Иудаизм и его отношение к браку

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м («Связанные» женщины: викификация)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Иудаизм и его отношение к браку]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  = 1
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
 
+
-
{{Иудаизм}}
+
-
 
+
-
'''[[Иудаизм]]''' издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.<ref>Babylonian Talmud - Yebamoth 62b.</ref>
+
-
 
+
-
==Предложение ({{lang-he|שִידוּך}}, ''шидух'')==
+
-
 
+
-
По [[Галаха|еврейским законам]], понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины о вступлении в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён.<ref>''The Principles of Jewish Law'', Ed Menachem Elon, ISBN 0-7065-1415-7, p 353.</ref> Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких либо обязательств.
+
-
 
+
-
По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный [[шадхан (сват)]]. Сам процесс от этого получил название ''шидух''. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от [[приданое|приданого]]. Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности.
+
-
 
+
-
[[Раввин]], как лицо, пользующееся особым доверием, иногда выступает в качестве посредника. Несмотря на то, что приготовления к свадьбе касаются в первую очередь родителей, их дети могут вступить в брак независимо от их согласия, свадьба не может быть отменена в результате протеста родителей одного из супругов.
+
-
 
+
-
Сегодня, в некоторых ортодоксальных кругах, многие молодые люди находят своих партнёров без участия родителей. И даже в том случае, если родители сводят своих детей, чаще всего дело не доходит даже до помолвки. Тем не менее, родители пары до сих пор вовлекаются в организацию свадеб.
+
-
 
+
-
==Обручение и свадьба (''erusin'' and ''nissu'in'')==
+
-
 
+
-
По древнееврейским законам [[свадьба]] состояла из двух основных этапов:
+
-
*Erusin - церемонии [[обручение|обручени]]я;
+
-
*Nissu'in – церемонии вступления в [[брак]].
+
-
После обручения менялся статус невесты: она становилась запрещённой всем мужчинам на свете, включая своего жениха. Разрешённой своему мужу она становилась только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя [[Талмуд]]у), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом. На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания. Начиная со времён [[средневековье|средневековья]], оба этапа были совмещены и стали проводятся как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.
+
-
 
+
-
Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:
+
-
*С помощью передачи мужем или его доверенным лицом невесте или её доверенному лицу денег (''kesef'') или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
+
-
*С помощью контракта (''shtar'') в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление о erusin (см. выше);
+
-
*Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами  и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа.
+
-
 
+
-
Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием  ''kesef'' – передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо.
+
-
После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Необходимо присутствие как минимум двух свидетелей. Функция [[раввин]]а при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары. К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.
+
-
 
+
-
== Супружество ==
+
-
=== Семейная гармония ===
+
-
 
+
-
Семейная гармония ({{lang-he|שלוֹם בַּיִת}} ''шалом байт'') является древней еврейской традицией.
+
-
 
+
-
=== Сексуальные отношения ===
+
-
 
+
-
Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем "''она''".<ref>[http://www.jewfaq.org/sex.htm Judaism 101: Kosher Sex<!-- Bot generated title -->]</ref>
+
-
 
+
-
=== «Семейная чистота» ===
+
-
 
+
-
Законы о "семейной чистоте" (тohoрат haмишпаха) считаются важной частью брачной жизни. Требуется соблюдение деталей [[Нида (ритуальный статус)|менструальных законов]]. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.
+
-
 
+
-
== Возраст вступления в брак ==
+
-
 
+
-
В современном иудаизме допускается брак начиная с 16 лет.
+
-
 
+
-
При этом считается,что не следует сильно откладывать вступление в брак до более позднего возраста. Вчастности, Талмуд считает, что каждый, кто ещё не был женат по достижению двадцати лет, будет жить неправильно.<ref>''Sanhedrin'' 76b</ref><ref>''Kiddushin'' 29b</ref><ref>''Jewish Encyclopedia'', ''Marriage Laws''</ref>. Лишь в отдельных исключительных случаях поглощенность изучением еврейского закона признавалось легитимной причиной оставаться холостым.<ref>''Yebamot'' 63b</ref>.
+
-
 
+
-
В период средневековья и в античности (в эпоху Талмуда) браки разрешались в более раннем возрасте; однако даже тогда вступление в ранний брак не означало начала интимных отношений, но было социальной формой заключения брачного контракта. Подробнее см. [[Замужество в детском возрасте в Талмуде]]
+
-
 
+
-
== Запрет на насильственное вступление (или не-вступление) в брак ==
+
-
 
+
-
В Торе описывается, что когда слуга Авраама (Элиэзер) пришел сватать Ривку за Ицхака, то ее родители и родственники, хотя и выразили свое согласие на брак, должны были спросить саму Ривку, согласна ли она выходить замуж (Быт. 24:58). Основываясь на этом, еврейский закон устанавливает, что родители не имеют права выдавать своих детей замуж или женить без их согласия. Хотя  принцип уважения к родителям является в иудаизме очень важным, он, тем не менее, не распространяется на личные дела детей, в частности, на то, как они женятся и выходят замуж.
+
-
 
+
-
В Талмуде рассказывается история, (которая считается классической в иудаизме), о том, как будущий [[рабби Акива]] в молодости был пастухом и за него хотела выйти замуж дочь его хозяина. Отец девушки категорически возражал против этого брака, лишил ее наследства и содержания и пытался всячески воспрепятствовать браку. Однако дочь не послушала его, вышла замуж за Акиву и в дальнейшем послала его учиться, тем самым воспитав из него выдающегося лидера еврейского народа. Эта история, известная каждому получающему классическое воспитание еврейскому ребенку, закрепляет право молодых людей самим принимать решение о собственном браке.
+
-
 
+
-
== Межнациональные браки ==
+
-
 
+
-
Следуя результатам национального еврейского опроса населения 2000-01, 47% браков с участием евреев в США в 1996-2001гг. были зарегистрированы с нееврейскими партнёрами. Количество межнациональных браков увеличилось и в других странах. Еврейские лидеры различных течений иудаизма согласны с тем, что возможная [[ассимиляция]] это кризис, но в тоже время их мнение о межнациональных браках различно:
+
-
*Все ответвления [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]] отвергают законность и легализацию межнациональных браков;
+
-
*Сторонники [[консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]] не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
+
-
*[[реформистский иудаизм|Реформистский]] и [[иудаизм реконструктивистский|реконструктивистский иудаизм]] предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Они не запрещают межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие из которых стараются получить согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.
+
-
 
+
-
Также существуют различные мнения на счёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать  евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают евреем того, чья мать не была еврейкой.
+
-
 
+
-
== Браки в Израиле ==
+
-
 
+
-
{{main|Законы о браке в Израиле}}
+
-
 
+
-
== Развод ==
+
-
 
+
-
[[Галаха]] (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «[[гет]]». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. Иудаизм с 12 века признаёт право оскорблённой (физически или психологически) жены на развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил, хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.
+
-
 
+
-
Консервативный иудаизм следует hалахе, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ктубы на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод  достаточным. Тем не менее, некоторые  реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.
+
-
 
+
-
Консервативный и ортодоксальный иудаизм не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть полноценно разведены по мнению реформистских евреев, но до сих пор быть женатыми по законам общины консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы и разводы.
+
-
 
+
-
=== «Связанные» женщины ===
+
-
 
+
-
По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится ''[[агуна]]'' (“связанной”) и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем. В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется ''Mesarev Get'' (отказавшийся от развода).
+
-
 
+
-
Консервативные и ортодоксальные общины пытаются предотвратить возможность того, что женщина не получит развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и гражданские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного всеобъемлющего легального решения проблемы жены, потерявшей мужа.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{ЭЕЭ|10722|Брак}}
+
-
== Примечания ==
+
-
 
+
-
{{Reflist}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Семья]]
+
-
[[Категория:Еврейская свадьба]]
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Иудаизм и его отношение к браку
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация