Заповедь «hакhель» («Всесобрание»)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(См. также)
 
Строка 1: Строка 1:
-
'''Заповедь «hакhель»''' (הקהל , "Всесобрание", производное от קהל - "все общество") – повеление Торы собирать все общество, весь Народ Израиля, мужчин, женщин и детей, на исходе Седьмого Года (Года Шмиты) в Храме. Царь должен прочесть перед ними главы из Книги Дварим (Второзаконие).
+
#redirect [[:ej:Заповедь «hакhель» («Всесобрание»)]]
-
 
+
-
«hакhель» проводился в Иерусалимском Храме в периоды Первого и Второго Храма. Затем, после разрушения Второго Храма, эта традиция была прервана. В в наши дни в Израиле и в диаспоре начали организовывать церемонии «память hакhель».
+
-
 
+
-
 
+
-
== Смысл заповеди ==
+
-
 
+
-
Комментаторы выделяют несколько смыслов этой заповеди:
+
-
# побудить народ к исполнению заповедей и укрепить в их сердце религиозное сознание и стремление к осуществлению заветов Торы по зову собственной души.
+
-
# оградить власть царя, напомнить ему, что он не всесильный самодержец, а "конституционный монарх", один из "Божьего народа", общины, живущей по законам Всевышнего, и он тоже подчиняется Конституции этого народа, Торе. Поэтому царь перед всем народом читает отрывки из Торы, среди которых - предупреждения царю, чтобы не злоупотреблял властью.
+
-
# «hакhель» воссоздаёт обстановку Дарования Торы. Оно должно проводиться именно в Храме, т.к. Храм - это место присутствия Всевышнего, продолжающегося с Синая. Все участники "Всесобрания" обязаны быть ритуально чистыми, как в день дарования Торы. И кроме того, в отличие от остальных Праздников Паломничества, на Всесобрание обязаны придти не только мужчины, но и женщины и дети, как это было при дарования Торы на Синае <ref>Подробнее см. [http://mesto.org.il/2010-10-10-07-00-44/section-table/69--4 в статье Э. Рейзера]</ref>.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
 
+
-
=== В Торе ===
+
-
 
+
-
После того, как Моше написал Книгу Торы и передал его главам общин, он заповедал им читать ее всему народу в каждый праздник Суккот в конце каждого седьмого года, чтобы они услышали, изучили и вострепетали.
+
-
 
+
-
הַקְהֵל אֶת-הָעָם, הָאֲנָשִׁים וְהַנָּשִׁים וְהַטַּף, וְגֵרְךָ, אֲשֶׁר בִּשְׁעָרֶיךָ--לְמַעַן יִשְׁמְעוּ וּלְמַעַן יִלְמְדוּ, וְיָרְאוּ אֶת-יְדוָד אֱלֹהֵיכֶם, וְשָׁמְרוּ לַעֲשׂוֹת, אֶת-כָּל-דִּבְרֵי הַתּוֹרָה הַזֹּאת.
+
-
 
+
-
"Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца твоего, который во вратах твоих, дабы слушали они и дабы учились, и будут бояться Господа, Бога вашего, и строго исполнять все слова Учения этого". (Дварим/Второзаконие, 31:12)
+
-
 
+
-
=== В Мишне ===
+
-
 
+
-
Согласно Мишне, церемония проходила в первый день Холь hа-Моэд Суккот, на следующий день после вступительных празднеств, при стечении всех прибывших в Иерусалим паломников.
+
-
 
+
-
Трубы звучали на улицах Иерусалима и большая деревянная сцена устанавливалась в Женском (Внешнем) Дворе Храма (ивр. עזרת הנשים). На ней воссядет царь в окружении всей своей свиты. "Хазан кнессета (=Общества,глава службы)" передаст Свиток Торы "Главе кнессета" (Руководителю общества), затем тот передаст его заместителю Первосвященника, он, в свою очередь, передаст его Первосвященнику, который представит Свиток Торы царю. Согласно "Сефер hа-Хинух" царь должен принять Свиток Торы стоя, но затем он имеет право сесть.
+
-
 
+
-
Далее царь громко (вслух) читает (декламируя) Тору. Весь остальной Народ Израиля обязан слушать чтение Торы стоя.
+
-
 
+
-
Царь начинал чтение Торы с тех же благословений, которые произносятся при Восхождении к Торе ("[[Алия ле-Тора]]") и сегодня.
+
-
 
+
-
Читаются следующие разделы из Книги Дварим/Второзаконие:
+
-
# От начала до "Шма Исраэль" (6:4)
+
-
# Вторая часть "Шма" (11:13–21)
+
-
# "Отделяй десятину" (14:22–27)
+
-
# "Когда завершишь отделять все десятины" (26:12–15)
+
-
# Раздел о назначении царя (17:14–20)
+
-
# Благословения и проклятия (28:1–69)
+
-
 
+
-
Дети также должны исполнять заповедь «hакhель». Рабби Элиэзер бен Азария сказал: "Мужчины должны прийти, чтобы учиться, женщины – чтобы слушать. Зачем приходят дети? Чтобы наградить тех, кто привел их". ("Хагига", 3а)
+
-
 
+
-
 
+
-
== Возрождение заповеди «hакhель» в наше время ==
+
-
 
+
-
=== В Израиле ===
+
-
 
+
-
Идея возрождения заповеди «hакhель» в наши дни впервые предложил р. [[Э.Д.Рабинович-Теомим]] ("Адерет"), опубликовавший (в конце 19 в.) брошюру "Память о Храме" ("Зехер ла-Микдаш", זכר למקדש).
+
-
 
+
-
Когда рабби Шмуэль Салант был главным раввином Иерусалима, он собирал всех учеников Талмуд Торы возле Котеля в первый день Холь hа-Моэд Суккот и читал им те самые отрывки из Торы, которые царь читал на церемонии «hакhель» в древности.
+
-
+
-
Первая официальная церемония «hакhель» в современном Израиле прошла в Холь hа-Моэд Суккот 1945 года (в год, следующий за Годом Шмиты). Особая служба была проведена в синагоге Йешурун, после чего многочисленная процессия двинулась к Западной Стене, где были прочитаны соответствующие отрывки из Торы. <ref>[http://www.lookstein.org/articles/hakhel.htm Заповедь «hакhель». Автор рабби Джей Гольдминц. Редактор д-р Моше Соколов]</ref>.  Подобные церемонии устраивались также официально каждые семь лет, кроме одного раза, когда в 1973 году она не состоялась по причине Войны Судного Дня. Инициатором данного мероприятия был рав Шмуэль Занвиль Кахане, генеральный директор Министерства Религий.
+
-
 
+
-
В 1952 году Министерство планировало проведение грандиозного торжества с участием порядка 20 тысяч человек, перед которыми президент Государства Израиль должен был прочесть Книгу Дварим <ref>[http://jpress.org.il/Default/Scripting/ArticleWin.asp?From=Archive&Skin=TAUHe&BaseHref=DAV/1952/06/18&EntityId=Ar00429&ViewMode=HTML  Возрождение древней традиции. "Давар" , 18 июня 1952 года]</ref> , однако пришло гораздо меньше людей, и президент не принял участие в мероприятии. <ref>[http://jpress.org.il/Default/Scripting/ArticleWin.asp?From=Archive&Skin=TAUHe&BaseHref=DAV/1952/10/07&EntityId=Ar00416&ViewMode=HTML Празднование "Зехер hакhель" в Иерусалиме. "Давар", 7 октября 1952 года]</ref>
+
-
+
-
Самая многочисленная церемония состоялась в Холь hа-Моэд Суккот в 1987 году по инициативе профессора Гилеля Вайса. Она прошла на площади перед Котелем (Западной Стеной). Президент Государства Израиль Хаим Герцог читал Тору.
+
-
 
+
-
В 1994 году вместо президента Эзера Вайцмана чтение провел рав Исраэль-Меир Лау, находившийся тогда в должности Главного Раввина Израиля <ref>[http://www.biu.ac.il/JH/Parasha/eng/haazinu/zol.html Центр Изучения Недельной Главы Торы Бар-Иланского Университета. hа'азину – Шаббат Шува 5764 / октябрь 2003 года]</ref>.
+
-
 
+
-
В 2001 году церемонию у Котеля провел президент Государства Израиль Моше Кацав <ref>[http://www.jewishfederations.org/page.aspx?id=18388 Церемония "hакhель" прошла 4 октября в Иерусалиме]</ref>.
+
-
 
+
-
=== В Диаспоре ===
+
-
 
+
-
в 1874 году в праздник Симхат Тора в Бухаресте Раввин д-р Меир Мориц Бек организовал церемонию конфирмации для девочек и назвал ее "Мицват hакhель" <ref>[http://jpress.org.il/Default/Scripting/ArticleWin.asp?From=Archive&Skin=TAUHe&BaseHref=HZF/1874/10/28&EntityId=Ar00401&ViewMode=HTMLЯаков Хаим Лу Карн из Львова. Бухарест: «Мицват hакhель»  вместо конфирмации. "hа-Цфира", 28 октября 1874 года]</ref>.
+
-
 
+
-
Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон призывал возобновить и укрепить традицию проведения церемоний «заповеди hакhель» на индивидуальном уровне - для каждого отдельного человека в своей семье и в своем окружении , в своих домах и в синагогах (а не обязательно в многолюдном обществе в  Иерусалиме). Согласно этому подходу, смысл заповеди – не в ее государственном характере (многолюдная церемония, чтения Торы царем и т.д.), а укрепление частного человека в принятии на себя бремени исполнения заповедей, изучения Торы и предоставления цдаки, и  таким путем сама заповедь будет достоянием всех поколений евреев, даже после разрушения Храма.  Дополнительное его новшество состоит в том, что эта заповедь не ограничивается только Праздником Суккот, а и весь последующий год, Год Шмиты, называется «Годом hакhель» («Шнат hакhель»), по примеру Юбилейного Года. Вследствие такого подхода Любавический Ребе утверждал, не имеет смысла проводить «память о hакhель» на государственном уровне в Израиле, потому что при этом, по его мнению, теряется главное в духе этой заповеди, а именно – пробуждение трепета перед Небесами в сердце каждого человека <ref>см. Gather Together. http://www.jewish-holiday.com/hakhelpeople.html</ref>.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
 
+
-
* [http://www.daat.ac.il/daat/toshba/halacha/hakhel-2.htm «hакhель»  Источники и дидактические материалы для преподавателя. Министерство Просвещения. Отдел религиозного образования. Часть Вторая. 1979 год].
+
-
* [http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,817136,00.html Time Magazine отчет о праздновании Hakhel в Израиле в октябре 1952 года]
+
-
* [http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/742767/jewish/Hakhel.htm Празднование «hакhель» в общинах Хабада в 5769  (2008-2009) году]
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
 
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Hakhel Статья в Англовики]
+
-
* [http://he.wikipedia.org/wiki/הקהל_(מצווה) Статья в Ивритовики]
+
-
 
+
-
== Сноски ==
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
[[Категория:Иерусалимский Xрам]]
+
-
[[Категория:Заповеди]]
+

Текущая версия на 21:34, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Заповедь «hакhель» («Всесобрание»)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация