Книга Зоhар

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии




Файл:Zohar.png
Титульный лист книги Зоар, 1558

Книга Зо́ар (также Зогар, Зохар ивр. סֶפֶר זהַר‎, Се́фер Зо́hap, «Книга Сияния») — это основная и самая известная книга из многовекового наследия каббалистической литературы. Написана скорее всего в XIII веке. Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби Шимоном Баром Йохаем (РаШБИ) во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта.

Рабби Акива, учитель Рашби, сказал об этом: «Взошла звезда от Яакова». Книга «Зогар», написанная на арамейском языке, описывает разговор РаШБИ с его учениками на философские темы: устройство и сотворение мироздания, кругооборот душ, Тора, будущее человечества, отношения Бога и человека. Каббалисты считают, что Книга Зогар обладает уникальной возможностью положительного влияния на судьбу того, кто её изучает.

Полный русский перевод выполнен Эфраимом Баухом.


Содержание

Текст по ЭЕЭ

ЗО́ХАР (זֹהַר; полное название «Сефер ха-зохар», «Книга сияния»), основное произведение в корпусе каббалистической литературы.

Зохар является мистическим комментарием (мидраш) к Торе (деление комментария соответствует еженедельным чтениям Торы), перемежающимся более или менее пространными отступлениями, которые содержат поучения, предания (в основном о рабби Шим‘оне бар Иохае и его сподвижниках), различные рассуждения и т. п. Зохар представляет собой написанное по-арамейски изложение высказываний, афоризмов и притч рабби Шим‘она бар Иохая (2 в. н. э.) и его ближайших учеников, относящихся к периоду, когда он в течение 12 лет скрывался от преследований римлян. Однако критическое исследование текста книги показывает, что его основную часть написал между 1270 г. и 1300 г., по всей вероятности, испанский каббалист Моше бен Шем Тов де Леон (умер в 1305 г.) и опубликовал ее по частям.

Зохар оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме и на духовную жизнь еврейства вообще, что видно, в частности, по обилию экзегетической литературы и руководств к изучению книги Зохар.

Полное издание Зохар в 22 томах с переводом на иврит и текстовыми вариантами было подготовлено Иехудой Ашлагом (Ба‘ал Ха-Сулам; 1884?–1954) и вышло в свет в Иерусалиме в 1945–58 гг.

ЭЕЭ из статьи Каббала

По традиции, автором Зохара считается рабби Шим‘он бар Иохай, однако уже вскоре после появления книги в некоторых раввинистических кругах возникло сомнение в подлинности его авторства. Одним из трудов, опровергающих древность Зохара, является книга Элияху Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья) «Бхинат ха-дат» («Исследование религии»). Г. Грец первым высказал предположение, что автором Зохара был кастильский каббалист Моше бен Шем Тов де Леон, принадлежавший к так называемому теософскому, или символистскому направлению каббалы. Как показали исследования Г. Шолема, предположение Греца было правильным, но его крайне рационалистическое мировоззрение помешало ему уловить оригинальность и глубину этого произведения. Г. Шолем, подвергший Зохар филологическому анализу, отверг бытовавшее мнение, согласно которому Зохар представляет собой средневековую компиляцию различных произведений более раннего периода. В относительно короткое время (основная часть Зохара написана в 1280–86 гг.) Моше де Леон написал обширное, единственное в своем роде, эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арамейского языка Вавилонского Талмуда и перевода Онкелоса (см. Онкелос и Аквила), испанских и арабских слов, а также собственных неологизмов. Полное издание Зохара — мистического комментария к Торе — состоит из 22 томов (Иер., 1945–58). Все части Зохара, за исключением нескольких коротких произведений, не имеющих названия, а также раздела «Ра‘ая мехемна» («Верный пастырь»), темой которого являются запреты и предписания Торы, и «Тиккуней ха-Зохар» — комментариев к первому слову книги Бытие, написанных неизвестным автором в начале 14 в., принадлежат перу Моше де Леона.

С литературной точки зрения Зохар представляет собой множество мидрашей, чаще всего каббалистического характера, объединенных общей фабулой: герои Зохара — рабби Шим‘он бар Иохай, его сын Эл‘азар и его ученики странствуют по Эрец-Исраэль. Во время этих странствий они сами, а также встречающиеся на их пути люди (часто старики и дети) рассказывают мидраши каббалистического содержания, темой которых является познание таинств Божества. Нередко автор Зохара придает рассказам характер мифов и сопровождает их каббалистическим толкованием. В каббале Зохара каждый стих несет в себе миф, каждое слово — символ, за которым скрывается тайна. По мнению автора Зохара, библейское повествование нельзя понимать ни буквально, ни аллегорически, — оно не что иное, как символичное описание процессов, происходящих в мире сфирот.

В каббале Зохара нашли то или иное отражение большинство каббалистических теорий, о знакомстве с которыми автора свидетельствует содержание книги. Зохар использует символику света и учение жеронской каббалы о сфирот, но вместе с тем отвергает учение о мировых циклах, содержащееся в «Сефер ха-тмуна»; развивается демонология и сексуальная символика гностической каббалы, нередко встречаются в книге каббалистические термины, заимствованные Моше де Леоном у его друга, каббалиста Иосефа Гикатилы (Джикатилы; 1248 – около 1325). Трудно говорить о какой-то определенной линии в каббале Зохара, так как автор книги не стремится к построению спекулятивной системы, предпочитая свободное изложение переполняющих его идей, даже если некоторые из них находятся в очевидном противоречии друг с другом. В то время как каббалисты предыдущих поколений занимались построением теорий, автор Зохара создает пластическую картину взаимоотношений и процессов в высших мирах.

Влияние Зохара на дальнейшее развитие каббалы было чрезвычайно велико. Затмив произведения раннего периода, Зохар оставался важнейшим каббалистическим произведением вплоть до появления лурианской каббалы (см. Ицхак Лурия), которая, однако, также основана на каббале Зохара.

Основной посылкой Зохара, как и всей каббалы, является положение, что материальный мир—это лишь видимый аспект незримой реальности, одновременно символ и часть этой высшей реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвященным в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Человек является поэтому активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Руководством человеку в этой работе служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Писания. Человеческий ум не может проникнуть в глубочайшую тайну трансцендентного Божества (см. Эйн-соф). Он может постичь лишь облачения (левушим) Божества — Его проявления в качестве живого Бога религии в бытии, творении и откровении. Эти «облачения», по существу, являются эманациями Божества, проявлениями Его сокровенной сущности и одновременно каналами (циннорот), по которым Божественное влияние проникает во все миры и действует в них.

Происхождение

Файл:Mose ben Sem Tob .jpg
Моше де Леон, Гвадалахара

В одном из комментариев к Зohapy приводится такая история появления этой книги:

«Рассказывают, что книга Зohap была спрятана в одной из пещер возле Мерона и нашел ее там араб, и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. И несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца, пришедшего с Запада. И он пошел, и стал искать, и собрал все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, завертывали ее в эти листы» (Авраам Азулай. Ор ha Хама. Йерушалаим, 1886, л. 2)

Согласно чёткому свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры, который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы Зогара, эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом Моше де Леоном, который умер в 1305 г., после того, как он встретил Ицхака из Акры. Этот каббалист с 1286 по 1293 гг. написал много книг на иврите, носящих его имя. Он был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая Тодроса Абулафия и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона.

Наиболее ранее первоисточник книги Зогар датируется примерно 1270 годом, что позволяет некоторым исследователям утверждать, что Зоар был написан значительно позже II века н. э. По мнению Гершома Шолема, книгу написал Моше де Леон [1].

О книге

Сложившийся к настоящему времени кодекс «Сефер ha-Зohap» представляет собой структурно сложную книгу, состоящую из множества текстов. Три главных тома Зohapa выстроены в форме толкования Торы (Пятикнижия), при этом первый и второй том являются толкованиями соответственно первой и второй книги Пятикнижия (Берешит и Шемот), а третий — остальных книг (Ваикра, Бамидбар, Деварим). Еще один том, так называемый Зohap Хадаш (Новый Зohap), содержит толкования, не вошедшие по каким-то причинам в другие тома. Помимо основной части, которая собственно и именуется «Зohap», в состав книги входят еще несколько текстов. Вот главные из них: Сифра де-Цниута (Сокровенная Книга) — это анонимный рассказ о наиболее глубоких аспектах и внутреннем смысле Мироздания. Содержит пять небольших по объему глав. Входит в состав второго тома Зohapa. Идра Раба (Великие Покои) — рассказ о тайнах, которые раби Шимон открыл узкому кругу своих учеников. Здесь подробно излагается то, о чем лишь намеком сказано в Сифра де-Цниута. Этот текст находится в третьем томе Зohapa. Идра Зута (Малые Покои) — излагает те тайны, которые раби Шимон открыл ученикам перед своей кончиной. Текст также располагается в третьем томе. Мидраш Неелам (Скрытый Мидраш) — эта часть, фрагментами располагающаяся в первом томе Зohapa и в Зohap Хадаш, во многом подобна основной части Зohapa. Текст здесь не только на арамейском языке, но и на иврите, и в качестве действующих лиц выступают иные, чем в Зohape, авторитеты Мишны и Талмуда. Ситрей Тора (Тайны Торы) — отрывки с таким названием находятся в первом томе Зohapa. По своему характеру Ситрей Тора подобны Мидраш Неелам и посвящены преимущественно тайнам души и именам Ангелов. Раза де-Разин (Тайна Тайн) — текст, повествующий о тайнах физиогномики и хиромантии. Находится во втором томе Зohapa. Райа Meһемна (Верный Пастырь) — мистическое толкование заповедей Торы. Центральным действующим лицом этого текста является пророк Моше (он и зовется верным пастырем). Помимо него в разделе действуют пророк Элиягу, раби Шимон и не называемые по именам праведники Мишны и Талмуда. Судя по составу действующих лиц, само действие происходит за гранью этого мира. Отрывки под названием Райа Meһемна содержатся во втором и третьем томах Зohapa. Ситрей Отийот (Тайны Букв) — этот текст находится в Зohap Хадаш и посвящен тайнам еврейского алфавита. Тикуней ha-Зohap (Исправления Зohapa) — эта книга составляет отдельный том и содержит семьдесят толкований первого слова Библии. По стилю, языку и другим особенностям этот текст близок к Райа Meһемна. Остальные тексты, которые обычно выделяют, говоря о структуре Зohapa, кажутся нам второстепенными или примыкающими к перечисленным выше, и поэтому мы их здесь не приводим. Согласно еврейской религиозной традиции, до нас дошла лишь малая часть этой книги. «Воспринял я предание, что книга эта была столь велика в своем объеме, что собрав ее вместе, можно было целиком нагрузить верблюда» (Шалшелет ha-Кабала. Жолков, 1822, л. 23).

Духовная сила книги

С точки зрения каббалистов Зогар имеет огромную духовную силу. Каббалисты рассматривают изучение Зогара как наиболее высокое духовное постижения человека. Даже чтение текстов Зоара без комментариев и нахождение книг Зоара в доме, по мнению каббалистов даёт духовную силу и защиту.

Содержание

Зоар включает 27 частей, в том числе:

  • Основная часть
  • Сифра дицниута
  • Идра Раба (אידרא רבא — большое заседание) — содержит мистический материал о строении и создании мира, о божественности, об Адаме, о душе (см. Основные понятия в Каббале). Эта часть состоит из вопросов, которые ученики задают РАШБИ, и его ответов на них. В конце заседания трое из десятерых учеников умирают от восхищения.
  • Идра Зута (אידרא זוטא — малое заседание) — рассказывает об смерти РАШБИ и его предсмертных словах своим ученикам. РАШБИ подводит итог Идра Раба, и умирает со словом «Хаи́м»(ивр. חיים‎ — Жизнь).
  • Идра Дбей Мишкана (אידרא דבי משכנא — домашнее заседание) — РАШБИ обсуждает с тремя из своих учеников значение и скрытый смысл молитв.
  • һейхалот
  • Раза деразин
  • Сабба
  • Йенука
  • Рав Метивта
  • Ситрей Тора
  • Матнитин
  • Зohap к Песне песней
  • Кав амида
  • Ситрей отиёт

Издания Зohapa

Ссылки

  1. Основные течения в еврейской мистике, Гершом Шолем (Москва 2004)

Литература

ca:Zohar cs:Zohar da:Zohareo:Zoharoet:Zohar fa:زوهر fi:Zoharhu:Zóhárja:ゾーハル ko:조하르 lt:Zohar nl:Zohar nn:Zohar oc:Zohar pl:Zohar pt:Zohar ro:Zohar sl:Zohar sr:Зохар sv:Zohar tr:Zohar


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация