Левертов, Дениз

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 08:21, 25 июля 2010; Efimlev (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Левертов, Дениз

Начало пути Левертов (Levertov), Дениз (1923, Англия — 1997, США) – американская и, до 1948 года, английская поэтесса. Родилась в семье выходца еврейского происхождения из России (Витебская губерния, сейчас Белоруссия), мать - валлийка. Левертов получила домашнее образование, занималась также балетом и французским языком. Во время второй мировой войны работала медсестрой в лондонском госпитале.

Первые поэтические издания в Англии Первая книга стихов - "Двойственный образ" (The Double Image, 1946) - вышла в Англии, в 1948 г. ее стихи были опубликованы в антологии "Новые британские поэты" (New British Poets).

Левертов переезжает в США В 1948 году Левертов переехала в США. Вела колонку в журнале «Nation», была редактором отдела поэзии этого журнала в 1961, 1963-1965 годах, преподавала в университетах. Большое влияние на американский период жизни Левертов оказала поэтическая теория и поэзия У. К. Уильямса, а также поэзия группы Колледжа Черной горы. Это влияние оказалось созвучным индивидуальности Левертов. Для поэзии Левертов характерны также показ внутренней сакраментальной и лирической связи между обыденностью и высоким, «горним», раскрытие проявления этой связи через особенности формы, ирония, а также напряженный лиризм. Все это проявилось в ее поэтических сборниках "Здесь и сейчас" (Here and Now, 1957), "По земле к островам" (Overland to the Islands, 1958), "Глаза на затылке" (With the Eyes at the Back of Our Heads, 1959), "Лестница Иакова" (The Jacob's Ladder, 1961), ' "О вкуси и вижди" (О Taste and See, 1964), "Танец печали" (The Sorrow Dance, 1967), "Начиная с азов" (Relearning the Alphabet, 1970), "Выжить" (To Stay Alive, 1971), "Следы" (Footprints, 1972), "Освобождение праха" (The Freeing of the Dust, 1975), "Жизнь в лесу" (Life in the Forest, 1978).

Еврейские и христианские сюжеты Происхождение поэтессы обусловило ее знакомство как с еврейской, так и с христианской тематикой, что сказалось на ее поэтическом творчестве.

Она внимательно следила за судебным процессом над нацистским преступником Адольфом Эйхманом, откликнулась на него стихотворениями «Персиковое дерево» и «Хрустальная ночь», в которых отразилась ее страстная гражданская позиция по отношению к нацистским преступлениям. 

Поэтесса часто обращалась к библейским сюжетам, изучала работы еврейских мыслителей и философов, в частности Мартина Бубера. Слова Бубера об ответственности человека за «восхождение и нисхождение ангелов»: «Рабби Моше из Кобрина учил так: …Иаков - это каждый из нас. Каждый человек должен знать - я прах земной. Я - одна из песчинок праха, но дух мой устремляется к небу, как верх лестницы Иакова, стоящей на земле, и вот Ангелы Б-жии восходят и нисходят по ней, даже восхождение и нисхождение Ангелов зависит от моих стараний» (Мартин Бубер. Рассказы о хасидизме - поздние мыслители) – Левертов восприняла как обращенные к себе самой - поэту, отсюда – предъявление к себе более высоких требований. Из стихотворения «Лестница Иакова»: Эта лестница не / из светящихся нитей, / не сверкающая эфемерность, / не для ангельских стоп, / которые знают путь / и не нуждаются в камне…/ …зато человек, взбираясь, / раздерет колени и не обойдется / без помощи рук. Тесаный камень -/ опора его стопе. / Крылья проносятся мимо. / Стихотворение восходит. (Пер. А.Сергеева) С восхождением по лестнице Иакова Левертов сравнивала процесс стихосложения, а с памятными, часто трагическими, датами еврейского календаря - минуты озарения поэта: …Хасиды раскачиваются / всегда взад-вперед, / взад-вперед,/ в такт словам, / снова и снова / все дни в году- / и только / в день разрушения Храма…/ который совпал / с днем рождения Мессии / все иначе… (Становление поэта, Пер.В.Корнилова) Политическая позиция После начала войны во Вьетнаме Левертов приняла активное участие в акциях протеста и митингах, организованных писателями и представителями искусства США левого направления, была участницей антивоенного движения «War Resisters League». В 1971 году Левертов приезжала в СССР. Гражданская тема продолжила свое развитие в стихах, посвященных людям Америки, Чили и Сальвадора. В 80-х годах гражданские мотивы приобретают все более отчетливо выраженную лирическую окраску – сборники стихов "Свечи в Вавилоне" (Candles in Babylon, 1982), "Косвенные мотивы" (Oblique Prayers, 1984) и "Вдыхая воду" (Breathing Water, 1987). В эссе, посвященных поэзии, составивших два сборника: "Поэт и мир" (The Poet in the World, 1973) и "Осветить пещеру" (Light up the Cave, 1981), Левертов развивала идею о нерасторжимости поэзии и жизни.

Книга на русском языке В 1989 году на русском языке вышел однотомник «Избранного», включивший в себя избранные стихотворения и эссе поэтессы.

Источники 1. M. Коренева. Сайт www.surbor.su/bioinfo.php?id_auth=906 2. Сайт www.poeti.biz/avtobiografiya…poetj/levertov… 3. Дубинский И.М., Дубинский И.М. (младший). Памятники знаменитым евреям. 2008. 4. Д. Левертов. Избранное. «Радуга», М. 1989. 5. Е. Левертов. Дениза Левертов. «Заметки по еврейской истории»,№3 (52), март 2005, сайт berkovich-zametki.com

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация