Германия (история евреев Германии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arbeli (Обсуждение | вклад)
Arbeli (Обсуждение | вклад)
Строка 6: Строка 6:
-
Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна, однако данные о постоянных еврейских поселениях имеются лишь с 10 в. Евреи селились главным образом вдоль западного берега Рейна, в Лотарингии и в древних торговых центрах, таких как [[Вормс]] (по-еврейски Вермайза), [[Кёльн]], [[Майнц]](евр. Магенца), [[Трир]], [[Шпейер]], а также в городах, расположенных восточнее, например, [[Регенсбург]] (Ратисбон), [[Прага]]. С 11 в. документы упоминают еврейские общины в южной Германии. Преследования 12–14 вв. (смотри ниже) заставили евреев переселяться на восток и север страны. В Мюнхене и Вроцлаве (Бреслау) евреи появились в начале 13 в., в Берлине — в конце 13 в. Еврейское население сыграло важную роль в создании немецких городов и в развитии их экономики. До 1-го крестового похода (1096; см. Крестовые походы) евреи Германии не знали преследований (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту. Шпейерская привилегия (см.Шпейер) служит прототипом для определения юридического и общественного статуса евреев в Германии. Иешивы Майнца и Вормса были духовными центрами всех евреев Центральной Европы. В них обучались и преподавали известные в еврейском мире ученые: Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола, Раши, Барух бен Шмуэль из Майнца (около 1150–1221 гг.) и Барух бен Ицхак из Вормса (конец 12 в. – начало 13 в.). Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как [[гзерот татнав]], то есть [[резня 4856 г.]] по еврейскому летосчислению (1096 г. — начало 1-го крестового похода; см. Календарь). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть — Киддуш ха-Шем. Основы духовной жизни евреев Германии были сотрясены. Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении мистического движения [[Хасидей Ашкеназ]] (12 в.).
+
Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна, однако данные о постоянных еврейских поселениях имеются лишь с 10 в. Евреи селились главным образом вдоль западного берега Рейна, в Лотарингии и в древних торговых центрах, таких как [[Вормс]] (по-еврейски Вермайза), [[Кёльн]], [[Майнц]](евр. Магенца), [[Трир]], [[Шпейер]], а также в городах, расположенных восточнее, например, [[Регенсбург]] (Ратисбон), [[Прага]]. С 11 в. документы упоминают еврейские общины в южной Германии. Преследования 12–14 вв. (смотри ниже) заставили евреев переселяться на восток и север страны. В [[Мюнхен]]е и [[Вроцлав]]е (Бреслау) евреи появились в начале 13 в., в Берлине — в конце 13 в. Еврейское население сыграло важную роль в создании немецких городов и в развитии их экономики. До 1-го крестового похода (1096; см. Крестовые походы) евреи Германии не знали преследований (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту. Шпейерская привилегия (см.Шпейер) служит прототипом для определения юридического и общественного статуса евреев в Германии. Иешивы Майнца и Вормса были духовными центрами всех евреев Центральной Европы. В них обучались и преподавали известные в еврейском мире ученые: Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола, Раши, Барух бен Шмуэль из Майнца (около 1150–1221 гг.) и Барух бен Ицхак из Вормса (конец 12 в. – начало 13 в.). Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как [[гзерот татнав]], то есть [[резня 4856 г.]] по еврейскому летосчислению (1096 г. — начало 1-го крестового похода; см. Календарь). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть — Киддуш ха-Шем. Основы духовной жизни евреев Германии были сотрясены. Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении мистического движения [[Хасидей Ашкеназ]] (12 в.).
В 12–13 вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время [[крестовые походы|крестовых походов]] немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься [[Ссуда денежная|кредитными операциями]]. Запрет христианам заниматься ростовщичеством превратил это занятие в одну из главных профессий евреев Германии, что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества. Участились случаи физической расправы над евреями, особенно в периоды общественных или религиозных брожений. Религиозные фанатики, разжигая недовольство масс, призывали к истреблению евреев. Во время 2-го крестового похода произошел [[погром в Вюрцбурге]] (1147), где впервые в истории Германии было выдвинуто против евреев обвинение в [[Кровавый навет|ритуальном убийстве]]. Подобное же обвинение против евреев Фульды (1236) привело к первому в Германии судебному разбирательству, связанному с кровавым наветом.
В 12–13 вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время [[крестовые походы|крестовых походов]] немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься [[Ссуда денежная|кредитными операциями]]. Запрет христианам заниматься ростовщичеством превратил это занятие в одну из главных профессий евреев Германии, что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества. Участились случаи физической расправы над евреями, особенно в периоды общественных или религиозных брожений. Религиозные фанатики, разжигая недовольство масс, призывали к истреблению евреев. Во время 2-го крестового похода произошел [[погром в Вюрцбурге]] (1147), где впервые в истории Германии было выдвинуто против евреев обвинение в [[Кровавый навет|ритуальном убийстве]]. Подобное же обвинение против евреев Фульды (1236) привело к первому в Германии судебному разбирательству, связанному с кровавым наветом.

Версия 21:09, 17 ноября 2010

ГЕРМА́НИЯ, страна на севере Центральной Европы.

В Талмуде и мидращах название «Германия» (или «Гермамия») служит общим обозначением стран Северной Европы.

В еврейских источниках раннего средневековья Германия называется «Аллеманией»; не позже 9–10 вв. к ней начали применять библейское название «Ашкеназ».


Евреи впервые появились в Германии вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах императора Константина Великого (321, 331 гг. н. э.) и относятся к еврейской общине Кёльна, однако данные о постоянных еврейских поселениях имеются лишь с 10 в. Евреи селились главным образом вдоль западного берега Рейна, в Лотарингии и в древних торговых центрах, таких как Вормс (по-еврейски Вермайза), Кёльн, Майнц(евр. Магенца), Трир, Шпейер, а также в городах, расположенных восточнее, например, Регенсбург (Ратисбон), Прага. С 11 в. документы упоминают еврейские общины в южной Германии. Преследования 12–14 вв. (смотри ниже) заставили евреев переселяться на восток и север страны. В Мюнхене и Вроцлаве (Бреслау) евреи появились в начале 13 в., в Берлине — в конце 13 в. Еврейское население сыграло важную роль в создании немецких городов и в развитии их экономики. До 1-го крестового похода (1096; см. Крестовые походы) евреи Германии не знали преследований (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту. Шпейерская привилегия (см.Шпейер) служит прототипом для определения юридического и общественного статуса евреев в Германии. Иешивы Майнца и Вормса были духовными центрами всех евреев Центральной Европы. В них обучались и преподавали известные в еврейском мире ученые: Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола, Раши, Барух бен Шмуэль из Майнца (около 1150–1221 гг.) и Барух бен Ицхак из Вормса (конец 12 в. – начало 13 в.). Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав, то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. — начало 1-го крестового похода; см. Календарь). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть — Киддуш ха-Шем. Основы духовной жизни евреев Германии были сотрясены. Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении мистического движения Хасидей Ашкеназ (12 в.).

В 12–13 вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время крестовых походов немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься кредитными операциями. Запрет христианам заниматься ростовщичеством превратил это занятие в одну из главных профессий евреев Германии, что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества. Участились случаи физической расправы над евреями, особенно в периоды общественных или религиозных брожений. Религиозные фанатики, разжигая недовольство масс, призывали к истреблению евреев. Во время 2-го крестового похода произошел погром в Вюрцбурге (1147), где впервые в истории Германии было выдвинуто против евреев обвинение в ритуальном убийстве. Подобное же обвинение против евреев Фульды (1236) привело к первому в Германии судебному разбирательству, связанному с кровавым наветом.

Некоторую защиту от погромов и насилия евреи Германии получали от императорской власти. Привилегии именовали их «каммеркнехтами», то есть слугами императорской казны (servi camerae nostrae). Этот статус не был связан с полной личной зависимостью, но обязывал евреев платить за покровительство и охрану жизни и имущества особые налоги. С 13 в. немецкие короли усвоили взгляд на жизнь и имущество евреев как на свою собственность, запрещая им в некоторых случаях выезд из подвластных им территорий (см. Меир бен Барух из Ротенбурга). Светские и духовные феодалы и городские власти также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим дополнительные многочисленные поборы и вымогательства. Однако и в периоды бедствий продолжалась консолидация еврейских общин и упрочение устоев их внутренней жизни, укреплялось общинное руководство. Собираясь в дни ярмарок, руководители общин и раввины издавали такканот (`установления`), которые регулировали различные аспекты еврейской жизни. С 1220 г. сохранились принятые еврейскими общинами Шпейера, Вормса и Майнца такканот шум (שׁוּ"ם — инициалы названий трех городов), имевшие общегерманское значение. В городах происходило обособление еврейского населения в замкнутых кварталах (см. Кварталы еврейские).

Конец 13 в. отмечен массовыми убийствами чернью евреев Франконии и Баварии за совершенное ими якобы осквернение гостий (см. Гостии осквернение). Было истреблено около 140 еврейских общин, в том числе крупные общины Вюрцбурга и Нюрнберга. Восстановленный на некоторое время в Германии порядок был вновь нарушен в 30-х гг. 14 в. кровавыми еврейскими погромами, учиненными бандами так называемых «армледеров», которые называли себя «юденшлегерами» (`убийцами евреев`). Христианское население городов и сел спешило в страхе выдать им евреев. За бесчинствами «армледерев» последовала почти поголовная резня евреев во время «Чёрной смерти» (1348–50). Разрушению подверглись 300 еврейских общин. 14 в. запечатлелся в еврейской народной памяти как «век мученичества». Евреи были изгнаны из большинства городов Германии или уничтожены.

Нужды экономического развития заставили вскоре князей и городские власти вновь пригласить евреев селиться в тех местах, откуда они были изгнаны. В 15 в. были восстановлены многие еврейские общины Германии. Евреи вернулись к занятиям торговлей и денежными операциями, освоили новые области экономической деятельности (виноторговля в южной Германии, посредничество при торговле сельскохозяйственными продуктами, шерстью и льном). 15 в. не знал погромов и массовых убийств предшествующей эпохи, однако травля со стороны церкви, экономическая конкуренция немецкого населения и желание избавиться от еврейских кредиторов часто служили причиной изгнания евреев из тех или иных местностей и городов.

Развитию культурной жизни евреев средневековой Германии мешали тяжелые внешние условия. В годы погромов и гонений погибли многие памятники еврейской письменности. Однако литературное творчество, главным образом религиозное, не прекращалось. Страдания евреев в период крестовых походов запечатлены в слихот, кинот (элегиях; см. Кина) и летописях очевидцев событий. В 15 в. были окончательно установлены правила богослужения ашкеназских (см. Ашкеназы) евреев. Выдающиеся талмудисты стремились приспособить нормы Талмуда к условиям жизни в христианской Европе. В иешивах Аугсбурга, Регенсбурга и Нюрнберга ведущей системой стал пилпул — метод толкования Талмуда, перенесенный затем в Прагу и иешивы Польши.

Гуманизм и Реформация 16 в. не улучшили положения евреев Германии.Мартин Лютер, надеявшийся обратить евреев в христианство на принципах протестантизма, отнесся к ним вначале благожелательно, но когда его надежды не оправдались, он занял резко антиеврейскую позицию, призывая изгнать евреев из страны. Эпоха Реформации завершилась укреплением власти князей. На несколько сотен лет судьба евреев Германии оказалась связанной с историей отдельных германских княжеств и государств (см. Бавария, Вестфалия,Гамбург, Пруссия, Саксония, Силезия).

Эпоха абсолютизма внесла далеко идущие изменения в положение евреев. Проводя политику меркантилизма, германские правители были заинтересованы в экономической деятельности евреев, особенно тех, кто обладал капиталом и значительным коммерческим и банковским опытом. Они приглашали богатых евреев в свои владения в целях развития промышленности и внутренней и внешней торговли (см. Придворные евреи). В то же время была введена система надзора, которая регулировала все стороны жизни еврейских общин. Евреям предписывалось место поселения, круг занятий, число разрешаемых браков и рождений, определялись деловые связи и даже товары, которые они обязаны были покупать (например, фарфор в Пруссии). Нарушение этих предписаний вело к большим штрафам и другим тяжелым наказаниям. Общинная автономия и авторитет раввинов постепенно теряли свое значение. С уравнением евреев в гражданских правах (см. ниже) раввины были лишены возможности выполнять судебные функции. События, связанные с движением Саббатая Цви (конец 17 в.), оказали существенное, но кратковременное влияние на общественную и духовную жизнь евреев Германии. Во внутреннюю борьбу было вовлечено большинство духовных руководителей еврейства того времени, в том числеИонатан Эйбеншюц и Цви Хирш Ашкенази. Яркую картину быта евреев Германии конца 17 и начала 18 вв. рисуют мемуары Гликель из Хамельна. В конце 18 в., когда к Пруссии была присоединена часть польских территорий, густо населенных евреями, влияние польского еврейства оказало некоторое противодействие процессу ассимиляции, заметно усилившемуся в это время, особенно в среде зажиточных германских евреев. Ассимиляции способствовало просветительское движение (см.Хаскала), начало которому положила деятельность М. Мендельсона и берлинских просветителей. Под влиянием французской революции (1789) и наполеоновских войн (1806–1812) евреи были уравнены в правах с остальным населением во всех землях Германии (см. Эмансипация). Однако после Реставрации эти права были почти повсеместно отменены. Концепция «христианско-тевтонского» или «германо-христианского» государства противопоставила идеалам равенства французской революции традиции германского деспотизма и возродила атмосферу религиозной нетерпимости. Многие евреи, главным образом представители состоятельных слоев населения и интеллигенции (в том числе сыновья и дочери М. Мендельсона, Л. Бёрне, Г. Гейне), перешли в христианство. Часть еврейской интеллигенции отрицала этническую обособленность еврейского народа и призывала к сближению евреев с тем населением, среди которого они жили. В среде просвещенного еврейства возникло движение реформизма в иудаизме. Его деятели хотели смягчить строгость предписаний иудаизма и приблизить обряды богослужения к христианским, подчеркивая, вместе с тем, духовные и этические стороны еврейской религии. С целью познакомить евреев Германии и еврейскую интеллигенцию с прошлым своего народа Э. Ганс (1798–1839), М. Мозер (1796–1838), Л. Цунц основали Общество культуры и науки евреев (1819), в работе которого принял участие и Г. Гейне. Заявив о желании противодействовать обращению евреев в христианство, один из руководителей общества (Э. Ганс) вскоре сам подал пример ренегатства, приняв христианство. Реформаторы еврейской религии в Германии (А. Гейгер, С. Гольдхейм и другие) встретили ожесточенное сопротивление со стороны лидеров традиционного иудаизма. В религиозную борьбу, охватившую тогда все германское еврейство, оказались вовлеченными представители «историко-позитивной» школы З. Франкеля и сторонники неоортодоксального течения, идеологами которого были Ш. Р. Гирш и А. Хильдесхаймер. Во многих местах возникли параллельные еврейские общины: реформистские, ортодоксальные (см. Ортодоксальный иудаизм) и «общие», включавшие представителей того и другого течений. Закон 1847 г. предписывал евреям Германии обязательное членство в общине. Он был отменен только в 1876 г. принятием в Пруссии закона о праве выхода из общин и возможности создавать общины по религиозным течениям. Закон разрешал евреям порывать с общинными рамками, не переставая при этом считаться евреями. Общественные и религиозные течения в жизни немецких евреев вызвали интерес к проблемам иудаизма и способствовали появлению нового направления в изучении еврейской религии, истории и культуры — Виссеншафт дес юдентумс. В конце 19 в. и начале 20 в. Германия превратилась в центр по изучению иудаизма методами, разработанными европейской наукой. 19 в. отмечен в истории евреев Германии быстрым продвижением в экономической и социальной областях, а также упорной борьбой за эмансипацию. К концу столетия большинство евреев Германии жило в больших городах и принадлежало к зажиточным слоям населения. Наряду с участием в коммерческом и банковском деле, евреи Германии внесли значительный вклад в промышленное развитие страны. Для них стали доступны свободные профессии. Многие евреи, помимо упомянутых (Г. Гейне, Л. Бёрне), играли видную роль в культурной жизни Германии 19 в. – начала 20 в., в развитии ее литературы и науки: философы Г. Коген, Э. Гуссерль, философ и социолог Г. Зиммель (1858–1918), математики Г. Кантор (1845–1918), Г. Минковский, врач и бактериолог П. Эрлих, химикФ. Габер, художник М. Либерман, писатели Э. Людвиг, Л. Фейхтвангер, А. Цвейг, режиссер и театральный деятель М. Рейнхардт. В 1869 г. был принят закон о равноправии граждан без различия происхождения и религии. На деле, однако, в конце 19 в. – начале 20 в. сохраниласьдискриминация евреев в различных сферах общественной, политической и научной деятельности. С конца 70-х гг. 19 в. в Германии появляются антисемитские партии, цель которых заключалась в отмене эмансипации и достижении юридической и общественной изоляции евреев. В широких кругах немецкого общества распространялась антисемитская идеология, издавались антиеврейские памфлеты и книги, рассматривавшие евреев с расистской точки зрения (см. Антисемитизм). В 1871 г. еврейское население Германии насчитывало 512 158 человек (1,25% всего населения), в 1890 г. — 567 884 (1,15%), в 1910 г. — 615 021 (0,95%). В начале 20 в. ассимиляция охватывала все более широкие слои немецкого еврейства. Ей препятствовал антисемитизм, с одной стороны, с другой — приток евреев из Восточной Европы. В 1912 г. в Германии было создано первое еврейское молодежное движение (см. Блау-вайс), стремившееся возродить и укрепить еврейские традиции. Сионистское (см. Сионизм) движение возникло в 1897 г. и было хорошо организовано, хотя и не стало массовым. Оно выдвинуло ряд известных деятелей сионизма (Д. Вольфсон,О. Варбург, А. Руппин, К. И. Блюменфельд). История евреев Германии между двумя мировыми войнами отчетливо делится на два периода: первый — 1918–32 гг., ознаменованный расцветом культурных и хозяйственных сил немецкого еврейства; второй — с 1933 г., период крушения и трагической гибели этой наиболее значительной еврейской общины Западной Европы. Веймарская конституция (1919) отменила всякую дискриминацию и на деле уравняла евреев в правах с другими гражданами Германии. Юридический статус еврейских общин был признан законом, упрочилась общинная деятельность. Возникли многие еврейские культурные и научные учреждения. В то же время усиливался процесс ассимиляции. Процентбраков смешанных был очень высок (44,8% в 1921–27 гг.). Участились случаи перехода в христианство (приблизительно 500 в год). Отмена ограничений открыла евреям доступ ко всем сферам общественной жизни. Некоторые евреи Германии стали лидерами демократической и социалистической партий (Э. Бернштейн, Г. Хаазе). Значительное число евреев занимало видные посты в правительстве Веймарской республики и в правительствах германских земель: Г. Ландауэр, О. Ландсберг (1869–1957), Э. Левине, Г. Прейс (1860–1925), В. Ратенау, Э. Толлер, К. Эйснер и другие. Еврейские лидеры играли видную роль в установлении Баварской советской республики (апрель 1919 г.). Поражение Германии в Первой мировой войне, послевоенная разруха и безработица подготовили почву для реваншистских и националистических настроений и антисемитизма. Рост политического и общественного влияния немецких евреев, их экономические и социальные успехи также способствовали усилению антисемитских настроений в Германии, умело использованных нацистской пропагандой. После победы национал-социалистической рабочей партии на выборах в рейхстаг 30 января 1933 г. к власти в Германии пришло нацистское правительство во главе с А. Гитлером. В стране установилась нацистская диктатура, было ликвидировано демократическое законодательство Веймарской республики. Принятие в марте 1933 г. закона о защите правительства национального возрождения от действий подрывных сил и закона о защите народа и государства дали А. Гитлеру конституционную основу для установления диктатуры и для проведения антиеврейской политики, первоначально направленной на полное вытеснение евреев из всех сфер государственной, общественной, научной и культурной жизни, тотальное ограбление и принудительную эмиграцию, а после начала Второй мировой войны — на окончательное уничтожение европейского еврейства. Одним из первых антисемитских законов стал принятый в феврале 1933 г. закон, запрещавший «мучить животных» и сделавший практически невозможным ритуальный убой скота . Закон был опубликован в апреле 1933 г. 1 апреля 1933 г. была проведена первая массовая антиеврейская экономическая акция — антиеврейский бойкот. Десятки тысяч штурмовиков и членов нацистской партии блокировали по всей стране входы в магазины, рестораны, кафе, фирмы, принадлежавшие евреям, и требовали от покупателей ничего в них не покупать. Такие акции постоянно проводились в 1933–35 гг., немецкие владельцы магазинов отказывались покупать что-либо у крупных оптовых компаний, принадлежавших евреям, нанося большой ущерб как еврейским предпринимателям, так и германской экономике. 7 апреля 1933 г. был опубликован закон об упорядочении национального состава управленческого аппарата, направленный на изгнание евреев с государственной службы. Нацисты утверждали, что около 12% работающих евреев были служащими государственных учреждений. В законе говорилось: «Чиновники неарийского происхождения переводятся на пенсию». Действие закона не распространялось на евреев, воевавших «на фронте во время мировой войны на стороне немецкого народа», и на тех, «чьи родители и дети пали на войне». В этом законе, впервые в нацистском законодательстве, был использован термин «неариец». Вскоре была издана инструкция: «Неарийцем считается тот, чье немецкое происхождение неарийское, особенно если у него родители или родители родителей — евреи. Достаточно, если один из родителей или родители родителей были «неарийцами». Особенно важно, если один из родителей или родители родителей исповедовал иудаизм». Особую ненависть у нацистов вызывали евреи — выходцы из Восточной Европы. А. Гитлер в книге «Майн кампф» подробно описывал, какое отвращение у него вызвал вид ортодоксального восточноевропейского еврея, которого он впервые увидел на улицах Вены. 14 июля был издан закон о лишении германского гражданства некоторой категории граждан Третьего рейха. В соответствии с законом германского гражданства лишались все те, кто получил его с 9 ноября 1918 г. до 30 апреля 1933 г. Хотя в законе прямо не говорилось о евреях, но в первую очередь он был направлен против них. В 1933 г. были приняты законы, изгонявшие немецких евреев из различных сфер деятельности. 22 апреля 1933 г. правительственным постановлением евреи-врачи были уволены из всех медицинских учреждений страны. 25 апреля 1933 г. был принят закон об устранении диспропорции в национальном составе учащихся в германских средних и высших учебных заведениях, устанавливавший процентную норму в школах и университетах в 1,5 % от общего числа поступивших. Закон также требовал, чтобы общее число евреев — учащихся каждого учебного заведения не превышало 5%. Исключение было сделано только для детей ветеранов Первой мировой войны и для «полукровок от смешанных браков», заключенных до принятия этого закона. Нацистская «Дойче альгемайне цайтунг» писала после принятия закона: «Ни один уважающий себя народ не может позволить расово чуждым ему элементам безнаказанно захватывать такую жизненно важную сферу жизни общества, как высшее образование и воспитание подрастающего поколения». 14 апреля 1933 г. министерство образования рейха в соответствии с законом об упорядочении национального состава управленческого аппарата уволило из высшей школы первую группу профессоров-евреев. 6 мая 1933 г. последовало распоряжение о включении профессоров и нотариусов в категорию профессиональных чиновников, что означало их немедленное увольнение. 2 июня 1933 г. из всех поликлиник рейха были уволены евреи-стоматологи. 30 июля 1933 г. в категорию профессиональных чиновников были включены адвокаты, что означало запрет для евреев заниматься этой профессией. Правительственным указом от 22 сентября 1933 г. была создана имперская палата по делам культуры, состоявшая под контролем министерства народного просвещения и пропаганды. В палату входили семь отделов: прессы, радиовещания, кинематографии, театра, литературы, музыки, изобразительных искусств. Членство в палате было обязательным условием для продолжения профессиональной деятельности деятеля культуры. Не состоявшие в палате не могли заниматься своей профессией, но членом палаты могли быть только арийцы. Однако, чтобы полностью закрыть евреям допуск в немецкую прессу, 7 ноября 1933 г. был принят еще один закон — о редактировании газет, в котором говорилось, что редактор арийской газеты «должен быть лицом арийского происхождения и не быть женатым на “неарийке”». Для борьбы со смешанными браками, которые нацисты считали абсолютно недопустимым явлением, 5 сентября 1933 г. были отменены пособия для молодоженов, если один из них неариец. В соответствии с нацистской теорией «крови и почвы», проповедовавшей обработку земли в Германии только немцами, 22 сентября 1933 г. от всех крестьян потребовали доказательства арийского происхождения. В 1934–35 гг. активно проводились в жизнь принятые ранее антиеврейские законы, но новые не принимались, что объяснялось борьбой Гитлера с противниками в нацистской партии и армии. Весной и летом 1935 г. по всей Германии прошли акции бойкота еврейских торговых и промышленных заведений и бурные демонстрации против «осквернения арийской крови», завершившиеся погромом в Берлине 15 июля 1935 г. Эти акции были связаны с рядом судебных процессов против евреев, обвиненных в связях с арийскими женщинами. Этапом в развитии антиеврейского законодательства стали принятые на съезде национал-социалистической партии в Нюрнберге и утвержденные в сентябре на специально созванной сессии рейхстага в 1935 г.нюрнбергские законы, согласно которым гражданином Германии мог быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Так как в нюрнбергских законах не определялось понятие «еврей», то 14 ноября 1935 г. была принята поправка к закону о гражданстве, где было четко определено, кто считается евреем, и установлены категории лиц с еврейской кровью: «Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровные евреи... Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, поданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев-родителей его родителей, если он а) в момент издания закона принадлежал к иудейской общине или был принят в нее позднее; б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступил в такой брак позднее; г) является внебрачным ребенком, один из родителей которого был евреем». Потомки евреев, которые не считались евреями, были разделены на две категории, в первую входили те, у кого двое из родителей были евреями, а во вторую те, у кого только один из родителей был евреем. Эти категории считались неарийцами, но в 1935 г. получили большую часть прав немцев, что улучшило их положение по сравнению с периодом до принятия нюрнбергских законов. (После принятия нацистским руководством плана «окончательного решения»политика в отношении этой категории неарийцев была резко ужесточена.) На основании нюрнбергских законов проводилось дальнейшее ограничение прав евреев, но так как в 1936 г. в Германии состоялись летние и зимние Олимпийские игры, антиеврейские меры осуществлялись не путем принятия новых законов, которые приковывали внимание мировой общественности и могли помешать проведению игр, а путем вытеснения евреев из тех отраслей экономики, где они еще сохраняли какие-то позиции. Так, нацистские власти прекращали поставку сырья и оборудования тем заводам и фабрикам, где хозяевами были евреи, применяли меры экономического бойкота. В целом в год проведения Олимпиад не проводилось массовых антиеврейских процессов, а с основных улиц крупнейших городов Германии исчезли плакаты и надписи, запрещавшие евреям посещать общественные места. Даже ради славы Германии нацистские власти не были согласны на участие евреев в сборной страны, поэтому лучшая немецкая легкоатлетка еврейка Гретель Бергманн под надуманным предлогом была выведена из сборной. После окончания летней Олимпиады нацистское антиеврейское законодательство все более ужесточалось, особенно после «Хрустальной ночи». Так, со времени принятия нюрнбергских законов (сентябрь 1935 г.) до сентября 1938 г. было издано 348 антиеврейских законов и подзаконных актов (в основном осень 1936 г. – сентябрь 1937 г.); в период с сентября 1937 г. до «Хрустальной ночи» (ноябрь 1938 г.) — 1234. 8 сентября 1937 г. начальник штаба при заместителе фюрера по партии М. Борман подписал директиву, запрещавшую немецким гражданам-арийцам пользоваться услугами еврейских врачей, провизоров и похоронных обществ, принадлежавших евреям. 3 апреля 1937 г. до сведения членов партии был доведен циркуляр М. Бормана о недопустимости поселения руководящих функционеров партии в гостиницах, отелях и домах, принадлежавших евреям. 22 мая 1937 г. М. Борман подписал циркуляр, запрещавший представителям партии, находившимся за границей с официальными визитами, останавливаться в отелях, хозяевами которых были евреи. 31 августа 1938 г. было опубликовано правительственное распоряжение, вводившее ограничения на почту для евреев: на обратной стороне любого конверта, открытки или телеграммы появилась надпись «не для евреев». ]

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация