История еврейских общин в Ираке в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Политика мусульманских правителей)
 
Строка 1: Строка 1:
-
Период высокого средневековья принёс ухудшение жизни евреев Ирака. Торговые пути в Европу были перерезаны [[Крестоносцы|крестоносцами]]. Мусульманские владыки ограничили самоуправление еврейской общины. Периодически наступали периоды религиозных репрессий.
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Ираке в XI—XV вв.]]
-
 
+
-
Нашествие монголов в XIII веке и [[Тамерлан]]а в XIV сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей в рабство. После этого Ирак впал в нищету и хозяйственную стагнацию, продолжающуюся по сей день. На положении евреев это отразилось очень плохо.
+
-
 
+
-
== Политический фон жизни в Ираке в XI—XV вв. ==
+
-
С 945 г. по 1055 г. [[Ирак]] находился под фактической властью персидской шиитской династии Бундов (Бувейхидов), эмиры которой преследовали всех не-шиитов.
+
-
В 1055–1150 гг. страну захватили турки-'''сельджуки'''.
+
-
Их сменили аббасидские халифы, правившие до 1258 года, когда пришли монголы. Они правили страной до 1335 г.
+
-
В 1376 г., после краткого правления '''джелаиридов''', [[Ирак]] попал под власть турецкой династии Османов. В 1393 г. пришёл Тамерлан, включивший [[Ирак]] в свою империю. В 1470 году страну вновь захватили турки-'''османы'''.
+
-
 
+
-
== Экономическая основа жизни еврейской общины ==
+
-
Большинство евреев Ирака было занято в торговле, поддерживая связи с Турцией, Ираном, Сирией, а также с Индией, Йеменом и другими странами. Остальные были по преимуществу ремесленниками (ювелирами и красильщиками).
+
-
 
+
-
== Политика мусульманских правителей ==
+
-
Бухейвидские эмиры отменили традиционные привилегии [[эксиларх]]а . Лишив его прерогативы взимания подушных налогов, возложили эту обязанность на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков.
+
-
 
+
-
Кратковременное улучшение наступило при переходе власти к '''сельджукам''' (1055–1150). Однако халифа ал-Муктади (1075–94) подтвердил дискриминационные законы ал-Мутаваккила и обложил немусульман тяжелыми налогами.
+
-
 
+
-
Династия Аббасидов, вернувшись к власти в середине XII века, вновь '''признала за евреями право общинной автономии'''.
+
-
 
+
-
Особый расцвет еврейских общин Ирака начался во времена халифа ал-Муктафи (1136–60). [[Биньямин из Туделы]] застал в [[Багдад]]е (примерно в 1170 г.) сорок тысяч евреев, а в [[Басра|Басре]] — десять тысяч (по другой версии — две тысячи евреев). По его словам, «халиф [ал-Мустанджид, 1160–70, или ал-Муста‘ди, 1170–80] благосклонен к евреям и многие из них занимают государственные должности».
+
-
 
+
-
Побывавший в [[Ирак]]е в начале правления халифа ан-Насира (1180–1225) [[Птахия из Регенсбурга]] писал, что предшественник ан-Насира любил '''эксиларх'''а и '''готовился принять еврейскую религию'''.
+
-
 
+
-
Евреи Ирака, которых притеснял последний аббасидский халиф ал-Муста‘сим (1242–58), поддерживали монгольских завоевателей, правивших страной до 1335 г. При их хане Хулагу и его преемниках значительно улучшилось положение евреев, из которых выдвинулись высшие государственные чиновники (например, [[Саад ад-Давла]]).
+
-
 
+
-
С принятием монгольскими правителями ислама на рубеже XIII–XIV вв. вновь начались притеснения евреев. '''Были введены обязательные отличия в одежде и другие ограничения.''' В 1333 г. и в 1344 г. были разрушены синагоги Багдада, разграблено имущество евреев и некоторые из них обращены в ислам.
+
-
 
+
-
В 1393 г. [[Тамерлан]] захватил страну и устроил массовый террор, от которого сильно пострадала и еврейская община Ирака.
+
-
 
+
-
Под властью Османской империи (с 1508 года) евреи пользовались относительной свободой и их экономическое положение было устойчивым.
+
-
 
+
-
== Духовная жизнь еврейской общины ==
+
-
В XI в. [[иешива|иешивы]] [[Сура|Суры]] и [[Пумбедита|Пумбедиты]], основанные в III в., были вытеснены [[иешива|иешивой]] [[Багдад]]а, куда стекались ученики из многих стран.
+
-
 
+
-
Мессианские движения XI–XII вв. ('''Давид Алрои''' и другие) нарушили нормальное течение жизни еврейства [[Ирак]]а. Они порождали надежды, а их крушения - разочарование. Всё это не только вызывало раздоры внутри общин, приводило к образованию новых сект, а порою и к отступничеству от иудаизма, но и отражались на материальном положении евреев.
+
-
 
+
-
[[Птахия из Регенсбурга]] отмечал высокий уровень образования евреев Ирака:
+
-
<blockquote>
+
-
«На всей земле Вавилонии и Ассирии нет неграмотного, который не знает всех 24 книг [Библии] с их пунктуацией и грамматикой».
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
*[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11842&query=%C8%D0%C0%CA Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ирак" на основании КЕЭ, том 3, кол. 802–807]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Ираке в XI—XV вв.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация