Леви (Левий), сын Яакова

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Левиты при Втором храме: викификация)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Левиты при Втором храме: викификация)
Строка 36: Строка 36:
Со времени возвращения из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] разграничение между священниками и левитами становится вполне четким. Левиты занимали почетное положение среди репатриантов, и их малочисленность по сравнению с коhенами (Эз. 2:36–42), причины которой не вполне ясны, повысила их значение в глазах народа. [[Эзра]] и [[Нехемия]] старались привлечь левитов из [[Вавилон]]ии и провинциальных городов Иудеи в Иерусалим (Эз. 8:15–20; Нех. 12:27–29).
Со времени возвращения из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] разграничение между священниками и левитами становится вполне четким. Левиты занимали почетное положение среди репатриантов, и их малочисленность по сравнению с коhенами (Эз. 2:36–42), причины которой не вполне ясны, повысила их значение в глазах народа. [[Эзра]] и [[Нехемия]] старались привлечь левитов из [[Вавилон]]ии и провинциальных городов Иудеи в Иерусалим (Эз. 8:15–20; Нех. 12:27–29).
=== Левиты при Втором храме ===
=== Левиты при Втором храме ===
-
Функции левитов во [[Второй Храм|Втором храме]] перечисляются в трактатах [[Арахин]], [[Миддот]], [[Таанит]] и [[Тамид]] Вавилонского и в некоторых трактатах Иерусалимского Талмудов, в галахических [[мидраш]]ах [[Сифра]] и [[Сифрей]]. Наиболее важной из их обязанностей было сопровождение [[Хоровое Пение Сопровождало Религиозные Обряды Древних Израильтян|хоровым пением]] с инструментальным аккомпанементом обрядов [[Жертвоприношение|жертвоприношения]] утреннего и вечернего тамида, [[мусаф]]а в субботу и праздники, возлияния вина на жертвенник в празднество симхат бет hа-шоэва в Суккот (Бр. 35а; Ар. 11а–12а; Сук. 5:4), при повторяемом дважды в день благословении народа коhенами (см. [[Биркат-Коханим|Биркат-коханим]]), при чтении установленной для каждого дня недели главы из книги Псалмов (шир шел иом; Там. 7:3–4), а также при чтении [[hаллель|hаллела]] в день новолуния и праздники (Псах. 85б; Тосеф., Псах. 3:11; Бик. 3:4; Сук. 54б). У подножия [[Духан|духана]], на котором левиты стояли при исполнении этой функции, размещались мальчики-левиты, включавшиеся в пение взрослых, «чтобы сдабривать его» (Ар. 2:6). В обязанности левитов входили также свежевание и рассечение туш жертвенных животных, охрана входов в Храм, открытие и закрытие массивных храмовых ворот (Ар. 11б; Мид. 1:1), надзор за соблюдением порядка на [[Храмовая Гора|Храмовой горе]] и т. п. Из них, по-видимому, вербовались казначеи Храма и другие служившие там сановники (Тосеф., Шк. 2:15). Вместе с тем их положение во Втором храме (как и в скинии) было явно второстепенным; об этом свидетельствует и мнение [[Амора|аморы]] Иехошуа бен Леви (1-я половина 3 в. н. э.), что к словам «Благословен Ты, Господь... различивший между святым и будничным... между седьмым днем и шестью рабочими днями» в бенедикции [[Хавдала|hавдалы]] следует прибавить «между коhенами и левитами, между левитами и прочим Израилем» (Псах. 104а).
+
Функции левитов во [[Второй Храм|Втором храме]] перечисляются в трактатах [[Арахин]], [[Миддот]], [[Таанит]] и [[Тамид]] Вавилонского и в некоторых трактатах Иерусалимского Талмудов, в галахических [[мидраш]]ах [[Сифра]] и [[Сифрей]]. Наиболее важной из их обязанностей было сопровождение [[Хоровое Пение Сопровождало Религиозные Обряды Древних Израильтян|хоровым пением]] с инструментальным аккомпанементом обрядов [[Жертвоприношение|жертвоприношения]] утреннего и вечернего тамида, [[мусаф]]а в субботу и праздники, возлияния вина на жертвенник в празднество симхат бет hа-шоэва в [[Суккот]] (Бр. 35а; Ар. 11а–12а; Сук. 5:4), при повторяемом дважды в день [[Биркат-Коханим|благословении народа коhенами]], при чтении установленной для каждого дня недели главы из [[Псалмы|книги Псалмов]] (шир шел иом; Там. 7:3–4), а также при чтении [[hаллель|hаллела]] в день новолуния и праздники (Псах. 85б; Тосеф., Псах. 3:11; Бик. 3:4; Сук. 54б). У подножия [[Духан|духана]], на котором левиты стояли при исполнении этой функции, размещались мальчики-левиты, включавшиеся в пение взрослых, «чтобы сдабривать его» (Ар. 2:6). В обязанности левитов входили также свежевание и рассечение туш жертвенных животных, охрана входов в Храм, открытие и закрытие массивных храмовых ворот (Ар. 11б; Мид. 1:1), надзор за соблюдением порядка на [[Храмовая Гора|Храмовой горе]] и т. п. Из них, по-видимому, вербовались казначеи Храма и другие служившие там сановники (Тосеф., Шк. 2:15). Вместе с тем их положение во Втором храме (как и в скинии) было явно второстепенным; об этом свидетельствует и мнение [[Амора|аморы]] Иехошуа бен Леви (1-я половина 3 в. н. э.), что к словам «Благословен Ты, Господь... различивший между святым и будничным... между седьмым днем и шестью рабочими днями» в бенедикции [[Хавдала|hавдалы]] следует прибавить «между коhенами и левитами, между левитами и прочим Израилем» (Псах. 104а).
Подобно коhенам, служившие в Храме левиты подразделялись на 24 череда (мишмарот), служивших по две недели в году. Нехемия и хронисты приписывают это установление царю Давиду (Нех. 12:44–46; I Хр. 23–24: II Хр. 8:14; ср. Флавий, Древ. 7:367). Большинство современных исследователей считают, что разделение левитов на череды выкристаллизовалось во времена [[Неhемия|Неhемии]] или, возможно, позже.
Подобно коhенам, служившие в Храме левиты подразделялись на 24 череда (мишмарот), служивших по две недели в году. Нехемия и хронисты приписывают это установление царю Давиду (Нех. 12:44–46; I Хр. 23–24: II Хр. 8:14; ср. Флавий, Древ. 7:367). Большинство современных исследователей считают, что разделение левитов на череды выкристаллизовалось во времена [[Неhемия|Неhемии]] или, возможно, позже.

Версия 19:51, 28 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Леви (לֵוִי, в русской традиции - Левий ) — третий сын Иакова (Израиля) от его жены Леи (Бытие 29:34), родоначальник одноименного колена (левитов).

«Двенадцать колен Израилевых» (Леви). М. Шагал. Витражи для синагоги медицинского центра «Хадасса». 1960-62. Иерусалим.

Содержание

Этимология имени

Имя Леви производится в Библии от слов, произнесенных Лией при его рождении: «Теперь-то прильнет (иллаве) ко мне муж мой».

Леви

Леви с братом Шимоном коварно и жестоко отомстили жителям Шхема за бесчестие, нанесенное сыном местного царя их сестре Дине (Быт. 34). Убийство жителей и разграбление города навлекли на Леви и Шимона гнев Иакова (Быт. 49:5–7).

Леви имел трёх сыновей: Гиршона, Каафа и Мрари, явившихся родоначальниками отдельных племён левитов, и дочь Иохаведу, ставшую женой Амрама, сына Каафа, и родившую Аарона и Моше.

Леви умер в возрасте 137 лет;

Колено Леви

Исключенное из первого после исхода из Египта подсчета численности израильтян (Чис. 1:47), колено Леви, согласно специально для него проведенным подсчетам с включением (в отличие от других колен) и младенцев, было самым малочисленным из всех колен Израилевых: 22 или 23 тыс. «лиц мужского пола от одного месяца и выше» (Чис. 3:39; 26:62).

Еще во время скитаний по пустыне левиты были избраны для служения в скинии вместо первенцев Израиля, число которых было почти равным числу левитов (Чис. 3:12–13, 40–43), и таким образом исключены из числа 12 колен. Кровавая расправа левитов с повинными в поклонении золотому тельцу не только доказывает их верность провозглашенным на Синае заповедям (ср. Втор. 33:9), но и выявляет, как и у их прародителя в происшествии с Диной, свойственную им ревностность, которая не щадит «ни брата, ни друга, ни ближнего» (Исх. 32:25–29).

Роль левитов

Из колена Леви (рода Кхат) произошли Моисей и его брат Аарон, родоначальник священников-коhенов. Постепенно термин «левит» начинает обозначать лишь простых членов колена Леви, противопоставляемых коhенам. Поступая на службу в возрасте 25 или 30 лет и оставаясь на ней до 50-летнего возраста (Чис. 4:3 и 8:24–25), левиты прислуживали коhенам при жертвоприношениях, охраняли скинию и ее утварь, переносили или перевозили их с очередной стоянки на следующую, но под страхом смерти им запрещалось прикасаться или приближаться к непокрытым Ковчегу Завета и прочей священной утвари и даже смотреть, как покрывают их перед снятием со стоянки коhены (Чис. 4:15, 18–20; 18:2–3). На левитов, видимо, было возложено также благословение и наставление народа (Втор. 10:8: 27:9–20), хотя и в этом главенствующую роль играли коhены (ср. Мал. 2:4–8). За свою службу левиты получали от израильтян десятину ежегодного урожая зерна, масла и винограда (с которой они, в свою очередь, отдавали десятую долю коhенам — Чис. 18:26–28), а также часть не сжигаемого на жертвеннике мяса жертвенных животных (Чис. 18:21; Втор. 18:1). Однако статус подчиненности одноплеменным ааронидам и явное предпочтение сыновей и внуков Амрама (первенца Кхата) при назначении на высокие посты как в управлении народом, так и в культовой иерархии (Чис. 3:27–31; 4:2–15; ср. I Хр. 23:13–14) породили у членов прочих семей колена Леви ощущение дискриминации, которое уже в период скитания по пустыне привело к восстанию Корея.

"Надел" левитов

При разделе территории Ханаана, в завоевании которого левиты как священническое сословие, видимо, не участвовали, им не был дан собственный надел. Их материальная зависимость от приношений народа рассматривается в Библии как особый знак отличия (Втор. 10:9; 18:1–2), но она привела к включению их, наравне с пришельцами, вдовами и сиротами, в общую категорию малоимущих (Втор. 26:13), и в эпоху Судей (см. Судей Израилевых книга) им приходилось кочевать по наделам колен в поисках средств существования. Согласно зафиксированному в книге Числа (35:1–8) предписанию, левитам было выделено 48 городов с прилегающими кормовыми угодьями на землях остальных колен (ИбН. 21:3–8). В это число входило и шесть городов-убежищ. В юридическом отношении статус собственности левитов отличался от статуса собственности членов других колен тем, что левитам разрешалось в любое время выкупать дома, проданные из-за нужды, и даже если дом левита не был вовремя выкуплен, он все же возвращался исконному владельцу в юбилейный год. Угодья же левитов вообще не могли продаваться (Лев. 25:29–34). В эпоху царствования Давида и Шломо (Соломона), когда культ стал опорой монархической власти, левиты, по-видимому, стали своего рода государственными чиновниками, и их верность дому Давида оставалась незыблемой до разрушения Храма (II Хр. 23:2–11, 18–19; 24:4–14 и др.). Повествование об их уходе из царства Израиля, отколовшегося от Объединенного царства, и возвращении в Иудею (II Хр. 11:13–14), где об их интеграции в государственном аппарате в рамках проводимых им реформ заботился царь Иехошафат (II Хр. 17:7–9), очевидно, отражает реальную историческую действительность, на которую намекает и 1-я книга Царей (12:31).

Левиты при Первом Храме

Согласно I Хр., главной функцией левитов было следить за службой в Храме (23:3–4), из них набирались также храмовые певчие, музыканты, привратники, стражи, мастера, хранители казны, судьи и функционеры на царской службе (9:14–33; 23:3–28 и др.). По мнению современных исследователей, это описание в действительности отражает статус и функции левитов в период Второго храма. Многие места в Библии позволяют заключить, что в эпоху Первого храма еще не было четкого разграничения между коhенами и левитами и что среди последних существовала определенная социальная разница между служащими в Иерусалимском храме и проживающими вне столицы государства.

Со времени возвращения из пленения вавилонского разграничение между священниками и левитами становится вполне четким. Левиты занимали почетное положение среди репатриантов, и их малочисленность по сравнению с коhенами (Эз. 2:36–42), причины которой не вполне ясны, повысила их значение в глазах народа. Эзра и Нехемия старались привлечь левитов из Вавилонии и провинциальных городов Иудеи в Иерусалим (Эз. 8:15–20; Нех. 12:27–29).

Левиты при Втором храме

Функции левитов во Втором храме перечисляются в трактатах Арахин, Миддот, Таанит и Тамид Вавилонского и в некоторых трактатах Иерусалимского Талмудов, в галахических мидрашах Сифра и Сифрей. Наиболее важной из их обязанностей было сопровождение хоровым пением с инструментальным аккомпанементом обрядов жертвоприношения утреннего и вечернего тамида, мусафа в субботу и праздники, возлияния вина на жертвенник в празднество симхат бет hа-шоэва в Суккот (Бр. 35а; Ар. 11а–12а; Сук. 5:4), при повторяемом дважды в день благословении народа коhенами, при чтении установленной для каждого дня недели главы из книги Псалмов (шир шел иом; Там. 7:3–4), а также при чтении hаллела в день новолуния и праздники (Псах. 85б; Тосеф., Псах. 3:11; Бик. 3:4; Сук. 54б). У подножия духана, на котором левиты стояли при исполнении этой функции, размещались мальчики-левиты, включавшиеся в пение взрослых, «чтобы сдабривать его» (Ар. 2:6). В обязанности левитов входили также свежевание и рассечение туш жертвенных животных, охрана входов в Храм, открытие и закрытие массивных храмовых ворот (Ар. 11б; Мид. 1:1), надзор за соблюдением порядка на Храмовой горе и т. п. Из них, по-видимому, вербовались казначеи Храма и другие служившие там сановники (Тосеф., Шк. 2:15). Вместе с тем их положение во Втором храме (как и в скинии) было явно второстепенным; об этом свидетельствует и мнение аморы Иехошуа бен Леви (1-я половина 3 в. н. э.), что к словам «Благословен Ты, Господь... различивший между святым и будничным... между седьмым днем и шестью рабочими днями» в бенедикции hавдалы следует прибавить «между коhенами и левитами, между левитами и прочим Израилем» (Псах. 104а).

Подобно коhенам, служившие в Храме левиты подразделялись на 24 череда (мишмарот), служивших по две недели в году. Нехемия и хронисты приписывают это установление царю Давиду (Нех. 12:44–46; I Хр. 23–24: II Хр. 8:14; ср. Флавий, Древ. 7:367). Большинство современных исследователей считают, что разделение левитов на череды выкристаллизовалось во времена Неhемии или, возможно, позже.

Левиты после разрушения Храма

Сложившаяся после разрушения Храма Галаха почти полностью уравнивает левитов с мирянами (ср. ТИ., Наз. 7:1, 56б), сохраняя, однако, за ними (подчас в память об их бывшем статусе) некоторые привилегии и обязанности. Так, некоторые законоучители Талмуда долгое время раздавали малоимущим талмид-хахамам полагающуюся левитам десятину (ТИ., Маас. Ш. 5:5, 56б); как отцы, так и матери семей левитского происхождения (в том числе и по материнской линии) освобождены от выкупа первенца (Бх. 2:1 и 4а); в присутствии коhена в синагоге левита вызывают вторым к чтению Торы, а в отсутствие коhена — первым (Гит. 5:8 и 59б); возникший в средние века обычай, предписывающий левитам возливать воду на руки коhенов перед тем, как те благословляют молящихся (основанный на содержащемся в Зоhаре /Бе-мидбар 146б/ указании), включен в Шулхан Арух (ОХ. 128:6) как обязательная предварительная часть обряда биркат коханим.

Левиты сегодня

Указание на происхождение от левитов сохранилось в таких еврейских фамилиях, как Леви, hа-Леви (Халеви, Галеви), Левин, Левинзон, Левинский, Левитан, Левитас, Левитин, Левицкий и т. п.

Левитского происхождения большей частью и носители фамилий Гурвич, Гуревич, Хорвиц, Ландау, Сегал (в иврите обычно имеющую форму аббревиатуры סג"ל, по-видимому, слов сган левия — `старейшина левитов`) и Эпштейн.

Полное отсутствие левитов отмечается среди горских евреев, Бней-Исраэль и фалаша, а также в еврейской общине Джербы; их число очень невелико среди грузинских евреев и курдских евреев Ирака.

Имя Леви носили и некоторые мудрецы Талмуда.

Дети Яакова/Израиля
Леа Реувен (1) Шимон (2) Леви (3) Иеhуда (4) Иссахар (9) Зевулун (10) Дина (дочь)
Рахель Иосиф (11) Биньямин (12)
Билhа (служанка Рахели) Дан (5) Нафтали (6)
Зилпа (служанка Леи) Гад (7) Ашер (8)
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕВИ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация