История еврейского народа в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(За пределами Страны Израиля)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  = 8.05.2010
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Начало_работы}}
+
-
 
+
-
: '''''Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.'''''
+
-
[[Файл:Jude-1568.png|250px|right|thumb|Евреи на немецкой гравюре XVI века из книги "Eygentliche Beschreibung aller Stände auff Erden, hoher und nidriger, geistlicher und weltlicher, aller Künsten, Handwercken und Händeln ...", Jost Amman und Hans Sachs /Frankfurt am Main / 1568; изображение в Википедии взято с сайта www.digitalis.uni-koeln.de]]
+
-
Переход от средневековья к Новому времени был ознаменован вспышкой религиозных войн во всём мире, обострением фанатизма и усилением репрессий против евреев, вплоть до геноцида.
+
-
 
+
-
Но экономическая необходимость заставляла правителей разных стран искать средства везде. Правители европейских государств стремились отобрать церковные владения и ослабить политическое влияние церкви, что ослабляло их поддержку антиеврейских акций церковников. Усиление центральной власти и стремление подчинить себе города ссорило королей с горожанами - конкурентами и врагами евреев. На этом фоне центральные власти европейских стран стали несколько улучшать жизнь евреям.
+
-
 
+
-
Похожие процессы происходили в мусульманских странах.
+
-
+
-
К концу периода влияние новых общественно-политических взглядов (абсолютизм, меркантилизм, [[Просвещение]]) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Началась [[Эмансипация евреев|Эмансипация]] - поэтапное предоставление евреям равных с неевреями гражданских прав. Она привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
+
-
 
+
-
В революционной Франции и там, где установилось её господство евреи получили равноправие.
+
-
 
+
-
== В Стране Израиля ==
+
-
{{main|История Страны Израиля в Новое время}}
+
-
 
+
-
В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами и на 400 лет стала частью [[Турция|Османской империи]].<ref>{{cite web |url=http://www.britannica.com/eb/article-45064/Palestine |title=Palestine: The Crusades |accessdate=19 сентября 2007|lang=en |datepublished=2007}}</ref>
+
-
 
+
-
Евреи там имели статус «[[зимми]]» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.<ref name="el14185">{{ЭЕЭ|14185|Турция}}</ref> В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы ([[Халукка]]).
+
-
 
+
-
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: [[Иерусалим]]е, [[Хеврон]]е, [[Цфат]]е и [[Тверия|Тверии]].
+
-
 
+
-
Согласно книге голландского географа и лингвиста [http://en.wikipedia.org/wiki/Reland Адриаана Реланда] "Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata", вышедшей в 1695 году,<ref>Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл.</ref> страна была в основном малонаселённая, основное население в [[Иерусалим]]е, [[Акко]], [[Цфат]]е, [[Яффо]], [[Тверия|Тверии]] и [[Газа|Газе]]. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины.<ref>[http://books.google.com.by/books?id=j5cUAAAAQAAJ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata]</ref><ref>[http://www.think-israel.org/goldreich.palestina.html A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695]</ref>
+
-
 
+
-
В 1700 году рабби [[Иеhуда Хасид]] прибыл в [[Иерусалим]] во главе около тысячи своих последователей — [[ашкеназы|ашкеназов]] из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 [[ашкеназы|ашкеназов]]. Но они не удержались в городе и были выселены. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в [[Хеврон]]е, [[Цфат]]е и [[Тверия|Тверии]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11758#16 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218]</ref>
+
-
 
+
-
В начале 1799 года в Палестину вторгся [[Наполеон]]. Он не смог овладеть страной, так что на положении евреев это никак не отразилось.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11758#16 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218]</ref>
+
-
 
+
-
В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом [[сефарды]]) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в [[Иерусалим]]е, [[Цфат]]е, [[Тверия|Тверии]] и [[Хеврон]]е. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11758#16 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 62–218]</ref>
+
-
 
+
-
== За пределами Страны Израиля ==
+
-
{{main|История еврейского народа вне Страны Израиля в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
-
 
+
-
Новое время началось эпохой великих географических открытий и реформацией в Европе. На границе мусульманского и христианского пространства возникла сильная напряжённость между новой сверхдержавой - Османской империей и европейскими странами.
+
-
 
+
-
Всё это с одной стороны породило множество войн с религиозной мотивацией, усилившие религиозный фанатизм и ударившие по всем, в первую по евреям; с другой стороны, породило множество новых возможностей для переселения евреев и их экономической активности.
+
-
 
+
-
Евреи массово переселялись из Западной и Центральной Европы на территории тех стран, которые создали им благоприятные условия ради своих экономических и политических интересов. Такими странами были прежде всего Османская империя и Польско-литовское объединённое государство.
+
-
 
+
-
Также множество евреев устремились в новооткрытые земли, поселяясь в колониях европейских стран. Евреи появились в Америке и Южной Африке. В Южной и Восточной Азии евреи из Европы вступали в контакт с местными общинами. В ряде стран Ближнего Востока европейские евреи возродили еврейскую жизнь, задавленную местными бедствиями.
+
-
 
+
-
В некоторых протестантских странах, на волне враждебности к католицизму, возникли возможности еврейской жизни - полулегальной, а вскоре и полностью легальной. В течение XVI-XVII веков еврейские общины возникли в Дании, Нидерландах, Англии.
+
-
 
+
-
В Западной Европе развитие протестантизма вызвало повышенный интерес к [[ТАНАХ]]у и многочисленные случаи [[Прозелиты|перехода христиан в иудаизм]].
+
-
 
+
-
Официальное духовенство противилось расширению свободы евреев и принимало контрмеры. [[Инквизиция]] в католических странах и её аналоги в некоторых протестантских, мусульманские проповедники в странах [[ислам]]а преследовали евреев. Их экономические успехи вызывали враждебные действия конкурентов-горожан и должников. В ходе войн и восстаний происходили массовые убийства евреев, крупнейшим из которых стала резня во время [[Хмельничина|Хмельничины]] в Украине.
+
-
 
+
-
Это вызывало появление [[Мессианские Движения|мессианских сект]] и религиозные споры в [[иудаизм]]е. [[Саббатианство]] появилось в XVII веке, [[Франк, Яков|франкизм]] и [[хасидизм]] - почти одновременно, на грани XVII - XVIII веков.
+
-
[[Файл:Berek joselewicz.jpg|250px|right|thumb|Полковник Б. Йоселевич (1764–1809)]]
+
-
К концу периода евреи присутствовали практически во всех регионах мира, заняв новые экономические и общественные позиции. Идеи религиозной свободы, секуляризма и либерализма привели к расширению прав евреев в цивилизованных странах, вплоть до предпосылок полного равноправия. Одновременно на смену религиозному [[антисемитизм]]у возник секулярный.
+
-
 
+
-
В то же время в прошедших период развития Османской империи и Польше обстановка стала ухудшаться. Части территории этих стран к концу XVIII века оказались захвачены Россией вместе с евреями, чьи права были немедленно ущемлены.
+
-
 
+
-
== Библиография ==
+
-
* Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
+
-
[[Категория:История евреев в новое время]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
{{cite web |url=http://www.britannica.com/eb/article-45064/Palestine |title=Palestine: The Crusades |accessdate=19 сентября 2007|lang=en |datepublished=2007}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация