|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Исторические исследования Хазарского каганата]] |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =21.06.2011
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | Исследования истории хазар начались с изучения письменных источников ещё на заре исторической науки - в XVII - XVIII веках. Корпус письменных источников был существенно пополнен в XX веке в результате поиска в арабских источниках и открытия материалов [[Каирская гениза|Каирской генизы]].
| + | |
- | | + | |
- | Все традиционные представления об этапах иудаизации хазар основаны на толковании письменных источников (причём лишь одной версии, признанной канонической). На самом деле неизвестны даты жизни [[Овадия (хазарский царь)|царя Овадии]] и содержание его реформ.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005, стр, 43</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Лингвистические исследования внесли свою долю в научные знания о происхождении хазар. К сожалению, возникшее в последние годы увлечение [http://www.polit.ru/article/2010/07/01/zalizniak/ любительской лингвистикой] затронуло и хазарскую тематику. Множество работ, трактующих письменные памятники хазар чисто эвристически, игнорируя общепринятые методы лингвистической науки, способствуют возникновению путаницы в общественном сознании.
| + | |
- | | + | |
- | С конца XIX века археологические раскопки играют всё большую роль в исследованиях истории Хазарского царства. Раскопки [[Саркел]]а на месте затопления Цимлянского водохранилища в 1950-х годах дали решающий материал для хазарских исследований. С тех пор археологические данные регулярно пополняются. В начале XXI века археологам удалось найти столицу Хазарского царства [[Итиль (город)|Итиль]].
| + | |
- | | + | |
- | Идеологическое влияние на исследование хазарской истории всегда было сильным и оказывало негативное влияние на качество результатов. Спекуляции на материале хазарской истории всегда преследовали какие-либо политико-идеологические цели. В последнее время они свелись в основном к обслуживанию антисемитской пропаганды. См., например, [[Занд, Шломо и книга "Кто и как изобрел еврейский народ"]].
| + | |
- | | + | |
- | == Основные источники ==
| + | |
- | История хазар отражена в различных письменных источниках, большая часть из которых оставлена соседними с хазарами народами, имевшими устойчивую письменную традицию.
| + | |
- | | + | |
- | С конца XIX века всё больше информации стало поступать в результате археологических исследований.
| + | |
- | | + | |
- | === Письменные источники ===
| + | |
- | {{main|Письменные источники сведений по истории Хазарского каганата}}
| + | |
- | | + | |
- | Освещение хазарской истории не является равномерным.
| + | |
- | Источники IV-VI вв. хазар практически не знают, так как те в это время находились в тени более могущественных народов.
| + | |
- | | + | |
- | В более поздних хрониках, сведения о хазарах применительно к данной эпохе есть, но они зачастую анахроничны. В период VII-VIII вв., когда хазарская держава находилась на пике могущества, преобладают сведения, связанные с хазарскими завоеваниями. Многие из этих данных были записаны позднее, не ранее сер. IX века. Во 2-й пол. IX в. с формированием арабской географической науки появились описания внутреннего устройства Хазарии.
| + | |
- | | + | |
- | Самым информативным в источниковедческом плане является X век.
| + | |
- | | + | |
- | Источники, оставленные собственно хазарами - т. н. [[Еврейско-хазарская переписка]]. Она включает в себя два письма на [[иврит]]е, из которых одно написано хазарским царём Иосифом (ок.961), а другое его подданным — анонимным евреем (ок. 949). В обоих документах приводятся сведения о происхождении хазар, обстоятельствах принятия ими иудаизма, правящих царях и их деятельности, а также географии Хазарии.
| + | |
- | [[Файл:Signature Kiev letter.gif|thumb|Руническая надпись в [[Киевское письмо|письме еврейской общины Киева, X век]] ]]
| + | |
- | Недавно был открыт ещё один источник еврейско-хазарского происхождения — автограф [[Киевское письмо|рекомендательного письма]] из иудейской общины Киева (X в.).
| + | |
- | | + | |
- | Самый большой и разнообразный массив сведений как в количественном, так и в качественном плане содержится в источниках из стран Халифата. Они представлены двумя жанровыми группами: историческими и географическими произведениями, которые отражают, соответственно, два рода контактов между Хазарией и исламским миром.
| + | |
- | | + | |
- | Греческие известия о хазарах относительно немногочисленны, поскольку византийская историография этого времени переживала состояние упадка. Византийцы сохранили наиболее чёткое определение момента возвышения хазар, которое они связывали с разгромом Великой Болгарии. Этот взгляд (подкреплённый хазарским преданием в письме Иосифа) перешёл в современную науку.
| + | |
- | | + | |
- | Сведениями о поздней Хазарии мы обязаны императору Константину Багрянородному. В 948—952 он написал трактат «Об управлении империей». Среди сообщений о Хазарии там есть подтверждение арабских данных об иудаизации хазар и двоевластии, уникальные свидетельства о построении Саркела, хазарско-венгерских, хазаро-печенежских и хазаро-аланских отношениях, а также едва ли не единственное упоминание о каких-то смутах в каганате (в связи с мятежом каваров).
| + | |
- | | + | |
- | Другой важный источник сведений представлен житийной литературой, герои которой, несмотря на специфику жанра, действуют в реальной политической обстановке.
| + | |
- | | + | |
- | Важное значение имеют источники на древнеармянском и древнегрузинском языках. Они отражают период VII—VIII вв., когда хазары, которых здесь называли «северными варварами», хозяйничали в Закавказье.
| + | |
- | | + | |
- | Считается, что первое бесспорно достоверное известие о хазарах содержится в сирийской хронике Псевдо Захария, 2-й пол. VI в. Событийная история хазар получила отражение в трудах поздних авторов Михаила Сирийского (XI в.) и [[Бар-Гебрей|Бар-Гебрея]] (XII в.).
| + | |
- | | + | |
- | Свидетельств о хазарах восточнославянского происхождения относительно немного. Это связано с тем, что древнерусское летописание началось после падения каганата. Основной источник — «Повесть временных лет», куда данные о хазарах попали, частично из византийской литературы, а в своей оригинальной части, вероятно, из устной традиции.
| + | |
- | | + | |
- | С точки зрения характеристики русско-хазарских отношений информация предельно лаконична, но она проливает важный свет на систему взаимоотношений хазар с зависимыми народами. А такие данные сами по себе очень редки. После 965 года, которым в летописи датируется разгром хазарского войска Святославом, упоминается посольство хазарских иудеев к Владимиру в 986 году, а затем хазары фигурируют только в связи с событиями в Тмутараканском княжестве.
| + | |
- | | + | |
- | Отдельные упоминания о хазарах имеются у еврейских авторов. Из современников — у еврейского путешественника [[Эльдад hа-Дани|Эльдада hа-Дани]] (2-я пол. IX в.) и в письмах главы вавилонской диаспоры — [[гаон]]а [[Саадия Гаон|Саадии]] (1-я пол. X в.), а также в итальянском хронографе [[Иосиф бен Горион|Иосиппон]] (Х в.).
| + | |
- | | + | |
- | Из поздних источников самым большим по объёму является книга [[Иеhуда Галеви|Иеhуды hа-Леви]] «[[Кузари]]», имеющая своим сюжетом религиозную полемику при обращении хазар. Галеви ссылается на хазарские летописи и называет точную дату хазарского обращения.
| + | |
- | | + | |
- | Произведения, созданные в христианской Европе, оригинальных известий о хазарах практически не содержат, но представляют определённый интерес с точки зрения подтверждения некоторых фактов и помогают понять, как сведения о хазарах распространялись во внешнем мире.
| + | |
- | | + | |
- | == Археологические данные ==
| + | |
- | [[Файл:Sarkel.jpg|thumb|left|250px|Место хазарской крепости [[Саркел]]. Фото раскопок под руководством [[Артамонов, Михаил Илларионович|М. И. Артамонова]] в 1930 г.]]
| + | |
- | {{see also|Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии}}
| + | |
- | До настоящего времени не существует общепринятых критериев для идентификации собственно хазарского этноса, а территория коренной Хазарии (особенно Нижнее Поволжье) обследована недостаточно. Памятники на основной территории каганата (Подонье, Приазовье, Крым) связываются, по господствующей точке зрения, с [[Салтово-маяцкая культура|салтово-маяцкой археологической культурой]]. Её носителями в лесостепной зоне было аланское население, а в степной тюркское.<ref>Археологи часто называют его ''«болгарским»'', имея в виду характерный бракихранный антропологический тип. См. ''Афанасьев Г. Е.'' Где же археологические свидетельства существования Хазарского каганата? // Российская археология 2001. — № 2. — С.43-55.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Исследования, начавшиеся в начале XX века, были продолжены в советское и постсоветское время и позволили обнаружить большое количество протогородских центров и укреплений. Из них с городами письменных источников достоверно отождествлены только [[Саркел]] — Левобережное Цимлянское городище (затоплено Цимлянским водохранилищем) и [[Таматарха]] — Таманское городище. Идентификация Беленджера и Семендера среди дагестанских городищ носит дискуссионный характер.
| + | |
- | | + | |
- | Что касается столицы [[Итиль (город)|Итиля]], то долгое время предполагалось, что он мог быть затоплен из-за изменения уровня Каспийского моря,<ref>[http://www.kulichki.com/~gumilev/articles/Article39.htm ''Гумилёв Л. Н.'' Хазария и Каспий // Вестник Ленинградского ун-та. — 1964. — N 6. вып. I. — С. 83-95.]</ref> однако к 2008 году у археологов появилось обоснование версии о нахождении [[Итиль (город)|Итиля]] на [[Самосдельское городище|Самосдельском городище]] в [[Астраханская область|Астраханской области]] на месте города времён Золотой Орды. Такая идентификация базируется на открытии городища домонгольских времён, единственного такого рода в Астраханской области. [[Планиграфия]] городища совпадает с тем, что известно о Итиле из письменных источников.<ref>[http://www.rian.ru/science/20080905/150990898.html Интервью агентства РИА Новости с руководителем раскопок на Самосдельском городище Э. Зиливинской, с.н.с. Института этнологии и антропологии РАН]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | К 2010 году стало ясно, что этот город - действительно [[Итиль]].
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Самосдельское городище|Итиль}}
| + | |
- | | + | |
- | К числу проблем хазарской археологии относится более тесная интеграция полевых данных с письменной историей.
| + | |
- | | + | |
- | === Результаты раскопок второй половины XX века ===
| + | |
- | Раскопки объектов, относящихся к Хазарскому каганату (прежде всего экспедиции под руководством [[Артамонов, Михаил Илларионович|М.И. Артамонова]] и [[Плетнёва, Светлана Александровна|С.А. Плетнёвой]]) позволили более или менее уверенно установить следующие факты.
| + | |
- | * Этнические хазары были меньшинством в возглавляемом ими племенном союзе, впоследствии ставшем государством. Погребения собственно хазар сконцентрированы у городов. Другие племена были как тюркского, так и другого происхождения (например, ''аланы'').
| + | |
- | * Завоевание морских портов было предпринято вследствии расцвета экономики и потребности в торговле.
| + | |
- | * Завоевание хазарами городов и областей не приводило к разорению и массовому изгнанию населения. На завоёванной территории Великой Болгарии (степях Тамани и Крыма) продолжали оставаться болгары, ведшие прежний образ жизни.
| + | |
- | * Города Дагестана, завоёванные арабами у хазар, опустели после этого. Население ушло в степи Донского бассейна, где занялось кочевым скотоводством.
| + | |
- | * Хазары захватили районы лесостепи на Днепре, населённые славянами, и создали там в VIII веке военные поселения из алан.
| + | |
- | * Следы самих хазар в левобережном степном Поднепровье исчезают после первой трети VIII века.<ref>Комар А.В. Исторические предпосылки возникновения легенды о полянской дани хазарам по археологическим данным. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 214</ref>
| + | |
- | * Принятие хазарами [[иудаизм]]а и проживание евреев в хазарских городах оставило слабый (или пока не полностью обнаруженный) след в археологических артефактах. Большинство раскопанных погребений этого периода - языческие. Редкие надгробья евреев в городах иногда несут тюркские знаки (''тамги''), что может означать, что там похоронены [[геры]] - тюрки. Впрочем, не очень ясно, какие материальные следы иудаизма следует искать и каковы шансы, что они сохранились.<ref>Флеров В.С., Флерова В.Е. Иудаизм в лесной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6</ref>
| + | |
- | * Нашествие русов в 960-х годах IX века сопровождалось разрушениями и пожарами, но города были немедленно восстановлены и жизнь в них продолжилась. Однако впоследствии они подверглись опустошительной агрессии ''печенегов'', а потом ''половцев (кипчаков)''. На окраинах государства хазарская культура существовала до конца XI века.<ref>С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Основные этапы исследований ==
| + | |
- | На истории о хазарах обращали внимание различные авторы в Средние века и в Новое время. Собственно научные исследования начались в XIX веке.
| + | |
- | | + | |
- | === Ранние исследования в России ===
| + | |
- | В 1830-х годах русский историк В.В. Григорьев собрал всё, что было к этому моменту известно по теме в книге "Россия и Азия". Также обобщающие монографии писали Д.И. Языков и П.В. Голубовский.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские учёные [[Бруцкус, Юлий Давидович|Ю.Д. Бруцкус]] и [[Барац, Герман Маркович|Г.М. Барац]], а также Н.А. Мещерский исследовали еврейское влияние на древнерусскую культуру, переданное через хазар.
| + | |
- | | + | |
- | В течение XIX были опубликованы и введены в научный обиход арабские и прочие исламские источники. Хазарской тематикой активно занимались [[Хвольсон, Даниил Авраамович|Д.А. Хвольсон]] и [[Гаркави А.Я.|А.Я Гаркави]], участвуя в дискуссиях с караимским учёным [[Фиркович, Авраам Самуилович|А.С. Фирковичем]], который собрал ценную коллекцию исторических артефактов и документов по теме.
| + | |
- | | + | |
- | === Исследования в Венгрии ===
| + | |
- | В начале XX века венгерские лингвисты - тюркологи по ходу исследований ранней венгерской истории начали углублённо обрабатывать доступные им материалы по хазарскому языку. К этому времени было известно, что часть хазар (''кабары'') стали частью венгерского народа и внесли свой вклад и в формирование венгерского языка.
| + | |
- | | + | |
- | Основной вывод этих исследований: хазары говорили на ''булгарском'' языке (как и булгары - тюркский народ, побеждённый хазарами).<ref>Не путать с ''болгарским'' - языком славянской группы.</ref> Этот язык в некоторых источниках называется ''огурским''. Его отдалённым потомком является современный ''чувашский''. Оппоненты этой точки зрения считают, что хазары говорили на одном из вариантов стандартного тюркского языка.
| + | |
- | | + | |
- | Вопрос о присхождении этнонима "хазар" находится в центре острых дискуссий, где нет ничего похожего на общепринятую точку зрения.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005, стр. 31</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Исследования в двадцатом веке ===
| + | |
- | В 1932 году П.К. Коковцев опубликовал полностью [[Еврейско-хазарская переписка|еврейско-хазарскую переписку]], до того известную лишь во фрагментах, и подробно доказал её подлинность.
| + | |
- | | + | |
- | В 20-30-е годы российские и украинские учёные, работая как в СССР, так и в эмиграции, вводили в научный оборот средневековые источники по хазарской истории. Эта работа продолжилась и после [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] с участием учёных из стран Восточной европы.
| + | |
- | | + | |
- | Раскопки под руководством [[Артамонов, Михаил Илларионович|М.И. Артамонова]] в 30-х годах дали новый старт исследованиям истории хазар. До конца двадцатого века Артамонов и его ученица [[Плетнёва, Светлана Александровна|С.А. Плетнёва]] стали ведущими специалистами этой тематике.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя антсемитская кампания в СССР конца 1940-х - начала 1950-х годов мешала публикации результатов исследований, экспедиция в [[Саркел]]е 1949-1951 гг. дала много ценного материала, впоследствии обработанного и опубликованного [[Артамонов, Михаил Илларионович|М.И. Артамоновым]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1967 [[Плетнёва, Светлана Александровна|С.А. Плетнёва]] выпустила свою книгу "От кочевий к городам". В ней она сформулировала свою теорию трёх стадий кочевого общества:
| + | |
- | * постоянное кочевье;
| + | |
- | * кочевье с остановкой на зиму в постоянном месте;
| + | |
- | * переход части общества к оседлой жизни.
| + | |
- | | + | |
- | По её мнению, хазары прошли все три стадии.
| + | |
- | | + | |
- | С 1970-х годов стали накапливаться результаты археологических исследований и текстологических изысканий как с СССР, так и в свободном мире. Появились обобщающие работы польских и западных учёных.
| + | |
- | | + | |
- | В 1978 появилась статья [[Прицак, Омельян|Омельяна Прицака]] об обращении хазар в иудаизм. Он считает, что идеяперехода в монотеистическую религию была заимствована хазарами от [[Раданиты|раданитов]]; на рубеже VIII-IX веков бек принял [[иудаизм]], а после гражданской войны (восстания кабаров) заставил принять иудаизм и царя.
| + | |
- | | + | |
- | В 1980 году [[Голден, Питер|Питер Голден]] издал книгу "Хазарские исследования". Он считает, что хазары были тюрками, и структура их каганата унаследована от его предшественника - Западно-Тюркского каганата. Он отмечает также, что двоевластие сакрального и светского правителя было в тот период распространено у многих народов, а не пришло вместе с [[иудаизм]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | В 1982 году [[Голб, Норман|Норман Голб]] и [[Прицак, Омельян|Омельян Прицак]] выпустили книгу "Хазарско-еврейские документы X века". В ней заново изданы некоторые уже известные к тому времени документы, а также впервые опубликовано [[Киевское письмо]]. Выводы из рассмотренного материала вызвали оживлённую дискуссию.
| + | |
- | | + | |
- | В работах Т.С. Нунана рассматриваются вопросы экономики Хазарского каганата на основе анализа нумизматического материала. Он пришёл к выводу, что хазары и их соседи были средним звеном в торговой цепочек между Волго-Уральским регионом и Ираном, и в результате возникла торговая империя, привлекшая и шведов (русов).
| + | |
- | | + | |
- | Общей тенденцией публикаций конца XX века являются попытки привязать к хазарской истории новые пласты данных, найденных в письменных источниках или при анализе археологического материала. К этим попыткам следует относиться с большой осторожностью, так как большинство из них основаны на предположениях.
| + | |
- | | + | |
- | == Идеологические влияния в хазарских исследованиях ==
| + | |
- | Ещё на заре научного хазароведения его постарались привязать к политическим интересам текущего момента.
| + | |
- |
| + | |
- | Хазарская тема сразу же попала в фокус идеологических дискуссий того времени (славянофилы против западников, сторонники реформ против абсолютистов). В хазарском влиянии искали истоки русской государственной модели.
| + | |
- | | + | |
- | Историки С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский рассматривали русскую историю как борьбу Леса против Степи, то есть культурных оседлых земледельцев против диких кочевых скотоводов. При этом славянам приписывалась роль защитников Европы. Это была господствущая идеология, которой придерживались крупнейшие российские обществоведы того времени (Милюков, Плеханов и т.д.).<ref>Эта же идеологическая (и антиисторическая) модель выражена в "Скифах" А. Блока. - Л.Гроервейдл</ref> Тем не менее, Ключевский заметил, что "хазарское иго" положительно повлияло на экономическое развитие славян, открыв им доступ к черноморским и каспийским рынкам.
| + | |
- | | + | |
- | Основатель современной украинской исторической науки М. Грушевский вообще рассматривал именно хазар как щит Европы (и славян) от азиатских орд. Эту точку зрения разделял Г.В. Вернадский (сын академика В.И. Вернадского). В дальнейшем этот взгляд стал характерным для ''евро-азиатской школы'' историков.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время продолжает существовать точка зрения на кочевников как на враждебную разрушительную силу и соответствующая трактовка роли хазар в истории Восточной Европы.
| + | |
- | | + | |
- | Во время возвращения государственного антисемитизма и русского шовинизма в политику СССР под удар попал прежде всего ведущий археолог-хазаровед [[Артамонов, Михаил Илларионович|М.И. Артамонов]]. Публикации по теме подверглись цензуре и были сокращены до минимума. Коммунистические идеологи во главе с академиком Рыбаковым внедряли представления о хазарском государстве как о маленьком вредном соседе Руси.
| + | |
- | | + | |
- | Примерно такая же обстановка в странах Восточной европы способствовала нежеланию учёных заниматься историей хазар. Венгерские учёные сосредоточились на лингвистических исследованиях, поскольку туда не проникали официальные идеологи.<ref>Рона-Таш Андраш. Хазары и мадьяры. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005; стр. 121</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В официальной советской историографии роль Хазарии сводилась по преимуществу к торможению исключительно прогрессивных процессов развития Русского государства.<ref>Петрухин В.Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005. Стр. 69</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Для маскировки, а возможно, и попав под влияние господствовавшей идеологии, даже крупнейшие учёные ([[Артамонов, Михаил Илларионович|Артамонов]], [[Плетнёва, Светлана Александровна|Плетнёва]]) вставляли в свои труды отрицательные пассажи в адрес хазарской державы по поводам, не дававшим для этого реальных оснований. Так, Артамонов характеризовал принятие хазарами иудаизма как "роковой шаг".<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6. Стр. 43</ref>
| + | |
- | | + | |
- | По мере развития [[антисемитизм]]а в официальной советской идеологии отдельным авторам позволялось развивать немарксистские идеи досоветских времён, в том числе протонацистские, мистические. Самым известным из таких авторов являлся Л.Н. Гумилёв, начинавший как историк и развивавший идею о желательности для России общественной модели кочевых скотоводов. В последних книгах этого автора уже не было попытки выдержать формат, обязательный для научных трудов, и антисемитские идеологемы подавались в чистом виде.<ref>Флеров В.С., Флерова В.Е. Иудаизм в лесной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 202</ref>
| + | |
- | | + | |
- | После краха коммунистических режимов в России и стрвнах Восточной Европы идеология [[антисемитизм]]а там никуда не делась. Продолжают выходить публикации, трактующие историю Хазарского каганата с позиций великорусского (или украинского) шовинизма. Сторонники архаических систем организации общества обвиняют хазар в насаждении товарно-денежных отношений вместо натурального хозяйства. Многие такие критики списывают на хазар, или конкретно на евреев работорговлю, процветавшую во всей Евразии в раннем средневековье.
| + | |
- | | + | |
- | В этих странах процветает изготовление литературных произведений, изображающих хазар и евреев среди них (или около них) в непотребном виде, угодном авторам.<ref>Шнирельман В.А. «Свирепые хазары» и российские писатели: история взаимоотношений (заметки о «народном хазароведении»). В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 288-309</ref>
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Хазарско-еврейская тема в художественной литературе}}
| + | |
- | | + | |
- | В то же время появляются работы, преувеличивающие роль евреев и иудаизма в истории Хазарского каганата. Они опираются на "документ Шехтера", не учитывая всего прочего массива накопленных наукой фактов. Как и всякие идеологизированные выступления, они не способствуют увеличению знаний по исследуемой проблеме.<ref>Михеев В.К., Тортика А.А. Евреи и иудаизм в Хазарском каганате: к вопросу о формулировке современной научной концепции хазарской истории. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6. Стр. 178-179</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Наукообразные и антинаучно-популярные труды на хазарскую тематику ==
| + | |
- | Кажущаяся доступность сведений о хазарах порождает книги, написанные без соблюдения общепринятых в научной литературе правил и ограничений. Часто они обслуживают предвзятую точку зрения, когда автору не нравятся евреи или, наоборот, он пытается приписать евреям все исторические достижения и преувеличить их значение везде и всегда.
| + | |
- | | + | |
- | Таковы, например, труды [[Кёстлер, Артур|Артура Кёстлера]] и Бориса Альтшулера.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
| + | |
- | </ref>
| + | |
- | | + | |
- | Глава [[караим]]ов [[Фиркович, Авраам|Авраам Фиркович]], желая вывести свою общину из-под антисемитских российских законов, старался доказать происхождение [[караим]]ов Крыма от хазар, а не от древних евреев. Он дошёл до сознательных фальсификаций, чем сильно затруднил учёным пользование материалами своей коллекции.
| + | |
- | | + | |
- | В современную эпоху многие российские и украинские беллетристы, настроенные националистически и антисемитски (например, В. Кожинов), выпускают тексты о вреде "хазарского ига". Как правило, они снабжены произвольными ссылками на исторических персонажей и события.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6
| + | |
- | * Альтшулер Б. Последняя тайна России. Пер. С. Маркин, С. Буланин, М., 1996
| + | |
- | * ''[[Артамонов, Михаил Илларионович|Артамонов М. И.]]'' История хазар. — Л.,1962. 2-е Изд. СПб.,2001. ISBN 5-8114-0377-1
| + | |
- | * Е. Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006
| + | |
- | * ''Голб Н., [[Прицак, Омельян|Прицак О.]]'' [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chaz_evr_dok_X/index.htm Хазарско-еврейские документы X в. — М.-Иерусалим, 2000.] ISBN 5-93273-126-5
| + | |
- | * В.В. Григорьев. Россия и Азия. СПб., 1876
| + | |
- | * Заходер Б. Н. [http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0100.htm Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье] — М.,1962
| + | |
- | * ''[[Кёстлер, Артур]]'' [http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие]. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X [http://biblebelievers.org.au/13trindx.htm Английский текст (A. Koestler. The Thirteenth Tribe. The Khazar Empire and its Heritage. London. 1976)]
| + | |
- | * [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/x.htm Коковцов П. К.'' Еврейско-хазарская переписка X века.] — Л.,1932.
| + | |
- | * ''Магомедов М. Г.''Образование Хазарского каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным. — М.,1983.
| + | |
- | * [http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/red.htm ''Минорский В. Ф.'' История Ширвана и Дербента]. — М.,1963.
| + | |
- | * [http://history.tuad.nsk.ru/Author/Russ/N/NovoselcevAP/haz/index.html ''Новосельцев А. П.'' Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа]. — М.,1990.
| + | |
- | * ''[[Плетнёва, Светлана Александровна|Плетнева С. А.]] [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm «Хазары». — М.,1976]''
| + | |
- | * ''Brook K.A.'' The Jews of Khazaria. 1st edition. — Northvale, NJ: Jason Aronson, 1999.
| + | |
- | * ''Dunlop D. M.'' The History of the Jewish Khazars. — Princeton, 1954.
| + | |
- | * ''Golden P. B.'' Khazar Studies: A Historic-philological Inquiry into the Origins of the Khazares. Budapest, 1980. V. 1-2.
| + | |
- | * ''Ludwig D.'' Struktur und gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der schriftlichen Quellen. — Berlin, 1982.
| + | |
- | * ''Poliak A. N.'' Kazariyaah. Toldot mamlakha yehudit be-Eiropa (Khazaria. The History of a Jewish Kingdom in Europe) (in Hebrew) — Tel Aviv 1944.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14401|Хазария}}
| + | |
- | * Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00085/79800.htm?text=Хазарский_каганат Хазарский каганат] в [[БСЭ]]
| + | |
- | * Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/cb/1011446.htm?text=Хазарский_каганат Хазарский каганат] в энциклопедии [[Кругосвет]]
| + | |
- | * [http://www.khazaria.com/ Хазарский информационный центр Кевина А. Брука]
| + | |
- | * [http://www.kulichki.com/~gumilev/Rest/rest0600.htm Библиография]
| + | |
- | * [http://www.donnu.edu.ua/hist/archgroup/ru/steppes4/ Степи Европы в эпоху Средневековья Том-4]
| + | |
- | * [http://www.hagahan.narod.ru Хронология хазар и соседних народов]
| + | |
- | * [http://gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html Работы о Хазарии Л. Н. Гумилёва].
| + | |
- | * [http://base.ijc.ru/basesite/site.aspx?SECTIONID=215832&IID=215836 Интервью В. Я. Петрухина о хазарах]
| + | |
- | * [http://khorezm.land.ru/russian/kalandas.htm С. П. Толстов Новогодний праздник каландас у хорезмийских христиан]
| + | |
- | * [http://khazar.ru/glossary/view/hh-2.html Хазарский информограф. Сайт об истории хазар]
| + | |
- | * [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F М. В. Талашов Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность.]
| + | |
- | * [http://archaeology.kiev.ua/journal/020300/komar_sukhobokov.htm А. В. Комар, О. В. Сухобоков, Вооружение и военное дело Хазарского каганата]
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Хазары]]
| + | |
- | * [[Хазарский язык]]
| + | |
- | * [[Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии]]
| + | |
- | * [[Pax Chazarica]]
| + | |
- | * [[Хазары в художественной литературе]]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания|2|height=200}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Хазары]]
| + | |
- | [[Категория:Исторические государства]]
| + | |
- | [[Категория:Иудейские государства]]
| + | |