Жакоб, Макс
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Arielybot (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Фoтo» на «Фото») |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
(8 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
- | + | | АВТОР1 = | |
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
[[Файл:Modigliani, Amedeo (1884-1920) - Ritratto di Max Jacob (1876-1944).jpg|thumb|right|210px|Портрет работы [[Модильяни]].]] | [[Файл:Modigliani, Amedeo (1884-1920) - Ritratto di Max Jacob (1876-1944).jpg|thumb|right|210px|Портрет работы [[Модильяни]].]] | ||
- | '''Макс Жако́б''' ({{lang-fr|Max Jacob}}, [[12 июля]] [[1876]], [[Кемпер]], [[Финистер]] — [[5 марта]] [[1944]], лагерь [[Дранси]], [[Сена-Сен-Дени]]) — французский поэт и художник. | + | '''Макс Жако́б''' ({{lang-fr|Max Jacob}}, [[12 июля]] [[1876]], [[Кемпер]], [[Финистер]] — [[5 марта]] [[1944]], лагерь [[Дранси]], [[Сена-Сен-Дени]]) — французский поэт, писатель и художник. |
== Биография == | == Биография == | ||
Строка 13: | Строка 24: | ||
== Творчество == | == Творчество == | ||
- | Начинал с книг для детей («История короля | + | Начинал с книг для детей («История короля Кабула и крошка Говен», [[1903]]), «Солнечный великан» (1904). Неоднократно обращался к [[Бретань|бретонскому]] фольклору. Поэзия Жакоба, полная гротеска и словесного розыгрыша, близка к [[кубизм]]у и [[сюрреализм]]у. Сблизившись с кружком парижских поэтов и художников, в который входили Г. Аполлинер, П. Пикассо и Ж. Брак, выступал как один из вдохновителей кубизма в живописи, приемы которого стремился перенести в поэзию. В сборнике «Стакан костяшек» (1909) Жакоб провидел «безмерно свирепую и коричневую» германскую смерть. Под влиянием мистических настроений перешел в католичество (1915); крестным отцом Жакоба был Пикассо. С 1921 г. несколько раз удалялся на разное время в монастыри. Продолжая считать себя [[Еврей|евреем]], Жакоб остро переживал конфликт между еврейством и [[Христианство|христианством]]. |
+ | |||
+ | Восставая против условностей и предрассудков, Жакоб избрал своим любимым приемом поэтическую иронию. В его книге «Поэтическое искусство» (1922) утверждаются новаторские принципы в поэзии; стихам Жакоба присущи усложненность формы и религиозные мотивы («Центральная лаборатория», 1921; «Кающиеся в розовом трико», 1925, и др.). В романах Жакоба («Филибют или золотые часы», 1922, «Участок Бушабаль», 1923) и своеобразных по жанру произведениях, в которых сочетаются стихи и проза («Святой Маторель», 1909, «Оправдание Тартюфа», 1919), фантастика переплетается с гротескным изображением действительности. Творчество Жакоба оказало значительное влияние на эстетику сюрреализма. Подзаголовок его произведения «Оправдание Тартюфа»: «Экстазы, угрызения совести, видения, молитвы, стихи и размышления крещеного еврея». В концлагерь Жакоб был заключен нацистами как еврей, о чем писал в книге «Письма к Салакру» (1957, посмертно). Переводы стихов Жакоба на русский язык опубликованы в книге [[Лившиц, Бенедикт Константинович|Б. Лившица]] «От романтиков до сюрреалистов» (Л., 1934) и в антологии французской поэзии «Я пишу твое имя, Свобода» (М., 1968). | ||
== Признание == | == Признание == | ||
Строка 70: | Строка 83: | ||
* [http://www.artnet.com/artist/653983/max-jacob.html Жакоб-художник] | * [http://www.artnet.com/artist/653983/max-jacob.html Жакоб-художник] | ||
{{Commons | Category:Max_Jacob | Max_Jacob}} | {{Commons | Category:Max_Jacob | Max_Jacob}} | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Писатели по алфавиту]] |
+ | [[Категория:Художники по алфавиту]] | ||
[[bg:Макс Жакоб]] | [[bg:Макс Жакоб]] | ||
Строка 101: | Строка 107: | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|11558|ЖАКОБ Макс}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 21:56, 18 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Макс Жако́б (фр. Max Jacob, 12 июля 1876, Кемпер, Финистер — 5 марта 1944, лагерь Дранси, Сена-Сен-Дени) — французский поэт, писатель и художник.
Содержание |
Биография
Из семьи немецких евреев, в 1825 переселившихся из Саарбрюккена в Бретань. В 1890—1891 проходил курс лечения у Шарко. C 1897 жил в Париже, публиковался как художественный критик под псевдонимом Леон Давид. В 1898 подружился с Пикассо, в 1904 вошел в круг Аполлинера, познакомился с Модильяни, Браком, Дереном, Руссо и др.
В 1915 принял католицизм. В 1921—1928 и 1936—1944 жил в бенедиктинском монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар. 24 февраля 1944 был как еврей и гомосексуалист арестован гестапо, отправлен в тюрьму Орлеана, затем в лагерь Дранси, где через несколько дней умер от воспаления легких. Брат и сестра Жакоба погибли в нацистских концлагерях. В 1949 прах Макса Жакоба был перенесен на кладбище в Сен-Бенуа-сюр-Луар, в 1960 он официально причислен к поэтам, погибшим за Францию; его имя начертано на мемориальной доске павшим в 1939—1945 гг. писателям в парижском Пантеоне.
Творчество
Начинал с книг для детей («История короля Кабула и крошка Говен», 1903), «Солнечный великан» (1904). Неоднократно обращался к бретонскому фольклору. Поэзия Жакоба, полная гротеска и словесного розыгрыша, близка к кубизму и сюрреализму. Сблизившись с кружком парижских поэтов и художников, в который входили Г. Аполлинер, П. Пикассо и Ж. Брак, выступал как один из вдохновителей кубизма в живописи, приемы которого стремился перенести в поэзию. В сборнике «Стакан костяшек» (1909) Жакоб провидел «безмерно свирепую и коричневую» германскую смерть. Под влиянием мистических настроений перешел в католичество (1915); крестным отцом Жакоба был Пикассо. С 1921 г. несколько раз удалялся на разное время в монастыри. Продолжая считать себя евреем, Жакоб остро переживал конфликт между еврейством и христианством.
Восставая против условностей и предрассудков, Жакоб избрал своим любимым приемом поэтическую иронию. В его книге «Поэтическое искусство» (1922) утверждаются новаторские принципы в поэзии; стихам Жакоба присущи усложненность формы и религиозные мотивы («Центральная лаборатория», 1921; «Кающиеся в розовом трико», 1925, и др.). В романах Жакоба («Филибют или золотые часы», 1922, «Участок Бушабаль», 1923) и своеобразных по жанру произведениях, в которых сочетаются стихи и проза («Святой Маторель», 1909, «Оправдание Тартюфа», 1919), фантастика переплетается с гротескным изображением действительности. Творчество Жакоба оказало значительное влияние на эстетику сюрреализма. Подзаголовок его произведения «Оправдание Тартюфа»: «Экстазы, угрызения совести, видения, молитвы, стихи и размышления крещеного еврея». В концлагерь Жакоб был заключен нацистами как еврей, о чем писал в книге «Письма к Салакру» (1957, посмертно). Переводы стихов Жакоба на русский язык опубликованы в книге Б. Лившица «От романтиков до сюрреалистов» (Л., 1934) и в антологии французской поэзии «Я пишу твое имя, Свобода» (М., 1968).
Признание
На стихи Жакоба писали музыку Эрик Сати, Франсис Пуленк, Анри Соге. Известны портреты поэта работы Модильяни, Пикассо, Кокто.
Произведения
- Saint-Matorel (1911, иллюстрации Пикассо)
- La Côte (1911)
- Œuvres burlesques et mystiques de Frère Matorel (1912, иллюстрации Дерена)
- Le Siège de Jérusalem‚ grande tentation céleste de Frère Matorel (1914, иллюстрации Пикассо)
- Le Cornet à dés (1917)
- Le phanérogame (1918, роман)
- La Défense de Tartufe (1919)
- Cinématoma (1920)
- Le laboratoire central (1921)
- Le Roi de Béotie (1921)
- Le Cabinet noir (1922)
- Art Poétique (1922)
- Filibuth ou la Montre en or (1923, роман)
- Le Terrain Bouchaballe (1923, роман)
- Visions infernales (1924, стихотворения в прозе)
- L’Homme de chair et l’Homme reflet (1924, роман)
- Les Pénitents en maillots roses (1925)
- Le fond de l’eau (1927)
- Le tableau de la Bourgeoisie (1929)
- Rivage (1931)
- Bourgeois de France et d’ailleurs (1932)
- Morceaux choisis (1936)
- Ballades (1938)
- Derniers poèmes (1945, посмертно)
Публикации на русском языке
- Серенада// Лившиц Б. От романтиков до сюрреалистов. Л.: Время, 1934, с.124-125.
- Мемуары папаши Вобуа. Жизнеописание великого человека//Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.240-249
- [Стихи]// Западноевропейская поэзия XX века. М.: Художественная литература, 1977, с.544-548.
- Избранные стихи/ Вступ. ст., пер. с фр. и коммент. А. Смирновой. СПб.: ИНАпресс, 1995.
- [Стихи]// Семь веков французской поэзии в русских переводах. СПб: Евразия, 1999, с.521-524
- [Стихи]// Козовой В. Антология французской поэзии. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001, с.156-157
- Король Беотии. Небесад, или Золотые часы. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003
Литература
- Kamber G. Max Jacob and the poetics of cubism. — Baltimore: Johns Hopkins Press, 1971.
- Peyre A. Max Jacob quotidien. — Paris: J. Millas-Martin, 1976.
- Schneider J.M. Clown at the altar: the religious poetry of Max Jacob. — Chapel Hill: U.N.C. Dept. of Romance Languages, 1978.
- Rogger-Andréucci Chr. van. Max Jacob : acrobate absolu. — Seyssel: Champ Vallon, 1993.
- Mousli B. Max Jacob. — Paris: Flammarion, 2005.
- Аполлинер Г. Макс Жакоб // Аполлинер Г. Эстетическая хирургия. — СПб: Симпозиум, 1999. С. 486.
- Маревна (Воробьева-Стебельская М.). Моя жизнь с художниками «Улья». — М.: Искусство — XXI век, 2004.
- Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900—1910). — М.: Молодая гвардия, 2000. ISBN 5-235-02401-X.
Ссылки
- (фр.)
- Биография (фр.)
- Сайт Ассоциации друзей Макса Жакоба (фр.)
- Жакоб в Кемпере (фр.)
- Жакоб-художник
Max_Jacob на Викискладе? |
bg:Макс Жакоб
ca:Max Jacobeo:Max Jacobfa:ماکس ژاکوب fi:Max Jacobka:მაქს ჟაკობი pl:Max Jacob pt:Max Jacob sv:Max Jacob
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЖАКОБ Макс в ЭЕЭ