Египет (еврейская история)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Авторы статьи: Raphael
Л.Гроервейдл
Дата создания: 25/05/2011


Подробнее см. статью Египет и евреи

См. также: Египетские евреи

Еѓипет (на иврите מִצְרַיִם, Мицраим) - страна, с которой связана история формирования еврейского народа. Упоминается в Библии больше, чем какая-либо другая территория, кроме различных названий Страны Израиля.

Патриарх Авраам пробыл некоторое время в Египте, его правнук Иосиф был продан в рабство в Египет и стал могущественным царедворцем при дворе фараона. Отец Иосифа Яаков со всеми своими сыновьями, родоначальниками 12 колен Израилевых, поселился в Египте, в районе Гошен, где впоследствии израильские племена были порабощены египтянами. Избавление от египетского рабства и чудесный исход из Египта под предводительством Моше — краеугольный камень еврейской истории и еврейской религии. В еврейской традиции Древний Египет — это «дом рабства», символ угнетения и пример языческих нравов и идолопоклонства, прямо противоположных иудаистическому монотеизму.

Проведённые недавно исследование с применением уточнённого радиоуглеродного метода несколько сдвинули датировку событий древнеегипетской истории в сторону большей древности.[1][2]

Содержание

Основные географические данные

Карта древнего Египта (из статьи "Древний Египет" в Википедии. 1 — Тер-рему (Леонтополь I). Даны египетские названия городов, в скобках — древнегреческие. Название города справа от точки — правый берег Нила или его рукава, слева — левый.

Египет находится на северо-западе Африки вдоль реки Нил. Люди живут в основном в долине реки и нескольких оазисах к востоку и западу от неё. Вся остальная территория страны - пустыни (соответственно, восточная - Ливийская, западная Аравийская), где живут немногочисленные кочевые скотоводы. Традиционно страна делится на Верхний (южный) и Нижний(северный) Египет.

Общее описание

Обычная ширина долины Нила 10-20 км, но местами она сужается до ширины потока. Скалы по краям долины довольно отвесны и могут достигать 180 м, примерно через 900 км[3] они расходятся в стороны — на запад к плоскогорью Барка в Киренаике (восточная Ливия) и на восток — к Красному морю. Далее река веерообразно разбивается на рукава, и примерно через 200 км[4] они впадают в Средиземное море (северная граница Египта), образуя треугольную дельту. Общий перепад высот реки довольно небольшой — в верховьях 91 м (у Асуана), а в дельте самая высокая точка — 12 м над уровнем моря.[5]

Собственно Древний Египет включал дельту Нила — историческую область Нижний Египет («Низина», «Дельта») и долину выше по течению Нила до 1-ых порогов — Верхний Египет («Верховье», «Долина»), а также область Файюмского оазиса. Современная локализация этой территории соответствует Арабской Республике Египет, но совпадает только с теми губернаторствами АРЕ, которые расположены вдоль Нила.

В древности существовал ещё один рукав дельты Нила, впадавший в Красное море. Его занесло песком в период между XIII и VIII веками до н.э. Захватившие Египет персы пытались расчистить русло ("канал Камбиза"), но его быстро снова занесло.[6]

Историческая специфика Древнего Египта

Наличие полноводной реки - единственной в восточном Средиземноморье - и её ежегодные сезонные разливы обеспечили Египту позицию крупнейшего производителя зерна в этой части древнего мира. Разливы Нила давали гарантированный полив, удобрение и промывку полей от минеральых загрязнений. Таким образом, одну и ту же землю можно было засевать из года в год на протяжении тысяч лет.

Сооружение системы поперечных каналов с искусственной подачей воды позволило расширить полосу обрабатываемой земли до 30 км в стороны от берегов Нила.

Обилие продовольствия обусловило огромное по тем временам население, способное выставить огромное войско. После объединения страны в самом начале III тысячелетия до н.э. продовольственные ресурсы оказались под централизованным контролем.

Использование экономических возможностей для строительства циклопических сооружений продолжалось около 300 лет и было прекращено в XXV веке до н.э. В дальнейшем излишки продовольствия использовались для торговли и как средство политического давления. Маневры поставками продовольствия позволяли добиваться желаемого от других стран региона.

Регулярная армия также была возможна за счёт наличия продовольственных ресурсов. Существовал также морской флот, совершавший походы на юг вдоль африканского побережья.

Необходимость произвести максимум зерна исключал возможность использования пахотных земель под пастбища сверх необходимого минимума.[7] Скот разводили только как тягловую силу (крупный рогатый) и для военных целей (онагры,[8] впоследствии - лошади). Кочевые скотоводы Аравийской пустыни воспринимались не только как опасные соседи, но и как безумцы и святотатцы, пасущие овец на земле, где можно вырастить пшеницу. Они были "мерзостны для египтян". Что не мешало получать у них скот для нужд высших слоёв египетского общества - в обмен на продукты земледелия или в качестве дани (или военной добычи).

Египетская политика в стране Ханаан

Свидетельства о проникновении Египта в Западную Азию относятся к периоду возникновения Древнего царства (около пяти тысяч лет тому назад). Это проникновение осуществлялось через северный Негев и Заиорданье.

Древнейшие контакты

Раскопки в Тель-Араде (неподалеку от Беер-Шевы) указывают на наличие в этот период тесных торговых связей с Египтом.

Эпоха мирных торговых отношений между Ханааном и Египтом, изредка прерываемая египетскими военными кампаниями против ханаанских земель, продолжалась вплоть до падения Среднего царства (1780 г. до н. э.). За этим последовал длительный период господства над Египтом азиатских завоевателей гиксосов.

Примером таких связей может быть визит в Египет патриарха Авраама, описанный в Торе. Он пришёл туда по своим хозяйственным делам и ушёл, взяв с собой служанку-египтянку Агарь. Эпизод с Сарой и фараоном говорит о том, что в это время для высшего класса в Египте кочевники-семиты уже не были "мерзостны". Следует предположить, что этот фараон уже был из гиксосской династии.

При гиксосах в Египет пришли жить патриарх Яаков и его дети со своими семьями и работниками. За 130 лет жизни в их государстве сложился еврейский народ. После смены власти в Египте он попал в трёхсотлетнее рабство.

История показала, что пустынные области к востоку от Нила не могут более рассматриваться как надежная защита против военной угрозы. Это заставило фараонов XVIII династии заново оценить стратегические интересы Египта в Западной Азии.

Египетский контроль над Ханааном

Начавшаяся вследствие этого военная экспансия Египта на восток и север Западной Азии привела к конфликту с хурритским царством Митанни и превратила Ханаан и Южную Сирию в арену длительной военной борьбы между обоими царствами. Военные действия имели характер отдельных кампаний, и в Ханаане фактически не было постоянного военного присутствия Египта.

Военно-политический контроль над Ханааном осуществлялся через местных правителей, подчиненных египетским посланникам и губернаторам. Амарнские письма содержат обширный материал о характере отношений между Египтом и местными правителями Ханаана и методах египетского влияния.

В этот период устанавливаются широкие торговые и культурные связи между Египтом и Ханааном. В Ханаане получают распространение египетские культы, в то же время некоторые ханаанские культы (Решефа, Ваала) проникают в Египет.

Захват Ханаана в эпоху Нового царства

Поражение Египта в войне с хеттами и гражданская война в самом Египте привели к временной независимости Ханаана. Однако очень скоро военный контроль был восстановлен, на этот раз — в форме военной оккупации. Сильные гарнизоны были размещены в Газе, Яффо, Бейт-Шеане, Мегиддо и других городах.

Сражение с хеттами армии фараона XIX династии Рамсеса II при Кадете на Оронте (примерно в 1298 г. до н. э.) определило северную границу египетской сферы влияния в Азии. Эта сфера включала Ханаан и Южную Сирию.

Надпись Мернептаха, преемника Рамсеса II, впервые упоминает имя «Израиль» и указывает на Ханаан как на местопребывание этого народа. Эта надпись свидетельствует о том, что к тому времени библейский исход уже произошел (по-видимому, в царствование Рамсеса II).

Долгое время стояла проблема нестыковки этой датировки с хронологией Древнего Египта. Рамсес II, по традиционным представлениям, правил позже.

Борьба фараонов XIX и XX династий против вторжения так называемых «морских народов», разрушивших хеттское царство в Малой Азии и вторгшихся в Ханаан через Южную Сирию, закончилась, несмотря на временные военные успехи Египта, потерей Ханаана. Он подпал под власть одной из групп завоевателей — филистимлян (в 1150 г. до н. э.).

В период XIX-XX династий усиливается влияние западноазиатских областей на культурную и экономическую жизнь Египта. Носители семитских имен занимают влиятельное положение в египетском обществе. В египетском искусстве этого периода часты азиатские темы.

Отношения Египта с Израильским царством

Потеря Египтом территорий в Западной Азии не означала прекращения египетского культурного влияния в этом районе. Однако политическое присутствие Египта в Стране Израиля обнаруживается вновь лишь после возникновения у израильтян царской власти.

Во времена Соломона (X в. до н. э.) египетский фараон овладел Филистией. Выдав за Соломона свою дочь, фараон (Сиамон?) дал за ней в качестве приданого недавно захваченный им у филистимлян Гезер.

Установившиеся между Египтом и Израильским царством дружественные отношения прекратились, когда на египетский престол взошел новый фараон Шешонк I, враждебно настроенный по отношению к своему предшественнику. Шешонк предоставил убежище претендовавшему на израильский престол Иеровоаму.

Однако, когда после смерти Соломона его царство раскололось на два государства (Иудейское и Израильское царства), и Иеровоам воцарился в Израильском царстве, Шешонк предпринял опустошительный поход как против Иудеи, так и против Израиля.

Египет в политике Страны Израиля после разделения Израильского царства

С середины VIII в. до н. э. Ассирия распространяет свою власть на Израиль, Иудею и Филистию. Стремясь подорвать могущество ассирийской державы, Египет подстрекал подвластных Ассирии правителей к восстаниям, оказывая им военную поддержку в их борьбе.

Поднятое израильским царем Иошияhу в расчете на помощь Египта (II Ц. 17:4) антиассирийское восстание окончилось неудачей. Прибывшие на помощь египетские войска потерпели поражение, а само Израильское царство было уничтожено ассирийцами (722 г. до н. э.). После падения Израильского царства борьба между Египтом и Ассирийской империей продолжалась и еще более усилилась с приходом к власти в Египте XXV Нубийской династии.

Фараоны которой поддерживали правителей филистимских городов и иудейского царя Хизкияhу в войнах с Ассирией. В 672 г. ассирийский царь Эсархаддон покорил Египет и установил там марионеточное правление, конец которому был положен Псамметихом I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основателем XXVI династии. Псамметих I значительно укрепил военную мощь Египта, широко привлекая греческих и еврейских наемных воинов.

В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в Элефантине, призванное обеспечить защиту южных границ Египта.

После того, как Ассирийское царство пало в борьбе с Нововавилонским царством (612 г. до н. э.), Египет предпринимает ряд попыток восстановить свою былую гегемонию в Западной Азии. Сын Псамметиха I Нехо II овладел Страной Израиля и южной Сирией и в битве при Мегиддо нанес поражение царю Иудеи Иошияhу.

С 609 г. по 605 г. до н. э. территория Страны Израиля находилась под контролем Египта. Однако и после победы Навуходоносора над Египтом в 605 г. до н. э. Египет продолжал оказывать значительное политическое влияние на Иудею и Финикию, поддерживая — прямо или косвенно — антивавилонские восстания.

Последний царь Иудеи Цидкияhу восстал против Вавилонии в надежде на обещанную фараоном Априсом (библейский Хофра) поддержку Египта. Однако египетская помощь оказалась неэффективной, и в 586 г. до н. э. Иерусалим пал. Большая часть населения города была угнана в Вавилонию, однако некоторым, в том числе пророку Иеремии, удалось найти убежище в Египте.

Египет в персидской империи и эллинистическое царство Птолемеев

В 525 г. до н. э. Египет был завоеван персидским царем Камбизом и входил в состав Персидского царства вплоть до 332 г. до н. э., когда он был завоеван Александром Македонским. Распад империи Александра после его смерти привел к возникновению ряда эллинистических монархий.

Одной из них был Египет Птолемеев, в состав которого входила и территория Страны Израиля (с 301 г. по 200 г. до н. э.). После образования Египта Птолемеев началась массовая иммиграция евреев в Египет. Птолемеи привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей и принимая их на государственную службу.

В период царства Хасмонеев связи Иудеи с Египтом продолжались. Так, иудейский царь Александр I Яннай вступил в союз с царицей Египта Клеопатрой III (умерла в 101 г. до н. э.).

Антипатр II привел в Египет войска из Иудеи на помощь Цезарю, а также организовал активное содействие Цезарю со стороны еврейских общин Египта. Во времена правления Ирода царица Египта Клеопатра VII (69–30 гг. до н. э.) неоднократно пыталась отторгнуть от Иудеи ее южные области и присоединить их к Египту.

В составе Римской Империи

Переход Египта под власть Рима ознаменовался резкими переменами в социальном и экономическом укладе страны. Роспуск армии Птолемеев и изменение системы взимания налогов означали потерю источника доходов для евреев, занятых на военной службе и в сборе налогов.

Новая администрация стремилась опираться на греческое население Египта, что привело к дальнейшему ухудшению отношений между греками и евреями. Население Египта было разделено римлянами на три класса, различавшихся не только статусом, но и размерами налогов. По этому делению египетские евреи, вместе с коренным населением страны, были отнесены к низшему классу, что явилось ударом по их престижу и положению в стране.

В 38 г. н. э., в царствование прогречески настроенного римского императора Калигулы, александрийские греки осквернили синагоги и установили в них статуи императора. Евреи Александрии были заперты в еврейские кварталы, их дома разграблены.

К императору была направлена делегация евреев Александрии, однако Калигула с презрением отверг жалобы делегатов. После убийства Калигулы в 41 г. александрийские евреи отомстили подстрекательством к избиению греков. Новый император Клавдий издал эдикт, которым восстановил существовавший до александрийского погрома статус-кво. В этот период в Египте был написан целый ряд антиеврейских сочинений, в частности сочинения Апиона (см. Иосиф Флавий).

После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. положение евреев в Египте ухудшилось еще больше: в 73 г. был закрыт храм в Леонтополисе и введен fiscus judaicus (еврейский налог).

В 115 г. вспыхнуло восстание евреев Египта, Кирены и Кипра. Подавление восстания в 117 г. привело к фактическому уничтожению египетского еврейства, которое в этот период составляло около девятой части всего населения страны.

Присутствие евреев в Египте в последующие столетия незначительно, особенно в сравнении с предшествующим периодом.

Распространившееся в Египте христианство, центр которого находился в Александрии, унаследовало традиционный антисемитизм греческого населения города. В 415 г. александрийский патриарх Кирилл изгнал из Александрии проживавших там евреев, изгнание сопровождалось погромом.

В составе арабского халифата

В 640 г. Египет был завоеван арабами. Евреи Египта, как и всех мусульманских стран, получили статус зимми.

В первые века мусульманского владычества произошло некоторое увеличение еврейского населения Египта, в частности за счет переселенцев из Ирака и Сирии.

В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром обширного государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Палестину. Период владычества династии Фатимидов отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам. Исключение представляет правление Ал-Хакима (996–1020), ознаменовавшееся преследованиями религиозных меньшинств.

В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе. В Египет переселяются многие евреи из Ирака, Сирии и Стране Израиля; на основании свидетельств путешественников и других данных, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек.

Под властью Фатимидов Египет становится узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Стране Израиля и Вавилонии. В эту же эпоху Египет является одним из центров караимства. Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).

В позднем средневековье

Переход власти от Фатимидов к новой династии Айюбидов (1171–1250) не привел к существенным изменениям в положении евреев Египта. Маймонид большую часть своей жизни провел в Фостате, где занимал пост главного врача халифа и был главой еврейской общины Египта. Значительное число письменных памятников этой эпохи сохранилось в Каирской генизе.

Положение евреев резко изменилось к худшему с приходом к власти в Египте мамлюков в 1250 году. Мамлюки строго следили за выполнением дискриминационных законов, касающихся зимми, а также ввели ряд новых ограничений.

Хотя основной целью мамлюкских правителей было ограничение в правах и дискриминация христиан-коптов, наиболее крупной немусульманской общины Египта, действие этих законов распространялось и на египетских евреев. Были закрыты церкви и синагоги.

Во время военных действий против крестоносцев в Стране Израиля и Сирии мамлюки вырезали еврейские общины целых городов, а другие насильственно переселили.

К середине XIV в. участились случаи нападения на немусульман на улицах Каира.

Учреждение государственных торговых монополий резко ухудшило экономическое положение Египта в целом и евреев в частности.

В Новое время

В 1517 г. Египет был завоеван турками. Их религиозная терпимость открыла перед евреями широкие экономические возможности и позволила им занять ключевые позиции в финансовой администрации Египта.

Под властью Османской империи

Однако расцвет еврейской общины Египта был сравнительно кратковременным, и уже к концу XVI в. стал обнаруживаться экономический и политический упадок. В 1560 г. турецкие власти упразднили должность нагида.

Еврейское населения страны делилось в турецкий период на три общины, между которыми зачастую существовала неприязнь, временами переходившая в открытую вражду, — муста‘араби (`арабоязычные` — коренное еврейство Египта), сефарды (испанские изгнанники и их потомки) и муграби (переселенцы из Магриба).

Период независимости в Новое время

В 1768 г., когда Турция была занята войной с Россией, губернатор Каира Али Бей провозгласил себя независимым правителем Египта. Али Бей пытался распространить свою власть также на Палестину, Сирию и Аравийский полуостров и, чтобы покрыть военные расходы, наложил на евреев тяжелые денежные поборы.

Реформы Мухаммада-‘Али и открытие Суэцкого канала (1869) принесли процветание экономике Египта. Следствием этого было увеличение еврейского населения страны, в первую очередь, за счет притока евреев из Европы.

Согласно переписи 1897 г., в Египте жили двадцати пять тысяч евреев.

Английский протекторат

Великобритания и Франция установили контроль над Египтом в ходе боевых действий в 1882 году, предпринятых чтобы не допустить национализации Суэцкого канала.[9] Официально британский протекторат был признан в 1914 году.

В 1922 году Египет добился независимости от Великобритании. Египетские евреи принимали активное участие в движении за независимость. Их роль в экономике страны была по-прежнему велика. Однако, 90 % евреев не получили египетского гражданства, независимо от количества поколений их предков, проживавших на территории страны.

Между двумя мировыми войнами в Египте продолжался численный рост еврейской общины, повышались ее культурный уровень и социальная активность. Многие египетские евреи были связаны с египетским национальным движением.

Вторая мировая война и Война за независимость Израиля

Во время Второй мировой войны Египет оставался нейтральным, хотя фактически служил оперативной базой британских сил на Ближнем Востоке. Лишь за два месяца до окончания войны Египет "вступил в войну на стороне союзников".

Находившиеся в Египте еврейские палестинские формирования, входившие в британскую армию, еще больше укрепили связи египетского еврейства с еврейским ишувом в Стране Израиля.

Приближение в 1942 г. армии Роммеля усилило прогерманские и антибританские настроения в стране, что вызвало опасения за судьбу египетского еврейства.

Около 90 % правительственных чиновников и интеллектуалов Египта сочувствовали Германии во время Второй мировой войны. То был результат антибританских настроений, массированной нацистской пропаганды, деятельности немецкой агентуры, и тесного экономического партнерства Египта с Германией в 30-х — начале 40-х годов.[10]

В ноябре 1945 г. организованные движением "Молодой Египет" беспорядки вылились в нападения на еврейский квартал Каира. Синагога и еврейская больница были сожжены, и многие евреи ранены или убиты. Этот погром был первым актом подобного рода в новой истории Египта.

После окончания Второй мировой войны Египет предоставил убежище тысячам разыскиваемых нацистских преступников.[11][10][12][13] Активное содействие их переправке на Ближний Восток оказывали живший в Каире иерусалимский муфтий Хадж Амин аль-Хусейни и легендарный диверсант Третьего Рейха Отто Скорцени. Сам же он в 1952-53 годах участвовал в создании египетских спецслужб и готовил коммандос армейской разведки, действовавшие на Синайском полуострове и в секторе Газа.

В 1947 г. был принят закон, требующий, чтобы 75% служащих компаний были египетскими гражданами. Этот закон ударил прежде всего по евреям Египта, так как лишь 20% из них были египетскими гражданами. Остальные, зачастую уроженцы Египта, семьи которых жили в стране много поколений, имели иностранное подданство или были лицами без гражданства.

После провозглашения Государства Израиля

С возникновением Государства Израиль Египет становится во главе антиизраильской военной коалиции арабских стран; в стране начинается открытое преследование евреев. 15 мая 1948 г. с вступлением Египта в войну против Израиля в стране объявляется чрезвычайное положение и издается королевский декрет, запрещающий покидать страну без особого разрешения. Эта мера была направлена против евреев. Сотни евреев были арестованы, еврейская собственность конфисковывалась. В июне — августе около 250 евреев были убиты взрывами бомб, подложенных в еврейских кварталах. Начиная с июля 1949 г. положение евреев несколько улучшается: часть арестованных была освобождена, остатки конфискованной собственности частично возвращены владельцам, в отдельных случаях евреям разрешалось покидать страну. Однако евреев обязали жертвовать крупные денежные суммы в солдатский фонд, а руководители общины были принуждены выступить с публичным заявлением против Израиля. Во время антианглийских беспорядков 26 января 1952 г. («Черное воскресенье») еврейской собственности был нанесен ущерб, оцениваемый в 25 млн. долларов. К 1950 г. около 25 тыс. евреев покинули Египет (14 тыс. из них репатриировалось в Израиль).

Вскоре после свержения монархии (25 июля 1952 г.) к власти в Египте пришел Г. А. Насер (февраль 1954 г.), и положение евреев резко ухудшилось. Евреи подвергались арестам, многие из них были осуждены по обвинению в сионистской или коммунистической деятельности. Положение обострилось в результате провала израильской агентурной сети в Египте, двое из 13 членов организации умерли во время следствия, двое (М. Мазрук и Ш. Азар) были казнены, остальные — приговорены к разным срокам заключения. Над еврейскими предприятиями был установлен строжайший контроль, часть из них была конфискована или принудительно выкуплена государством. Синайская кампания 1956 г. привела к новым арестам; около трех тысяч евреев были интернированы без предъявления обвинения, тысячи получили предписание немедленно покинуть страну, причем им было запрещено продавать или брать с собой свое имущество. К 1967 г. в Египте оставалось около трех тысяч евреев.

С началом Шестидневной войны снова были арестованы сотни евреев; благодаря вмешательству иностранных государств, особенно Испании, некоторые из них были освобождены и получили разрешение покинуть Египет, другие оставались в заключении до июля 1970 г. В 1970 г. около тысячи евреев, все еще остававшихся в Египте, получили разрешение покинуть страну, но без имущества; после этого разрешения лишь около четырехсот евреев предпочли остаться в Египте. В 2000 г. еврейское население Египта составляло около ста человек. Евреи живут в двух городах: Каире и Александрии. В еврейскую общину входят также пятнадцать караимов. Все члены общины очень пожилые люди. Функционирует одна синагога в Каире.

В 1977 г. египетский президент А. Садат прибыл в Иерусалим с мирной инициативой, что открыло новую страницу в истории отношений между Израилем и арабским миром. Осенью 1978 г., после длительных переговоров между Египтом и Израилем, был подписан мирный договор, и Египет стал первым арабским государством, признавшим Израиль и установившим с ним дипломатические отношения. Израильское посольство в Каире было открыто в феврале 1980 г., египетское в Тель-Авиве — в марте того же года. В первое время после заключения мирного договора Израиль и Египет подписали около 50 соглашений в экономической, культурной сферах и в других областях, укрепляющих отношения между двумя странами.

Но в 1980-х гг. в отношениях между Израилем и Египтом началось охлаждение. На этот процесс повлияли разные причины: убийство 6 октября 1981 г. президента Египта А. Садата и приход к власти президента Х. Мубарака, который стремился восстановить отношения Египта с арабскими странами и относился к Израилю с большой осторожностью; Ливанская война; арабские беспорядки (интифада) на контролируемых Израилем территориях, вспыхнувшие в декабре 1987 г. в секторе Газы и быстро распространившиеся на всю Иудею и Самарию. В 1982 г., вскоре после начала Ливанской войны, Египет отозвал своего посла из Израиля. В египетских газетах велась антиизраильская и антисемитская пропаганда, которой официальные власти никак не препятствовали. В такой обстановке в 1984 г. в Каире было совершено покушение на сотрудника посольства Израиля, а в 1985 г. был убит сотрудник посольства А. Атракчи. 5 октября 1985 г. были убиты семь израильских туристов в Рас-Бурке (Синай), причем пятеро из них умерли от ран, в основном из-за того, что египетские солдаты не давали возможности оказать им медицинскую помощь. Убийство совершили египетские военнослужащие.

Отношение между двумя странами несколько улучшились после подписания мирного договора между Израилем и ООП 13 сентября 1993 г. Развивались торговые связи, возросло число израильских туристов, посещавших Египет. Так, в 1999 г. Египет посетили 415 тыс. израильских туристов. Но отношения вновь резко ухудшились после начала «интифады ал-Акса» в конце сентября 2000 г. (см. Палестинская автономия). Египет отозвал в ноябре 2000 г. посла в Израиле М. Бассьюни и не прислал нового полномочного представителя.

В 2000 г. израильский экспорт в Египет составлял 58 млн. долларов, импорт из Египта — 20,7 млн. долларов. В 2001 г. израильский экспорт сократился до 47,1 млн. долларов, египетский импорт сократился незначительно, до 20 млн. долларов. Египет играет большую роль в попытках положить конец вооруженным столкновениям между Израилем и палестинцами, но занимает последовательную пропалестинскую позицию. Отношения между двумя странами были омрачены заключением в египетской тюрьме А. Аззама, израильского гражданина, друза (см. Государство Израиль. Население. Национальные меньшинства), арестованного в 1996 г. и приговоренного в 1997 г. к 15-летнему заключению по сфабрикованному обвинению в шпионаже (освобожден в 2004 г.). С начала 2000 г. в египетских средствах массовой информации усиливается антисемитская кампания. Публикуются книги и статьи, доказывающие справедливость кровавых наветов, в многочисленных публикациях отрицается Катастрофа. А. Шарона изображают в виде сатаны. Израильские спецслужбы обвиняются в организации террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. В 2002 г. был показан египетский телесериал «Всадник без лошади», созданный на основании «Протоколов сионских мудрецов» и пользовавшийся большой популярностью в арабском мире.

Источники

Примечания

  1. Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств
  2. New Dates for Egypt's Pharaohs - ScienceNOW, 17.06.2010
  3. Примерными границами древнего Верхнего Египта («Долины») могут служить современные города Каир и Асуан. Протяжённость железной дороги от Каира до Асуана составляет 892 км.
  4. Примерными границами древнего Нижнего Египта («Дельты») с севера на юг, могут служить современные города Александрия и Каир. Протяжённость железной дороги от Александрии до Каира составляет 201 км.
  5. Александр Морэ. Нил и египетская цивилизация. Издательство «Центрполиграф»
  6. Вернер Келлер. «Библия как история»
  7. Потребность в белковой пище удовлетворялась, очевидно, как и сейчас, в основном бобами фуль. Известно из текстов и картин, что ели также рыбу и домашних водоплавающих птиц. Куры появились в регионе не ранее VI века до н.э. из Персии.
  8. Вид непарнокопытных, родственный ослам. Сохранился в диком состоянии в Средней Азии, где называется куланы.
  9. De facto protectorate: Joan Wucher King, Historical Dictionary of Egypt. Metuchen, New Jersey, USA; 1984; Scarecrow. p 17.
  10. 10,0 10,1 Matthias Küntzel Jihad and Jew-Hatred: Islamism, Nazism and the Roots of 9/11. — Нью-Йорк: 2007.
  11. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок jewishvirtuallibrary_jews_of_egypt не указан текст
  12. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок zakon.co.il не указан текст
  13. Jennie Lebel Haj Amin and Berlin. — Тель-Авив: 1996.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация