История еврейских общин в Сирии и Ливане в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен»)
 
Строка 1: Строка 1:
-
В течение Позднего Средневековья Сирия постоянно управлялась разными мусульманскими правителями. Периоды нормального существования евреев сменялись приступами религиозных преследований и нашествий врагов. Они приводили к значительным человеческим потерям и экономическому упадку.
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Сирии и Ливане в XI—XV вв.]]
-
 
+
-
'''В это время территория современного [[Ливан]]а была частью Сирии.'''
+
-
 
+
-
== Положение еврейской общины на фоне политической истории Сирии ==
+
-
В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны).
+
-
В начале XI в. '''халиф ал-Хаким''' издал несколько указов, предусматривавших насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
+
-
 
+
-
Во второй половине X в. – первой половине XI в. евреи Сирии занимались главным образом ремеслом, прежде всего крашением тканей и дублением кожи. В то же время некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
+
-
 
+
-
Некоторые общины Сирии пострадали в период первых [[Крестовые походы|крестовых походов]]. В 1170-х гг. Сирию посетил [[Биньямин из Туделы]]. Он побывал, в частности, в городах [[Антиохия]], [[Дамаск]], [[Хама]], Эмеса, [[Халеб]], Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и [[Тир (город)|Тире]] — также производством стеклянных изделий. В [[Халеб]]е насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным [[Птахия из Регенсбурга|Птахии из Регенсбурга]], посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.
+
-
 
+
-
Экономический подъем под властью Салах ад-Дина в конце XII в. – первой половине XIII в., а также веротерпимость султана и его преемников способствовали процветанию еврейских общин Сирии. Поэт и переводчик [[Алхаризи, Иегуда|Иехуда Алхаризи]] побывал в 1217 г. в [[Дамаск]]е и [[Халеб]]е. Он встретил в этих городах немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
+
-
 
+
-
В 1260 г. при вторжении монголов евреи пострадали меньше, чем мусульмане. Так, в [[Халеб]]е монголы не тронули главную синагогу, где укрылись почти все евреи города. Община [[Дамаск]]а, сдавшегося без боя, также не пострадала.
+
-
 
+
-
В том же году страна перешла под контроль '''мамлюков'''. В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии и разрушили там города, включая [[Тир (город)|Тир]]. Жившие в них евреи переселились в [[Дамаск]] и [[Халеб]].
+
-
 
+
-
В конце XIII в. – начале XIV в. мамлюкские султаны издали ряд указов, направленных против немусульман. В частности, запретили евреям и христианам занимать государственные должности (1301). Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить последнее распоряжение, оно способствовало '''переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества'''.
+
-
 
+
-
В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу [[Дамаск]]а. В 1327 г. синагога [[Халеб]]а была с разрешения султана превращена в мечеть.
+
-
 
+
-
В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его. Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение. Еврейкам следовало носить туфли разного цвета (красную и черную), а мужчинам — подавать сигнал свистком при входе в общественные бани.
+
-
 
+
-
Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев наветы, обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети [[Дамаск]]а. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).
+
-
 
+
-
В то же время экономическое положение сирийских евреев, особенно живших в [[Халеб]]е, было до начала XIV в. сравнительно устойчивым. Среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.
+
-
 
+
-
В 1400–1401 гг. войска Тамерлана устроили резню в [[Халеб]]е и разграбили Хаму и [[Дамаск]], который был подожжен. Многие евреи погибли, многие потеряли все свое достояние. Лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию.
+
-
 
+
-
Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, восстановление еврейских общин страны растянулось почти на столетие. Многие из них так и не были воссозданы. Даже в конце XV в., согласно сообщениям '''Мешулама из Вольтерры''', рабби '''Овадии Бертиноро''' и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек). В том числе в '''Дамаск'''е 400–500 семей, не считая [[Караимы|караимов]] и [[Самаритяне|самаритян]]. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.
+
-
 
+
-
== Общественная и духовная жизнь евреев ==
+
-
Сохранялась общинная автономия. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в [[Дамаск]]е заместителя каирского [[нагид]]а.
+
-
Значительной властью обладал и [[эксиларх]], резиденцией которого также был [[Дамаск]].
+
-
 
+
-
Общины [[Дамаск]]а, [[Халеб]]а и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности с йешивой [[Иерусалим]]а, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После завоевания [[Иерусалим]]а турками-сельджуками (1071) место ее пребывания было перенесено в [[Тир (город)|Тир]]; с началом [[Крестовые походы|крестовых походов]] — в Хадрах близ [[Дамаск]]а, а несколько позднее — непосредственно в [[Дамаск]].
+
-
 
+
-
Главы иешивы, носившие титул [[гаон]]а (Шломо hа-Коhен бен Элияху, Аврахам бен Мазхир, его сын Эзра и другие) стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в общественной и духовной жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии [[вавилон]]ских [[эксиларх]]ов. Так, в 1286 г., вмешавшись в дискуссию между сторонниками [[Маймонид]]а и группой [[Каббала|каббалистов]] из [[Акко]], [[эксиларх]] объявил последним [[херем]].
+
-
 
+
-
== Ливан ==
+
-
Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.
+
-
 
+
-
При халифе '''ал-Хакиме''' синагога в '''Триполи''' была превращена в мечеть и разрушены несколько домов евреев. Однако при его преемниках положение улучшилось. Община [[Тир]]а стала одной из самых процветающих на Ближнем Востоке. Там нашли убежище многочисленные евреи из Страны Израиля и Южной Сирии, спасавшиеся от насилий бедуинских племен, восставших против Фатимидов (30-е гг. XI в.).
+
-
 
+
-
Еврейские общины Ливана продолжали существовать и под властью [[Крестовые походы|крестоносцев]], завоевавших страну в первой четверти XII в.
+
-
 
+
-
[[Биньямин из Туделы]] застал в [[Тир]]е около 400 евреев (стеклоделы и купцы), в [[Бейрут]]е — 50 еврейских семейств, в [[Сидон]]е — 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов. Он отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине XII в.
+
-
 
+
-
Мамлюки, завоевав Ливан (конец XIII в.), убили многих евреев Бейрута, в [[Сидон]]е и Триполи их число резко сократилось, а община [[Тир]]а перестала существовать.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13826&query=%D1%C8%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, стаья "Сирия" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1–14]
+
-
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12441&query=%CB%C8%C2%C0%CD лектронная еврейская энциклопедия, стаья "Ливан" на основании КЕЭ, том 4, кол. 813–817]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Сирии и Ливане в XI—XV вв.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация