Иудейская война (книга)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Вторжение римлян)
(Перенаправление на ej:Иудейская война (книга))
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Иудейская война (книга)]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
 
+
-
'''«Иудейская война»''' ('''История иудейской войны'''; {{lang-el|Φλαυίου Ἰωσήπου ἱστορία Ἰουδαϊκοῦ πολέμου πρὸς Ῥωμαίους βιβλία}}) — восстание Иудеи против Рима в 66–73 гг. н. э. Также название одноименной книги, состоящей из девяти томов, книга иудейского историка [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], его первое сочинение, написанное на греческом языке.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Антиримская составляющая восстания ==
+
-
 
+
-
Установление непосредственной власти Рима над Иудеей (6 г. н. э.) повлекло за собой ряд конфликтов религиозного, социального и национального характера.
+
-
 
+
-
Власть языческой державы над Израилем, единственным повелителем которого является Бог, воспринималась как оскорбление иудейской религии, что усиливало мессианские чаяния и вело к политическому брожению.
+
-
 
+
-
В глазах многих евреев Рим стал символом сатанинской власти. Антиримские настроения особенно усилились после натолкнувшейся на ожесточенное сопротивление попытки Калигулы ввести в Иудее культ римского императора, а также из-за некоторых особенностей управления, вводимого Римом в провинциях.
+
-
 
+
-
Так, в частности, пребывание в Иерусалиме римской когорты и надзор над Храмом и храмовой службой вели к постоянным трениям между администрацией и местным населением. Раздражение вызывали высокие налоги и пошлины.
+
-
 
+
-
Особое недовольство евреев вызывало выдвижение греческого и эллинизированного сирийского населения страны, которое, став опорой римского владычества в Иудее, превратилось в своего рода высшее сословие, занимавшее административные посты и рекрутировавшееся в гарнизон провинции.
+
-
 
+
-
Наиболее острым был конфликт между евреями и языческим населением в эллинистических городах Иудеи — Себастии ([[Самария]]) и [[Кесария|Кесарии]].
+
-
 
+
-
== Лидеры ==
+
-
 
+
-
Зачинателями активного сопротивления римскому владычеству, по словам [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], были Иехуда из Гамлы и фарисей по имени Цадок, которые, возведя политическую свободу Израиля в религиозную заповедь, призывали массы к открытому неповиновению римлянам; так возникло движение [[Зелоты|зелотов]], развившееся из радикального крыла [[Фарисеи|фарисеев]] и ставшее движущей силой антиримского восстания.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Причины и ход восстания ==
+
-
 
+
-
Непосредственным поводом к восстанию послужило ограбление храмовой сокровищницы прокуратором Флором.
+
-
 
+
-
В наказание за последовавшие за ограблением волнения Флор, явившись в Иерусалим (месяц [[Ияр|ияр]], 66 г.), отдал часть Иерусалима на разграбление своему войску и распял или предал бичеванию многих жителей города.
+
-
 
+
-
Вслед за этим Флор потребовал, чтобы жители Иерусалима, в доказательство своей верноподданности, вышли встречать две когорты, прибывшие из столицы провинции, Кесарии.
+
-
 
+
-
Однако солдаты не ответили на приветствия, и когда народ начал роптать и осыпать их бранью, напали на жителей и, учинив резню, стали теснить их к городу.
+
-
 
+
-
В результате последовавшего затем кровопролитного столкновения между жителями Иерусалима и солдатами Флора последний предпочел покинуть город, оставив там одну из когорт и возложив ответственность за восстановление порядка на городские власти.
+
-
 
+
-
Царь [[Агриппа II Марк-Юлий|Агриппа II]], узнав о волнениях, прибыл в Иерусалим и безуспешно пытался склонить народ к повиновению.
+
-
 
+
-
По предложению Элазара, сына первосвященника Ханании, было отменено ежедневное жертвоприношение за здравие императора — шаг, равнозначный официальному объявлению войны.
+
-
 
+
-
Противники восстания обратились к Агриппе и с помощью присланных им три тысячи всадников захватили Верхний город Иерусалима, однако вскоре были выбиты из города повстанцами, которые в отместку сторонникам мирной партии подожгли дворцы первосвященника Ханании и сестры Агриппы, [[Береника|Береники]]. Спустя несколько дней ([[Ав|ав]], 66 г.) повстанцы овладели крепостью [[Антония]].
+
-
 
+
-
Воины Агриппы, удерживавшие Верхний дворец [[Ирод I Великий|Ирода]], сдали его повстанцам, а солдаты Флора укрылись в трех башнях цитадели. Остальные части цитадели повстанцы сожгли, нашли укрывавшегося от них первосвященника Хананию и убили его.
+
-
 
+
-
Римская часть, осажденная в башнях, капитулировала на условии свободного выхода из города, однако, когда солдаты сложили оружие, повстанцы напали на них и учинили резню.
+
-
 
+
-
Одновременно с этим в городах со смешанным населением начались кровопролитные столкновения; там, где эллинистическое население преобладало, в частности в Кесарии и Скитополисе ([[Бет-Шеан]]), было вырезано все еврейское население; в городах, где численно преобладали евреи, вырезано было эллинистическое население.
+
-
 
+
-
Эти события заставили вмешаться наместника Сирии Цестия Галла, который, двинувшись во главе значительных сил из [[Антиохия|Антиохии]], прошел через [[Акко]], Кесарию, [[Лод]] и [[Бет-Хорон]] и разбил лагерь приблизительно в 15 км от Иерусалима.
+
-
 
+
-
Отбив нападение повстанцев, Цестий подошел к Иерусалиму и сжег одно из его предместий, однако его попытка овладеть [[Храмовая Гора|Храмовой горой]] оказалась неудачной.
+
-
 
+
-
Придя к заключению, что находящиеся в его распоряжении силы недостаточны для овладения столь мощной крепостью, Цестий отступил. На обратном пути возле Бет-Хорона римское войско было окружено повстанцами и с большими потерями, бросив обозы, спаслось бегством.
+
-
 
+
-
=== Руководители ===
+
-
 
+
-
Эта победа вызвала прилив энтузиазма во всем народе, вселив надежду на возможное избавление от римской власти.
+
-
 
+
-
Повстанцы, во главе которых теперь стояли представители аристократии, высшее жречество и законоучители, стали готовиться к отражению неизбежного вторжения в страну римского экспедиционного корпуса.
+
-
 
+
-
Командование силами повстанцев в Иерусалиме было поручено сторонникам умеренной политики Иосефу бен Гориону и первосвященнику Ханану; в [[Эдом]] были посланы два командира из первосвященнических семей; оборона Галилеи, которая должна была первой подвергнуться вторжению римлян, была поручена Иосефу бен Маттитьяху (впоследствии [[Иосиф Флавий|Иосиф Флавий]]).
+
-
 
+
-
По его собственному рассказу, он укрепил основные города области — [[Циппори]], [[Тверия|Тверию]], [[Гуш-Халав]], Тарихею, [[Иодфат]], Гамлу и гору [[Тавор]] — и сформировал войско в сто тысяч человек. В ходе подготовки к обороне Иосиф Флавий вступил в конфликт с жителями Галилеи, руководителем которых был [[Иоханан Гисхальский]] (из Гуш-Халава).
+
-
 
+
-
=== Вторжение римлян ===
+
-
 
+
-
Весной 67 г. [[Веспасиан, Тит Флавий|Веспасиан]], на которого император Нерон возложил задачу подавить восстание, вышел с 60-тысячным войском из Акко и вторгся в Галилею.
+
-
 
+
-
Попытка Флавия остановить продвижение римлян окончилась неудачей; большинство его воинов бежало, а он сам с частью своих сил укрылся в Иодфате.
+
-
 
+
-
Несмотря на отчаянное сопротивление, город был взят римлянами ([[Таммуз|таммуз]], 67 г.) после сорокадневной осады и разрушен до основания.
+
-
 
+
-
Защитники города и большинство жителей погибли, однако Иосиф Флавий предпочел сохранить жизнь и сдаться римлянам. После падения Иодфата [[Тверия|Тверия]] открыла ворота перед римлянами, и вскоре вся Галилея перешла в руки Веспасиана.
+
-
 
+
-
=== Раскол в среде повстанцев ===
+
-
 
+
-
Потеря Галилеи, а также Яффы, служившей военно-морской базой Иудеи, вызвала брожение в рядах повстанцев, обвинявших в провале центральное руководство народа.
+
-
 
+
-
Кровавые столкновения зимой 68/69 г. в Иерусалиме, куда стекались наиболее радикально настроенные элементы, закончились уничтожением умеренно настроенных руководителей; власть в городе захватили лидеры радикального толка, наиболее крайним из которых был Иоханан Гисхальский, поведший непримиримую борьбу со всеми, кого подозревали в склонности к компромиссу с римлянами. Аристократия Иерусалима попыталась освободить город от диктатуры радикалов.
+
-
 
+
-
Подстрекаемые Хананом бен Хананом иерусалимцы осадили зелотов на Храмовой горе, и те, будучи в меньшинстве, призвали на помощь идумеев под предлогом, что противная сторона готовит измену.
+
-
 
+
-
Значительные силы идумеев прибыли в Иерусалим и вместе с зелотами учинили в городе резню, в которой погибли вожди аристократической партии и многие горожане. После того, как волна убийств и грабежей спала, идумеи, убедившись, что были обмануты зелотами, покинули Иерусалим, который находился теперь в безраздельной власти зелотов во главе с Иохананом Гисхальским.
+
-
 
+
-
Веспасиан, решив выждать, пока силы восставших истощатся в междоусобной борьбе, отложил осаду Иерусалима на некоторое время, а между тем послал легион в [[Заиорданье]].
+
-
 
+
-
Весной 68 г. он захватил [[Антипатрида|Антипатриду]], [[Лод]] и [[Явне]] и двинулся в Эдом. Затем, повернув на север и пройдя через Самарию, достиг [[Иерихон|Иерихона]]. Тем временем стало известно о смерти Нерона (9 июня 68 г.); Веспасиан вернулся в Кесарию и стал ожидать развития событий.
+
-
 
+
-
Однако новая волна беспорядков в усмиренной было Иудее заставила его действовать: в Иудее появился [[Бар-Гиора Шимон|Шимон Бар-Гиора]], который во главе значительного войска двигался на юг страны. На этот раз Веспасиан установил контроль над всей страной; в руках повстанцев оставались лишь Иерусалим, крепость [[Масада]] и небольшая часть Заиорданья.
+
-
 
+
-
Тем временем в Иерусалиме произошли перемены: стремясь избавиться от террора Иоханана Гисхальского, жители призвали Шимона Бар-Гиору, который вошел в Иерусалим в месяце нисан 69 г. Шимону, однако, не удалось сломить сопротивление Иоханана, и междоусобная война в Иерусалиме возобновилась с новой силой.
+
-
 
+
-
Вскоре к двум враждующим группировкам в Иерусалиме прибавилась третья — Элазара бен Шимона. Борьба между ними не прекращалась и была столь ожесточенной, что они, не колеблясь, уничтожали запасы продовольствия в городе, лишь бы повредить друг другу.
+
-
 
+
-
== Захват Иерусалима и разрушение Храма ==
+
-
 
+
-
В начале месяца нисан 70 г. сын Веспасиана, который тем временем был провозглашен императором и оставил Иудею, [[Тит, Флавий Веспасиан|Тит]], во главе четырех легионов подошел к стенам Иерусалима.
+
-
 
+
-
Междоусобия в городе не только не прекратились, но, напротив, еще более усилились после резни, учиненной людьми Иоханана, в результате которой была уничтожена группировка Элазара.
+
-
 
+
-
Лишь после первой атаки римлян на северную стену города Иоханан и Шимон пришли к соглашению о совместных действиях.
+
-
 
+
-
Спустя пятнадцать дней (17 таммуза) римляне овладели первой городской стеной, а еще через несколько дней — второй стеной, несмотря на героическое сопротивление осажденных. Вылазки повстанцев мешали осадным работам римлян, и Тит решил усилить блокаду города, окружив его валом и полностью прервав всякую связь осажденных с внешним миром.
+
-
 
+
-
Голод свирепствовал в Иерусалиме и подрывал силы его защитников.
+
-
 
+
-
Удары тарана наконец обрушили третью стену, однако повстанцы успели воздвигнуть за ней еще одну, так что штурм был весьма труден. Однако со второй попытки римлянам удалось овладеть Антонией и достичь наружной стены Храмовой горы.
+
-
 
+
-
После шедших с переменным успехом сражений в районе Антонии и безуспешных попыток римлян обрушить стену Храмовой горы, по приказу Тита были подожжены храмовые ворота и так был открыт путь в двор Храма.
+
-
 
+
-
Однако повстанцы продолжали сопротивление, не допуская римлян в Храм и совершая оттуда отчаянные вылазки. По-видимому, по приказанию Тита (хотя Иосиф Флавий доказывает, что случайно) Храм был подожжен и сгорел дотла вместе с его защитниками (10 ава; согласно талмудической традиции — 9 ава; Таан. 4:1).
+
-
 
+
-
Иоханан и Шимон сосредоточили оставшиеся силы в Верхнем городе, однако уже не могли оказать серьезного сопротивления противнику: стена была разрушена, римляне ворвались в Верхний город (7 [[Элул|элула]]) и на следующий день сожгли его.
+
-
 
+
-
Иерусалим был захвачен после пятимесячной осады, жители были частью убиты, частью проданы в рабство, а город разрушен до основания. Лишь три башни цитадели были оставлены как свидетельство былой мощи Иерусалимских укреплений.
+
-
 
+
-
На руинах города был расквартирован Десятый легион, на который была возложена гарнизонная служба. В ознаменование победы Веспасиану и двум его сыновьям в Риме был устроен триумф, на котором в качестве трофеев несли священную утварь Иерусалимского храма. После триумфа Шимон Бар-Гиора был казнен, а Иоханан Гисхальский заточен до конца его дней.
+
-
 
+
-
Однако восстание не было подавлено окончательно после взятия Иерусалима: в руках повстанцев еще оставалось несколько укрепленных пунктов, среди них [[Геродион]] и Масада, которая в скором времени осталась последним очагом восстания в Иудее.
+
-
 
+
-
Обороной Масады руководил [[Элазар Бен Яир|Элазар бен Яир]].
+
-
 
+
-
В крепости сосредоточилось несколько сот бойцов с семьями, так что общее число осажденных достигло около тысячи человек. Когда защитники Масады поняли, что их положение безнадежно, они по совету Элазара убили своих жен и детей, а затем друг друга.
+
-
 
+
-
Крепость перешла в руки римлян в Песах 73 г., и этим событием закончилась история великого антиримского восстания. (См. также [[Иерусалим]].)
+
-
 
+
-
== Книга ==
+
-
 
+
-
Книга представляет собой описание разрушения [[Иерусалим]]а и [[Иудейские войны|войны римлян с иудеями]], которому предпослан краткий очерк событий, предшествовавших войне — от взятия Иерусалима [[Антиох IV Епифан|Антиохом IV Епифаном]] до отступления от Иерусалима правителя римской [[Сирия|Сирии]] [[Цестий Галл|Цестия Галла]] и разгрома его войск иудеями. Эта победа повлекла за собой восстание иудеев против римской власти, которое и стало предметом повествования в последних пяти книгах.Автор этой книги был свидетелем и участником описанных событий.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Источник ==
+
-
* ''[[Иосиф Флавий]]''. [http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/index.html Иудейская война"] / перевод Я. Л. Чертка 1900 г., с введением и примечанием переводчика.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
 
+
-
* ''[[Иосиф Флавий]]''. [http://toldot.ru/tora/library/evrejskaja-istorija/iudejskaja-vojna/#LINKTOSTR01 Иудейская война"]
+
-
* ''[[Иосиф Флавий]]''. [http://jewish-library.ru/flaviy/iudeyskaya_voyna/ Иудейская война"]
+
-
 
+
-
{{rq|img|refless|stub}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Книги по еврейской истории]]
+
-
[[Категория:Эпоха Второго Храма]]
+
-
[[Категория:Персоналии:История Израиля]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
{{checked}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Иудейская война (книга)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация