Кантонисты

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Shirel (Обсуждение | вклад)
(Насильственное крещение)
(Перенаправление на ej:Кантонисты)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Кантонисты]]
-
|ТИП СТАТЬИ=2
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
}}
+
-
 
+
-
[[Файл:Herzl Yankl Tsam.jpg|thumb|[[Цам, Герцель Янкелевич]], кантонист, дослужился до подполковника.]]
+
-
'''Кантонисты ''' — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, которые образовали как бы особое состояние или сословие лиц, принадлежащих со дня рождения к военному ведомству и в силу своего происхождения обязанных военной службой (в [[Россия|России]]); поступавшие на службу из ''кантонов'' (особых полковых округов), существовавших для укомплектования каждого полка [[Пруссия|Пруссии]] в XVIII веке.
+
-
 
+
-
Название кантонисты относилось и к [[еврей]]ским детям-рекрутам; в еврейской истории известен именно этот его смысл.
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
В [[Россия|России]] наименование «кантонисты» впервые появилось в 1805 и сохранялось до 1856. Начало было положено ещё Петром Великим с учреждением (в 1721) гарнизонных школ при каждом гарнизоне (полку) на 50 человек солдатских детей, для обучения их грамоте и мастерствам.
+
-
Дальнейшее развитие эти школы получили в 1732; число учащихся было доведено до 4 тысяч. В школы поступали солдатские дети от 7 до 15-летнего возраста. Все они сначала обучались грамоте, а затем более способные — артиллерии и фортификации, или пению и [[музыка|музыке]], или письмоводству, или слесарному мастерству; менее способные — столярному, кузнечному, сапожному и другим ремёслам. По достижении 15 лет способнейшие оставлялись в школах ещё на 3 года для усовершенствования; остальные назначались на службу в войска. В 1758 повелено было причислить к военному ведомству и распределить по гарнизонным школам всех солдатских детей. В 1798, одновременно с учреждением в [[Петербург]]е военно-сиротского дома, гарнизонные школы были переименованы в военно-сиротские отделения, на 16 400 воспитанников.
+
-
 
+
-
В 1805 последовала их реорганизация, причём всем солдатским детям было присвоено наименование ''кантонистов''. Число их значительно увеличилось по окончании Отечественная война Отечественной войны, когда в них добровольно поступило множество мальчиков, оставшихся, после убитых в течении этой войны, без призрения. Предметы наук в военно-сиротских отделениях равнялись тогдашнему гимназическому курсу, военных же наук в них не преподавалось (В. Н. Никитин - «Многострадальные»<ref name="Nikitin"></ref>). В 1824 военно-сиротские отделения поступили в ближайшее заведование главного начальника военных поселений, графа Аракчеева,а два года спустя были преобразованы в роты, полубатальоны, дивизионы, эскадроны и батальоны военных кантонистов. Уровень даваемого образования в этих учреждениях был спущен ниже уездных училищ, а на первое место была выставлена подготовка воспитанников к солдатской службе. В течение всего царствования императора Николая I число этих учебных заведений и их воспитанников постоянно увеличивалось. Наряду с ротами и батальонами, где обучали только грамоте, мастерствам и фронту, разновременно появились специальные школы кантонистов: аудиторская, артиллерийская, инженерная, военно-медицинская, школа топографов и др.; общее количество воспитанников достигло 36 тыс., к 1857 г. существовало 52 учебных заведения военных кантонистов, по одному почти в каждом губернском городе.
+
-
 
+
-
Право преимущественного помещения в учебные заведения военных кантонистов принадлежало дворянам, чиновникам, и духовенству, однако выходцы из подобных сословиях всегда составляли самый ничтожный процент среди кантонистов. Законные и незаконные дети солдат были обязаны поступать в школы кантонистов в возрасте от 10 до 14 лет, и получать там свое образование. Обучаться же в каких бы то ни было гражданских школах и училищам им строго запрещалось. Кроме солдатских детей, в школы кантонистов, на основании постепенно издающихся постановлений, направлялись сыновья бедных жителей Финляндии и цыган, там кочевавших; польских мятежников; шляхтичей, недоказавших свое дворянство; раскольников; беспризорных детей, и малолетних евреев-рекрутов.
+
-
 
+
-
Роты, батальоны и школы могли, однако, давать воспитание едва десятой части кантонистов, так как к кантонистам причислялись сыновья солдат, не только прижитые на службе, но и по увольнении в отставку, равно незаконные сыновья солдатских жен и вдов и даже подкидыши к нижним чинам.
+
-
 
+
-
Институт кантонистов стоял в самой тесной связи с крепостным правом, одним из оснований которого служил принцип принадлежности лиц податных состояний или помещикам-дворянам, или учреждениям и ведомствам. Рекрут выходил из крепостной зависимости, но поступал со всем своим потомством в аналогичные отношения к военному ведомству. Отсюда принцип поголовной обязанности военных кантонистов поступать в войска (Вооружённые силы); отсюда же стремление военного ведомства дать всем кантонистам воспитание, соответственное интересам военной службы. Отсюда, наконец, те крайне стеснительные условия, которыми было обставлено увольнение из звания кантонистов. Правом на увольнение пользовались:
+
-
 
+
-
1) прижитые в нижнем звании их отцов законные сыновья штаб-офицеров и военных чиновников соответственных классов, а также всех офицеров и чиновников, имеющих ордена св. Владимира 4 степени;
+
-
 
+
-
2) один из сыновей обер-офицеров, по их выбору, из числа прижитых ими в нижнем звании, если у них не было сыновей, родившихся после производства;
+
-
 
+
-
3) один из сыновей нижних чинов, изувеченных на войне,
+
-
 
+
-
4) один из сыновей вдов нижних чинов, мужья которых убиты в сражениях или умерли на службе.
+
-
 
+
-
Кантонисты, закончившие курс обучения в 18 - 20-летнем возрасте, назначались на нестроевые должности военного и морского ведомств (в писари, фельдшеры, вахтеры, цейхдинеры, цейхшрейберы, и т. п.). Многих также направляли на строевую службу в войска, а некоторые становились учителями в тех учебных заведениях, которые окончили сами. За полученное образование, кантонисты-выпускники были обязаны прослужить:
+
-
 
+
-
дворяне - 3 года
+
-
 
+
-
обер-офицерские дети - 6 лет
+
-
 
+
-
духовных лиц - 8 лет
+
-
 
+
-
прочие - 25 лет (могли быть произведены в чиновники, и оставить военную службу: за отличие - через 12 лет, по выслуге лет - через 20 лет)<ref name="Nikitin"></ref>.
+
-
 
+
-
== Упразднение института кантонистов ==
+
-
 
+
-
Освобождение солдатских детей от принадлежности военному ведомству было даровано императором Александром II, в ряду других милостей, коронационным манифестом 26 августа 1856. Тогда же началось постепенное упразднение кантонистских учебных заведений. В 1858 они были преобразованы в училища военного ведомства, получившие совершенно иной характер. Училища эти в 1866 были переименованы в военно-начальные школы, а в 1868 — в военные прогимназии. Некоторое подобие кантонистских учебных заведений имели существовавшие в конце XIX — начале XX века при гвардейских полках школы солдатских детей, но это подобие чисто внешнее, так как воспитанники этих школ солдатских детей принадлежащими к военному ведомству не считались, отдавались в школы по добровольному желанию родителей и по достижении призывного возраста отбывали воинскую повинность на общем основании. Назначением этих школ было удовлетворять потребность гвардейских войск в надлежаще подготовленных писарях, музыкантах и певчих.
+
-
 
+
-
== Евреи-кантонисты ==
+
-
 
+
-
[[Евреи]] согласно указу Николая I о введении для них воинской повинности (26 августа 1827) брались в рекруты с 12 лет. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов (от общего числа всех кантонистов туда брали только 10–13%; так, в 1842 г. — 37,5 тысяч из 293 тысяч, а в 1856 г. — 37,2 тысяч из 372 тысяч), и немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы (25 лет) как евреям, так и неевреям.
+
-
 
+
-
Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год) (призыв объявлялся только на один из четырех призывных округов, т.е. каждые 4 года для каждого отдельного округа). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними <ref>Йоханан Петровский-Штерн "Евреи в русской армии: 1827-1914" </ref>.
+
-
 
+
-
Это усиливало административные и полицейские функции старшин кагала, которые избирали в вопросах рекрутчины самый легкий путь, выполняя его за счет детей, число которых нередко превышало половину общего количества сдаваемых в солдаты. Имущие и влиятельные элементы общины (от призыва освобождались семьи раввинов, купцов, приписываемых к гильдиям, и старшин кагала на время их каденции) перекладывали бремя рекрутчины главным образом на бедняков. При этом допускались всевозможные злоупотребления: в рекруты сдавали прежде всего сирот, детей вдов (порой в обход закона — единственных сыновей), бедняков, неугодных руководству общины лиц (вольнодумцев и непокорных); мальчиков 7–8 лет, которых по ложной присяге 12 свидетелей записывали 12-летними; часто таких детей зачисляли в рекруты за счет сыновей богатых семей.
+
-
 
+
-
В рекруты попадали и так называемые не‘эламим (`тайные`), то есть специально не внесенные в «ревизские сказки» для уменьшения общего числа мужчин в общине. Вскоре власти разрешили семьям заменять своего рекрута единоверцем-«охотником» (добровольцем) из того же уезда, а с 1853 г. — евреями из других общин, не имевшими местных свидетельств или паспортов. В каждой общине появились так называемые ловцы («ловчики», «хаперс», «хапуны»), которые заодно с «чужими» хватали и детей «своих» неимущих для сдачи в кантонисты (так называемых «пойманников»). Они также совершали налеты на еврейские сельскохозяйственные колонии, жители которых освобождались от призыва, и часто похищали учеников казенных еврейских училищ, не подлежавших, как и учащиеся раввинских училищ (см. Раввинские семинарии), в период учебы сдаче в рекруты.
+
-
 
+
-
== Насильственное крещение ==
+
-
 
+
-
 
+
-
Военной службе евреев власти придавали особое значение как «воспитательной» мере, направленной на искоренение в их среде «фанатизма», то есть на обращение их в христианство. Именно поэтому еврейских детей направляли в особенно суровые по режиму школы кантонистов, причем в самые отдаленные от черты оседлости губернии, а отданных в села «для прокормления» поручали рьяным хозяевам, которым вменяли в обязанность обращать подопечных. «Воспитание» начиналось еще по пути в батальон кантонистов. Начальников партии ждала награда за каждого новообращенного, и часто моральное и физическое «воздействие» офицеров, «дядек»-унтеров и конвоиров сводило около половины партии в могилу.
+
-
 
+
-
В школе кантонистов еврейским детям запрещалось переписываться с родными, говорить на родном языке и молиться, у них отбирали и сжигали тфиллин, цицит, молитвенники. Основным предметом, наряду с военной муштрой, обучением грамоте и счету, был «закон Божий». В 1843 г. правительство усилило меры по обращению кантонистов в христианство, и выкрест — профессор Петербургской духовной академии В. А. Левисон составил для этой цели специальный «Катехизис». Противившихся крещению лишали еды, сна, пороли, окунали в воду до обмороков и утраты слуха, выставляли раздетыми на мороз и т. п. Устоять могли немногие, главным образом дети старшего возраста. Уникальной была судьба Герцеля Янкелевича Цама (Цви Герца, около 1843–1915), не принявшего христианства и к концу 41-летнего пребывания в армии дослужившегося до чина капитана.
+
-
+
-
Часты были случаи самоубийства кантонистов, порождавшие легенды. Так, легенда 1840-х гг. о том, как на военном параде в Казани загнанные в Волгу для крещения кантонисты в присутствии Николая I утопились, имела в основе факт самоубийства двух кантонистов при массовом крещении в реке, описанный в балладе немецкого поэта Л. Виля (1807–82).
+
-
 
+
-
Принявшие христианство получали 25 рублей и ряд льгот, хотя первые пять лет были ограничены в получении должностей. Порой такие кантонисты привлекались к миссионерской деятельности среди упорствующих, как, например, А. Алексеев (В. Нахлас), выступавший позднее по ритуальному делу в Саратове против кровавого навета.
+
-
 
+
-
При крещении детям меняли имена и давали фамилии по имени крестного отца (Максимов, Владимиров), иерея или его прихода (Дамианский, Косминский), а имевшим ярко выраженную еврейскую внешность — фамилии, образованные от еврейских корней (Руфкин, Гершкин). Русские фамилии (Киселев, Кузнецов, Воробьев, Орлов) давали как принявшим православие, так и безродным сиротам, хотя они и оставались евреями.
+
-
 
+
-
Случалось, что кантонист, достигший 18 лет, при переводе в часть регулярной армии заявлял, что хочет вернуться в иудаизм. За это его подвергали всяческим наказаниям до тех пор, пока он не отказывался от своего заявления.
+
-
 
+
-
Многие крещеные кантонисты продолжали оставаться втайне верными иудаизму, а некоторые возвращались к нему после окончания службы. Но если об этом узнавали власти, виновный ссылался в монастырь «для исправления» или привлекался к суду. В Выборге группа бывших кантонистов (крещеных) за возвращение в иудаизм была в 1863 г. арестована и подвергнута пыткам. О смягчении их участи ходатайствовал Альянс. Известен также целый ряд судебных процессов 1870–80-х гг. по обвинению «в отпадении от православия»: дела И. Кацмана (1870), М. Айзенберга (А. Антонова, 1880), Я. Терентьева (Л. Либера, 1881) и др.
+
-
 
+
-
Среди евреев-солдат из кантонистов, как во время службы, так и после ее окончания, вел религиозно-воспитательную работу [[Хабад]].
+
-
+
-
Так как законы о кантонистах не распространялись на губернии Царства Польского, а до 1852 г. и на Бессарабию, туда бежали многие еврейские семьи из Украины, Белоруссии, Литвы. Стремясь увеличить число кантонистов-евреев, власти разрешали солдатам-евреям жениться, чтобы их сыновья автоматически приписывались к военному ведомству.
+
-
 
+
-
С этой же целью с 1837 г. дети евреев-ссыльнопоселенцев, а с 1847 г. и каторжан, зачислялись в кантонисты. В 1838 г. было разрешено евреям-мастеровым, сдавшим детей в кантонисты, жить в столице, а в 1843 г. при выселении евреев из округов военных поселений в Киевской и Подольской губернии по решению Николая I оставили там лишь те семьи, из которых сыновья до 15 лет были взяты в кантонисты. Во время Крымской войны (1853–56) набор среди евреев проводился дважды в год, и брали по 30 рекрутов с одной тысячи лиц мужского пола. По данным отчетов военного министерства за 1843–54 гг., «малолетних рекрутов от евреев принято»:
+
-
 
+
-
год чел. год чел.
+
-
1843 1490 1849 2612
+
-
1844 1428 1850 2445
+
-
1845 1476 1851 3674
+
-
1846 1332 1852 3351
+
-
1847 1527 1853 3904
+
-
1848 2265 1854 3611
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Всего за 11 лет — 29 115 кантонистов. Можно предположить, что с 1827-го по 1856 г. их было свыше 50 тысяч.
+
-
 
+
-
Коронационным манифестом императора Александра II 26 августа 1856 г. институт кантонистов был упразднен. Солдаты из евреев и кантонисты до 20 лет возвращались семьям, а принявшие христианство — отдавались под опеку новых единоверцев. Отслужившие полный срок солдаты из кантонистов (как и все «николаевские солдаты») и их потомки получали право жить на всей территории Российской империи, то есть вне черты оседлости.
+
-
 
+
-
Трагическая судьба малолетних рекрутов оставила глубокий след в еврейском фольклоре. В народных песнях, легендах, пословицах, наряду со страданиями и стойкостью детей, отразилась ненависть к заправилам кагала. Жизни кантонистов посвящены многие воспоминания и произведения художественной литературы:
+
-
 
+
-
На идиш: И. Б. Левинзон «Ди хефкер-велт» («Мир произвола», издание 1888; дополнительное издание — 1904).[[ Менделе Мохер Сфарим]] «Дос винчфингерл» («Заветное кольцо», 1888; в переработке на иврите — «Бе-‘эмек hа-баха» — «В долине плача», 1897–98).
+
-
 
+
-
На иврите: И. Л.(Иехуда-Лейб) Гордон «hа-‘ацамот hа-евешот» («Сухие кости»); Иехуда Штейнберг «Ба-ямим hа-хем» («В те дни», 1906); Яаков Кахан «hа-хатуфим» («Пойманники»).
+
-
 
+
-
На русском языке: А. Герцен «Былое и думы», часть 2, глава 13 (первая публикация под названием «Тюрьма и ссылка», 1854); Н. Лесков «Владычный суд» (1877); В. Никитин (был кантонистом) «Многострадальные» (1871), «Воспоминания» (1906); [[Богров, Григорий Исаакович|Г.И. Богров]] «Записки еврея» (1871); П. Левинсон «Заколдованный» (1884); [[Бен-амми, Мордехай|М. Бен-'Амми]] «Бен-юхид» (1884); С. Григорьев «Берко-кантонист» (1927); Н. Лещинский «Старый кантонист» (1931).
+
-
 
+
-
 
+
-
Среди потомков кантонистов были И. Трумпельдор,[[Свердлов, Яков Михайлович|Я. Свердлов]], [[Крейзер, Яков Григорьевич|Я. Крейзер]],[[ Сельвинский, Илья Львович|И. Сельвинский]],
+
-
[[ Зильбер, Лев Александрович|Л. Зильбер]], [[Каверин, Вениамин Александрович|В. Каверин]] и другие; на свое происхождение от кантонистов из евреев указывали академик А. А. Григорьев, гравер И. Н. Павлов, теоретик искусства Н. Ф. Чужак (Насимович), поэт Л. Н. Мартынов (мать — Збарская) и др.
+
-
{{ЭСБЕ}}
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания|refs=
+
-
<ref name="Nikitin">В. Н. Никитин [http://az.lib.ru/img/n/nikitin_w_n/text_0010/index.shtml «Многострадальные»] (повесть бывшего кантониста), журнал «Отечественные Записки», 1871.</ref>
+
-
}}
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|11955|Кантонисты}}
+
-
* В. Н. Никитин [http://az.lib.ru/img/n/nikitin_w_n/text_0010/index.shtml «Многострадальные»] (повесть бывшего кантониста), журнал «Отечественные Записки», 1871.
+
-
* Йоханан Петровский-Штерн «Евреи в русской армии: 1827—1914»
+
-
* Э. Шкурко. [http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Kantonst.htm Еврейские мальчики в солдатских шинелях, или «жизнь за царя»].
+
-
* Статья [http://www.eleven.co.il/article/11955 «Кантонисты»] из Электронной еврейской энциклопедии.
+
-
* В. В. Энгель. Курс лекций по истории евреев в России, тема 6 [http://jhistory.nfurman.com/russ/russ001-6.htm «Политика самодержавия в отношении евреев во второй четверти XIX века»].
+
-
* А. И. Солженицын. Двести лет вместе, ч. 1 «В дореволюционной России», гл. 3 [http://dlv.h1.ru/200_32.htm «При Николае I»].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11955|КАНТОНИСТЫ}}
+
-
+
-
 
+
-
[[Категория:История евреев России/Украины]]
+

Текущая версия на 21:40, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Кантонисты
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация