|
|
(17 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках]] |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = 1.01.2011
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
| + | |
- | | + | |
- | Массовые убийства евреев, истребление целых общин, принуждения к крещению происходили по пути следования [[Крестоносцы|крестоносцев]] во время [[Крестовые походы|крестовых походов]]. Эта практика продолжалась и после них.
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование...
| + | |
- | Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав. В 1348-49 годах евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
| + | |
- | С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
| + | |
- | [[Файл:SozhzhtnieEvreev.JPG|200px|thumb|right|Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
| + | |
- | | + | |
- | С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили. Ремесленные и торговые объединения христиан добивались запрета конкурентам-евреям заниматься своим делом.
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс".
| + | |
- | Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, затем впускали их обратно, чтобы вновь обобрать. Появились '''"королевские евреи" - фактически крепостные'''.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился '''[[Еврейские кварталы|отдельный квартал]]''' в городе.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие теологи, поэты и философы, создававшие новые направления еврейской религиозной и светской культуры.
| + | |
- | | + | |
- | Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В '''эпоху возрождения''' итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
| + | |
- | | + | |
- | == На Пиренейском полуострове ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин Пиренейского полуострова в XI-XV веках}}
| + | |
- | === В Испании ===
| + | |
- | Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане. В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли обходиться без сотрудничества с евреями.
| + | |
- | | + | |
- | С начала XI в. в мусульманских государствах Испании высшие слои еврейского общества активно участвовали в политической деятельности. В еврейской среде процветала наука и литература, влиявшая на общины всей Европы и Сердиземноморья.
| + | |
- | | + | |
- | С приходом '''альморавидов''' начались притеснения и погромы. '''В Гранаде в 1066 г. погибла почти вся еврейская община города'''.
| + | |
- | В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]]. Они заставили всех немусульман принять [[ислам]] или эмигрировать.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Там правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в [[Еврейские кварталы|своих кварталах]], где они сохраняли '''небывало широкую для стран галута административную и судебную автономию'''.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи считались '''собственностью короля''', в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Появилось еврейское земледелие. По некоторым оценкам, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям.
| + | |
- | Христианские правители и феодалы охотно привлекали евреев на придворную службу.
| + | |
- | | + | |
- | Однако горожане-христиане и церковь сопротивлялись предоставлению прав евреям.
| + | |
- | | + | |
- | В христианской Испании евреи-переводчики включили в культурный обиход стран Запада многие сочинений еврейских и арабских учёных и поэтов, а также памятники древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык.
| + | |
- | Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией. Много было исследований на религиозно-философские темы.
| + | |
- | | + | |
- | Церковь стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, '''обязательного ношения евреями отличительного знака''' (с начала XIII в.). С XIII в. начались кампании по обращению евреев в христианство, [[Кровавый навет|кровавые наветы]] и богословские диспуты с предвзятым арбитражем, за которыми следовали волны обращений в христианство.
| + | |
- | В ходе феодальных войн использовалась антиеврейская пропаганда и действия.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на всё это, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.
| + | |
- | | + | |
- | '''4 июня 1391 г. в Севилье произошёл погром, практически уничтоживший общину города.'''
| + | |
- | Беспорядки перекинулись в другие города. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры.
| + | |
- | | + | |
- | В начале XV в. '''в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей''', а также весьма значительное число [[марраны|марранов]]. Христиане догадывались, что многие из них втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма.
| + | |
- | После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования [[марраны|марранов]] в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании '''инквизицию'''. Её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании [[марраны|марранов]].
| + | |
- | | + | |
- | 31 марта 1492 г. был подписан '''эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений''', согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну.
| + | |
- | Подавляющее большинство евреев ('''по оценке историков, 200 тыс. человек''') покинуло Испанию. Около 120 тыс. '''нашла временный приют в Португалии''', где в 1497 г. они были насильственно крещены. Остальные направились в Северную Африку, Турцию, другие средиземноморские страны.
| + | |
- | Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями.
| + | |
- | | + | |
- | [[Изгнание евреев из Испании]] 1492 г. привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки.
| + | |
- | Испанские евреи перенесли туда свою интеллектуальную активность, как и свой язык [[ладино]], обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11856&query=%C8%D1%CF%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Португалии ===
| + | |
- | [[Файл: TablicaZacuto.JPG|200px|thumb|left| Астрономические таблицы астронома и раввина Авраама Закуто, опубликованные последним из еврейских пречатников в Португалии, Авраамом Орта, за год до изгнания евреев. Этой книге придаёт особое историческое значение то, что Христофор Колумб использовал астрономические таблицы Закуто в своих путешествиях в Америку.
| + | |
- | | + | |
- | Abraham Zacuto, Tabulae astronomicae, Leiria, 1496. Отдел редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса США.]]
| + | |
- | | + | |
- | Королевство Португалия возникло в XII веке на территории, где евреи жили с римских времён. В XII - XIII веках Португалия расширялась, захватывая у арабов населённые евреями территории. К концу XIII в. в ней жили около 40 тыс. евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Короли Португалии в XII в. – начале XIV в. '''гарантировали евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию''', практиковали назначения евреев на высокие государственные посты, отвергая требования католической церкви начать угнетение евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Проживание евреев ограничивалось [[Еврейские кварталы|особыми кварталами]] — '''жудиариас'''. Сложилась '''разветвленная система еврейской автономии'''. Общины и отдельные лица, а также заключавшиеся евреями сделки и ритуальный убой скота облагались высокими налогами.
| + | |
- | | + | |
- | В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от Испании, Португалия не была в средние века крупным центром еврейской учености.
| + | |
- | В 1480-х гг. в Португалии открылись три еврейские типографии. Они просуществовали до 1497 г. и выпустили ряд высококачественных инкунабул.
| + | |
- | | + | |
- | В XIV веке начались притеснения, нараставшие (с перерывами на временные улучшения) до конца XV века.
| + | |
- | Были увеличены налоги для евреев и '''введено ношение отличительного знака'''. Было ограничено право евреев на выезд из страны. '''В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы'''.
| + | |
- | Община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383).
| + | |
- | | + | |
- | В конце XIV века король запретил евреям занимать государственные должности''' (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В начале XV века король издал указ, запрещавший всякое общение евреев с христианами.
| + | |
- | '''С 1449 г. начались погромы.'''
| + | |
- | | + | |
- | В 1492 г. евреям, изгнанным из Испании, король разрешил переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии уплаты подушной подати.
| + | |
- | '''Местная община протестовала против допуска в страну испанских евреев, опасаясь за своё положение.'''
| + | |
- | За короткий срок в страну прибыло около 120 тыс. евреев. Их разместили в небольших городах вдоль границы с Испанией. В перенаселенных '''жудиариас''' вскоре вспыхнула эпидемия чумы.
| + | |
- | | + | |
- | После этого Жоао II приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие это сделать к установленному сроку были проданы в рабство. Детей в возрасте от трех до десяти лет выслали на остров Сан-Томе.
| + | |
- | Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и '''высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода'''.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XV в. в Португалии предположительно насчитывалось около 80 тыс. евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Мануэл Счастливый, зять испанской королевской четы, по её требованию издал 4 декабря 1496 г. '''указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну'''.
| + | |
- | | + | |
- | Около двадцати тысяч евреев, ожидавшие кораблей в Лиссабоне, 19 марта 1497 г. подверглись насильственному крещению.
| + | |
- | Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины предпочли отступничеству мученическую смерть.
| + | |
- | | + | |
- | Из экономических соображений 21 апреля 1499 г. Мануэл запретил '''новым христианам''' выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Те, кто имел такое разрешение, лишились права продавать свое имущество или взыскивать долги.
| + | |
- | | + | |
- | Королевским указом от 30 мая 1497 г. '''новые христиане''' были объявлены полноправными гражданами Португалии. Запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь.
| + | |
- | Но католическая церковь и большинство португальцев продолжали считать их евреями. Начались погромы, приведшие в дальнейшем к их массовой эмиграции.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13287&query=%CF%CE%D0%D2%D3%C3%C0%CB%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Португалия"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === На Балеарских островах ===
| + | |
- | Первые документальные сведения о евреях Мальорки восходят к 1135 г.
| + | |
- | | + | |
- | В XII - XIII веках владевшие Балеарскими островами короли в целом покровительствовали евреям. Им отводились участки в городах, разрешалось приобретать недвижимость и иметь своё '''общинное самоуправление'''. Евреи быстро включились в международную торговлю Мальорки, а также занялись ювелирным искусством и обувным делом.
| + | |
- |
| + | |
- | Хотя имели место '''ущемления экономических прав евреев в пользу христианских конкурентов''' и постояннные поборы в пользу королей, экономическое положение евреев Мальорки упрочилось.
| + | |
- | Еврейское население Мальорки заметно увеличилось за счет переселенцев из южной Франции и стран Северной Африки.
| + | |
- | На Мальорке жили известные религиозные авторитеты и учёные того времени.
| + | |
- | | + | |
- | В течение XIV века непрерывно нарастало давление на евреев Мальорки. Погромы, кровавые наветы, насильственное крещение и репрессии со стороны властей привели к исчезновению общин в малых городах.
| + | |
- | | + | |
- | Исходя из экономических соображений, короли пытались противостоять антиеврейской кампании и возвращать евреев после массового бегства. Но, несмотря на временные послабления и '''предоставление евреям гражданства''' в 1325 году, к концу века большинство евреев исчезло с Балеарских островов.
| + | |
- | | + | |
- | В 1413 г. евреям Мальорки было запрещено жить вне гетто и общаться с христианами.
| + | |
- | Резня 1435 г. в Пальме '''положила конец существованию еврейской общины на Мальорке'''. Около 200 евреев перешли в христианство, большинство бежало в Северную Африку.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12595&query=%CC%C0%CB%DC%CE%D0%CA%C0 "Мальорка" в Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Во Франции ==
| + | |
- | {{main|История евреев во Франции в XI - XV веках}}
| + | |
- | В XI - XV веках веках еврейская община Франции жила в условиях экономических притеснений и полного личного бесправия.
| + | |
- | | + | |
- | Евреям были запрещены все виды деятельности, кроме ростовщичества.
| + | |
- | Короли и крупные феодалы грабили евреев при всяком удобном случае. Их арестовывали и изгоняли, конфискуя имущество и отменяя свои долги евреям. Часто долги частных лиц евреям присваивались властями.
| + | |
- | При обострении финансовой ситуации евреев приглашали вернуться.
| + | |
- | | + | |
- | Довольно скоро у королей Франции и хозяев крупных регионов возник взгляд на евреев как на источник надёжных доходов, и они '''объявили евреев своей собственностью'''. Это привело к фактическому переводу евреев в крепостное состояние - без права смены места жительства. Но "хозяева" почти не обеспечивали евреям защиты от погромов и затей церковников.
| + | |
- | | + | |
- | [[Крестовые походы]] сопровождались истреблением еврейских общин в городах по пути следования. Во множестве плодились [[Кровавый навет|кровавые наветы]]. Евреев преследовала инквизиция.
| + | |
- | [[Файл:FranchRabbies.JPG|200px|thumb|left|Конференция раввинов Франции. XIII век. Миниатюра из Национальной библиотеки, Париж. Источник: [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish encyclopedia] ]]
| + | |
- | | + | |
- | В 1394 евреи были изгнаны из Франции.
| + | |
- | | + | |
- | В южной части страны, не входившей напрямую в королевство Франция, положение долго было лучше. Евреи продолжали владеть землёй, занимать государственные должности и заниматься свободными профессиями. Но постепенно положение ухудшилось и там. [[Крестовые походы]], бунты черни и войны привели к исчезновению цветущих общин.
| + | |
- | | + | |
- | В Эльзасе, входившем тогда в состав Священной Римской империи, положение евреев было несколько лучше, хотя там происходило почти всё, что и в других частях Германии. Тем не менее, там до конца XV века существовала еврейская занятость не только в финансовой области, евреи сохраняли определённые права. Изгнанные из городов Эльзаса евреи могли поселиться в деревнях.
| + | |
- | | + | |
- | При всём этом, интеллектуальная деятельность еврейской общины была активной до конца XIII века. Работали ешивы, писали книги учёные и поэты. Во Франции в этот период жил великий [[РАШИ]]. Раввины Прованса вели дискуссию с самим [[РаМБаМ]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | == В Британии ==
| + | |
- | {{main|История евреев в Британии в XI-XIII веках}}
| + | |
- | Евреи пришли в Англию в XI веке из Нормандии после её завоевания герцогом Уильямом в 1066 году. Немного евреев переселилось туда из Германии, Испании и Италии.
| + | |
- | Евреям было разрешено заниматься в основном финансами и немного - торговлей. Они должны были носить особые остроконечные шляпы для отличия ото всех прочих. Короли объявили евреев своими крепостными и пытались их защищать.
| + | |
- | После начала [[Крестовые походы|третьего крестового похода]] в 1189 году в Англии начались погромы. В течение XIII века еврейские общины были постепенно уничтожены. В 1290 году последние евреи были изгнаны из Англии и утоплены по дороге английскими моряками.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10872&query=%C2%C5%CB%C8%CA%CE%C1%D0%C8%D2%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия. На основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 628–634+262–267]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург) ==
| + | |
- | {{main|История евреев в Нидерландах в XI-XV веках}}
| + | |
- | Первые документальные свидетельства о евреях в Нидерландах в средние века относятся к XII в.
| + | |
- | Начиная с (c 1200 года), имеются более подробные сведения о евреях в провинциях Брабант (современная Бельгия), Гелдерн, Оверэйсел и Лимбург. Евреи переселялись сюда, вероятнее всего, из крупных прирейнских общин. Первые сведения о пребывании евреев в Люксембурге относятся к 1276 г.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские общины нидерландских графств росли за счёт беженцев из Германии и Франции в XIV в.
| + | |
- | | + | |
- | Уже в XIII в. начались первые попытки изгнания евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В 1309 г. в [[Крестовые походы|крестоносцами]] были убиты евреи многих городов, отказавшиеся принять крещение. Еврейская община смогла восстановиться. В течение XIV в. происходили многочисленные погромы и казни евреев в разных частях Нидерландов (особенно - во время «чёрной смерти» 1349–50 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | Выживших изгоняли, но вскоре разрешали вернуться, определяя для жительства ограниченные места.
| + | |
- | До конца XV в. число евреев на территории Нидерландов было незначительным.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12971&query=%CD%C8%C4%C5%D0%CB%C0%CD%C4%DB Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нидерланды" на основании КЕЭ, том 5, кол. 706–717]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10489&query=%C1%C5%CB%DC%C3%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бельгия" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 329–331+154–157]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12531&query=%CB%DE%CA%D1%C5%CC%C1%D3%D0%C3 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Люксембург" на основании КЕЭ, том 4, кол. 1002–1003]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Belgium.html Alden Oreck. "Belgium" in Jewish Vvirtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В Германии ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Германии в XI - XV веках}}
| + | |
- | | + | |
- | До [[Крестовые походы|1-го крестового похода (1096)]] '''евреи Германии не знали преследований''' (за исключением временного изгнания из [[Майнц]]а в 1012 г.). Они '''пользовались покровительством императоров и епископов''', получая от них льготы и правовую защиту.
| + | |
- | | + | |
- | В XII – XIII вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время [[Крестовые походы|крестовых походов]] '''немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли'''. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев '''заниматься кредитными операциями, запрещёнными христианам''', что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества.
| + | |
- | | + | |
- | С XIII в. немецкие короли усвоили взгляд на жизнь и имущество евреев как на свою собственность, '''запрещая им в некоторых случаях выезд из подвластных им территорий'''. Светские и духовные феодалы и городские власти также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим дополнительные многочисленные поборы и вымогательства.
| + | |
- | | + | |
- | В городах происходило обособление еврейского населения в [[Кварталы еврейские|замкнутых кварталах]].
| + | |
- | Безопасность евреев вне еврейского квартала не была гарантирована. Еврейская община, или '''кагал''', в основном была автономной. Правители окружающих городов иногда '''вводили ограничения на число жителей гетто''' и всегда налагали тяжелое налоговое бремя. Сбор налогов и обеспечение '''квоты населения''' был возложен на еврейский совет управляющих, '''кеhила'''. Любое взаимодействие с нееврейскими правителями, предпринимателями или соседями было возложено на штадлана (shtadlan), представителя общины.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html David Shyovitz "Germany" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Массовые убийства во времена [[Крестовые походы|крестовых походов]] опустошили еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как '''гзерот татнав''', то есть резня 4856 г. по [[Календарь еврейский|еврейскому летосчислению]] (1096 г. — начало 1-го крестового похода).
| + | |
- | Тогда же Германии началась практика [[Кровавый навет|обвинений в ритуальном убийстве]].
| + | |
- | [[Файл:SozhzhtnieEvreev.JPG|200px|thumb|right|Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
| + | |
- | | + | |
- | Погромы, массовые убийства, поголовное истребление целых общин и насильственные крещения происходили и после окончания основных [[Крестовые походы|крестовых походов]] - вплоть до конца XIV века. XIV век запечатлелся в еврейской народной памяти как «век мученичества». '''Евреи были изгнаны из большинства городов Германии или уничтожены'''.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторую защиту от погромов и насилия евреи Германии получали от императорской власти. Привилегии именовали их '''«каммеркнехтами», то есть рабами императорской казны (servi camerae nostrae)'''. Этот статус не был связан с полной личной зависимостью, но обязывал евреев '''платить за покровительство и охрану жизни и имущества особые налоги'''.
| + | |
- | | + | |
- | Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении '''мистического движения [[Хасидей Ашкеназ]] (XII в.)'''.
| + | |
- | | + | |
- | И в периоды бедствий продолжалась консолидация еврейских общин, укреплялось общинное руководство. Собираясь в дни ярмарок, руководители общин и раввины издавали [[таканот]] (`установления`), которые регулировали различные аспекты еврейской жизни.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:HatunaAshkenazit.JPG|200px|thumb|left|Еврейская свадьба. Рисунок XV века. Фото Алана Хамма (Alan Humm) из [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html статьи Давида Шиовича "Germany" в Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica] ]]
| + | |
- | В XV в. нужда в деньгах князей и городские власти вновь пригласить евреев.
| + | |
- | Они вернулись к занятиям торговлей и денежными операциями, освоили торговлю сельскохозяйственными продуктами, вином в южной Германии.
| + | |
- | | + | |
- | Были восстановлены многие еврейские общины Германии. На евреев накладывались традиционные ограничения. '''Вводились отличительные знаки в одежде.''' Например, в [[Аугсбург]]е предписывалось евреям носить на одежде жёлтый значок.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01602.html "Augsburg" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | XV в. не знал погромов и массовых убийств предшествующей эпохи. Однако травля со стороны церкви, экономическая конкуренция немецкого населения и желание избавиться от еврейских кредиторов часто служили причиной '''изгнания евреев из тех или иных местностей и городов'''.
| + | |
- | | + | |
- | == В Швейцарии ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Швейцарии в XIII - XV веках}}
| + | |
- | Первое известие о евреях на территории современной Швейцарии - это упоминание о том, что в 1213 г. '''епископ [[Базель|Базеля]] силой отобрал у еврея-ростовщика свои долговые расписки'''.
| + | |
- | | + | |
- | [[Базель]] значится также в перечне наиболее крупных еврейских общин Священной Римской империи, плативших в 1214 г. налоги в императорскую казну. В XIII веке впервые упоминаются евреи в Люцерне, Берне, Санкт-Галлене, Винтертуре, Цюрихе, Шаффхаузене, Женеве, Цофингене, Бишофсцелле, Райнфельдене. В конце XIII в. – начале XIV в. еврейское население появилось также в Шийоне, Монтрё, Лозанне, Невшателе, Биле, Вёве.
| + | |
- | | + | |
- | К середине XIV в. в германоязычных районах будущей Швейцарии насчитывалось около 30 еврейских общин, во франкоязычных — 14. По всей видимости, евреи переселялись сюда из Южной Германии, Эльзаса и Франции. Они занимались главным образом кредитным делом, предоставляя ссуды феодальной знати, горожанам, крестьянам, муниципалитетам и церкви.
| + | |
- | | + | |
- | Общины были сравнительно невелики (еврейские кладбища имелись лишь в Берне и Цюрихе). В тех районах, которые входили в состав Священной Римской империи, евреям, как правило, приходилось платить налоги и императору, и городам. В большинстве городов евреев '''обязывали носить отличительный знак''', а также селиться в [[Еврейские кварталы|особых кварталах]] и не покидать их во время христианских пасхальных праздников.
| + | |
- | | + | |
- | Уже в 1287 г. в Берне произошел погром. В середине 1290-х гг. на евреев этого города был возведен [[кровавый навет]]; некоторых из них казнили, остальным пришлось покинуть город.
| + | |
- | | + | |
- | В 1348 г., когда началась эпидемия чумы, городские власти Шийона арестовали нескольких евреев и пытками вынудили их сознаться в том, что они отравили колодцы и таким образом вызвали болезнь. Это '''положило начало массовому истреблению евреев''' по всей Швейцарии и за ее пределами — в Германии, Эльзасе и во Франции.
| + | |
- | | + | |
- | Несколько лет спустя во многих городах Швейцарии вновь возникли еврейские общины (в Цюрихе — в 1352 г., в Базеле — в 1361 г.). В некоторые места евреям не было позволено вернуться.
| + | |
- | | + | |
- | Со второй половины XIV в. в стране начали активно действовать ростовщики-христиане. Города перестали нуждаться в еврейском кредите. С конца XIV по конец XV века евреям было запрещено проживание во всех городах Швейцарии (в отдельных случаях исключение делалось для врачей).
| + | |
- | | + | |
- | == В Австрии ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Австрии в XI - XV веках}}
| + | |
- | | + | |
- | Австрия на протяжении средних веков представляла собой особую часть Германии.
| + | |
- | О пребывании евреев в Австрии впервые упоминается в документах, относящихся к X в.
| + | |
- | В первой половине XIII в. еврейские общины образовались в [[Вена|Вене]], Кремсе, Винер-Нёйштадте, Гуллене, Костернейбурге. В XIII в. евреи играли важную роль в экономической жизни страны, в международной торговле, в сборе налогов, в монетном деле.
| + | |
- | В XIII в. Австрия стала центром еврейской учености для Германии и западных славянских земель.
| + | |
- | | + | |
- | Германский император Фридрих II Штауфен, захватив [[Вена|Вену]] в 1237 г., '''запретил евреям занимать государственные должности'''. Следует понимать, что к этому моменту евреям случалось их занимать.
| + | |
- | В 1238 г. император '''объявил венских евреев «каммеркнехтами», то есть слугами императорской казны (servi camerae nostrae)''', что обязывало евреев платить за покровительство, охрану жизни и имущества особые налоги.
| + | |
- | В хартии, данной им в том же году, император предоставил евреям определённые свободы и гарантии личной безопасности.
| + | |
- | '''Во внутренних делах евреям предоставлялась полная автономия.'''
| + | |
- | | + | |
- | Австрийский герцог Фридрих II, восстановив власть над [[Вена|Веной]], подтвердил императорский запрет евреям занимать государственные должности и издал специальную грамоту, где были перечислены основные законы для евреев Австрии. '''Евреям обеспечивалась защита жизни, имущества и личного достоинства.'''
| + | |
- | Эти законы были действительны вплоть до изгнания австрийских евреев в 1420 г.
| + | |
- | | + | |
- | '''Чешский король, эрцгерцог Австрии Пршемысл II Отокар''' (1251–76) подтвердил 29 марта 1254 г. грамоту Фридриха и '''добавил пункт, запрещающий выдвигать против евреев [[Кровавый навет|кровавые наветы]]'''. Запрет принимать евреев на государственную службу соблюдался не очень строго.
| + | |
- | | + | |
- | В мае 1267 г. церковный собор в [[Вена|Вене]] принял ряд антиеврейских решений. В частности, '''вводилось ношение отличительного знака.''' На евреев были наложены многочисленные ограничения в сфере занятости и в быту, но они соблюдались не слишком строго.
| + | |
- | | + | |
- | С конца XIII в. положение евреев стало ухудшаться. Антиеврейские настроения, господствовавшие в Германии, распространились и в Австрии. Участились [[Кровавый навет|кровавые наветы]], обвинения в [[осквернение гостии|осквернении гостии]].
| + | |
- | | + | |
- | Зальцбургский архиепископ, получивший власть над евреями, '''запретил заниматься изготовлением и продажей одежды и аннулировал долги австрийских дворян евреям'''.
| + | |
- | | + | |
- | В течение XIV века многократно происходили погромы и поголовное истребление целых городских общин, особенно во время эпидемии «черной смерти» 1348–49 гг.
| + | |
- | | + | |
- | '''В отдельных случаях герцогская власть защищала евреев.'''
| + | |
- | После 1358 года были введены разорительные денежные санкции против евреев, уезжавших из Австрии. Вводились новые ограничения на профессиональную деятельность, проводились грабительские акции против всей общины.
| + | |
- | | + | |
- | В 1378 г. '''евреям была пожалована грамота, гарантирующая личные и имущественные права'''. Но ничего не изменилось. В 1380 г. герцоги потребовали от евреев новый колоссальный заём.
| + | |
- | | + | |
- | В 1406 г. жители [[Вена|Вены]] разгромили еврейский квартал. В 1420 г. все евреи Австрии были арестованы. '''270 человек были сожжены на костре.''' Все остальные, за исключением согласившихся креститься, '''были высланы из страны''', их собственность конфискована, дети евреев были отданы в монастыри на воспитание.
| + | |
- |
| + | |
- | В 1457 г. герцог Фридрих III (император Германии в 1440–93 гг.) добился от папы издания буллы, разрешавшей евреям жить в Каринтии, Штирии, Тироле. '''Сословия требовали от императора подтверждения запрета на проживание евреев в Австрии.''' Но евреи продолжали селиться в землях, откуда они были ранее изгнаны.
| + | |
- | Император добился от папы издания в 1469 г. буллы, в которой объявлялось, что евреи вправе требовать справедливого обращения. Он защищал евреев от кровавых наветов. '''В Австрии его стали презрительно называть «королем евреев».'''
| + | |
- | | + | |
- | Император Максимилиан I (1493–1519), остро нуждаясь в деньгах, покровительствовал евреям - надежному источнику доходов.
| + | |
- | Но в 1496 г. сословия Каринтии и Штирии выразили согласие регулярно платить императору ту сумму, которую он собирал с евреев. '''Он перестал противиться их изгнанию''' и только в Нижней Австрии позволил евреям жить в пограничных городах.
| + | |
- | | + | |
- | == В Италии ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин Италии в XI - XV веках}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Крестовые походы]] задели итальянскую общину слабее, чем общины других стран.
| + | |
- | В конце XI в. немногочисленное еврейское население Северной и Центральной Италии сосредоточилось главным образом в Вероне, Павии и Лукке. Основное ядро еврейского населения проживало в Риме, на юге страны и в Сицилии. В Сицилии под властью сарацин (до 1061 года) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.
| + | |
- | | + | |
- | Известно, что евреи Италии занимались торговлей и ремеслами, в частности красильным делом и шелкопрядением (главным образом на юге страны), а также земледелием. В [[Рим]]е, Лукке, Веносе, Бари, Отранто и Сипонто существовали иешивы.
| + | |
- | | + | |
- | На протяжении XII и XIII вв. евреи Италии в общем жили зажиточно, вели интенсивную интеллектуальную деятельность. Когда позволяла политика правящих пап, поддерживали хорошие отношения с христианской средой, в том числе и с представителями высших слоев общества.
| + | |
- | Среди римских евреев вплоть до XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, '''встречались даже землевладельцы'''. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.
| + | |
- | | + | |
- | Торговые государства на севере Италии предоставляли евреям ограниченные права. Их то приглашали в те или иные области, то изгоняли - в меру экономической заинтересованности.
| + | |
- | | + | |
- | Император Священной Римской империи Фридрихе II (рубеж XII-XIII веков) в своих владениях лично покровительствовал евреям. Покровительствующей евреям политике Каликста II (первая четверть XII в.) следовал ряд глав католической церкви.
| + | |
- | | + | |
- | Под норманнским правлением евреи Южной Италии и Сицилии пользовались еще большей свободой. Они считались равными христианам, им было разрешено заниматься любым делом, они даже обладали юрисдикцией над своими собственными делами.
| + | |
- | | + | |
- | '''С правления Иннокентия III (1198-1216) в первой четверти XIII в. началась полоса преследования евреев по всей западной Европе.''' Он требовал увольнения всех евреев с государственной службы и ввёл ношение евреями '''отличительного знака в одежде'''. С 30-х гг. XIII в. инквизиция стала преследовать иудаизм в Италии, туда распространилась борьба церковных властей против изучения [[Талмуд]]. В XIII-XIV веках по всей Италии происходили погромы, кровавые наветы и изгнания евреев из различных городов.
| + | |
- | | + | |
- | С 1265 г. (при Анжуйской династии) положение евреев на юге Италии крайне ухудшилось. К 1294 г. половина еврейского населения была вынуждена отступиться от иудаизма, и ряд еврейских общин был уничтожен. Большинство евреев бежали в другие области страны.
| + | |
- | | + | |
- | С 1278 г. евреев Ломбардии принуждали присутствовать на миссионерских проповедях.
| + | |
- | [[Файл:ItalianJews.JPG|thumb|right|Средневековые итальянские евреи. Фото Митчелла Барда (Mitchell Bard) с сайта [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Rome.html Jewish Virtual Library] ]]
| + | |
- | Параллельно с этим евреев вытесняли из различных сфер занятости, запрещали заниматься ремёслами и торговлей, отбирали землю.
| + | |
- | К началу XIV в. в городах Северной и Центральной Италии евреи занялись в основном банковским делом, заменив христианских ростовщиков, которым это запретила церковь.
| + | |
- | | + | |
- | Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов. Приглашая еврейских финансистов, они заключали с ними особые договоры (так называемые кондотты). '''Евреям гарантировали как удовлетворительную прибыль, так и возмещение убытков в случае нападения на них черни.'''
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых государствах Северной Италии евреи могли в эти времена получить гражданство (полное или частичное). В колониальных владениях Венеции и Генуи евреи могли получить равные с христианами права и поступить на государственную службу.
| + | |
- | | + | |
- | В XV веке в ряде местностей Италии евреям снова стало возможно заниматься ремеслами. В Италии большим авторитетом пользовались еврейские врачи, и каждый папа имел врача-еврея.
| + | |
- | | + | |
- | Нападкам на евреев, особенно на ростовщиков, в XV в., как правило, противостояла защита гражданских властей. Однако кампания антиеврейской пропаганды францисканцев вызвала ряд временных изгнаний евреев из разных городов.
| + | |
- | | + | |
- | Эдикт 1492 г. об [[Изгнание евреев из Испании|изгнании евреев из Испании]] распространялся также на ее владения в Италии — Сардинию и Сицилию. Большинство изгнанников перебралось в материковую Италию, главным образом на территорию Неаполитанского королевства, часть переселилась в Северную Африку, Грецию, Турцию и Левант. В Неаполитанское королевство прибыло также около девяти тысяч изгнанников из Испании.
| + | |
- | | + | |
- | Их хорошо принимали и в других государствах Италии, в том числе и в Папской области. Евреи Папской области, не хотевшие принимать изгнанников из Испании, получили строгий выговор от папы Александра VI (Борджиа).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13523 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"]</ref> Он приказал устроить временный лагерь для испанских евреев около Рима.
| + | |
- | | + | |
- | При всём том интеллектуальная деятельность итальянских евреев была весьма интенсивной.
| + | |
- | Один из наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей того времени [[Калонимус бен Шабтай]] из Рима (XI в.), впоследствии переселился в Германию и стал одним из руководителей ашкеназской общины.
| + | |
- |
| + | |
- | В первой половине XII в. окончательно оформился молитвенный ритуал итальянских евреев, так называемый '''минхаг роми''' (римский уклад), который восходил к традиции Страны Израиля и был принят в большинстве общин Италии. '''Еврейско-итальянский язык''', вошедший в употребление в Южной и Центральной Италии в период раннего средневековья, в XIV-XVI вв. распространился среди евреев всей Италии.
| + | |
- | | + | |
- | По инициативе римской общины был сделан перевод на иврит арабских Комментариев [[Маймонид]]а к [[Мишна|Мишне]]. Последствия этого для итальянских евреев видны в их любви к свободе мысли и их уважение к литературе, а также в их приверженности к буквальному пониманию библейских текстов и их несогласию с фанатичными [[Каббала|каббалистами]] и мистическими теориями.
| + | |
- | | + | |
- | Среди приверженцев этих теорий был великий поэт и комментатор [[ТАНАХ]]а '''[[Иммануэль Римский|Иммануэль бен Соломон из Рима]]''', знаменитый друг Данте.
| + | |
- | | + | |
- | == На Мальте ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин Мальты и Гоцо в XI - XV веках}}
| + | |
- | В 1091–1302 гг. Мальта принадлежала Сицилийскому королевству, ставшему в 1282 году испанскими владениями.
| + | |
- | | + | |
- | В 1240 году, согласно докладу аббата Гильберта для императора Фридриха II, на острове Мальта было 25 еврейских семей, а Гоцо 8 еврейских семей. Это дает в общей сложности '''около 250 евреев'''.
| + | |
- | | + | |
- | В 1370 году, новый епископ обязал евреев носить "Алый знак" на своей одежде, и все еврейские мужчины должны были оставаться небритыми, чтобы отличить их от католиков.
| + | |
- | | + | |
- | С 1397 г. общину Мальты возглавлял совет с равным числом представителей богатых и малоимущих семей.
| + | |
- | | + | |
- | Король Мартин I симпатизировал евреям, даже пытался выкупать бедных евреев из арабского плена. В 1400 году он помиловал всех евреев на островах и приказал епископу и его инквизитору не вмешиваться в дела евреев на Мальте и Гоцо. При нём евреи достигли благосостояния.
| + | |
- | В 1403 году они были в состоянии одолжить вице-королю 30 унций золота для оснащения новой военной галеры.
| + | |
- | | + | |
- | В том же году (1435) Universita (организация мальтийских горожан) потребовала отмены налога на евреев. Это сильно улучшило отношения между еврейской общиной и мальтийцами.
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку острова были зависимости от короны Арагона, евреи (около 500 человек) были официально изгнаны с них в 1492 году, а их имущество конфисковано. Многие из них бежали в Италию и страны Северной Африки.
| + | |
- | | + | |
- | До сих пор на Мальте и Гоцо сохранилось множество еврейских топонимов.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12596&query=%CC%C0%CB%DC%D2%C0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мальта" на основании КЕЭ, том 5, кол. 67–68]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Malta.html "Malta" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
| + | |
- | * [http://www.jewish-world.org.il/ Virtual Jewish World]
| + | |
- | | + | |
- | Литература
| + | |
- | | + | |
- | * Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
| + | |
- | * Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
| + | |
- | * Encyclopedia Judaica. 1995
| + | |
- | * * Abraham J. Karp, From the Ends of the Earth: Judaic Treasures of the Library of Congress, (DC: Library of Congress, 1991).
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |