Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
Каббалисты Прованса
Каббалисты Прованса первыми представили каббалу в классическом смысле слова. Восприняв идеи ашкеназского хасидизма и идеи с востока, они стали мостиком для дальнейшего развития каббалы в Испании.
В XII в. в Провансе сформировалось несколько групп каббалистов. Одну из них возглавлял выдающийся ученый-талмудист Авраам бен Давид из Поскьера, который, однако, не оставил никаких каббалистических произведений, поэтому его влияние трудно оценить.
Первым известным каббалистом, повлиявшим на дальнейшее развитие каббалы, считается его сын, Ицхак Саги Наhор (Ицхак Слепой, 1165?–1235), перу которого принадлежит каббалистический комментарий к «Сефер Йецира». Ему приписываются многочисленные изречения каббалистического содержания. Он и каббалисты его круга говорят о каббале в целом и, в частности, о системе сфирот, как о чем-то известном испокон веков, а не как о чем-то новом, требующем определения.
В отличие от более поздней испанской каббалы, каббала круга Саги Наhора крайне эзотерична, и поэтому сведений о ней сохранилось весьма мало.
Группа Саги Наhора не была единственной в Провансе. Одновременно существовала другая группа каббалистов, имен которых не сохранилось, но осталось несколько произведений, самым значительным из которых является «Сефер ха-‘июн» («Книга внимательного изучения»). Она представляет собой беспорядочный ряд каббалистических комментариев к тринадцати правилам герменевтики, а также изречений мистического характера, космологических описаний и т.д. Каббалисты этого течения интересуются не столько системой сфирот, сколько идеями неоплатонического характера, в том числе, идеями еврейских философов средневековья (символика света, эманация), а также мистикой Божественной колесницы.
Сефер hа-Баhир
Сефер hа-Баhир (סֵפֶר הַבָהִיר, `Книга яркого света`) - одна из важнейших ранних каббалистических книг.
Книга «Сефер hа-Баhир» впервые появилась в конце 12 в. в Провансе. Традиция возводит авторство книги к выдающемуся танаю I века н. э. рабби Нехуния бен hа-Кана. В науке вопрос о том, представляет ли «Сефер hа-Баhир» плод творчества кружка мистиков 12 в. (т.е., что книга была написана незадолго до своего опубликования) или новую (возможно, сделанную на Востоке) компиляцию значительно более раннего материала, недостаточно выяснен.
T1
Первое печатное издание появилось в 1651 г. в Амстердаме, последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Наиболее полным и современным является издание рабби Реувена Марголиуса (Иерусалим, 1951) с его комментарием «Ор hа-Баhир» («Свет Баhира»).
Некоторые идеи книги
В «Сефер hа-Баhир» утверждается, что углубление в тайны Маасе меркава так же приемлемо, как молитва (§ 68), но предупреждается, что это невозможно без впадения в заблуждение (§ 150).
Здесь также содержится учение о десяти Сфирот, чьи имена (за исключением трех из них) приводятся в тексте. Особенно интересна их последовательность и отношение к вселенной, дням недели и человеку (например, к обрезанию).
Рассматривается понятие "гилгул" (перевоплощение), которое используется для объяснения проблемы кажущейся несправедливости, в частности, ответа на вопрос, почему страдают и рождаются калеками даже невинные младенцы.
Учение о гилгул получило дальнейшее развитие в книге «Зоhар» и ещё более подробное — в «Сефер Гилгулим» и других писаниях школы Ари.
Другие темы «Баhира» касаются интерпретации букв еврейского алфавита, из которых упоминаются пятнадцать. Обсуждаются — обычно в контексте сфирот - такие понятия, как тфилин, цицит, лулав и этрог, а также понятия, присутствующие в «Сефер Йецира», например, Тридцать два Пути Мудрости (§ 63), двенадцать диагональных границ (§ 95), а также тема «Ось, Сфера и Сердце» (§ 106) - вообще числа играют в книге «Баhир» весьма знаменательную роль.
Кроме того, здесь вводятся два необычных понятия, связанных с ангелами или ангельскими силами. Одно из них — "Цура" (букв. «форма»), другое — "Кома", что можно перевести как «структура», «тело» (§§ 8, 166). Другие термины, применяемые к ангелам, — "Начала" (Манхигим) и "Служители" (Пкидим).
Важнейшее откровение «Баhира» — различные имена Всевышнего (§ 112). Здесь говорится и о Двенадцатибуквенном Имени, которое упоминается в Талмуде(§§ 107, 111), и о семидесяти двух комбинациях Имени, являющихся производными (§§ 94, 107, 110). Это Имя упоминается в ранних талмудических источниках.
Кроме того, в «Баhире» содержится учение о цимцум, то есть о самосжатии Божественного Света, но оно дано в наброске. Рабби Берахия говорит, что Свет уже существовал, но у Царя не было места, в которое его можно было бы поместить. Только после того, как было «подготовлено место», Свет смог открыться. (А. Каплан).
Влияние
Из всех каббалистических текстов «Книга Баhир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зоhара», «Баhир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. «Баhир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К ней постоянно обращался в своем комментарии к Торе рабби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Баhир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зоhар».
Среди каббалистов средневековой Испании «Сефер hа-Баhир» была известна под двумя названиями, каждое из которых основывалось на начальных предложениях книги: «Мидраш рабби Нехуния бен hа-Кана» (по началу первого раздела книги), и «Сефер hа-Баhир» (основанным на высказывании «Один стих гласит: "Теперь не видно яркого [баhир] света в облаках" (Иов, 37:21)». Хотя второе название более раннее и, соответственно, оригинальное, первое приобрело популярность благодаря тому, что его использовал Рамбан в своем комментарии к Пятикнижию.
T5
В "Сефер hа-Баhир" описываются Десять Божественных изречений (ма’амарот, или мидот), которыми был сотворен мир. Название и описание некоторых из этих изречений соответствуют названию и описанию некоторых сфирот. Вместе с тем, в «Сефер hа-Баhир» отсутствует система сфирот в той форме, которую она получила в последующий период.