Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
ИЕХУДА́ БЕН ШМУЭ́ЛЬ ХЕ-ХАСИ́Д (1150?–1217), духовный лидер мистико-моралистического движения Хасидей Ашкеназ. По-видимому, Иехуда хе-Хасид жил некоторое время в Шпейере, затем — в Регенсбурге (его иногда называли рабби Иехуда Регенсбургский). Современные Иехуде хе-Хасиду источники почти не содержат упоминаний о нем; однако в 15–16 вв. появилось множество легенд, повествующих о его жизни.
Иехуда хе-Хасид учил полному смирению и сам практиковал его в своей жизни. Так, он даже запрещал автору указывать свое имя на книге, чтобы его сын впоследствии не возгордился из-за славы отца. Видимо, именно по этой причине труды самого Иехуды хе-Хасида обращались как анонимные; даже его ученики, цитируя его сочинения, не называли его имени. Аскетически-мистическое учение Иехуды хе-Хасида близко по духу аналогичным течениям современного ему христианства (в первую очередь, францисканству).
Уже отец Иехуды хе-Хасида, Шмуэль хе-Хасид, находился под сильным влиянием господствовавших в ту эпоху умонастроений. Распространению учения Иехуды хе-Хасида содействовали его потомки. Сын Иехуды хе-Хасида Моше написал комментарии к Пятикнижию; внук Иехуды хе-Хасида Эл‘азар бен Моше ха-Даршан написал ряд сочинений по эзотерической теологии; правнук, каббалист Моше бен Эл‘азар, предпринял попытку привести учение Хасидей Ашкеназ в соответствие с каббалой.
Самым выдающимся из учеников Иехуды хе-Хасида был Эл‘азар бен Иехуда из Вормса, благодаря трудам которого учение Иехуды хе-Хасида получило широкую известность среди евреев Германии и за ее пределами; им было составлено ставшее популярным краткое собрание этических максим и магических предписаний Иехуды хе-Хасида «Цавваат рабби Иехуда хе-Хасид» («Завещание рабби Иехуды хе-Хасида»).
Большинство сочинений Иехуды хе-Хасида по теологии не сохранилось. Его главным трудом в этой области было, по-видимому, сочинение «Сефер ха-кавод» («Книга славы [Господней]»), из которого сохранились лишь цитаты в сочинениях позднейших авторов. Из его многотомного комментария к молитвам также сохранилось очень мало.
Традиция приписывает Иехуде хе-Хасиду авторство основополагающей книги Хасидей Ашкеназ «Сефер-хасидим». Современные исследования подтверждают принадлежность большей части этого труда перу Иехуды хе-Хасида. Ему же приписывается синагогальный гимн «Шир ха-кавод» (см. Ан‘им змирот).