Македония (История евреев Македонии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 13:31, 27 сентября 2011; Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья




Республика Македония (Бывшая югославская республика Македония)

макед. Република Македониjа (Поранешна Југословенска Република Македонија)


Файл:Coat of arms of the Republic of Macedonia.svg
Флаг Македонии Герб Македонии
Файл:Location Macedonia Europe.png

МАКЕДОНИЯ (Республика Македония, в ЕЭС - Бывшая югославская республика Македония) - государство на Балканском полуострове, образовавшееся в результате распада Югославии в 1991 году.

История евреев в современной Республике Македонии насчитывает две тысячи лети начинается в период римской античности, когда евреи впервые основались в этом регионе. На сегодняшний день около 200 евреев, проживают в Республике Македония, в основном в столице республики - Скопье и несколько в Штипе и Битоле. [1]


Содержание

Период Римской империи

Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.[2] Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние синагоги датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби , на юго-востоке Республики Македония. [3]


Миграция сефардов при османском владычестве

Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и Салониках.

Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. [4] Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.

Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. [5] Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Исаака Джарфати общинам немецких и венгерских евреев. в которых он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.[6] Еврейская община состояла почти полностью из сефардов, говоривших в быту на ладино.


Расселение и численность евреев

До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)[5] и Штипе (примерно 500 евреев).[7] Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битола состояла из ладиноговорящих сефардов .


Во время Второй Мировой войны

В марте 1941 года Болгария стала союзником держав оси и[8] в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии.[9]

В оккупированные Болгарией области, не были включены ни Салоники, с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании Албании.[9] 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятый еще в 1939 году.[10] Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.[7]

Болгарские власти, к тому времени (1941), приняли антисемитский "Закон о защите нации" еще в январе.[8] В течение 1942 г., были приняты все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции, кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в Польше . [8][11][12] В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа [5][13] и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. [7] [13] Среди 7215 задержанх на складе были:

  • 539 детей моложе 3-х лет,
  • 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет,
  • 1172 детей в возрасте от 10 до 16 лет,
  • 865 человек старше 60 лет,
  • 250 тяжело больных ( лиц, прикованных к постели),
  • 4 беременные женщины, родившие в следственном лагере,

4 человека погибли при прибытии в лагерь.

Файл:The Holocaust Museum in Skopje 31.jpg
Согласно болгарским антисемитским законам на еврейские дома были повешены указатели их принадлежности (слева). Везде, где евреям был вход запрещён, висел знак, ограничивающий доступ (Справа). Снимок сделан в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония
Файл:The Holocaust Museum in Skopje 29.JPG
Вагон для перевозки македонских евреев - экспозиция в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония.

Хотя Болгария защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в лагеря смерти. Еврейские общины Болгарии и контролируемой Югославией и Греции были почти полностью уничтожены. Все они были вывезены в железнодорожных составах для скота в Треблинку [14]. Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря, ни один из 3276 евреев, депортированных из Битолы Треблинки не выжили: в 2003 году, только один еврей остался в городе Битола, который был домом для сефардской общины более 400 лет. Древняя еврейская община в Штипе также была полностью разрушена.

После освобождения Македонии в 1944 , общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин Югославии, было 419.[15] [16] Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в Белграде,[17] and only about 140 had survived.[18] но только около 140 выжили. [18] Most had survived by going into hiding or fighting with the Yugoslav, Jewish partisans.[5] Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан.[5] Из депортированных в лагеря смерти, никто не выжил. Большинство выживших репатриировались в Израиль, некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в Сербию. В результате этого число евреев, живущих в Македонии снизилось до 81 в 1952 году.[15]

Файл:The Holocaust Museum in Skopje 20.JPG
Болгарские евреи на принудительных работах. Фото из Музея Холокоста в Скопье, Республика Македония.

В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и Румынии [19]), Болгарии удалось спасти всю свою 48 000 еврейскую общину от депортации в концентрационные лагеря. Димитар Пешев сыграл решающую роль в предотвращения депортации, а также болгарские чиновники православная церковь и простые граждане. [19] Депортированы были только евреи без болгарского гражданства.[19] Тем не менее, положение болгарских евреев не было хорошо:[19] большинство было отправлено на принудительные работы, а их дома были конфискованы. Некоторые были выреселены в сельские районы Болгарии, а протесты против этого жестоко подавлялись.[19] [19]


В наши дни

В настоящее время еврейская община Республики Македония насчитывает около 200 человек.[1] Почти все живут в Скопье, одна семья проживает в Штипе и один еврей, остался в Битоле.[18]

Община в последние годы (2003[18]) открыла синагогу и общинный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в Белграде и Салониках, в то время как раввин Белграда является и раввином Скопье.[20] Недавно община отправила своего представителя на ежегодную викторину знатоков ТАНАХА в Израиле. Ежегодно отмечается День Независимости Израиля.[21]


Религиозное возрождение

В Македонской еврейской общине после долгого периода, почти в 60 лет, снова появляются свои собственные раввины: так например Ави М. Козма (27 лет) родился в Македонии, студент и главный раввин еврейской общины Сербии Исак Асиилов также является раввином Македонии и тоже уроженец Македонии. Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, являлся студентом Юридического факультета в Университете Скопье, Македония. Учился в раввинской академии, его первым учителем, наставником и раввином был рав Исаак Асиилов (2007), после чего он поступил во всемирно известную ешиву - "Бейт-мидраш Сфаради" в Иерусалиме, Израиль, во главе с всемирно известным раввином Шломо Кассиным, где Ави М. Козма учится по сей день. Козма принимал участие в торжественном открытии синагоги "Бет Яаков" в Скопье 5 мая 2008 года.

Там же, в Скопье была проведена Первая Балканская раввинская конференция, организованной ешивой "Бейт Мидраше Сфаради", под руководством раввина Шломо Кассина, представительством Всемирной сионистской организации - Департаментом по делам религии в диаспоре, во главе с раввином Ехиэлем Вассерманом, и Правительством Республики Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами).

В этом событии приняли участие, около 25 раввинов со всего мира, в том числе главные раввины Москвы, Хорватии, Сербии, Румынии, Страсбурга, Парижа, ешивы Бейт Мидраше Сфаради - Эзра Кассин и другие раввины из ешив, со всего мира. Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор, представитель Джойнта, Всемирный еврейский конгресс , Европейский еврейский фонд также приняли участие. Конференция была организована, при поддержке Глигора Ташковича - министра иностранных дел Республики Македония.

Новый музей, посвященный памяти евреев Македонии, погибших в Холокосте во время болгарской оккупации, был открыт в присутствии президента страны и представителей религиозных общин Македонии и международных еврейских организаций в 2011 году. Современное здание находится в центре квартала Скопья, что когда-то был еврейским кварталом города (макед. : Еврејско маало). Еврейская община Македонии провела в парламенте в 2002 году закон, предусматривающий возвращение еврейской собственности еврейской общине и наследникам. Закон признан одним из лучших в Европе. Македония приветствовала появление у евреев права восстановить свою общинную собственность, которая была потеряна во время Холокоста. Музей открыт в марте 2011 года, была передана урна с прахом македонских евреев, уничтоженных в Треблинке из Музея города Скопье в музей Холокоста. Музей был первым, в котором будет открыт комплекс, включающий археологический музей Македонии и Музей македонских Независимости. Основные туристические достопримечательности, такие как каменный мост Скопья, крепость и Старый турецкий базар расположены вокруг музея. Президент Македонии д-р Георге Иванов напомнил о долгой истории совместного проживания еврев с македонцами и сказал, что с потерей евреев "от Македонии была оторвана часть её тела, а на улицах Скопье, Битолы и Штипа, после Войны наступила тишина..." Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам в открытии музея. Музей содержит экспонаты истории еврейской общины Македонии с древних времен.



Сноски

  1. 1,0 1,1 Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [1]
  2. Jewish Virtual Library - Macedonia
  3. Kraabel, p. 112-115
  4. A. Assa, p.36.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
  6. Assa, p.40.
  7. 7,0 7,1 7,2 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
  8. 8,0 8,1 8,2 Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355
  9. 9,0 9,1 Chary, p. 45
  10. Chary, p. 46
  11. Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the Departed Jewish Community of Bitola [2]
  12. Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.
  13. 13,0 13,1 Holocaust Encyclopedia -The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, [3]
  14. The Jewish Community of Monastir: A Community in Flux, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
  15. 15,0 15,1 David Pipera, Jewish Almanach 1968-1970, Society of Jewish Communities in Yugoslavia. {serbocroation}: Давид Пипера, Јеврејски алманах 1968-1970, Савез јеврејских општина Југославије.
  16. "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
  17. "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 "Macedonia's Jews battle the odds of survival", Katka Krosnar, Centropa Reports
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Brustein, W.I., King, R.D., Anti-semitism as a response to perceived Jewish power: The cases of Bulgaria and Romania before the holocaust, Social Forces 83, December 2004, Pages 691-708
  20. "Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review
  21. http://www.haaretz.com/hasen/spages/851851.html Ha'aretz
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация