Гесс, Мозес

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Гесс, Мозес)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Гесс, Мозес]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
+
-
 
+
-
{{Персона
+
-
|имя              = Мозес Гесс
+
-
|оригинал имени  = Moses Hess
+
-
|портрет          = Moses Hess.jpg
+
-
|описание        =
+
-
|имя при рождении =
+
-
|род деятельности =
+
-
|дата рождения    = 21.6.1812
+
-
|место рождения = [[Бонн]]
+
-
|дата смерти = 6.4.1875
+
-
|место смерти = [[Париж]]
+
-
|отец =
+
-
|мать =
+
-
|супруг =
+
-
|супруга =
+
-
|дети =
+
-
}}
+
-
'''Мозес Гесс (Хесс)''' ({{lang-de|Hess, Moses}}, Моше, также Мориц; [[21 июня]] [[1812]], [[Бонн]] — [[6 апреля]] [[1875]], [[Париж]]) — немецкий еврейский [[философ]], [[младогегельянец]], один из первых [[Германия|немецких]] социалистов,  автор термина [[Отчуждение (философия)|отчуждение]]. Один из ранних провозвестников [[сионизм]]а (в частности, его [[Социалистический сионизм|социалистического направления]]).
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
Мозес Гесс родился в [[Бонн]]е. Его родители переехали в интересах бизнеса в [[Кёльн]]. В 1817–26 гг. (до 14 лет) Гесс жил у своего деда, [[Раввин|раввина]], коммерсанта, знатока Торы, который воспитал его в духе ортодоксальных еврейских традиций.
+
-
 
+
-
В 1837—1839 гг. он изучал философию в [[Боннский университет|Боннском университете]], но диплома не получил.
+
-
 
+
-
В своих первых книгах «Священная история челове­чества...» (1837; попытка сочетать гегелевскую триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у [[Спиноза, Барух|Баруха Спинозы]]) и «Европейская триархия» (1841; призыв создать прогрессивный франко-англо-немецкий союз против реакционной России) Гесс уделяет место и судьбе еврейства. Себя он считает немцем, резко нападает на [[Иудаизм|иудаизм]], выступает сторонником полной [[Ассимиляция|ассимиляции]] евреев посредством их эмансипации и поощрения [[Брак Смешанный|смешанных браков]]. Даже [[Дамасское Дело|Дамасское дело]] (1840), пробудившее в нем национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался еще долгое время.
+
-
 
+
-
С конца 1841 г. Гесс стал одним из редакторов (до К. Маркса) кельнской радикальной газеты «Райнише цайтунг» (запрещена правительством в марте 1843 г.), а в конце 1842 г. — ее парижским корреспондентом. Как лидер течения «истинный социализм» (синтез идей немецкого идеализма, французского утопического социализма и этики Л. Фейербаха) видел в коммунистическом обществе воплощение практической этики, за что подвергся резкой критике в «Коммунистическом манифесте» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса. Гесс, однако, остался этическим социалистом и тогда, когда в 1846–51 гг. примыкал к Марксу, признав важность политико-экономических факторов для построения коммунизма.  С [[1863]] стал сторонником [[Лассаль, Фердинанд|Ф. Лассаля]].
+
-
 
+
-
После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей [[христианство]].
+
-
 
+
-
В качестве журналиста Гесс много путешествовал по [[Бельгия|Бельгии]] и в 1845 году примкнул там к коммунистическому движению. Во время революции 1848 года в Германии, Гесс был вынужден бежать из страны и, после странствований по Европе, поселился в 1853 в Париже, занимаясь главным образом публицистикой.
+
-
 
+
-
В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж, наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет [[США]] и Германии. Когда началась [[Франко-Прусская Война]], Мозес Гесс, как подданый Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её.
+
-
 
+
-
В соответствии с последней волей Гесса, он был похоронен на [[еврейское кладбище|еврейском кладбище]] в Дейце близ [[Кёльн]]а. В 1961 году останки Мозеса Гесса были перевезены в [[Израиль]] и покоятся на кладбище у озера [[Кинерет]]. Именем Гесса назван мошав [[Кфар-Хес]].
+
-
 
+
-
== Деятельность ==
+
-
В своей первой опубликованной работе «Священная история человечества, написанная юным последователем Спинозы» (1837; Heilige Geschichte der Menschheit von einem Junger Spinoza) Гесс пытался сочетать [[Гегель|гегелевскую]] триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у [[Спиноза|Баруха Спинозы]]. В книге «Европейская триархия» (1841) он призывает создать прогрессивный союз трёх великих держав ([[Великобритания|Великобритании]], [[Франция|Франции]] и [[Германия|Германии]]) в единое европейское государство против реакционной [[Россия|России]].
+
-
 
+
-
Среди прочего в своих трудах Гесс уделяет место и судьбе еврейства, однако его отношение к еврейскому вопросу претерпело ряд изменений. В 20-е годы XIX века он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны полностью [[ассимиляция (социология)|ассимилироваться]] посредством эмансипации и поощрения смешанных браков. В этот период Гесс резко нападает на [[иудаизм]]. Даже [[Дамасское дело]] (1840), пробудившее в нём национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался ещё долгое время.
+
-
 
+
-
== Книга "Рим и Иерусалим" ==
+
-
 
+
-
В 1861—1863 гг. Мозес Гесс жил в Германии, где опубликовал свою самую известную работу «Рим и Иерусалим: исследование еврейского национализма» (1862; Rom und Jerusalem, die letzte Nationalitatsfrage), вошедшую в классику сионистской литературы.
+
-
 
+
-
В ней Гесс выдвигает идею, согласно которой первичной движущей силой истории человечества является расовая борьба, вторичной — классовая. Две «мировые исторические расы» — арийцы и семиты — объединенными усилиями в области культуры создали современное общество: первые — стремлением объяснить и украсить жизнь, вторые — освятив ее и внеся в нее моральное начало. Различия между расами не означают их деления на высшие и низшие. Следовательно, нет оправдания дискриминации или угнетению какой-либо из них. Итогом исторического развития должно стать гармоническое сотрудничество всех наций, независимость которых — необходимая предпосылка социального прогресса. Независимость еврейского народа достижима лишь в национальном государстве, возрожденном в Палестине. Лучшим средством сохранения национальной самобытности евреев Гесс считает религию. Поэтому до создания в Палестине еврейских политических и социальных учреждений не следует вносить в еврейскую религию каких-либо изменений. В национальном еврейском государстве задачу приведения религиозных законов в соответствие с нуждами нового общества призван решать выборный Синедрион. Структура еврейского государства, по представлениям Гесса, должна базироваться на общенациональной собственности на землю; на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда; на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли «в соответствии с Моисеевыми, то есть социалистическими принципами» («Рим и Иерусалим», письмо 12).
+
-
 
+
-
Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта. Лишь с возникновением сионистского движения личность Гесса и «Рим и Иерусалим» были оценены по достоинству. Книгу стали переиздавать, переводить с немецкого на другие языки (в том числе на русский; новый перевод в сборнике «Рим и Иерусалим», Тель-Авив, 1979). Двухтомное собрание сочинений Гесса на иврите с примечаниями [[Бубер, Мартин|М. Бубера]] издано в 1954–56 гг.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Память ==
+
-
 
+
-
 
+
-
Останки Гесса, похороненные по его просьбе на еврейском кладбище в Дейце близ Кельна, были в 1961 г. перевезены в Израиль и покоятся на кладбище у озера Киннерет. Именем Гесса назван мошав [[Кфар-Хес]].
+
-
 
+
-
 
+
-
== Библиография ==
+
-
 
+
-
=== На русском языке ===
+
-
* «Рим и Иерусалим», Тель-Авив, 1979
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{источник/КЕЭ}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
 
+
-
* [http://www.jafi.org.il/education/100/russian/people/Forerunners/MosesHess.html Биография М. Гесса] на сайте [[Сохнут|Еврейского Агентства]]
+
-
 
+
-
{{Деятели сионизма}}
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11146|ГЕСС}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Сионизм]]
+
-
[[Категория: Философы по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Еврейские философы]]
+
-
[[Категория:Персоналии:Сионизм]]
+
-
+
-
 
+
-
[[ca:Moises Hess]]
+
-
[[da:Moses Hess]]
+
-
[[de:Moses Hess]]
+
-
[[en:Moses Hess]]
+
-
[[es:Moses Hess]]
+
-
[[fr:Moses Hess]]
+
-
[[gl:Moshé Hess]]
+
-
[[he:משה הס]]
+
-
[[it:Moses Hess]]
+
-
[[ja:モーゼス・ヘス]]
+
-
[[pl:Mojżesz Hess]]
+
-
[[pt:Moses Hess]]
+
-
[[sk:Moses Hess]]
+
-
[[sv:Moses Hess]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:26, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Гесс, Мозес
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация