Узиэль, Бен-Цион Меир Хай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Нехама Симонович (Полонски) | |
26/03/2010 | |
Узиэль, Бен-Цион Меир Хай | |
Файл:BenZionUziel.jpg | |
Дата рождения: |
1880 год |
---|---|
Место рождения: |
Алжир |
Дата смерти: |
1953 год |
Раввин Бен - Цион Меир Хай Узиэль (13 Сивана 5640 /1880 года - 24 Элула 5713/1953. Был главным сефардским раввином (Ришон ле-Цион) Израиля и одним из самых известных сефардских раввинов в начала 20-го века.
Биография
родился в Иерусалиме в семье Раввин Йосефа Рафаэля Узиэля, который был президентом раввинского суда сефардской общины в Иерусалиме. Лишился отца в возрасте четырнадцати лет. Определенный период он учился у раввина a главы раввинского суда йеменской общины Иерусалима. Учился в талмуд тора Дореш Цион и в иешиве Тиферет Иерушалаим. Его раввином и учителем был Бен Сион Авраам Коинка. Женился в возрасте тринадцати лет.
В возрасте 20 лет рав Уззиэль начал преподавать в иешиве Тиферет Иерушалаим, в последствии стал основателем сефардской иешивы «Махзикей Тора. В - 1911 был назначен раввином общины сефардских в Яффо
Получив назначение, Уззиэль начал энергично отстаивать интересы и поднимать статус восточных общин Яффы. Взгляды Уззиэля были близки идеям раввина А. Кука, тогда — главы ашкеназской общины Яффо, что способствовало улучшению отношений между двумя общинами.
Во время Первой мировой войны Уззиэль вел активную общественную работу, ходатайствовал перед турецкими властями за преследуемых евреев, что привело к его высылке в Дамаск. Позднее ему было разрешено вернуться в Эрец-Исраэль, и он прибыл в Иерусалим незадолго до входа в город британских войск.
В – 1919 г. был назначен почетным президентом движения Мизрахи в Израиле и представлял его на международном съезде в Амстердаме.
В 1921 г. был назначен раввином общины Салоники, в который было шестидесят тысяч евреев, вместо раввина Якова Меира который был избран главным сефардским раввином Израиля. В этот период рав Узиель укреплял в Салониках изучение Торы, а также занимался пропагандой иврита и сионизма. Он призвал еврейскую молодежь иммигрировать в Израиль, прежде чем ухудшится ситуация в Салониках. В 1923 г. вернулся на должность главного сефардского раввина Тель-Авива Яффо . В 1939 г., после смерти ришон ле-Циона Якова Меира, первого верховного сефардского раввина, был назначен верховным сефардским раввином Эрец-Исраэль.
Участвовал Демонстрациях против Белой книги (1939 г.), но с началом Второй мировой войны призывал еврейскую молодежь еврей в Земле Израиля присоединиться к Еврейским бригадам.
С 1939 до самой своей смерти оставался на посту главного сефардского раввина Израиля.
До создания Государства Израиль, рав Уззиэль был членом Ваад леумми, участвовал в учредительном собрании Еврейского агентства, представлял еврейскую общину Эрец-Исраэль перед британскими мандатными властями.
После создания государства стал первым главным сефардским раввином государства Израиля. Он был главой раввината, вместе с главным ашкеназским раввином Герцог. Рассказывают, что во время войны независимости, когда Иерусалим был атакован арабами, он участвовал в рытье окопов для солдат в субботу, чтобы продемонстрировать принцип "спасение жизни отодвигает субботу".
Учение и работа
Будучи главным раввином Израиля, рав Узиэль все время занимался улучшением образования сефардской общины. Он считается относительно либеральным относительно других раввинов того поколения. В частности, он, в отличие от рава Кука, поддержал закон, дающий женщинам право голоса на выборах. Он прилагал усилия к созданию единого молитвенника для ашкеназских и сефардских евреев, а также занимался решением проблемы единого способа убоя для различных общин. Рав Узиэль считал, что следует идти навстречу желающим сделать гиюр, и в тех случаях, когда жена – нееврейка, а муж нерелигиозный еврей.
{{Цитата | Содержание = В нашем поколении тяжело взять на себя ответственность закрыть дверь перед герами, потому что это подталкивает евреев к тому, чтобы отдалиться от Израиля, изменить веру и смешаться с язычниками. И с ними нужно вести себя так, как заповедали нам мудрецы в трактате Сота: "Левая рука отталкивает, а правая приближает". И в любом случае, их детей безусловно нужно приближать, даже, если их мать нееврейка, потому что они – семя Израиля, что, рассматривается как "заблудшая овца". И мне представляется, что если мы отвергнем их совершенно, то за это придется нам отвечать перед небесным судом: как сказано у пророка Ихезкиеля по поводу пасторов народа (34:4) "угнанную /[овцу/] не возвращали, и потерянную не искали". Тем раввинам, которые возражали на это, что будущие геры не станут соблюдать Тору и заповеди, он отвечал, что даже, если сначала что-то делается и не ради Небес, то за этим приходит желание делать ради Небес. И добавил, что, если не будут соблюдать, то это их вина, а мы будем чисты.
В своем завещании рав Узиэль писал: "Важнее всего соблюдать мир в народе и мир в государстве "…правду и мир любите" (Захария 8:19)."
Удостоен Премии рава Кука для литературы по иудаизму за 5703-5704/ 1943 г
Наряду с многочисленными статьями в периодической печати по религиозным, философским, общественным и политическим вопросам, перу Уззиэля принадлежат четыре тома респонсов «Мишпатей Уззиэль» («Постановления Уззиэля»), сборник «Шаарей Уззиэль» («Врата Уззиэля»), включающий галахот, а также сочинения на общие темы, письма, обращения и т. п.
Именем рава Узиэля названа одна из улиц в районе [Байт ве-Ган] в Иерусалиме.