Еврейские общины Азии в VII - X веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 12.11.2010


Содержание

В Западной Азии

В Анатолии

Полуостров Малая Азия (Анатолия) в раннем средневековье входил в состав Византии. На евреев, живших там, распространялась политика византийских императоров.

Еврейские общины Смирны, Эфеса и других древних городов на побережье сократились в этот период, несмотря на расцвет торговли по Великому шёлковому пути.

В Грузии

До арабского завоевания еврейская община в Грузии существовала более полутора тысяч лет. В шестом веке она пополнилась переселенцами из Византии и беженцами из районов восточного Закавказья, подвергшихся нашествию кочевых племён.

Самоназвание грузинских евреев — эбраэли или исраэли. В рассматриваемый период они уже полностью перешли на грузинский язык. Отдельные еврейские слова использовались только в профессиональном торговом жаргоне "квирули".

Во второй половине седьмого века арабский халифат завоевал обширные территории Грузии и удерживал её до 1122 года.

Под властью арабов в конце девятого века, Абу-Имран Муса аль-Зафарани (позже известный как Абу-аль-Имран Тифлиси) основал караимскую секту, которая называлась Тифлисской сектой на протяжении более 300 лет. Секта отклонилась от hалахи в вопросах брака и правилах кашрута.[1]

В Армении

В начале средних веков большинство городов Армения не допускало поселения евреев.

К концу периода армянская община исчезла, частично влившись в курдскую.[2] [3]

В Азербайджане

После короткого пребывания в составе Хазарии Азербайджан (включая его северную область - Дагестан) был захвачен арабами.

Раскопки 1990 г. под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги VII в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар).[4]

В эпоху Хазарского каганата в Дербенте существовала еврейская община. В середине VII в. он вошел в Арабский халифат. В дальнейшем евреи продолжали селиться в районе Дербента.[5]

Когда русские в X веке опустошили хазарский город Семендер, оставшиеся в живых жители этого города, а также Итиля (столицы Хазарии), среди которых было много евреев, бежали в Дербент (Гаркави, "Сказание мусульманских писателей о славянах и русских", стр. 220).[6]

В Иране

После арабского завоевания в 642 году еврейская община Ирана получила статус зимми.

В первые века исламской власти в Иране на фоне вытеснения исламом зороастризма и множества других местных культов происходили общественно-политические беспорядки, оформленные идеологически как религиозные новшества. В еврейской общине произошло в VIII веке разделение на раввинистический иудаизм, опирающийся на Талмуд, и караимов. Также возникли мессианские и сектантские течения. Караимские и сектантские общины были в Иране очень многочисленны.

Раввинистическая часть иранских евреев признавала авторитет вавилонских гаонов и была до конца раннего средневековья частью единой вавилоно-иранской еврейской общности.

Налог на землю для немусульман сделал невыгодным для евреев занятия сельским хозяйством и вытеснил их в города, заниматься ремеслами и торговлей. К середине VIII века евреи уже заняли ведущие позиции в торговле и финансовом деле в Иране в халифате в целом. Через Иран проходил важнейший участок Великого шёлкового пути и других торговых маршрутов. Само слово "раданиты" - иранского происхождения.[7]

Из восточной провинции Ирана - Хорасана (ныне - территория Узбекистана) еврейские купцы ходили в Хазарию и Китай и постепенно создавали там свои поселения. Арабский историк X века аль-Масуди писал, было много евреев, которые пришли к царю хазар из городов мусульман. Анонимный автор "Кембриджского документа" написал о евреях, которые "пришли из Хорасана и укрепили руки жителей страны" (Хазарии).[8]

В Центральной Азии

Центральная Азия была важнейшей частью средневекового торгового пространства. По ней проходили пути раданитов из Хазарии и Ирана в Китай и Индию. Все древние торговые города там продолжали существовать в раннем средневековье, несмотря на все нашествия. Общины евреев в них росли и быстро восстанавливались после любого бедствия.

Евреи были единственной группой в Центральной Азии, которые не приняли ислам.

Существуют доказательства того, что еврейские общины процветали в регионе с IX по XII век, особенно в городах Балх, Хорезм и Самарканд, и что они признали авторитет экзиларха в Багдаде и общались с ним.[9]

В Бухаре

С 709 года регион был в составе арабского халифата. В 874 власть захватила местная династия Саминидов, которая откололась от халифата и сделала Бухару столицей своей империи. Их власть продержалась до конца X века. И арабские, и саминидские правители были довольно терпимы к бухарским евреям, с которых брали большие налоги в рамках статуса "Зимми" (защищённых немусульман).[10]

В Хорезме

Хорезм, ранее также называвшийся Хива, район на северо-западе Узбекистан, в нижнем течении Амударьи, к северу от Аральского моря.

Из ссылок в хрониках арабского историка аль-Табари (838-923) об арабском завоевании Хорезма, и фрагментов на ту же тему в Кембриджском документе, С.П. Толстов сделал вывод, что религия народа Хорезма до арабского завоевания была своеобразной синкретической формой иудаизма, и что она была импортирована в Хазарию выжившими иудеями из Хорезма (т. е. около 712 года). Тем не менее, его выводы оспариваются другими историками как недостаточно аргументированные.[11]

В Мерве

Мерв - в современной Туркмении - был столицей древнего царства Маргиана.

Ранние мусульманские источники (конца VII - начала VIII века) ссылаются на присутствие евреев в этом районе. В начале VIII века еврей по имени Акива упоминается как сборщик налогов с еврейской общиной Мерва.[12]

В Афганистане

В раннем средневековье Афганистан часто служил местом ссылки или добровольного изгнания для евреев, нежелательных для экзиларха или для руководителей еврейской общины Месопотамии.

Наиболее значительным еврейским центром был Балх. Еврейские и мусульманские источники сообщают о существовании еврейской общины в Газни в X–XI вв. Арабские географы говорят о еврейских общинах, существовавших в X в. также в Кандагаре и Кабуле.[13]

Пуштуны (африди)- потомки северных племён, выселенных на территорию Афганистана ассирийцами, приняли ислам после арабского завоевания. У них до сих пор сохранились еврейские обычаи - свадьба под хупой и обрезание мальчиков на восьмой день после рождения.

Книга "Таакати-Насири" утверждает, что в седьмом веке люди, называвшиеся Бани Израиль жили в местности Гор, к юго-востоку от Герата. По "Таакати-Насири", а также по пуштунской легенде, Бани Израиль вскоре принял ислам после того, как их вождь Каис встретился с исламским пророком Мухаммедом.

Другие сообщения говорят о персидских евреях, отвергших ислам, бежавших от мусульманского завоевания в VII и VIII веках и поселившихся в Афганистане. В 1080 году Моисей ибн Эзра обнаружил более чем 40 тысяч евреев, платящих налоги в Газни, великом городе на реке Гозан.[14]

В Восточной Азии

В Индии

Три общины индийских евреев - Бней-Исраэль в Махараштре, кочинские евреи на юго-западном (Малабарском) побережье и Бней-Менаше на северо-востоке продолжали жить отдельно, не зная друг о друге. Они вели сельский образ жизни и были весьма небогаты.

Самым ранним документом, связанным с кочинскими евреями в Малабаре, являются две медные таблички, известные как "Sâsanam" (Burnell, "Indian Antiquary," iii. 333-334) с текстом на тамильском языке о привилегиях и владениях, которые царь Малабара даровал еврею из Шинкали Йосефу Раббану (Isuppu Irabbân) около 750 года.

В соответствии с положениями грамоты, выгравироваными на таблице, Раббан, который называется князем Ансуваннама, получил 72 "свободных дома" и феодальные права в Ассуванаме, около Кранганора. Предположительно, Раббан прибыл во главе экспедиции йеменских евреев в Индию.

Дата надписи может быть около 750 года. Она не может, по палеографическим причинам, быть ни намного раньше, чем это, ни позже 774 года, так как привилегии, предоставленные христианам-несторианам в то же время была скопирована с тех, что записаны на этой таблице.

Кочинские евреи имели, таким образом, контакт с йеменской общиной и были осведомлены о еврейской традиции и религии. Из-за смешения с местным населением они приобрели характерный тамильский облик и стали называться чёрными евреями - в отличие от белых евреев йеменского или иракского происхождения.

Последние, подобно Йосефу Раббану, каким-то образом получили власть над кочинской общиной и держали чёрных евреев в крепостном состоянии, близком к рабству. Они также покупали рабов - тамилов, обращали их в иудаизм и поселяли среди евреев. Такие рабы могли вступать в браки с чёрными евреями. Белые евреи - аристократия - с чёрными не смешивались.[15] [16]

Приблизительно в 30 км к югу от Бомбея жила община Бней-Исраэль, возникшая ещё во времена войны с Антиохом (II век до н.э.). Эти евреи потеряли связь с другими еврейскими общинами и забыли многое, но продолжали соблюдать субботу, обряд обрезания, некоторые посты и праздники, кашрут, чтение молитвы Шма и другие традиции.[17]

Так же жили и Бней-Менаше, утратившие все письменные источники и сильно перемешавшиеся с восточно-азиатскими людьми.

В Китае

Еврейские купцы пришли в Китай в начале восьмого века. Они ходили по Шёлковому пути и поселились в дальнем западном регионе страны, в городе Пьен-Лян (современный Кайфын), столице провинции Хэнань. Евреи были официально признаны жителями Пьен-Ляна в 960 году.[18]

В IX в. евреи появились также на юге Китая в Гуанчжоу, через который шла морская торговля Китая с мусульманскими странами.

Два мусульманских путешественника, бывших в стране в 851 году, заявляют, что в этот период "многие из них, ради богатства и продвижения по службе, отказались от своей религии".

Это подтверждает Абу Зайд Хасан аль-Сирафи, арабский географ начала X в.,[19] согласно которому "120000 мусульман, иудеев, христиан и персов, которые приехали сюда для торговли были при восстании Байху в год 884 убиты в Канфу, главном порту для всех арабских купцов".

Китайцы называют евреев "Tяо Киу Kьяоу" ("Секта которая удаляет жилы", по Gen. xxxii. 33), и это название само, как характеристика евреев, свидетельствует о глубокой древности. Раввинский иудаизм предложил бы китайцам более отличительные особенности евреев.

Арабские писатели девятого и четырнадцатого веков подтверждают существование еврейских коммерческих колоний в Китае.

Представляется весьма вероятным, что в десятом веке новой колонии евреев появились в Китае, как заявляет профессор Шаван: "Между 960 и 1126 годами (династия Сун) евреи пришли из соседней Индии, принесли в первый раз, в качестве дани ко двору Китая, продукты из западных заморских стран ("си ян пу"). Евреи пришли в Китай морским путем, а не пересекая Центральную Азию, они были членами еврейских колоний, поселившихся в Индии. Следовательно, их прибытие, как представляется, не могло быть до конца десятого века".[20][21]

Источники

Примечания

  1. Joanna Sloame. "Georgia" in Jewish Virtual Library
  2. Электронная еврейская энциклопедия
  3. [Ariel Scheib. "Armenia" in Jewish Virtual Library]
  4. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Азербайджан"
  5. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Дербент"
  6. Herman Rosenthal. "Derbent" in Jewish Encyclopedia
  7. Электронная еврейская энциклопедия
  8. "UZBEKISTAN" in Jewish Virtual Library
  9. "BUKHARA" in Jewish Virtual Library
  10. Joanna Sloame. "Bukharan Jews" in Jewish Virtual Library
  11. "KHOREZM" in Jewish Virtual Library
  12. "BUKHARA" in Jewish Virtual Library
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Афганистан"
  14. Alden Oreck, "Afghanistan" in Jewish Virtual Library
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кочинские евреи"
  16. Joseph Jacobs, Joseph Ezekiel. "COCHIN" in Jewish Encyclopedia
  17. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бней-Исраэль"
  18. Eli Braun The Pien-Liang (Kiafeng) Jewish Community in Jewish Virtual Library
  19. Reinaud, "Géographie d'Abulfeda," i. lxxxiii., Paris, 1848
  20. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Китай"
  21. Kaufmann Kohler, Richard Gottheil, Henri Cordier, Executive Committee of the Editorial Board. "China" in Jewish Encyclopedia
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация