Гликман, Исаак Давыдович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Исаак Давыдович Гликман
Исаак Давидович Гликман
Дата рождения:

1911 год(1911)

Место рождения:

Витебск

Дата смерти:

2003 год(2003)

Страна:

Союз Советских Социалистических Республик СССР
Россия Россия

Научная сфера:

Театроведение

Учёная степень:

Шаблон:Учёная степень

Учёное звание:

Профессор

Альма-матер:

Ленинградский государственный университет

Исаак Давыдович Гликман (Давидович; 1911—2003) — российский литературовед, театровед, либреттист, сценарист, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, профессор

Содержание

Биография

Исаак Давыдович Гликман родился в 1911 году в Витебске, в семье актёра Давида Гликмана и его жены Фани Борисовны[1], в которой было ещё два сына: Соломон, который погиб на фронте в Великую Отечественную войну и Гавриил, который стал известным художником и переехал в Мюнхен.

Окончил филологический факультет Ленинградского университета, где его научным руководителем был В. Ф. Шишмарёв. В Ленинградском Техникуме сценических искусств был учеником И. И. Соллертинского.

В начале 1930-х годов начинает публиковаться в различных периодических изданиях Ленинграда в качестве театрального обозревателя — деятельность, продолжавшаяся несколько десятилетий. Позднее, по приглашению И. И. Соллертинского, художественного руководителя Ленинградской Филармонии, заведовал культмассовым отделом Филармонии. По приглашению ведущих ленинградских режиссёров, в том числе, Л. С. Вивьена и Н. П. Акимова, тесно сотрудничал, в частности, с Театром им. Пушкина и Театром Комедии. Служил также в Ленинградском радиокомитете, создавая т. н. конферансы для музыкальных и театральных передач.

В 1940-ые годы он возглавлял литературную часть Малого оперного театра. С.Бенгельсдорф говорит, что тот период творческого подъёма (несмотря на суровое время) Малого театра:

« ... справедливо назывался творческой лабораторией современных опер. Сотрудничая с композиторами, либреттистами, постановщиками, Гликман помогал рождению новых сценических произведений, вошедших в золотой фонд мирового оперного искусства, и среди них, в первую очередь, «Война и мир» Сергея Прокофьева по одноименному роману Льва Толстого ... »

Несколько десятилетий Исаак Гликман работал на киностудии «Ленфильм» музыкальным консультантом и редактором, помогал Григорию Козинцеву в работе над фильмами «Гамлет» и «Король Лир» (с музыкой Шостаковича). Состоял членом художественного совета «Ленфильма». На факультете музыкальной режиссуры, основанном профессором Эммануилом Капланом в Ленинградской консерватории, Исаак Давыдович преподавал в предмет «История театра». Все студенты с восторгом отзывались о своем Учителе — профессоре Исааке Гликмане, он преподносил предмет с большим интересом, рассказывал так, что все слушали раскрыв рот его лекции по истории зарубежного и русского театра.

Исаак Гликман — глубокий знаток законов драматургии музыкального театра и кинематографа. Автор переводов с французского языка оперы «Кармен» и оперетты «Перикола». По театральной драматургии Исаак Давыдович написал работы о Мольере, статьи о Карло Гольдони, А. В. Сухово-Кобылине, о драматургии Ж.-Ф. Реньяра («Библиотека драматурга») и монографию «Мейерхольд и музыкальный театр».[2] В числе других работ — вступительные статьи к сборнику рассказов Ф. Брет-Гарта, к сборникам поэзии Николая Языкова, Николая Щербины, Ивана Козлова (две последние — в «Большой библиотеке поэта»), к трилогии А. В. Сухово-Кобылина.

На протяжении четырёх десятилетий И. Д. Гликмана связывала близкая дружба с Д. Д. Шостаковичем. В 1993 г. Гликман опубликовал около 300 сохранившихся писем Шостаковича к нему (1941—1975) с Предисловием и подробными комментариями — «Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману». Публикация книги стала сенсационным событием. Она была переведена на несколько языков и по сей день остаётся одним из важнейших и надёжных в своей неоспоримой достоверности источников для биографов и исследователей творчества Шостаковича во всём мире.

Фильмография

  • 1962 — «Черёмушки», музыкальный фильм Герберта Раппапорта на музыку Шостаковича с Ольгой Заботкиной — сценарист
  • 1968 — «Лебединое озеро», экранизация балета «Лебединое озеро» с Еленой Евтеевой и Джоном Марковским — сценарист
  • 1969 — «Князь Игорь», премьера 1971, фильм Романа Тихомирова, с Борисом Хмельницким — сценарист

Библиография

Балетные либретто

  • «Золотой век», поставленный Юрием Григоровичем в Большом театре
  • «Встреча», на музыку Девятой симфонии Шостаковича
  • «Бык на крыше», на музыку Дариюса Мийо
  • «Золотой ключик», на музыку Моисея Вайнберга

Автор сценариев, исторический консультант и/или редактор

  • «Гамлет»
  • «Всё остаётся людям»,
  • «Ведьма» по Чехову,
  • «Дон Сезар де Базан»,
  • «Третья молодость»,
  • «Прощание с Петербургом».

Фильмы-оперы

  • «Евгений Онегин» Петра Чайковского по одноименному роману Александра Пушкина
  • «Пиковая дама» Петра Чайковского по одноименному роману Александра Пушкина
  • «Князь Игорь» А. П. Бородина по «Слово о полку Игореве»
  • «Флория Тоска» Джакомо Пуччини по одноименной драме Викторьена Сарду
  • « »

фильмы-оперетты

  • «Мистер Икс»,
  • «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина, экранизация оперетты Бориса Александрова
  • «Крепостная актриса» — музыкальный фильм 1963 года по оперетте Николая Стрельникова «Холопка»,
  • «Москва-Черемушки» — Герберта Раппапорта, киноверсия оперетты Шостаковича «Москва, Черёмушки»

Ссылки

Примечания

См. также

  • Санкт-Петербургская консерватория
  • Список балетных критиков
  • Балетоведение

Шаблон:Литература о балете





Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация