Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
Каббалисты Прованса
Каббалисты Прованса первыми представили каббалу в классическом смысле слова. Восприняв идеи ашкеназского хасидизма и идеи с востока, они стали мостиком для дальнейшего развития каббалы в Испании.
В XII в. в Провансе сформировалось несколько групп каббалистов. Одну из них возглавлял выдающийся ученый-талмудист Авраам бен Давид из Поскьера, который,однако, не оставил никаких каббалистических произведений, поэтому его влияние трудно оценить.
Первым известным каббалистом, повлиявшим на дальнейшее развитие каббалы, считается его сын, Ицхак Саги Наhор (Ицхак Слепой, 1165?–1235), перу которого принадлежит каббалистический комментарий к «Сефер Йецира». Ему приписываются многочисленные изречения каббалистического содержания. Он и каббалисты его круга говорят о каббале в целом и, в частности, о системе сфирот, как о чем-то известном испокон веков, а не как о чем-то новом, требующем определения.
В отличие от более поздней испанской каббалы, каббала круга Саги Наhора крайне эзотерична, и поэтому сведений о ней сохранилось весьма мало.
Группа Саги Наhора не была единственной в Провансе. Одновременно существовала другая группа каббалистов, имен которых не сохранилось, но осталось несколько произведений, самым значительным из которых является «Сефер ха-‘июн» («Книга внимательного изучения»). Она представляет собой беспорядочный ряд каббалистических комментариев к тринадцати правилам герменевтики, а также изречений мистического характера, космологических описаний и т.д. Каббалисты этого течения интересуются не столько системой сфирот, сколько идеями неоплатонического характера, в том числе, идеями еврейских философов средневековья (символика света, эманация), а также мистикой Божественной колесницы.
Сефер hа-Баhир
Сефер hа-Баhир (סֵפֶר הַבָהִיר, `Книга яркого света`) - одна изважнейших ранних каббалистических книг.
Книга «Сефер hа-Баhир» впервые появилась в конце 12 в. в Провансе. Традиция возводит авторство книги к выдающемуся танаю I века н. э. рабби Нехуния бен hа-Кана. В науке вопрос о том, представляет ли «Сефер hа-Баhир» плод творчества кружка мистиков 12 в. (т.е., что книга была написана незадолго до своего опубликования) или новую (возможно, сделанную на Востоке) компиляцию значительно более раннего материала, недостаточно выяснен.
T1
Первое печатное издание появилось в 1651 г. в Амстердаме, последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Наиболее полным и современным является издание рабби Реувена Марголиуса (Иерусалим, 1951) с его комментарием «Ор hа-Баhир» («Свет Баhира»).
Влияние
Из всех каббалистических текстов «Книга Баhир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зоhара», «Баhир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. «Баhир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К ней постоянно обращался в своем комментарии к Торе рабби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Баhир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зоhар».
Среди каббалистов средневековой Испании «Сефер hа-Баhир» была известна под двумя названиями, каждое из которых основывалось на начальных предложениях книги: «Мидраш рабби Нехуния бен hа-Кана» (по началу первого раздела книги), и «Сефер hа-Баhир» (основанным на высказывании «Один стих гласит: "Теперь не видно яркого [баhир] света в облаках" (Иов, 37:21)». Хотя второе название более раннее и, соответственно, оригинальное, первое приобрело популярность благодаря тому, что его использовал Рамбан в своем комментарии к Пятикнижию.