует несколько версий происхождения этого слова:
-
Число избравших крещение было велико. Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведенным в 2008 году, 20% современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии, и 11% имеют арабские и берберские корни. <ref>"Генетические Тесты в Испании" Николас Уэйд, New York Times, 12/05/2008 стр. А12</ref>
+
* По {{lang-es|marrano}} означает «свинья».  
-
 
+
* От {{lang-he|מראית עין}} (''мар’ит аин'', «внешняя видимость»);
-
== Происхождение названия ==
+
* От {{lang-arc|מר אנוס}} (''мар анус'', «принуждённый»);
-
Это, по всей видимости, презрительное прозвище неясного происхождения. По {{lang-es|marrano}} означает «свинья». Существуют, однако и другие версии этимологии термина «marrano»: {{lang-he|מראית עין}} (''мар’ит аин'', «внешняя видимость»); {{lang-arc|מר אנוס}} (''мар анус'', «принуждённый»); {{lang-he|מומר}} (''мумар'', «выкрест») с испанским окончанием 'ano'; {{lang-ar|mura'in}} («ханжа»); или даже из церковного проклятия {{lang-la|anathema maranatha}}.
+
* От {{lang-he|מומר}} (''мумар'', «выкрест») с испанским окончанием 'ano';
 +
* От {{lang-ar|mura'in}} («ханжа»);  
 +
* От {{lang-ar|مُحَرّمٌ}} (''муhарам'') («проклятый, забытый»)
 +
* Из церковного проклятия {{lang-la|anathema maranatha}}.
<!--All such derivations, however, are unlikely. The most probable is from the Spanish word meaning swine or pig, derived from the Latin 'verres' "wild boar." The term probably did not originally refer to the Jews' reluctance to eat pork, as some scholars hold; from its earliest use, it was intended to impart the sense of loathing conveyed by the word. Although romanticized and regarded by later Jewry as a badge of honor, the term was not as widely used, especially in official circles, as is often believed. In Latin America, as a rule, it is not found in official documents, and there is little evidence of its unofficial use in most places. It is not clear if the "Old Christians" only, or the secretly practicing Jews also called themselves "marrano."  
<!--All such derivations, however, are unlikely. The most probable is from the Spanish word meaning swine or pig, derived from the Latin 'verres' "wild boar." The term probably did not originally refer to the Jews' reluctance to eat pork, as some scholars hold; from its earliest use, it was intended to impart the sense of loathing conveyed by the word. Although romanticized and regarded by later Jewry as a badge of honor, the term was not as widely used, especially in official circles, as is often believed. In Latin America, as a rule, it is not found in official documents, and there is little evidence of its unofficial use in most places. It is not clear if the "Old Christians" only, or the secretly practicing Jews also called themselves "marrano."  
“Marranos” started appearing with the first riots in the Juderias of Spain. Many were forced to convert to Christianity to save their lives. The laws in 14th and 15th century Spain became increasingly oppressive toward practicing Jews, and conversion was provded as an alternative to death. Large numbers of middle class Jews outwardly adopting Christianity to avoid the laws, while secretly practicing Judaism.
“Marranos” started appearing with the first riots in the Juderias of Spain. Many were forced to convert to Christianity to save their lives. The laws in 14th and 15th century Spain became increasingly oppressive toward practicing Jews, and conversion was provded as an alternative to death. Large numbers of middle class Jews outwardly adopting Christianity to avoid the laws, while secretly practicing Judaism.
http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Judaism/Marranos.html -->
http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Judaism/Marranos.html -->
-
== Библиография ==
+
== История ==
-
* ''Лозинский С. Г.'' История инквизиции. Спб., 1914
+
=== [[Испания]] ===
 +
Марранство появилось в христианских королевствах Испании с 1391 г. (подробнее см. [[Крещение Насильственное|Крещение насильственное]]). Враждебность христианского населения к новым христианам, особенно усилившаяся в конце 15 в. и доходившая до погромов (1449 г. — в Толедо, 1467 г. и 1473 г. — в Сьюдад-Реале, 1474 г. — в Кордове), расследования, проводимые [[Инквизиция|инквизицией]] и часто завершавшиеся казнью, а также возникший в 16 в. вопрос «чистоты крови», — все это приводило ко все большей замкнутости круга марранов, сохранявшего верность иудаизму в строгой тайне. Многие из крещеных избегали браков со «старыми» христианами и пользовались услугами сватов-марранов. Постепенно марраны создали особые собственные формы богослужения и ритуала, позволявшие им исполнять хотя бы часть [[Мицвот|заповедей]], не вызывая подозрений. Нередко эти особенности передавались и их детям, хотя о степени приверженности последних к [[иудаизм]]у судить труднее.
 +
 
 +
Изгнание не принявших крещения евреев из Испании (1492) официально мотивировалось необходимостью уберечь от их влияния души новых христиан. После этого изгнания марраны действительно оказались оторванными от своих еврейских корней и лишились помощи еврейских институтов (в исполнении обряда [[Обрезание|обрезания]], [[Шхита|шхиты]] и т. п.). Они подвергались все большему воздействию и давлению со стороны церкви и инквизиции, внушавших им, в частности, что иудаизм является «смертоносной религией». И все же тайное исповедание иудаизма сохранялось в Испании вплоть до 18 в. и даже позднее. До наших дней сохранили обособленность марраны острова [[Мальорка]] (испанская провинция Балеарес), называемые чуэтас ([[шуэтас]]).
 +
 
 +
=== Португалия ===
 +
Евреи Португалии (куда прибыла и часть беженцев из Испании) были насильно крещены в 1496–97 гг., когда король Мануэл начал беспрецедентную кампанию насильственного крещения еврейских детей (которых воспитывали на острове Сан-Томе, в отрыве от семьи) в надежде, что за этим последует и крещение родителей; вскоре подобными мерами было охвачено все еврейское население, и к концу 1497 г. в стране не осталось ни одного еврея, открыто исповедовавшего иудаизм. Одним из прозвищ обращенных было женти ди насаон, то есть `люди [особой] нации`. Однако местные марраны оказались не менее упорными, чем их испанские собратья. Волна возврата к иудаизму сопровождала визит [[Реувен|Давида Реувени]] (16 в.; см. также [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]]). В 1620 г. королевский совет выдвигал предложение сослать марранов в Африку и там воспитывать их как истинных христиан. До сих пор в Португалии существуют марранские общины в городах Ковильян, Белмонти (обнаружена в 1917 г. Ш. Шварцем, 1880–1953), Браганса, поселении Аргоселу. А. К. ди Барруш Башту (1887–1961), португальский марран, официально вернувшийся к иудаизму, пытался увлечь за собой своих собратьев, издавая с этой целью журнал «hа-лаппид» (на иврите `факел`) на португальском языке. В 1920-х гг. в Лондоне было основано Общество содействия португальским марранам; с его помощью построена синагога в городе Порту (фактически пустующая). Делегация португальских марранов посетила Израиль в начале 1980-х гг.
 +
 
 +
=== Миграция марранов ===
 +
Марраны начали покидать Пиренейский полуостров сразу же после насильственных крещений. Их эмиграция возрастала после каждого нового бедствия: введения инквизиции в Испании (1480/81) и Португалии (1536–40), вспышки особо жестоких преследований марранов в Португалии после 1630 г. и других. Власти обеих стран запрещали эмиграцию новых христиан, порой перехватывая и возвращая беглецов. И все же тайно или открыто (например, под предлогом паломничества в [[Рим]], откуда они не возвращались) многие тысячи новых христиан покинули полуостров за три с половиной века господства инквизиции. Число марранов, тайно преданных иудаизму, было особенно велико среди беженцев из Португалии. Не случайно во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки в 16 в. слово «португалец» стало обозначать еврея.
 +
 
 +
В 1603 г. группа португальских марранов (часть из них переселилась в Испанию после объединения обоих государств в 1580 г.) за выкуп в 200 тыс. дукатов в казну объединенного королевства добилась права покинуть его пределы и переселилась в Амстердам (см. ниже).
 +
 
 +
Ближайшая к Пиренейскому полуострову мусульманская страна [[Марокко]] приняла немало беженцев уже в 14 в. Еще большее их число поселилось в конце 15 в. – 16 в. в пределах Османской империи, включая [[Эрец-Исраэль]]. В 16 в. вернувшиеся к иудаизму бывшие марраны и их потомки проживали в основном в Каире, Иерусалиме, Цфате, Дамаске и Стамбуле (около 50 тыс. евреев в этих городах), а в [[Салоники|Салониках]] они составляли большинство населения.
 +
 
 +
Протестантские страны, жители которых и сами были когда-то жертвами католической инквизиции, также охотно принимали марранов. В [[Лондон]]е, где община была основана выходцами с Канарских островов, Бристоле, а также в [[Гамбург]]е и других германских городах марраны появились, формально как католики, еще до [[Реформация|Реформации]], да и после нее долгое время продолжали вести двойную жизнь, так как протестанты предпочитали игнорировать существование евреев в своей среде, и последних это вполне устраивало. Так, Англия при Кромвеле молчаливо признавала присутствие марранов и не мешала их организации в общину (см. также [[Менашше|Менашше бен Исраэль]]). Марраны и их потомки оставались основным элементом английского еврейства вплоть до 19 в.
 +
=== Нидерланды ===
 +
В Амстердаме марраны появились лишь в конце 16 в., почти сразу открыто вернувшись к иудаизму, хотя официальное разрешение на проживание евреев здесь было получено только в 1615 г. Именно марраны превратили Амстердам в один из крупнейших центров еврейства 17 в. с рядом известных [[Иешива|иешив]], давших миру немало видных мыслителей-евреев. Марраны были в числе первых поселенцев голландских колоний — [[Суринам]]а и [[Кюрасао]] (крупная сефардская /см. [[Сефарды]]/ община со второй половины 17 в.). Марраны селились и на других островах [[Вест-Индия|Вест-Индии]] ([[Барбадос]], [[Мартиника]], Подветренные острова).
 +
 
 +
В католических странах, даже неподвластных Испании и Португалии, положение общин марранов было менее прочным, хотя и здесь они порой процветали. Среди итальянских государств в папских владениях существовала и собственная инквизиция. Правда, во второй четверти 16 в. под властью пап Клемента VII, Павла III и Юлия III в Риме и особенно в [[Анкона|Анконе]] марраны жили мирной и благоустроенной жизнью; но Павел IV (1555–59), провозгласивший контрреформацию, начал активную кампанию против них. Многие марраны Анконы были арестованы, 25 из них сожжены заживо (1555). В ответ [[Наси, Иосеф|Иосеф Наси]] пригрозил городу экономическим бойкотом, а его тетка, Грация Наси (см. [[Иосеф Наси]]), добилась освобождения тех итальянских марранов, которые были подданными турецкого султана. Документ от 1550 г. свидетельствует о наличии марранов среди испанских и португальских купцов во [[Флоренция|Флоренции]]. Одна из наиболее процветающих и крупнейших в Европе общин марранов существовала в [[Феррара|Ферраре]] в середине 16 в.; однако в 1581 г. многие из марранов были арестованы, а трое отправлены в Рим и там сожжены (1583). В Венеции марраны начали селиться в 15 в. – начале 16 в.; несмотря на указы об изгнании в 1497 г. и 1550 г., их положение здесь постепенно укрепилось; они вели оживленную торговлю с Турцией. Неплохим было и положение марранов в [[Тоскана|Тоскане]]. Император Священной Римской империи Фердинанд II дал марранам охранную грамоту (1593), стремясь привлечь их в Пизу и Ливорно; в последнем городе община марранов действительно достигла процветания и к концу 18 в. насчитывала около пяти тысяч человек. В 1572 г. герцог Савойи и Пьемонта Эммануил Филиберт III разрешил группе марранов поселиться в своих владениях, обещав им защиту от инквизиции, но под давлением папы римского и своего дяди Филиппа II, короля Испании, прекратил поддержку, а в 1581 г. изгнал из своих владений португальских евреев. Однако вскоре марраны вернулись туда и получили обещанную защиту от суда инквизиции.
 +
=== Франция ===
 +
Во [[Франция|Франции]] (где поселение купцов из Португалии было разрешено Генрихом IV в конце 16 в.) марраны формально считались католиками до 1730 г., когда их официально признали евреями; но и ранее власти не вмешивались в их религиозную жизнь. Наиболее значительные общины марранов были в Бордо и Байонне, меньшие — в Ла-Рошеле, Нанте, Руане, Сен-Жан-де-Люзе, Биаррице, Ла-Бастиде и других городах.
 +
 
 +
Шатким было положение марранов во владениях Испании и Португалии вне Пиренейского полуострова: в принадлежавших Арагону Сицилии, Сардинии и Неаполе, в таких землях, как Фландрия (до ее отложения от империи Габсбургов), а также в колониях на Дальнем Востоке и в Америке. Здесь их нередко настигала инквизиция, как центральная, так и местная, введенная португальцами в Гоа, а испанцами — на Филиппинах и в американских колониях: в Лиме (1570), Мехико (1571) и Картахене (1610). Несмотря на это, Латинская Америка привлекала значительное число новых христиан. В [[Бразилия|Бразилии]] марраны открыто вернулись к иудаизму в период голландской власти (1624–54).
 +
 
 +
На севере и северо-востоке Европы марраны проникли в Данию, страны восточной Балтики и Польшу ([[Замосць]]).
 +
== Положение марранов ==
 +
Наряду с религиозной свободой, возможность экономической, социальной, а иногда и политической деятельности играли для марранов важную и порой решающую роль в выборе страны проживания. С другой стороны, принимавшие марранов государства были заинтересованы в них в указанных аспектах. Почти повсюду на новой родине марраны вскоре завоевывали видное положение во внешней и внутренней торговле и в области финансов. Они способствовали организации крупных банков и играли важную роль на бирже. Марраны занимали заметное место в крупнейших торговых компаниях (таких как Нидерландская Ост-Индская и Вест-Индская), а также в страховых обществах.
 +
 
 +
Марраны создали предприятия по производству мыла, лекарств и другой продукции, внесли заметный вклад в развитие ремесел, монетного и оружейного дела и судостроения, заняли фактически господствующее положение в международной торговле, контролируя, а нередко и монополизируя торговлю кораллами, сахаром, табаком и драгоценными камнями. Этому способствовали их деятельность в ведущих торговых центрах, общая культура, а часто и родственные связи. Так, известны семья Тейшейра д’Андради в Амстердаме и Гамбурге, представители которой служили также финансовыми советниками шведской королевы Кристины (середина 17 в.), и семья Тейшейра Сампайю. Крупные семейные банки и торговые конторы (например, основанные Франсиско Мендесом в Лиссабоне) имели филиалы по всей Европе. Марраны способствовали выходу многих стран из их былой изоляции, их процветанию и переходу от средневековой к современной экономике. Марраны преуспевали и во многих других областях. Из их среды вышли выдающиеся дипломаты, такие как Грация Наси (Мендес) и герцог Наксосский Иосеф Наси (см. выше), ученые, врачи и большое число деятелей литературы, театра и музыки (см. [[Испанская И Португальская Литература|Испанская и португальская литература]], [[Итальянская Литература|Итальянская литература]], а также другие статьи по теме).
 +
 
 +
Со своей стороны, многие страны и народы дали марранам возможность развивать еврейские учреждения и культуру. Центр этой культуры перемещался вместе с центром еврейского [[Книгопечатание|книгопечатания]] (Феррара в середине 16 в., Венеция в конце 16 в., Амстердам в 17 в.). Значительные издательства, помогавшие распространению еврейской культуры, существовали также в Ливорно, Гамбурге, Лондоне и других городах.
 +
 
 +
На протяжении всей истории марранства бывали случаи, когда вернувшиеся к иудаизму марраны посещали Испанию и Португалию по делам и попадали в руки инквизиции.
 +
 
 +
Многие марраны и их потомки достигали успеха и славы вне еврейских общин, вливаясь в христианскую аристократию различных стран, иногда занимая высшие дипломатические, военные и административные должности, как, например, премьер-министр Англии [[Дизраэли, Бенджамин|Б. Дизраэли]].
 +
 
 +
Число избравших крещение было велико. Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведенным в 2008 году, 20% современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии, и 11% имеют арабские и берберские корни. <ref>"Генетические Тесты в Испании" Николас Уэйд, New York Times, 12/05/2008 стр. А12</ref>
 +
 
 +
Толчком к изучению истории марранов послужило открытие доступа к архивам инквизиции (в конце 19 в.). С 1920-х гг. начался разбор и частичная публикация судебных дел марранов, число которых лишь в португальских архивах, видимо, превышает сорок тысяч. Стали публиковаться и списки приговоренных к [[аутодафе]].
== Примечания ==
== Примечания ==
{{список примечаний}}
{{список примечаний}}
-
== Ссылки ==
+
== Источники ==
-
* {{ЭЕЭ|13000|Новые христиане}}
+
* ''Лозинский С. Г.'' История инквизиции. Спб., 1914
-
* {{ЭЕЭ|12648|Марраны}}
+
== См. также ==
== См. также ==
-
* [[Мориски]]
+
* [[Анусим]]
-
* [[Исконные христиане]]
+
* [[Насильственное крещение]]
 +
* [[Закон о чистоте крови]]
-
{{Расовые, этнические, религиозные, региональные и социальные прозвища }}
+
{{ElevenCopyRight|12648|Марраны}}
-
 
+
-
{{spain-hist-stub}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История Испании]]
+
-
[[Категория:История Португалии]]
+
[[Категория:Антисемитизм]]
[[Категория:Антисемитизм]]
[[Категория:Инквизиция]]
[[Категория:Инквизиция]]
-
[[Категория:Принявшие христианство иудеи]]
+
[[Категория:Еврейские суб-этносы]]
-
 
+
[[Категория:История евреев в средневековье]]
-
[[be:Мараны]]
+
[[Категория:Иудействующие движения,криптоиудеи]]
-
[[de:Marranen]]
+
-
[[en:Marrano]]
+
-
[[es:Marrano (judeoconverso)]]
+
-
[[fr:Marranisme]]
+
-
[[he:אנוסים]]
+
-
[[it:Marrano]]
+
-
[[ja:マラーノ]]
+
-
[[pl:Marrani]]
+
-
[[uk:Марани]]
+

Текущая версия на 10:25, 27 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Файл:Maimon-Marrans.jpg
Марраны. Тайный седер в Испании во времена инквизиции. Картина Моисея Маймона

Марра́ны — термин, которым христианское население Испании и Португалии называло евреев и их потомков, принявших христианство и втайне сохранявших верность иудаизму (полностью или частично), независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв.).

Еврейская традиция рассматривает марранов как наиболее значительную группу анусим (ивр. אֲנוּסִים‎ - `принужденные`) — евреев, насильственно обращённых в иную религию.

Содержание

Этимология названия

Существует несколько версий происхождения этого слова:

  • По исп. marrano означает «свинья».
  • От ивр. מראית עין‎ (мар’ит аин, «внешняя видимость»);
  • От арам. מר אנוס (мар анус, «принуждённый»);
  • От ивр. מומר‎ (мумар, «выкрест») с испанским окончанием 'ano';
  • От араб. mura'in‎‎ («ханжа»);
  • От араб. مُحَرّمٌ‎‎ (муhарам) («проклятый, забытый»)
  • Из церковного проклятия лат. anathema maranatha.

История

Испания

Марранство появилось в христианских королевствах Испании с 1391 г. (подробнее см. Крещение насильственное). Враждебность христианского населения к новым христианам, особенно усилившаяся в конце 15 в. и доходившая до погромов (1449 г. — в Толедо, 1467 г. и 1473 г. — в Сьюдад-Реале, 1474 г. — в Кордове), расследования, проводимые инквизицией и часто завершавшиеся казнью, а также возникший в 16 в. вопрос «чистоты крови», — все это приводило ко все большей замкнутости круга марранов, сохранявшего верность иудаизму в строгой тайне. Многие из крещеных избегали браков со «старыми» христианами и пользовались услугами сватов-марранов. Постепенно марраны создали особые собственные формы богослужения и ритуала, позволявшие им исполнять хотя бы часть заповедей, не вызывая подозрений. Нередко эти особенности передавались и их детям, хотя о степени приверженности последних к иудаизму судить труднее.

Изгнание не принявших крещения евреев из Испании (1492) официально мотивировалось необходимостью уберечь от их влияния души новых христиан. После этого изгнания марраны действительно оказались оторванными от своих еврейских корней и лишились помощи еврейских институтов (в исполнении обряда обрезания, шхиты и т. п.). Они подвергались все большему воздействию и давлению со стороны церкви и инквизиции, внушавших им, в частности, что иудаизм является «смертоносной религией». И все же тайное исповедание иудаизма сохранялось в Испании вплоть до 18 в. и даже позднее. До наших дней сохранили обособленность марраны острова Мальорка (испанская провинция Балеарес), называемые чуэтас (шуэтас).

Португалия

Евреи Португалии (куда прибыла и часть беженцев из Испании) были насильно крещены в 1496–97 гг., когда король Мануэл начал беспрецедентную кампанию насильственного крещения еврейских детей (которых воспитывали на острове Сан-Томе, в отрыве от семьи) в надежде, что за этим последует и крещение родителей; вскоре подобными мерами было охвачено все еврейское население, и к концу 1497 г. в стране не осталось ни одного еврея, открыто исповедовавшего иудаизм. Одним из прозвищ обращенных было женти ди насаон, то есть `люди [особой] нации`. Однако местные марраны оказались не менее упорными, чем их испанские собратья. Волна возврата к иудаизму сопровождала визит Давида Реувени (16 в.; см. также Шломо Молхо). В 1620 г. королевский совет выдвигал предложение сослать марранов в Африку и там воспитывать их как истинных христиан. До сих пор в Португалии существуют марранские общины в городах Ковильян, Белмонти (обнаружена в 1917 г. Ш. Шварцем, 1880–1953), Браганса, поселении Аргоселу. А. К. ди Барруш Башту (1887–1961), португальский марран, официально вернувшийся к иудаизму, пытался увлечь за собой своих собратьев, издавая с этой целью журнал «hа-лаппид» (на иврите `факел`) на португальском языке. В 1920-х гг. в Лондоне было основано Общество содействия португальским марранам; с его помощью построена синагога в городе Порту (фактически пустующая). Делегация португальских марранов посетила Израиль в начале 1980-х гг.

Миграция марранов

Марраны начали покидать Пиренейский полуостров сразу же после насильственных крещений. Их эмиграция возрастала после каждого нового бедствия: введения инквизиции в Испании (1480/81) и Португалии (1536–40), вспышки особо жестоких преследований марранов в Португалии после 1630 г. и других. Власти обеих стран запрещали эмиграцию новых христиан, порой перехватывая и возвращая беглецов. И все же тайно или открыто (например, под предлогом паломничества в Рим, откуда они не возвращались) многие тысячи новых христиан покинули полуостров за три с половиной века господства инквизиции. Число марранов, тайно преданных иудаизму, было особенно велико среди беженцев из Португалии. Не случайно во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки в 16 в. слово «португалец» стало обозначать еврея.

В 1603 г. группа португальских марранов (часть из них переселилась в Испанию после объединения обоих государств в 1580 г.) за выкуп в 200 тыс. дукатов в казну объединенного королевства добилась права покинуть его пределы и переселилась в Амстердам (см. ниже).

Ближайшая к Пиренейскому полуострову мусульманская страна Марокко приняла немало беженцев уже в 14 в. Еще большее их число поселилось в конце 15 в. – 16 в. в пределах Османской империи, включая Эрец-Исраэль. В 16 в. вернувшиеся к иудаизму бывшие марраны и их потомки проживали в основном в Каире, Иерусалиме, Цфате, Дамаске и Стамбуле (около 50 тыс. евреев в этих городах), а в Салониках они составляли большинство населения.

Протестантские страны, жители которых и сами были когда-то жертвами католической инквизиции, также охотно принимали марранов. В Лондоне, где община была основана выходцами с Канарских островов, Бристоле, а также в Гамбурге и других германских городах марраны появились, формально как католики, еще до Реформации, да и после нее долгое время продолжали вести двойную жизнь, так как протестанты предпочитали игнорировать существование евреев в своей среде, и последних это вполне устраивало. Так, Англия при Кромвеле молчаливо признавала присутствие марранов и не мешала их организации в общину (см. также Менашше бен Исраэль). Марраны и их потомки оставались основным элементом английского еврейства вплоть до 19 в.

Нидерланды

В Амстердаме марраны появились лишь в конце 16 в., почти сразу открыто вернувшись к иудаизму, хотя официальное разрешение на проживание евреев здесь было получено только в 1615 г. Именно марраны превратили Амстердам в один из крупнейших центров еврейства 17 в. с рядом известных иешив, давших миру немало видных мыслителей-евреев. Марраны были в числе первых поселенцев голландских колоний — Суринама и Кюрасао (крупная сефардская /см. Сефарды/ община со второй половины 17 в.). Марраны селились и на других островах Вест-Индии (Барбадос, Мартиника, Подветренные острова).

В католических странах, даже неподвластных Испании и Португалии, положение общин марранов было менее прочным, хотя и здесь они порой процветали. Среди итальянских государств в папских владениях существовала и собственная инквизиция. Правда, во второй четверти 16 в. под властью пап Клемента VII, Павла III и Юлия III в Риме и особенно в Анконе марраны жили мирной и благоустроенной жизнью; но Павел IV (1555–59), провозгласивший контрреформацию, начал активную кампанию против них. Многие марраны Анконы были арестованы, 25 из них сожжены заживо (1555). В ответ Иосеф Наси пригрозил городу экономическим бойкотом, а его тетка, Грация Наси (см. Иосеф Наси), добилась освобождения тех итальянских марранов, которые были подданными турецкого султана. Документ от 1550 г. свидетельствует о наличии марранов среди испанских и португальских купцов во Флоренции. Одна из наиболее процветающих и крупнейших в Европе общин марранов существовала в Ферраре в середине 16 в.; однако в 1581 г. многие из марранов были арестованы, а трое отправлены в Рим и там сожжены (1583). В Венеции марраны начали селиться в 15 в. – начале 16 в.; несмотря на указы об изгнании в 1497 г. и 1550 г., их положение здесь постепенно укрепилось; они вели оживленную торговлю с Турцией. Неплохим было и положение марранов в Тоскане. Император Священной Римской империи Фердинанд II дал марранам охранную грамоту (1593), стремясь привлечь их в Пизу и Ливорно; в последнем городе община марранов действительно достигла процветания и к концу 18 в. насчитывала около пяти тысяч человек. В 1572 г. герцог Савойи и Пьемонта Эммануил Филиберт III разрешил группе марранов поселиться в своих владениях, обещав им защиту от инквизиции, но под давлением папы римского и своего дяди Филиппа II, короля Испании, прекратил поддержку, а в 1581 г. изгнал из своих владений португальских евреев. Однако вскоре марраны вернулись туда и получили обещанную защиту от суда инквизиции.

Франция

Во Франции (где поселение купцов из Португалии было разрешено Генрихом IV в конце 16 в.) марраны формально считались католиками до 1730 г., когда их официально признали евреями; но и ранее власти не вмешивались в их религиозную жизнь. Наиболее значительные общины марранов были в Бордо и Байонне, меньшие — в Ла-Рошеле, Нанте, Руане, Сен-Жан-де-Люзе, Биаррице, Ла-Бастиде и других городах.

Шатким было положение марранов во владениях Испании и Португалии вне Пиренейского полуострова: в принадлежавших Арагону Сицилии, Сардинии и Неаполе, в таких землях, как Фландрия (до ее отложения от империи Габсбургов), а также в колониях на Дальнем Востоке и в Америке. Здесь их нередко настигала инквизиция, как центральная, так и местная, введенная португальцами в Гоа, а испанцами — на Филиппинах и в американских колониях: в Лиме (1570), Мехико (1571) и Картахене (1610). Несмотря на это, Латинская Америка привлекала значительное число новых христиан. В Бразилии марраны открыто вернулись к иудаизму в период голландской власти (1624–54).

На севере и северо-востоке Европы марраны проникли в Данию, страны восточной Балтики и Польшу (Замосць).

Положение марранов

Наряду с религиозной свободой, возможность экономической, социальной, а иногда и политической деятельности играли для марранов важную и порой решающую роль в выборе страны проживания. С другой стороны, принимавшие марранов государства были заинтересованы в них в указанных аспектах. Почти повсюду на новой родине марраны вскоре завоевывали видное положение во внешней и внутренней торговле и в области финансов. Они способствовали организации крупных банков и играли важную роль на бирже. Марраны занимали заметное место в крупнейших торговых компаниях (таких как Нидерландская Ост-Индская и Вест-Индская), а также в страховых обществах.

Марраны создали предприятия по производству мыла, лекарств и другой продукции, внесли заметный вклад в развитие ремесел, монетного и оружейного дела и судостроения, заняли фактически господствующее положение в международной торговле, контролируя, а нередко и монополизируя торговлю кораллами, сахаром, табаком и драгоценными камнями. Этому способствовали их деятельность в ведущих торговых центрах, общая культура, а часто и родственные связи. Так, известны семья Тейшейра д’Андради в Амстердаме и Гамбурге, представители которой служили также финансовыми советниками шведской королевы Кристины (середина 17 в.), и семья Тейшейра Сампайю. Крупные семейные банки и торговые конторы (например, основанные Франсиско Мендесом в Лиссабоне) имели филиалы по всей Европе. Марраны способствовали выходу многих стран из их былой изоляции, их процветанию и переходу от средневековой к современной экономике. Марраны преуспевали и во многих других областях. Из их среды вышли выдающиеся дипломаты, такие как Грация Наси (Мендес) и герцог Наксосский Иосеф Наси (см. выше), ученые, врачи и большое число деятелей литературы, театра и музыки (см. Испанская и португальская литература, Итальянская литература, а также другие статьи по теме).

Со своей стороны, многие страны и народы дали марранам возможность развивать еврейские учреждения и культуру. Центр этой культуры перемещался вместе с центром еврейского книгопечатания (Феррара в середине 16 в., Венеция в конце 16 в., Амстердам в 17 в.). Значительные издательства, помогавшие распространению еврейской культуры, существовали также в Ливорно, Гамбурге, Лондоне и других городах.

На протяжении всей истории марранства бывали случаи, когда вернувшиеся к иудаизму марраны посещали Испанию и Португалию по делам и попадали в руки инквизиции.

Многие марраны и их потомки достигали успеха и славы вне еврейских общин, вливаясь в христианскую аристократию различных стран, иногда занимая высшие дипломатические, военные и административные должности, как, например, премьер-министр Англии Б. Дизраэли.

Число избравших крещение было велико. Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведенным в 2008 году, 20% современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии, и 11% имеют арабские и берберские корни. [1]

Толчком к изучению истории марранов послужило открытие доступа к архивам инквизиции (в конце 19 в.). С 1920-х гг. начался разбор и частичная публикация судебных дел марранов, число которых лишь в португальских архивах, видимо, превышает сорок тысяч. Стали публиковаться и списки приговоренных к аутодафе.

Примечания

  1. "Генетические Тесты в Испании" Николас Уэйд, New York Times, 12/05/2008 стр. А12

Источники

  • Лозинский С. Г. История инквизиции. Спб., 1914

См. также

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Марраны в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация