Брест (Белоруссия) - еврейская община

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 00:30, 23 января 2011; Arbeli (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 10/01/2011


Брест (белар.Брэст [1]) — (еврейское название Бриск), город в Республике Беларусь.

Содержание

Название города

  • В летописях XII—XIII веков встречается название Берестий,
  • в исторических документах XVI века — Бе́ресть.
  • В XVII — н.XX в.- Брест-Литовск,
  • в 1921—1939 годах — Брест-над-Бугом,
  • с 1939 года — Брест.

Краткая история города

  • 1019 - Город впервые упоминается в «Повести временных лет»
  • С 1319 г. по 1795 г. входил в состав Великого Княжества Литовского (с 1569 г. — в унии с Польшей).
  • С 1795 г. — в составе Российской империи
  • В 1920–39 гг. — центр Полесского воеводства в составе Польши,
  • в 1939–91 гг. в составе Беларусской ССР.


Период до XIX в.

С XIV в. по XVII в. Брест был главным центром евреев княжества, и община Бреста играла руководящую роль в жизни еврейства всей Литвы.

Уже с XV в. евреи Бреста играют важную роль в торговле Литвы. Они ведут крупные финансовые операции и получают на откуп пошлины, налоги и другие государственные обложения. Некоторые из них владели земельными наделами.

Торговые связи евреев Бреста распространялись по всему княжеству и за его пределами.

В 1483 г. евреи Бреста установили торговые связи с Венецией.

В 1495 г. все евреи, отказавшиеся перейти в христианство, были изгнаны из Литвы, в том числе и из Бреста. Лишь один еврей принял крещение и был оставлен в городе.

Крупным духовным авторитетом евреев Бреста в этот период был р.Йехиэль Лурия, дед р.Шломо Лурии.

В 1503 г. евреям было разрешено вернуться, и община быстро достигла прежнего расцвета.

В XVI в. евреи Бреста играли значительную роль в экспортно-импортной торговле Польско-Литовской унии с Германией и Австрией, и им принадлежало 16% земельной собственности в городе и окрестностях.

Значительную роль в жизни общины сыграли Михаэль (Михель) Юзефович, крупный откупщик, назначенный в 1514 г. «старшим» всех литовских евреев, и Шаул Валь, фактически глава общины в конце 16 в.

В 1637 г. евреи Бреста подверглись погрому, многие еврейские лавки были сожжены или разграблены; однако власти приказали вернуть евреям украденные у них товары, и во избежание повторения беспорядков была организована смешанная еврейско-христианская стража.

Католическое и православное духовенство относилось к евреям весьма враждебно

Студенты иезуитской коллегии часто нападали на евреев; особенно серьезное нападение произошло в 1636 г.

Во время восстания Б. Хмельницкого в 1648–49 гг. многие евреи Бреста бежали в Польшу и Данциг. Оставшиеся в городе были вырезаны.

По некоторым данным, число убитых доходило до 2 тыс.

Однако вскоре евреи вновь поселились в Бресте и в 1655 г. получили охранную грамоту.

Тяжелый урон понесла община в 1660 г., когда много евреев было уничтожено вступившими в Брест русскими войсками.

В XVIII в. роль основного центра еврейства в Литовском княжестве перешла от Бреста к Вильно.

В к.XVIIIв., в особенности в 1792 г., происходили новые столкновения между евреями и христианами.

ХIХ-ХХ вв.

1795 - включение Бреста в состав Российской империи. Экономическое значение города упало.

В 30-е гг. XIX в. по распоряжению русских властей была сровнена с землей значительная часть исторического еврейского квартала в Бресте, в том числе старинная синагога и еврейское кладбище, и на его месте было начато строительство Брестской крепости. После 1841, с постройкой канала Днепр-Буг экономическое положение Бреста снова улучшилось, что привело также к оживлению экономической жизни еврейской общины и к ее росту.

В XIX–н.XXв. в руках евреев было сосредоточено почти все ремесленное производство в Бресте, основными отраслями которого являлись обувное и швейное дело.

В руках евреев находилась также значительная часть торговли.

В 1905 г. несколько евреев было убито во время погромов.

Демографические данные

  • В 1766 г. в Бресте проживало 3175 евреев,
  • в 1847 г. — 8136,
  • в 1860 г. — 7900 (41% от всего населения),
  • в 1897 г. — 30 608 (65,8% от всего населения).
  • В 1921 г. еврейское население Бреста составляло 15 630 человек (53% от всего населения),
  • в 1929 г. — 21 769 человек (47%),
  • в 1938 г. — 25 000 человек (43,7%).
  • 1936 г. - в Бресте было зарегистрировано 21 518 евреев (41% от всего населения);
  • 1939 г. - в городе было 26 000 евреев (50,9% всего населения).

Начало ХХ в.

Во время Первой мировой войны евреев дважды выселяли из Бреста.

С переходом Бреста к Польше (1919) жизнь еврейской общины возобновилась.

Наряду с религиозной активностью значительное место уделялось светской культурной деятельности.

В городе были

  • две еврейские гимназии,
  • четыре синагоги,
  • около 30 молитвенных домов,
  • еврейские профсоюзы,
  • женские и молодежные организации;
  • 12 из 44 членов городского совета были евреями, в том числе и вице-мэр Бреста.

Однако влиятельны были и ярые антисемиты, устроившие погром в 1937 г.

Холокост

Немцы заняли Брест 15 сентября 1939 г. и сразу же угнали многих евреев на принудительные работы.

По соглашению между СССР и Германией о разделе Польши Брест перешел к СССР (22 сентября).

Советские власти расформировали общинные учреждения, запретили всякую политическую деятельность (за исключением коммунистической) и арестовали еврейских руководителей.

Десятки евреев были высланы в отдаленные районы СССР.

В первый же день войны между СССР и Германией 22 июня 1941 г. немцы вновь овладели Брестом (однако в крепости сопротивление продолжалось до 28 июля).

Почти никто из евреев не успел эвакуироваться.

Вскоре после занятия города евреям было предписано носить отличительный знак — красно-белые шестиугольные звезды, в начале осени форма знака была изменена — круглые латы желтого цвета.

28–29 июня подразделение эйнзацгруппен «В» вместе с частями вермахта расстреляли в Бресте около пяти тысяч евреев.

Летом и осенью 1941 г. по распоряжению оккупационных властей происходило изъятие золота и других драгоценных металлов у еврейского населения.

Только из синагог Бреста было вывезено 100 кг серебра.

После конфискации, как говорится в отчете Чрезвычайной государственной комиссии, «...все синагоги и молитвенные дома были заняты под конюшни и гаражи».

16 декабря 1941 г. еврейское население Бреста было заключено в гетто. Был создан юденрат и еврейская полиция (15 полицейских).

В гетто находилось 18 000 человек (по другим данным, 27 000).

В 1942 г. евреи в гетто получали 150 г хлеба в день.

Для того, чтобы спасти еврейское население от голода и болезней, юденрат Бреста содержал детский дом на 80 человек, детский сад (135 детей), больницу (75 коек), дом престарелых (80 мест), ночлежный дом (150–200 человек).

В Бресте функционировала общественная кухня, обслуживавшая бесплатными обедами до 3800 узников.

По инициативе оккупационных властей в конце июня 1942 г. в Бресте были открыты артели, в них работало 7994 человека.

В гетто Бреста действовали еврейские подпольные организации:

  • с конца декабря 1941 г. подпольная организация «Освобождение»,
  • с начала 1942 г. — «Некама» («Месть») под руководством Фрумки Потницкой.

В середине 1942 г. подпольное движение в гетто возглавил Арье Шейнман.

Подпольщики изготовляли в мастерских гетто оружие, создавали тайные оружейные склады.

В районе Бреста действовал партизанский отряд имени Щорса под командованием П. Пронягина, куда охотно принимали евреев, в том числе многих беглецов из гетто.

По инициативе командования отряда при нем был создан еврейский семейный лагерь.

С 15 по 18 октября 1942 г. около 17 тыс. евреев Бреста были вывезены на железнодорожную станцию Бронная Гора и расстреляны.

Послевоенное время

После освобождения Бреста 28 июля 1944 г. в живых оставалось 19 человек, 6 из них были спасены Полиной Макаренко-Головченко.

В 1946 г. на месте расстрела пяти тысяч евреев Бреста был поставлен памятник с надписью на идиш.

В 1947 г. памятник был снесен.

В 1959 г. была превращена в кинотеатр последняя функционировавшая в Бресте синагога.

В 1970 г. в Бресте проживало по оценочным данным около двух тысяч евреев (менее 2% населения).

Трагедия брестских евреев замалчивалась весь советский период.

На местах массовых захоронений строили дома, прокладывали дороги.

В 1974 г. был снесен и единственный памятник жертвам гетто в районе улицы Куйбышева (восстановлен в 1992 г. на средства евреев из США, Аргентины и Израиля).

Конец XX в.

Перепись 1989 г. зарегистрировала в городе 1080 евреев (0,4% общего населения).

В городе возобновилась еврейская общественная и культурная деятельность.

  • В 1991 г. зарегистрирована еврейская община (председатель Ш. Вайнштейн).
  • В 1992 г. власти вернули общине здание синагоги (раввин Х. Рабинович).
  • Общество еврейской культуры «Тарбут» (с 1990 г. действует при областном Фонде культуры),
  • еврейская воскресная и
  • дневная школы.
  • организация Белорусского союза евреев — ветеранов войны, инвалидов, партизан и подпольщиков,
  • брестская организация Ассоциации евреев — бывших узников гетто и концлагерей,
  • отделение Международного просветительского центра Холокост (Катастрофы),
  • Центр истории и культуры евреев Полесья.
  • В 1995 г. Центральное телевидение России показало документальный фильм о трагедии Брестского гетто.


В 1989 г. – начале 2000-х гг. большое количество евреев Бреста выехало в Израиль и в другие страны.

По переписи 1999 г. в Бресте проживало 415 евреев.

Население города составляют представители 61 национальности, в том числе:

  • белорусы — более 75 %,
  • русские — около 17 %,
  • украинцы — более 6 %,
  • поляки — более 1,3 %,
  • евреи — 0,15 %.[2]

Известные евреи - уроженцы и жители

  • Хаим Соловейчик (1853—1918) — создатель брестской иешивы и главный раввин Брест-Литовска. Создатель новаторского метода изучения Талмуда, называемого «брестским», ставшего популярным в большинстве иешив в Польше и затем в Израиле.
  • Менахем Бегин (1913—1992) — политический деятель Израиля, седьмой премьер-министр Израиля с июня 1977 по 1983, лауреат Нобелевской премии мира (1978). Родился в Брест-Литовске, окончил там еврейскую религиозную школу, а затем государственную гимназию.
  • Елена Воробей (р. 1967) — белорусская и российская артистка разговорного жанра, пародистка, родилась в Бресте.
  • Ян Лебенштейн (1930—1999) — польский художник. Родился в Бресте.
  • Михаил Старокадомский (1901—1954) — советский композитор, органист и педагог. Родился в Бресте.
  • М. Борейшо - еврейский поэт и журналист ,
  • Д. Дубинский - американский профсоюзный лидер ,
  • Рабинович М. В. (1901–77) - советский военачальник, генерал-майор танковых войск,
  • Ефим Фомин(1909–41) - один из руководителей героической обороны Брестской крепости.
  • Изадор Фрид (Isadore Freed) — американский композитор. Родился в Брест-Литовске.
  • Луис Грюнберг (Louis Gruenberg, 1884—1964) — американский пианист и композитор. Родился в Брест-Литовске.


Примечания

  1. На тарашкевице (варианте белорусской орфографии, основывающейся на правилах белорусского языка до реформы 1933 года) название города пишется Берасьце.
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок oblispolkom не указан текст

Источники

Литература

  • Татьяна Козаченко. Говорящие камни Брестской крепости // Вокруг света, 22.06.2007.
  • Жучкевич В. А., Малышев А. Я., Рогозин Н. Е. Города и села Белорусской ССР. Историко-географические очерки. — Минск: 1959.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация