Кардозо, Абрахам Мигель
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
MystBot (Обсуждение | вклад) м (робот добавил: de:Abraham Miguel Cardozo) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | '''Абрахам Мигель Кардозо''' (Abraham Miguel Cardozo, {{lang-he|אברהם מיכאל קרדוזו}}) | |
- | + | (c. 1630—1706) — [[саббатианство|саббатианский]] пророк, после [[Натан из Газы|Натана из Газы]] главный теоретик саббатианства. Родился в семье [[марраны|марранов]], в города [[Селорику-де-Башту]] (совр. [[Португалия]]), изучил медицину в университете в [[Саламанка (Испания)|Саламанке]]. Его брат [[Исаак Кардозо]] стал знаменитым врачом. В [[1648]] направился в [[Венеция|Венецию]] к брату, где восстановил [[иудаизм]], приняв имя Абрахам. По рекомендации отправился к бею [[Триполи]] и приобрёл известность как врач. В [[Ливорно]] стал изучать [[каббала|каббалуy]], его учителем был [[Мосес Пинейро]]. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | '''Абрахам Мигель Кардозо''' (Abraham Miguel Cardozo, {{lang-he|אברהם מיכאל קרדוזו}}) | + | |
- | (c. | + | |
- | Когда начался подъём саббатианского движения, у него открылись пророческие видения, и он стал рассылать воззвания, в которых признавал [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] мессией. Находился в постоянной переписке с | + | Когда начался подъём саббатианского движения, у него открылись пророческие видения, и он стал рассылать воззвания, в которых признавал [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] мессией. Находился в постоянной переписке с [[Шабтай Цви|Шабтаем Цви]] и [[Натан из Газы|Натаном из Газы]]. Когда [[Шабтай Цви]] принял [[ислам]], Кардозо продолжал быть ему верен. Он считал, что эта акция была необходима пророку, чтобы справиться с грехами всего Израиля. |
- | Кардозо именовал себя также | + | Кардозо именовал себя также «Машиах бен-Эфраим», считая, что он имеет право называть себя Машиахом, так как учит об истинном понимании Б-га. По его представлению Б-г не является бесформенным началом [[Эйн-соф]], но представляет собой «Кетер Эльон» — пассивную силу, не связанную непосредственно с миром. Эманацией этой силы является Святой Отец (абба каддиша), он же Творец, Бог Израиля, общение с которым осуществимо посредством изучения Торы и выполнения заветов. По мнению Кардозо, отступничество связано с миссией Шабтая, а другие саббатианцы не должны вслед за ним принимать ислам. Тем самым он выступал против турецкой школы отступников [[дёнме]]. |
== Странствия == | == Странствия == | ||
У Кардозо появилось много сторонников и учеников, а также много врагов. [[Турин]]ский раввин [[Исаак Лумброско]] смог добиться его изгнания из [[Триполи]]. Кардозо стал странствовать от места к месту, пытаясь воодушевить людей своими пророчествами, но раввины были крайне подозрительны к нему, и он не имел особого успеха. В [[1703]] ему удалось найти в [[Каир]]е должность лекаря при паше Египта. | У Кардозо появилось много сторонников и учеников, а также много врагов. [[Турин]]ский раввин [[Исаак Лумброско]] смог добиться его изгнания из [[Триполи]]. Кардозо стал странствовать от места к месту, пытаясь воодушевить людей своими пророчествами, но раввины были крайне подозрительны к нему, и он не имел особого успеха. В [[1703]] ему удалось найти в [[Каир]]е должность лекаря при паше Египта. | ||
- | Во время странствий его постоянно изгоняли из еврейских общин по обвинениям в | + | Во время странствий его постоянно изгоняли из еврейских общин по обвинениям в антиномизме (отрицании обязательности Закона). Его также не приняли общины [[Иерусалим]]а, [[Цфат]]а, [[Яффа|Яффы]]. |
- | Несмотря на разногласия по поводу интерпретации каббалы, он пользовался большим авторитетом среди саббатианцев, он вёл активную переписку и у него были последователи в Марокко, Англии, Польше (Иехошуа Хешл Цореф, | + | Несмотря на разногласия по поводу интерпретации каббалы, он пользовался большим авторитетом среди саббатианцев, он вёл активную переписку и у него были последователи в Марокко, Англии, Польше (Иехошуа Хешл Цореф, 1633—1700) и в Израиле. Труды Кардозо запрещали печатать и сжигали. |
- | Идеи Кардозо развивали [[Хайон, Нехемия|Нехемия бен Моше Хайон]] и другие саббатианцы. | + | Идеи Кардозо развивали [[Хайон, Нехемия|Нехемия бен Моше Хайон]] и другие саббатианцы. |
В 1706 он был убит племянником в споре из-за денег. | В 1706 он был убит племянником в споре из-за денег. | ||
== Сочинения == | == Сочинения == | ||
- | Из многочисленных сочинений Кардозо сохранились только две: | + | Из многочисленных сочинений Кардозо сохранились только две: |
- | * ''Boḳer Abraham'' (Рассвет Авраама) | + | * ''Boḳer Abraham'' (Рассвет Авраама) — каббалистическое сочинение в двух томах |
- | * ''Ha-Ketab'' (Писание). | + | * ''Ha-Ketab'' (Писание). |
- | Другие сочинения Кардозо: | + | Другие сочинения Кардозо: |
- | * ''Zeh Eli''; | + | * ''Zeh Eli''; |
* ''Ḥokmato Shel Abraham Abinu'' | * ''Ḥokmato Shel Abraham Abinu'' | ||
- | * ''Sefer ha- | + | * ''Sefer ha-Ma’or'' |
* ''Or Ẓaḥ we-Meẓuḳḳaḳ'' | * ''Or Ẓaḥ we-Meẓuḳḳaḳ'' | ||
* ''Wikkuaḥ Kellali'' | * ''Wikkuaḥ Kellali'' | ||
- | * ''Sullam | + | * ''Sullam Ya’aḳob'' |
* ''Ḥereb Pipiyyot'' | * ''Ḥereb Pipiyyot'' | ||
* ''Elohe Abi'' | * ''Elohe Abi'' | ||
Строка 55: | Строка 42: | ||
== Литература == | == Литература == | ||
* [http://www.eleven.co.il/article/11974 Кардозо в Электронной еврейской энциклопедии] | * [http://www.eleven.co.il/article/11974 Кардозо в Электронной еврейской энциклопедии] | ||
- | *Heinrich Grätz, ''Gesch. der Juden,'' x.228, 229, 301; | + | * Heinrich Grätz, ''Gesch. der Juden,'' x.228, 229, 301; |
- | *Kahana, ''Eben ha- | + | * Kahana, ''Eben ha-To’im,'' pp. 53 et seq.; |
- | *Moses Gaster, ''History of Bevis Marks,'' pp. 109 et seq. | + | * Moses Gaster, ''History of Bevis Marks,'' pp. 109 et seq. |
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 64: | Строка 51: | ||
[[Категория:Умершие в 1706 году]] | [[Категория:Умершие в 1706 году]] | ||
[[Категория:Каббалисты]] | [[Категория:Каббалисты]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Еврейское мессианство]] |
[[Категория:Персоналии:Испания]] | [[Категория:Персоналии:Испания]] | ||
[[Категория:Персоналии:Италия]] | [[Категория:Персоналии:Италия]] | ||
Строка 71: | Строка 58: | ||
[[Категория:Персоналии:История еврейского народа]] | [[Категория:Персоналии:История еврейского народа]] | ||
+ | [[de:Abraham Miguel Cardozo]] | ||
[[en:Abraham Miguel Cardoso]] | [[en:Abraham Miguel Cardoso]] | ||
[[he:אברהם מיכאל קרדוזו]] | [[he:אברהם מיכאל קרדוזו]] | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 00:58, 23 сентября 2010
Абрахам Мигель Кардозо (Abraham Miguel Cardozo, ивр. אברהם מיכאל קרדוזו) (c. 1630—1706) — саббатианский пророк, после Натана из Газы главный теоретик саббатианства. Родился в семье марранов, в города Селорику-де-Башту (совр. Португалия), изучил медицину в университете в Саламанке. Его брат Исаак Кардозо стал знаменитым врачом. В 1648 направился в Венецию к брату, где восстановил иудаизм, приняв имя Абрахам. По рекомендации отправился к бею Триполи и приобрёл известность как врач. В Ливорно стал изучать каббалуy, его учителем был Мосес Пинейро.
Когда начался подъём саббатианского движения, у него открылись пророческие видения, и он стал рассылать воззвания, в которых признавал Шабтая Цви мессией. Находился в постоянной переписке с Шабтаем Цви и Натаном из Газы. Когда Шабтай Цви принял ислам, Кардозо продолжал быть ему верен. Он считал, что эта акция была необходима пророку, чтобы справиться с грехами всего Израиля.
Кардозо именовал себя также «Машиах бен-Эфраим», считая, что он имеет право называть себя Машиахом, так как учит об истинном понимании Б-га. По его представлению Б-г не является бесформенным началом Эйн-соф, но представляет собой «Кетер Эльон» — пассивную силу, не связанную непосредственно с миром. Эманацией этой силы является Святой Отец (абба каддиша), он же Творец, Бог Израиля, общение с которым осуществимо посредством изучения Торы и выполнения заветов. По мнению Кардозо, отступничество связано с миссией Шабтая, а другие саббатианцы не должны вслед за ним принимать ислам. Тем самым он выступал против турецкой школы отступников дёнме.
Содержание |
Странствия
У Кардозо появилось много сторонников и учеников, а также много врагов. Туринский раввин Исаак Лумброско смог добиться его изгнания из Триполи. Кардозо стал странствовать от места к месту, пытаясь воодушевить людей своими пророчествами, но раввины были крайне подозрительны к нему, и он не имел особого успеха. В 1703 ему удалось найти в Каире должность лекаря при паше Египта.
Во время странствий его постоянно изгоняли из еврейских общин по обвинениям в антиномизме (отрицании обязательности Закона). Его также не приняли общины Иерусалима, Цфата, Яффы.
Несмотря на разногласия по поводу интерпретации каббалы, он пользовался большим авторитетом среди саббатианцев, он вёл активную переписку и у него были последователи в Марокко, Англии, Польше (Иехошуа Хешл Цореф, 1633—1700) и в Израиле. Труды Кардозо запрещали печатать и сжигали.
Идеи Кардозо развивали Нехемия бен Моше Хайон и другие саббатианцы.
В 1706 он был убит племянником в споре из-за денег.
Сочинения
Из многочисленных сочинений Кардозо сохранились только две:
- Boḳer Abraham (Рассвет Авраама) — каббалистическое сочинение в двух томах
- Ha-Ketab (Писание).
Другие сочинения Кардозо:
- Zeh Eli;
- Ḥokmato Shel Abraham Abinu
- Sefer ha-Ma’or
- Or Ẓaḥ we-Meẓuḳḳaḳ
- Wikkuaḥ Kellali
- Sullam Ya’aḳob
- Ḥereb Pipiyyot
- Elohe Abi
- Shema'Ḳaddishah
- Ṭob Adonai la-Kol
- Derush Amen
- Ereẓ Yisrael
- Sod Ḥai 'Alamin
- Derush ha-Ketab
- Solet Neḳiyyah
- Raza de-Razin
Литература
- Кардозо в Электронной еврейской энциклопедии
- Heinrich Grätz, Gesch. der Juden, x.228, 229, 301;
- Kahana, Eben ha-To’im, pp. 53 et seq.;
- Moses Gaster, History of Bevis Marks, pp. 109 et seq.