Финляндия и евреи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
30/12/2010 | |
ФИНЛЯ́НДИЯ (Суоми), государство в Северной Европе.
Содержание |
До ХХ в.
Первые упоминания о евреях в Финляндии восходят ко второй половине 18 в. В это время почти вся страна находилась под властью Швеции, где с 1781 г. евреям разрешалось жить лишь в трех городах, ни один из которых не находился на территории Финляндии; тем не менее отдельным еврейским семьям удалось обосноваться здесь. В 1806 г. король Густав IV Адольф запретил евреям въезжать в Финляндию, однако распоряжения об изгнании тех, кто уже успел поселиться в стране, не последовало. В 1809 г., когда Финляндия вошла в состав России (в качестве автономной административно-территориальной единицы — Великого княжества Финляндского), император Александр I решил оставить в силе все действовавшие здесь шведские законы; таким образом, запрет на пребывание евреев в Финляндии формально остался в силе, однако фактически он соблюдался не всегда (в 1827 г. Николаю I пришлось даже издать распоряжение о том, чтобы органы местного самоуправления Финляндии не выдавали евреям паспортов для въезда в Россию).
Начиная с 1830-х гг. в гарнизонах крепостей Свеаборг (близ Гельсингфорса, ныне Хельсинки) и Выборг (в 1918–40 гг. и 1941–44 гг. — Виипури) служили солдаты и матросы-евреи (см. Кантонисты; Военная служба); в это время в стране появились первые еврейские кладбища (в Гельсингфорсе — не позднее 1838 г., в Або, ныне Турку, — не позднее 1856 г., в Выборге — не позднее 1864 г.), что может служить явным свидетельством существования общин. По окончании срока службы некоторые евреи оставались в Финляндии, становясь главным образом ремесленниками; их право на жительство в стране было закреплено законом от 1858 г., в котором говорилось, что отставные российские военнослужащие (вне зависимости от вероисповедания) могут селиться в Финляндии вместе со своими семьями. В 1862 г. правительствующий сенат Финляндии издал положение о паспортах, запрещавшее евреям въезжать в Финляндию; разрешалось их временное пребывание в стране (с санкции генерал-губернатора), но без возможности вступать здесь в брак и заниматься чем-либо кроме торговли поношенным платьем (нарушение этих правил влекло за собой немедленную высылку из Финляндии). По сеймовому уставу, утвержденному в 1869 г. (выборный сословный сейм являлся высшим органом самоуправления в Финляндии), евреи (и другие нехристиане), принадлежавшие к одному из сословий (кроме дворянского), получили активное (но не пассивное) избирательное право.
Несмотря на запреты и ограничения, в 1870–80-х гг. численность финляндского еврейства росла: к концу 1890 г. в Гельсингфорсе проживали 642 еврея (0,98% всего населения), в Выборге — 261 еврей (1,54%), в Або — 114 евреев (0,45%), в Таммерфорсе (ныне Тампере) — один еврей; около 65,5% еврейского населения Финляндии составляли мужчины (в Выборге — 84%). Основным занятием финляндских евреев была мелкая торговля, в том числе и вразнос; некоторые зарабатывали на жизнь ремеслом. В 1872 г. члены земской палаты сейма Л. Мехелин (впоследствии — вице-председатель сената) и А. Пухакка представили на ее рассмотрение проекты трех связанных друг с другом законов о гражданском равноправии конфессиональных меньшинств; эти законы предусматривали, в частности, возможность создания еврейских религиозных общин, заключения гражданских браков между евреями и христианами, а также перехода христиан в иудаизм (речь шла лишь о евреях, постоянно проживающих в стране на законных основаниях; вопрос об отмене запрета на их въезд в Финляндию не ставился). Сенат поддержал предложенные законопроекты, но церковный собор, состоявшийся в 1876 г. в Або, высказался против них (сославшись на «неудобства, которые возникли бы в случае разрешения последователям Моисеева закона права гражданства в Финляндии»), и они не были приняты. Такая же судьба постигла аналогичные предложения, выдвинутые в 1882 г.: палата духовного сословия отклонила их 26 голосами против шести. В 1883 г. группа христианских купцов и ремесленников из Або обратилась к властям с просьбой выселить евреев из города, но получила отказ; попытка устроить еврейский погром, предпринятая в Або в том же году, была пресечена полицией. В 1889 г. экспедиция канцелярии финляндского сената приняла постановление, гласившее, что евреи могут проживать только в Гельсингфорсе, Выборге и Або, причем вид на жительство им следует выдавать не более чем на шесть месяцев; здесь же говорилось, что они не должны переезжать из одного города в другой, а их дети вправе оставаться в Финляндии лишь до призывного возраста или вступления в брак. В 1897 г. все палаты сейма поддержали резолюцию о том, «чтобы отменено было установленное в предписании канцелярской экспедиции от 29 марта 1889 г. воспрещение детям последователей Моисеева закона по вступлении в брак оставаться в крае; чтобы еврейкам, вступающим в законный брак с евреями, которые с надлежащего разрешения проживают в крае, предоставлено было такое же право проживать в крае, каким пользуются их мужья; чтобы последователям Моисеева закона предоставлено было право в указанных правительством для сего городах открывать синагоги и содержать при них раввина и служителей»; однако этот демарш не возымел никакого действия. В 1891 г. евреям запрещалось владеть недвижимостью в Финляндии; кроме того, им не разрешалось вести поиски месторождений золота.
До Второй мировой войны
В 1890–1900-х гг. численность еврейского населения Финляндии оставалась в целом стабильной: в Гельсингфорсе в 1910 г. насчитывалось 90 еврейских семей (450–550 человек), в Або в 1906 г. — 60 (300–350 человек), в Выборге в 1909 г. — 30–35 (150–200 человек). Во всех этих городах действовали еврейские молитвенные дома, погребальные братства (в Або — с 1880-х гг., в Выборге — с 1906 г.; см. Хевра каддиша), благотворительные общества (в Выборге — с 1893 г., в Або — с 1903 г.). В начале 20 в. в Финляндии появились первые сионистские кружки, начался сбор пожертвований в Еврейский национальный фонд, позднее стал выходить сионистский журнал «Кадима». В ноябре 1906 г. в Гельсингфорсе прошла 3-я конференция сионистов России; в 1908 г. в Финляндии возникла межконфессиональная организация «Друзья Израиля», провозгласившая своей целью «духовное и физическое возрождение Израиля».
Все антиеврейские ограничительные законы и постановления, принятые в Финляндии в предыдущие десятилетия, оставались в силе и в начале 20 в., однако на практике во многих случаях не соблюдались; по этому поводу Г. Брандес, посетивший Финляндию в 1908 г., заметил: «Я совершил в этой стране три крупных проступка: как еврею мне разрешается находиться в ней не более трех дней, я же провел четыре; как еврею мне можно лишь торговать обносками, я же читал лекции о мировой литературе; наконец, как еврею мне запрещено здесь жениться, но несмотря на это никто не пресекал моих ухаживаний за женщинами». Из крупных политических группировок страны лишь социал-демократы и так называемые шведоманы твердо стояли за полную эмансипацию евреев; влиятельные младофинны (либералы) считали, что нужно несколько улучшить положение евреев, не уравнивая их в правах с христианами, а старофинны (консерваторы) вели антисемитскую агитацию. Тем не менее в 1909 г. сенат предложил предоставить евреям, родившимся в Финляндии или прожившим в ней не менее 10 лет, возможность ходатайствовать перед российскими властями о даровании финляндского гражданства, а также не препятствовать переселению в страну еврейских семей из других частей империи (давая таким переселенцам статус временных жителей). В том же году сейм принял (112 голосами против 48) резолюцию аналогичного содержания, однако обе инициативы были блокированы российской администрацией, и евреи стали полноправными гражданами Финляндии лишь в январе 1918 г., после провозглашения ее независимости.
В конце 1910-х – начале 1920-х гг. в Финляндии осела часть евреев, эмигрировавших из России, в результате чего численность еврейского населения страны достигла двух тысяч человек. В 1920–30-х гг. образовательный уровень финляндских евреев значительно повысился; среди них появились врачи, адвокаты, инженеры, однако большинство по-прежнему занималось торговлей (главным образом тканями и готовой одеждой), а некоторые работали в промышленности и в лесном хозяйстве. В Финляндии действовали еврейские религиозные общины, Сионистский центр (с 1920 г.), молодежная сионистская организация, выпускавшая газету «Ха-тхийо», секция Бетара, представительства Еврейского национального фонда (с 1921 г.) и Керен ха-иесод (с 1924 г.), секция ВИЦО (с 1926 г.; первая в Скандинавии). В Хельсинки работала еврейская средняя школа, где преподавали как местные учителя, так и приезжавшие из Эрец-Исраэль. Евреи, за редкими исключениями, не участвовали в политической жизни страны и не вступали здесь в партии.
Вторая мировая война
В 1930-х гг. в Финляндию прибыло около 300 еврейских беженцев из Германии, Австрии и Чехословакии. В годы советско-финляндских войн 1939–40 гг. и 1941–44 гг. сотни евреев сражались в рядах финляндской армии: 15 из них погибли в 1939–40 гг., восемь — в 1941–44 гг., десятки получили ранения. В марте 1940 г., когда советские войска подошли к Виипури, все еврейское население города (около 300 человек) покинуло его вместе с финнами. В 1941 г. Финляндия стала союзницей гитлеровской Германии, однако руководители страны отвергли требование нацистов ввести антиеврейские законы; ни в самой Финляндии, ни на занятой ее армией территории Советского Союза евреи не подвергались преследованиям. Однако во время войны имела место изоляция еврейских военнопленных РККА в особые лагеря. Убедившись в том, что исход войны для Германии проблематичен, финны не выдали этих пленных немцам и ничем не ухудшили их участь.
Лишь в одном случае начальник финляндской полиции А. Антонен согласился передать гестапо пятерых евреев из Советского Союза и Эстонии, которых германские власти требовали выдать как уголовных преступников; их и трех членов их семей, добровольно решивших последовать за ними, 6 ноября 1942 г. доставили в оккупированный нацистами Таллинн (вместе с 19 неевреями, также подлежавшими выдаче), где гитлеровцы сразу же уничтожили семерых евреев (одному удалось выжить). Когда шведская и финская печать сообщили об этом, в Финляндии разразился крупный политический скандал; дело дошло до того, что К. Фагерхольм, представлявший в правительстве социал-демократов, подал в знак протеста в отставку. Весной 1944 г. около 160 еврейских беженцев, не имевших финляндского гражданства, были переправлены из Финляндии в нейтральную Швецию.
Послевоенный период
В 1960 г. в Финляндии проживало приблизительно 1900 евреев, 75% из них — в Хельсинки, 20% — в Турку, почти все остальные — в Тампере. С середины 1940-х до конца 1960-х гг. свыше 100 человек (около 6% еврейского населения страны) переселились из Финляндии в Израиль; 27 (по другим данным — 29) финляндских евреев, большей частью имевших боевой опыт, приняли участие в Войне за Независимость. В 1960-х гг. в Хельсинки и Турку действовали синагоги; еврейский детский сад и среднюю школу в Хельсинки посещало около 90% детей соответствующих возрастов из еврейских и смешанных семей, в Турку функционировал хедер.
В 1970-х гг. – начале 1990-х гг. численность еврейского населения Финляндии заметно сократилась, как из-за отрицательного естественного прироста, так и в результате эмиграции, в том числе и репатриации в Израиль (где в первой половине 1990-х гг. насчитывалось около 470 выходцев из Финляндии, среди которых преобладали женщины и молодежь). К концу 1994 г. в Финляндии оставалось примерно 1300 евреев (0,03% всего населения); из них 70–75% жили в Хельсинки, остальные — в Турку и Тампере. В середине 1990-х гг. синагоги и общинные центры существовали в Хельсинки и Турку; в стране действовали Сионистская федерация, секции ВИЦО и молодежного движения Бней-‘Акива, представительство Еврейского национального фонда. В 1965–72 гг. постоянным представителем Финляндии в ООН был М. Якобсон (родился в 1923 г.).
В 1990-х – первой половине 2000-х гг. численность еврейского населения Финляндии продолжала снижаться. В 2004 г. оно составляло 1200 человек, из них 900 проживали в Хельсинки, около 200 — в Турку. Основная организация евреев в Финляндии — Центральный совет еврейских общин. В Хельсинки функционирует еврейская средняя школа, в которой в 1999/2000 учебном году было 100 учеников, в ней учатся около 90% еврейских детей школьного возраста. Еврейская община Финляндии поддерживает тесные связи с Израилем; практически все молодые евреи Финляндии побывали в Израиле, где учились и работали в различных поселениях. Еврейская община Финляндии оказывает большую помощь в восстановлении и развитии еврейской жизни в Эстонии.
Отношения с Израилем
Дипломатические отношения между Израилем и Финляндией были установлены в 1948 г. Первоначально Израиль в Финляндии и Финляндию в Израиле представляли почетные консулы, с 1951 г. — послы в других странах. В 1953 г. в Хельсинки открылось израильского посольство, в 1954 г. в Тель-Авиве — финляндское; в первые годы их возглавляли временные поверенные в делах, с 1960 г. — посланники, с 1962 г. — чрезвычайные и полномочные послы. В 1950 г. Израиль и Финляндия заключили первое торговое соглашение, в 1954 г. в Финляндии возникла Лига финляндско-израильской дружбы; ее первым председателем стал К. Фагерхольм (в 1948–50 гг., 1956–57 гг. и 1958 г. — премьер-министр Финляндии). В 1962 г. в Финляндии побывал глава правительства Израиля Д. Бен-Гурион, а в мае 1967 г. премьер-министр Финляндии Р. Паасио нанес визит в Израиль.
Многие финны восторженно приветствовали победу израильских вооруженных сил в Шестидневной войне; министр иностранных дел Израиля А. Эвен, посетивший Финляндию в 1968 г., был удостоен чрезвычайно радушного приема (лишь небольшие группы новых левых встретили его демонстрациями протеста). Однако на рубеже 1960–1970-х гг. отношение финляндского руководства к Израилю претерпело — главным образом под нажимом Советского Союза, с которым Финляндия поддерживала тесные экономические и политические связи, — заметные изменения. Формально не отказываясь от своего традиционно нейтрального подхода к ближневосточному конфликту, правительство Финляндии фактически заморозило контакты с еврейским государством; в 1973 г. президент страны У. Кекконен выступил с резко антиизраильской речью, а в 1978 г. отказался принять министра иностранных дел Израиля М. Даяна, находившегося в Финляндии с официальным визитом (за что часть финляндской общественности и прессы подвергла У. Кекконена суровой критике). Отношения между двумя странами начали улучшаться лишь после того, как в 1982 г. президентом Финляндии стал М. Койвисто. В марте 1986 г. заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Финляндии П. Вяюрюнен побывал в Израиле; был подписан израильско-финляндский договор о культурном и научном обмене. Значительно увеличился объем торговли между Израилем и Финляндией: если в 1969 г. он составлял менее 18 млн. долларов, то в 1986 г. стоимость поставок из Израиля в Финляндию (продукция сельского хозяйства, главным образом цитрусовые; химикалии) достигла 21 млн. долларов, из Финляндии в Израиль (древесина и изделия из нее, целлюлоза, бумага) — 56 млн. долларов. Из года в год росло число финнов, посещающих Израиль в качестве туристов; более широкими и разнообразными стали культурные связи между двумя странами. В Финляндии активно действуют Лига финляндско-израильской дружбы и Комитет дружбы с Израилем, в который входят представители 15 еврейских и христианских организаций; протестантская религиозная ассоциация «Кармел» ежегодно отправляет в Израиль большие группы молодежи для изучения иврита и знакомства со страной.
В 1967–91 гг. Финляндия была одной из стран, через которые поддерживались неформальные контакты между Израилем и Советским Союзом. Финляндия участвует в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций на Ближнем Востоке: генерал Э. Силасвуо на протяжении ряда лет возглавлял корпус наблюдателей ООН; финляндский контингент входил в состав Международных сил ООН в Ливане (Юнифил).
Отношения между двумя странами ухудшились после начала «интифады ал-Акса». Правительство Финляндии осуждало проводимый Израилем курс по отношению к палестинцам, министр иностранных дел Финляндии Э. Туомиоя сравнил в интервью 24 августа 2001 г. политику Израиля в отношении палестинцев с политикой нацистского режима в 1930-е гг., жертвами которой стали евреи. Ухудшившиеся отношения между двумя странами отразились и на экономических связях между ними. Так, в 2002 г. Финляндия отказалась продавать Израилю детекторы газов под предлогом того, что Евросоюз запрещает продавать товары воюющим странам. Президент Финляндии Тарья Халонен в резких выражениях осудила Израиль, когда во время бомбардировки позиций Хизбаллы (июль 2006 г.) ракета попала на наблюдательный пункт ООН, где было убито четыре военнослужащих, в том числе финский гражданин. Еврейская община Финляндии, ряд представителей финской общественности выступили с протестом против «несправедливого отношения к Израилю со стороны Финляндии и других европейских государств». 14 августа 2006 г. в Хельсинки состоялась демонстрация, участники которой обвиняли Финляндию в политике двойных стандартов по отношению к Израилю и Хизбалле. Представители еврейской общины Финляндии в июле-августе 2006 г. выступали с резким осуждением правительства страны в связи с высказываниями финских министров и дипломатов о «непропорциональном применении силы».
В 1980 г. импорт из Финляндии в Израиль составил 52,7 млн. долларов, в 2000 г. он вырос до 280,8 млн. долларов. Израильской экспорт в Финляндию в 1980 г. составлял 23,9 млн. долларов, в 2000 г. — 62,6 млн. долларов. В 1991 г. было подписано соглашение между правительствами двух стран об отмене двойного налогового обложения и защите инвестиций. В 2001 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между правительством Государства Израиль и министерством торговли и промышленности Финляндии и сотрудничестве в области проведения научно-исследовательских работ в промышленности.
Примечания
Ссылки
- Статья «Финляндия» в Электронной еврейской энциклопедии