Кук, Авраам Ицхак
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Раввин Авраам Ицхак Кук (7 сентября 1865, Грива, Латвия — 1935, Иерусалим). Крупнейший раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века. Создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой, создание Государства Израиль является началом мессианского избавления.
Занимал должности раввина Яффы (1904—1914), раввина Иерусалима (1920—1921) и стал первым главным ашкеназским раввином Страны Израиля (1921—1935).
Содержание |
Биография
Родители происходили из семьи раввинов. Его отец, раввин Шломо Залман, происходил из семьи митнагдим, мать Перла Злата из семьи любавических хасидов.
Ещё в детстве юный Авраам Ицхак проявил выдающиеся способности, в 9 лет отец забрал его из хедера, так как тот перерос всех учителей, и занялся его обучением сам. К 11 годам Авраам Ицхак написал свою первую книгу — комментарии к Псалмам (Теилим). В 13 лет переехал в Люцин к дяде своей матери, раввину Элиэзеру Дон-Ихье, занимался у него и у раввина Якова Рабиновича. В 1880 вернулся в Гриву, учился у своего отца и Реувена Халеви — раввина Двинска (Даугавпилса). 1883 в Сморгони у раввина Хаима Авраама Шапиро. В 1884—1888 продолжил учёбу в иешиве Воложин, центральной иешиве литовского еврейства у раввина Нафтали Цви Иеhуды Берлина. В 1885 женился на Бат-Шеве Алте, дочери раввина Элияу Давида Рабиновича-Теомим, раввина Паневежиса. В 1888 назначен на должность раввина Жеймели. В 1897 — Бауска.
В 1904 раввин Кук репатриировался в Палестину, где был назначен на должность раввина Яфо и Нового Ишува (еврейского населения Страны Израиля). В 1914 г. выехав в Европу на съезд Агудат Исраэль, из-за войны не смог вернуться обратно в Страну Израиля. Назначен раввином в Лондоне. В этот период начались разногласия рава Кука с движением Агудат Исраэль. В тоже время он полемизировал и с деятелями движения Мизрахи. На основе своих идей попытался создать движение Дегель Иерушалаим, но движение не получило распространение. Последователи раввина Кука в конечном итоге примкнули к движению Мизрахи, став в нём наиболее влиятельным течением.
В 1919 году вернулся в подмандатную Палестину. Был приглашен на должность раввина Иерусалима (1919). В 1920 на съезде раввинов подмандатной Палестины избран первым ашкеназским главным раввином. Как результат, раввин Йосеф Хаим Зоненфельд, придерживавшийся отрицательного отношения к сионизму, отказался признавать авторитет главного раввината и в том же году создал и сам возглавил Эда Харедит — отдельную религиозную общину, с отдельной системой школ и кашрута. Во время своей жизни в Иерусалиме Кук создал иешиву Мерказ аРав, которая стала основным учебным заведением, готовящим раввинов и общественных деятелей национально-религиозного направления.
В последние годы своей жизни активно участвовал в оправдании Ставского, обвиняемого представителями Хаганы в убийстве Хаима Арлозорова(1933).
Умер он в 1935 году. В последний путь его провожали десятки тысяч, среди которых были все крупные раввины и общественные деятели.
Семья
Раввин был женат дважды: первый раз на Бат-Шеве Альте, дочери раввина Элияу Давида Рабиновича-Теомим, второй раз на его племяннице. От второй жены у раввина было двое детей: сын Цви Иеhуда (занимавший после смерти отца должность главы иешивы Мерказ аРав) и дочь Батья (жена раввина Элиягу Раанана).
Основные труды
- «Арфилей тоhар»
- Сборник «Орот» — основные взгляды раввина Кука, посвященные философии иудаизма, еврейскому национализму, этике, проблемам современного общества.
- «Шабат ha-Арец» (Субботний год для земли) — взгляд раввина Кука на соблюдение законов седьмого года.
- «Эйн Айя» — комментарии к талмудическим аггадот из трактатов Брахот, Зраим и Шаббат.
Учение р. Кука
Каббала как основа учения
Фундаментом учения А. И. Кука является Каббала, которая, фактически, составляет основу религиозного сионизма. Последователи школы р. Кука на сегодняшний день является самой большой религиозной группой в Израиле.
Каббала, в представлении р. Кука, является «Диалогом Бога с еврейским народом». Он рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть даёт «социологическую проекцию Каббалы»). Вместе с тем, р. Кук рассматривает людей не как «исходно пустые сосуды, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Согласно этому подходу, лишь реализуя творческий потенциал своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.
Концепция раввина Кука об уровнях диалога с Богом
Раввин Кук объясняет, что в вопросе понимания жизни как Диалога с Богом в иудаизме имеется не одна (обычный уровень монотеизма), а две центральные идеи. Первая — это изложенная выше идея индивидуального диалога человека с Богом; а вторая идея — это общенациональный диалог человека с Богом, то есть то же самое, но на уровне не только индивидуума, но и народа. Иными словами, народ как единое целое во всех своих поколениях тоже является Личностью, народ имеет свободу выбора, может поступать хорошо или плохо, может действовать, — и его решения и действия — это то слово, которое народ хочет сказать Богу, а то, что происходит с народом, есть слово Бога, обращенное к нему. И если в индивидуальном случае Диалог развивается в рамках индивидуальной биографии, то в общенациональном плане Диалог разворачивается в течение многих столетий национальной истории.
И поскольку Диалог с Богом это прежде всего не наши слова и не наши молитвы, но наши действия,- то, для того, чтобы народ мог войти в полноценный диалог с Богом, народу требуется возможность действовать как единое целое, а для этого нужен национальный организм, национальное тело, та или иная форма государства, без него диалог не может быть полноценным. (Точно так же как если душа человека не имеет телесной оболочки, то есть «душа находится в загробной жизни», то она не может вести с Богом полноценный диалог, так как не может принимать решения и действовать.)
В применении к еврейскому народу из этого следует, что сионизм и создание Государства Израиль возвращают еврейский народ в рамки полноценного общенационального диалога с Богом. Главное религиозное значение Государства Израиль не в том, что в Израиле соблюдается Шабат и кашрут (хотя и это, конечно, тоже важно), — а в том, что само создание Государства заставляет еврейский народ принимать решения и действовать как единое целое, и этим оживляется наш общенациональный диалог с Богом. Общенациональные действия создают общенациональную ответственность; и это не только продвигает народ и воспитывает его, но и дает возможность осознать «общенациональный уровень монотеизма» для того, чтобы дальше передавать его человечеству.
Раввин Кук объясняет, что соотношения идей индивидуального и общенационального диалога с Богом изменялось в ходе четырёхтысячелетней истории еврейского народа. В начале, в эпоху праотцов и дарования Торы, были заложены обе эти идеи, и во времена ТаНаХа (до V века до н. э.) эти оба вида диалога проявляются и развиваются. Однако все человечество в целом не могло воспринять сразу оба эти уровня Диалога, оно еще не было готово к этому. Поэтому во времена Второго Храма осознание индивидуального диалога сохраняется в еврейской культуре, а чувство общенационального диалога с Богом постепенно разрушается, так что к концу эпохи Второго Храма оно почти совершенно исчезает (вследствие чего и распадается еврейское государство). Именно в этот момент из иудаизма исходит христианство, которое несет человечеству идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Богом, и оно начинает распространять еврейские идеи по человечеству. Далее к этой работе подключается ислам, который несет идеи монотеизма другой части человечества. Еврейский же народ, уйдя в изгнание и рассеяние, почти полностью теряет уровень общенационального диалога с Богом и концентрируется на исправлении себя на индивидуальном уровне.
Потеря общенационального уровня Диалога является также и причиной, по которой в эпоху диаспоры, с III по XIX вв., более полутора тысячелетий, еврейский народ не мог внести такой вклад в мировую цивилизацию, который был бы сравним с нашим вкладом в цивилизацию во времена нашей жизни в Стране Израиля с XIV века до н. э. по II век н. э., выразившимся в создании Библии, заложившей духовные основы Западной культуры.
В наше время, по мнению раввина Кука, эти процессы подошли к своему завершению, то есть человечество постепенно переварило идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Богом, это стало понятным для человечества в целом, а евреи за это время исправили себя на индивидуальном уровне. Пришла пора, по его словам, начать передавать человечеству вторую порцию Божественного света. Для того, чтобы это стало возможным, возник сионизм, который строит государство Израиль, и еврейский народ снова попадает в ситуацию общенационального диалога с Богом. И хотя сионизм этого совершенно не планировал, и несмотря на то, что еврейский народ, по крайней мере на сознательном уровне, зачастую этого не хочет — народ вынужден (то есть наличие Государства Израиль и то, что с ним происходит, заставляет его) начать вести и постепенно осознавать этот диалог с Богом, чтобы затем передать его человечеству. В этом будет проявляться дальнейшая реализация еврейской миссии (или, что то же самое, еврейской избранности), — которая, как нам формулирует ее пророк Исайя, состоит в том, чтобы быть «светочем для народов мира», продвигать человечество.
Кроме общенационального уровня диалога с Богом раввин Кук дает нам представление также и о Диалоге Бога с человечеством как единым целым, но этот «общечеловеческий диалог с Богом», не отменяет, а дополняет общенациональный диалог каждого народа, и может быть построен только на его основе.
Концепция «Продолжающегося откровения»
Если Бог ведет диалог с народом как с единым целым, и тем более со всем человечеством (а не только отдельные диалоги с каждым индивидуумом), то это один общий диалог на всем протяжении истории народа, длящийся во всех его поколениях. И если это действительно живой диалог, то в этом диалоге Бог должен продолжать говорить что-то что будет новым для всего народа, что раньше не было открыто людям. (Если Бог не говорит ничего нового, то на самом деле диалога нет, а есть только имитация диалога со стороны Бога — в чем мы Его, конечно не подозреваем). В индивидуальном диалоге открывается новое для индивидуума, в общенациональном — новое для всего мира. Иными словами, из идеи общенационального диалога естественным образом следует концепция Продолжающегося Откровения, идущего в самом ходе исторического процесса. Для этого Откровения совсем не обязательны чудеса или пророки; Бог говорит с нами в самом ходе истории, в ходе развития цивилизации, через то что происходит с народом и с человечеством.
Но если мы рассматриваем ход истории, развитие культуры и цивилизации как Продолжающееся Божественное Откровение — то это означает, что у нас есть не один источник Откровения (как обычно считается в религии), а два. Первый источник откровения — это исходное раскрытие Божественности, происходящее при возникновении религии — при праотцах, и Даровании Торы на горе Синай; и содержание этого Откровения передается нам через традицию. Но кроме этого «исходного Откровения» есть еще и «текущее» Продолжающееся откровение. Бог не устранился из истории, Он продолжает говорить с еврейским народом и человечеством; и это Откровение проявляется в ходе развития всех аспектов культуры, науки, этики, общества, социума и государства. Таким образом, это развитие не только не только имеет духовную ценность, но и более того — содержит в себе Откровение; и поэтому мы должны постоянно стараться понять, что именно Бог в ходе истории хочет сказать нам.
При этом, разумеется, мы не можем отбросить ничего из Исходного Откровения — ведь оно представляет собой слово Бога, а Божественное Слово не отменяемо. Но и мы не можем отвернуться также и от Продолжающегося Откровения, раздающегося в ходе истории — ведь мы, как религиозные люди, не хотим пренебречь тем, что Бог хочет нам сказать. Поэтому мы должны полностью сохранить все аспекты религии (= ортодоксальность), и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире (= модернизм), и стараться интегрировать Исходное Откровение с Продолжающимся Откровением (= ортодоксальный модернизм).
Суметь интегрировать эти два вида откровения так, чтобы не потерять ни того, ни другого — это необычайно сложная и творческая задача, ввиду которой творческий импульс (а творчество, наверное, есть самый Божественный аспект человека как «образа и подобия Бога», и неслучайно первое описание Бога, которое дает нам Тора в самом начале книги Бытия, это «Бог как Творец») — инсталлируется в самую сердцевину религиозного мироощущения.
Ортодоксальная модернизация и программа развития иудаизма
Раввин Кук не только декларирует необходимость ортодоксальной модернизации, но он также дает схему этой модернизации и разрабатывает ее механизм. Этот процесс развития иудаизма путем «извлечения искр Божественного света из современных нерелигиозных идеологий». Более того: раввин Кук даже дал свою программу развития иудаизма на ближайший исторический период, порядка пары столетий. Подобная вещь — разработка программы развития религии — является совершенно уникальной.
Видение мессианского избавления
Раввин Ц.-Г. Калишер, провозвестник идеи религиозного сионизма (1860), рассматривал создание еврейского государства как начальную стадию мессианского процесса. Тем самым, уже в его подходе концепция «Машиаха» становится не только эсхатологической, но и возвращается в рамки текущей истории. Однако, в учении раввина Кука проблема соотношения реального «светского» сионистского движения и мессианского процесса получает гораздо более широкую разработку.
Основные элементы революционных идей раввина в этой области следующие:
- a) Концепция двух стадий мессианского процесса — Машиах Бен-Иосеф и Машиах Бен-Давид.
- b) Динамика соотношения религиозных и нерелигиозных групп в сионизме и в процессе развития Государства Израиль (Арфилей Тоhар § 247).
- c) Понятие «Мессианский свет», как категорию «Хесед», дающий возможность положительно оценить всевозможные различные течения в современной жизни (Арфилей Тоhар § 184).
- d) Машиах как стадия развития еврейского народа. Анализируя стих из пророка Иеремии «Машиах — дыхание уст наших…», рав Кук разрабатывает концепцию, согласно которой приход Машиаха — это не «вмешательство извне», а наше собственное продвижение.
Влияние раввина Кука и развитие его учения
Литература
Примечания и источники
Ссылки
- Статья «Кук Аврахам Ицхак ха-Кохен» в Электронной еврейской энциклопедии
- Биография р. Кука на сайте «Маханаим»
- Рав Авраам-Ицхак ha-Коhен Кук и философия религиозного сионизма на сайте «Маханаим»
- Биография раввинов на сайте «Толдот Йешурун»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
ar:أبراهام كوك cs:Abraham Isaac Kooklv:Ābrams Īzaks Kūks ms:Abraham Isaac Kook pl:Abraham KookУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.