История еврейского народа вне Страны Израиля в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

В Африке

Начало крестовых походов ухудшило положение еврейских общин Северной Африки, так как сократилась торговля с христианскими странами Европы. В исламском мире произошла вспышка религиозного фанатизма.

В Египте на рубеже X - XI века произошла кампания гонений на евреев. Хотя при смене династии она кончилась, община Египта была поставлена в условия пребывания в прифронтовой стране. Влиятельные члены общины, имевшие дело с властями, всё время отражали поползновения мусульманского духовенства.

Тем не менее еврейская община Египта стала в это время центром интеллектуальной деятельности восточных евреев. На рубеже XII - XII веков в Египте жил и работал РаМБаМ. После тяжёлого удара по вавилонской общине во время нашествия монголов вожди египетской общины фактически возглавили евреев Ближнего Востока.

К западу от Египта дела шли значительно хуже. Евреи Северо-Западной Африки имели доступ к торговым путям Средиземноморья и транссахарской торговле, приносившей огромные прибыли. Но политическая обстановка там в позднем средневековье всё время ухудшалась.

В XI веке берберские племена Западной Сахары объединились и создали империю Алморавидов, захватив всю Северную Африку, кроме Египта, мусульманскую часть Испании и западную часть сахарской зоны. Они разрушили и разорили многие города по ходу войны, ввергнув еврейские общины в стагнацию. В своей империи они установили жёсткую теократию, усилив угнетение евреев.

Пришедшие им на смену в XII веке Альмохады - новое религиозное течение - устроило мусульманский террор. Они вынудили целые общины евреев принять ислам, не прекратив после этого их дискриминацию. Евреи массово бежали от них в глубину Африки.

Новые африканские государства, крупнейшие из которых - Мали и Гана, быстро исламизировались, и там тоже начинали вводить антиеврейские законы.

Гнёт несколько ослаб после завоевания Северной Африки турками в XIV веке. В города на побережье Средиземного моря пробирались уцелевшие евреи из внутрисахарских областей и прибывали беженцы из Европы.

Вплоть до нового времени в ряде областей Южной Сахары и Тропической Африки обнаруживались остатки еврейских общин, бежавших туда в средние века. Некоторые племена Чёрной Африки утверждают, что являются потомками евреев. Современные исследования подтверждают это.[1]

Эфиопские евреи - бита Израиль - утратили связи с другими еврейскими общинами мира и с конца VII века развивались сами по себе. Они держали оборону от христианских государств Эфиопии и от мусульман, наступавших с севера. До конца XV века им удавалось сохранять полунезависимые княжества.

В Западной Европе

Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.

Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.

С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.

В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс". Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81

С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.

В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.

Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)

Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[2]

Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, а затем впускали обратно, чтобы вновь обобрать. Возникла практика закрепощения евреев.

Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие учёные (теологи, философы, математики, медики) и поэты. В ту эпоху были созданы важные части еврейского культурного наследия. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, еврейские интеллектуалы перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.

В Восточной Европе

В Азии

В Сирии

В начале XI в. халиф ал-Хаким предпринял насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.[3]

Источники

Ссылки

Литература

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
  • "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
  • Franco, Histoire des Israélites de l'Empire Ottoman, J.

Примечания

  1. The Jews of Africa
  2. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация