Иохевед

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:17, 11 января 2011; Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Йохевед (ивр. יוֹכֶבֶד‎, «Бог - слава») — в Пятикнижии дочь Леви, жена Амрама, мать Моше, Аhарона и Мирьям(Исх.2:1 Исх.6:20). Йохевед спасла жизнь Моше, скрыв его от слуг фараона, положив его в корзину и пустив по НилуИсх.2:3. Когда дочь фараона вытащила Моше, Мирьям привела Йохевед в качестве кормилицы, и та выкормила своего сына.

В агаде

Йохевед родилась у жены Леви в момент входа в Египет, дополнив число вошедших в Египет потомков Яакова до семидесяти[1].

Ваикра раба[2] и Сифре[3] отождествляют её с упоминающейся в 1Пар.4:8 Йеhудией, дочерью Рама.

Агада говорит, что Йохевед и её дочь Мирьям были теми двумя еврейскими повитухами, которые ослушались фараона и не убивали еврейских младенцев Исх.1:18-22. Шифра, упоминающаяся в стихе - это Йохевед, которая лечила (שִיפְּרָה) младенцев[4]. В заслугу этого деяния у неё родился Моше[5].

"Взятие в жёны", о котором говорится в Шмот 2:1, было повторным браком. Амрам отдалился от своей жены после злодейского указа фараона, чтобы не рожать детей, обречённых на смерть. Но по совету Мирьям, сказавшей: "Фараон обрекает на смерть только мальчиков, ты же - и нерождённых девочек!" он вернул свою жену[6]. В это время Йохевед было 130 лет, но к ней чудесным образом вернулась молодость, поэтому Писание называет её "дочерью Леви"[7].

По мнению одного из мидрашей[8], Эльдад и Мейдад, пророчествовавшие в стане[9], были сыновьями Йохевед от Эльцафана, сына Парнаха, в будущем вождя колена Зевулуна[10]. Таким образом, Йохевед родила пятерых пророков. Этот мидраш также объясняет, почему Эльдад и Мейдад начали пророчествовать, не будучи избранными в Санhедрин.

Сомнительный брак

Йохевед была тёткой своего мужа, следовательно, состояла в браке, который позже был запрещён законом Моше (Лев.18:12, Лев.20:19):возможно, это был остаток патриархального обычая. Еврейские комментаторы пытаются объяснить это противоречие между законом Торы и поступком отца Моше.

Ибн Эзра (Шмот 2:1) намекает на это: "Некоторые говорят, что посев на своём поле не удаётся, а посев на чужом удаётся" (т.е. некоторые объясняют запрет близкородственных браков неудачным потомством). "Я же говорю, что смысл запрета - чтобы были евреи святы" (смотрите, какие удачные дети получились от брака человека со своей тёткой! И не нужно пытаться объяснить запреты Торы естественнонаучными причинами.)

Хазкуни на Шмот 6:20 говорит: это действительно был запрещённый брак, и как с Давидом, это было нужно для того, чтобы у вождя народа была "корзина гадов" на шее, дурная родословная, дабы он не возгордился.

Даат Зкеним цитирует мидраш: почему в 20 главе Ваикра стих о запрете брака с сестрой отца (Лев.20:19) не упоминает карет, а говорит лишь "они понесут свою вину"? Чтобы не позорить Моше, родившегося от такого брака. Комментатор цитирует даже пиют, упоминающий об этом.

Тайный смысл рождения спасителя от запрещённого брака упоминает и Реканати, но лишь намёком.

Талмуд[11] утверждает, что Йохевед была сестрой Кеѓата, отца Амрама, лишь по отцу, но не по матери, а такой брак до дарования Торы был разрешён (см. Раши, а также Раши на Берешит 20:12).

Таргум Псевдо-Йонатана в Шмот 6:20 переводит "дода" не как "тётка", а как "милая", а в Шмот 2:1 вообще не упоминает родственные связи Йохевед. Так же - "милая Йохевед" вместо "дочь Леви" переводит Иерусалимский Таргум (фрагментарный) в Шмот 2:1.

Примечания

  1. Бава батра 120а
  2. 1:3
  3. Беhаалотха 78
  4. Сота 11б
  5. Шмот раба 1:17
  6. Сота 12а
  7. Бава батра 120а
  8. Таргум Псевдо-Йонатана Бемидбар, 11:56
  9. (Бемидбар 11:26-27)
  10. Бемидбар 34:25
  11. Санѓедрин 58б
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация