|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:История еврейского народа от разрушения Храма до арабских завоеваний (II - VII века)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Л.Гроервейдл
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=13/10/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | Этот период в источниках по еврейской истории часто называют периодом [[Мишна|Мишны]] и [[Талмуд|Талмуда]].
| + | |
- | | + | |
- | : '''''Укрепление еврейских общин, развитие духовной жизни народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического литературного корпуса, определяющего мировоззренческие установки каждого еврея.''''' | + | |
- | | + | |
- | Возникшие в Старом Свете большие империи (Римская, Парфянская, Кушанская) в этот период пришли к идее '''государственной религии''' и идеологического контроля над всеми своими подданными.
| + | |
- | | + | |
- | Приняв христианство, Римская империя принялась искоренять все другие культы на своей территории. Один из наиболее сильных ударов пришёлся по евреям. Под влиянием христианского духовенства принимались законы, ущемлявшие права евреев и дававшие возможность христианам преследовать их. Происходило государственное давление на евреев с целью заставить их креститься.
| + | |
- | | + | |
- | Целые общины были разрушены в результате этой политики - часть их членов крестилась, часть эмигрировала, часть была уничтожена.
| + | |
- | | + | |
- | Похожую политику проводила Парфянская империя, где государственной религией был '''зороастризм'''.
| + | |
- | | + | |
- | Происходившее в IV - VI вв. Великое переселение народов, то есть нашествие варваров на цивилизованные государства, привело к массовой гибели евреев. Те из варваров, которым удалось захватить власть и создать свои государства, зачастую заключали союз с церковниками и начинали притеснять евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В конце рассматриваемого периода многие новообразованные государства, поднявшиеся в условиях упадка старых империй, стали убежищами для евреев. Некоторые из них в качестве государственной религии выбрали иудаизм.
| + | |
- | | + | |
- | == В Стране Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История древнего Израиля и Иудеи}}
| + | |
- | | + | |
- | === От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70—138 гг.) ===
| + | |
- | Политика Римской империи, направленная на внедрение в сознание порабощённых народов представления об исключительной, «божественной» власти императора, а также поощряемое римскими наместниками укрепление позиции других народов в Земле Израиля привели к многочисленным восстаниям еврейского народа против Рима ([[Иудейские войны]], I—II вв. н. э.). В результате [[Второй Храм]] был разрушен (70) и большое число евреев было изгнано из Иудеи, пополнив еврейские общины диаспоры. После жестокого разгрома последнего восстания евреев под предводительством [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] (132—135 гг.) еврейскому присутствию в Иерусалиме и Иудее вообще был положен конец, древняя Александрийская община была уничтожена. Тогда же появился введённый римлянами термин «[[Палестина]]», который должен был стереть память о еврейском присутствии в [[Земля Израиля|Земле Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | === В период написания Иерусалимского Талмуда (200—425 гг.) ===
| + | |
- | | + | |
- | Национальная трагедия побудила еврейский мир внутренне перестроиться. Деятельность еврейского центра в [[Явне]], а позднее деятельность рабби [[Иеhуда hа-Наси|Иеhуды hа-Наси]] привели к тому, что еврейское руководство учредило автономную судебную и образовательную систему, в надежде на то, что рано или поздно возникнут условия для возрождения еврейского государства в Земле Израиля. Этот процесс отражён в [[Мишна|Мишне]] и созданных на её основе [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимском]] и [[Вавилонский Талмуд|Вавилонском Талмуде]]. Таким образом, еврейские общины разрабатывали формы духовной жизни, направленные на сохранение национальной неповторимости в отсутствие собственного государства.
| + | |
- | | + | |
- | В позднеримский период, перешедший в византийский, к прежним формам угнетения добавился религиозный гнёт со стороны христиан.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейская община в союзе с самаритянами противостояла византийской власти, пользуясь противостоянием Восточной Римской (Византийской) империи и Ирана. Однако ряд мелких восстаний и крупное - в начале VII века - были подавлены. Византийцы устроили массовый террор, от которого евреи массово бежали из Страны Израиля.
| + | |
- | {{main|История Страны Израиля в Средние Века}}
| + | |
- | | + | |
- | == За пределами Страны Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.}}
| + | |
- | | + | |
- | Большая часть эмигрантов поселилась в сопредельных странах. Особенно привлекательной для поселения была [[Вавилония]], не подвластная Риму и населённая евреями ещё с VII века до н.э. Однако поток еврейских переселенцев доходил до самых дальних частей Римской империи и других государств.
| + | |
- | | + | |
- | Пополнялись еврейские общины Закавказья, Ирана и средней Азии, Малой Азии, Северной Африки, Аравии, стран восточной и западной Европы и возникали новые. Еврейские торговцы осваивали новые торговые пути в страны, присоединённые к империям. В этот период появились еврейские общины в Китае и Индии (новые, не знавшие о существовании Бней-Исраэль в Махараштре, племён африди в западной Индии и Бней-Менаше в Манипуре).
| + | |
- | | + | |
- | Отношение властей разных империй к евреям колебалось от благожелательного и покровительственного до религиозных репрессий и насилия. В Восточной Римской империи (Византии) неоднократно происходили восстания еврейских общин. После подавления таких восстаний евреи были полностью перебиты в Египте и Ливии, изгнаны с Кипра и т.д.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10910&query=ВИЗАНТИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Византия"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские общины за пределами Страны Израиля сильно пострадали при вторжениях варваров в IV - VI веках, но большинство из них смогли восстановиться.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих странах часть населения принимала иудаизм как альтернативу отжившим языческим культам. К концу периода в некоторых новых государствах Старого Света иудаизм стал государственной религией.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | * [http://www.lechaim.ru/ Журнал "Лехаим"]
| + | |
- | * [http://www.bukharianjews.com/ Bukharan Jewish Global Portal]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
| + | |
- | * Encyclopaedia Judaica Edition 2 Published by Macmillan Reference USA 2007 Dartmouth Medal winner
| + | |
- | * Mandl, Benedikt, “A Jewish History of Austria”
| + | |
- | * Zaidner, Michael. Jewish Travel Guide 2000. Intl Specialized Book Service, 2000
| + | |
- | * {{книга|автор = A. T. Kraabel|часть = |заглавие = |оригинал = Ancient synagogues: historical analysis and archaeological discovery (The diaspora synagogue: archaeological and epigraphic evidence since Sukenik)|ссылка = |ответственный = Dan Urman и Paul V. M. Flesher|издание = |место = New York|издательство = Brill|год = 1994|том = |страницы = 112–115|страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Древняя история евреев]]
| + | |
- | [[Категория:Период Мишны и Талмуда]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |