Авраам бен-Давид (РаАВаД) (раввин из Прованса)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Авраам бен Давид (Раавад) провансальский раввин, известен своими комментариями к Вавилонскому Талмуду, Мишне Тора Маймонида и Сефер галахот рава Альфаси, каббалист . Отец Ицхака Слепого. Родился в Нарбонне, прибл. 1125 году, умер в Поскьере 27 ноября 1198 году.
Учителя Был зятем и учеником рабейну Авраама бен Ицхака, автора книги hа Эшколь, учеником рава Мешулама из Люнила и рава Моше бен Йосефа бен Меруана hа Леви, (у него учился и раби Зерахья hа Леви (Бааль hа Маор). Раавад (сокращение от рабби Авраама бен Давида) учился в Нарбонне и Люниле, после завершения своей учебы стал одним из наиболее авторитетных равов Люниля, позднее переехал в Монпелье, потом в Ним, где прожил дольно долгий период. Раббейну Моше бен Йегуда (Темим Деим) пишет о раввинской школе в Ниме, находящейся в то время под руководством Раавада, как о важнейшем центре талмудической учености в Провансе.
Жизнь
Деятельность Раавада проходила в основном в Поскьере. Сегодня этот город называется Вовер. До сего дня в Вовере сохранилась улица, носящая имя Раавада. Трудно сказать с точностью, когда он переехал в Поскьер, известно, что около 1165 года Беньямин из Туделы посетил его там в начале своих странствий. Он пишет о богатстве и щедрости Раавада. Раавад не только построил и отремонтировал большое здание школы, он занимался материальным обеспечением бедных студентов.
Ученики Среди его учеников: Исаак hа Коэн из Нарбонны, первый комментатор Иерусалимского Талмуда, Авраам бен Натан из Люнеля, автор книги hа- Манhиг, Меир бен Исаак из Каркассона, автор "Сефер hа-Эзер» и Ашер бен Мешуллам из Люнеля, автор нескольких раввинистических трудов. Рабби Меир бен Ицхак, отец рава Натана бен Меира, учителя Рамбана. Также очевидно влияние Раавада на раба Йонатана из Люнеля.
Подход в галахе
Обширные познания Раавада в Торе проявились наиболее ярким образом в его комментарии к Мишней Тора Рамбама. Благодаря этому труду он получил прозвище «критик» - «бааль асагот». Раавад пишет, что предпринял этот труд, чтобы не слишком опирались на Рамбама в вынесении галахических постановлений, кроме того, он опасался, что в результате опубликования Мишней Тора изучение талмуда будет заброшено. Рамбам с большим уважением относился к Рааваду, в послании рабби Шмуэлю ибн Тиббону он называет Раавада «великим равом из Поскьера». Считается, что Рамбам сказал о нем: «никогда я никем не был побежден кроме автора одного труда».
Раавад критически относился к комментариям тосафистов. В одном из своих посланий он замечает: «эти новые французы считают себя самими великими в мире». В комментарии к кодексу р.Альфаси, он защищает р.Альфаси от критики Зрахьи hа Леви (Бааль hа Маор)
Познания в кабале Раби Хаим Виталь перечисляет Раавада в цепочке передачи каббалы. Доказывая, что Раавад был каббалистом, он приводит тот факт, что Раавад упоминает в своих книгах во многих местах определенные законы (см. например законы бейт а бехира прек 6 галаха 14, галахот мишкав у мошав перек 7 галаха 7 , о которых известно что они «тайна господа боящимся его» - то есть ещи которые токовались каббалистами, как знания, полученные митсическим образом.
Реканати пишет о Рааваде, (раздел Насо), что открывался ему Элиягу hа Нави, то же писал раб Хаим Виталь в своем ведении к книге Эц Хаим. Комментаторы Торы в поколении ришоним считали его человеком святым и божьим, также и он свидетельствует о себе, что дух святости являлся в его бейт мидраше. (замечания к Рамбаму, Лулав, глава 8, (5).
Труды комментарий к мишне тора рамбама комментарий к кодексу альфаси отдельный комментарий на замечания рава зерахьи а леви баал а маор комментарий на трактаты бвав кама, авода зара, киним каббалистический комментарий на книгу йецира (однако по мнению аризаля и рава хаима виталя раавад – атор комментария к книге йецира - не рравад автор комментария к мишней тора. Гилхот лулав В сборниках Темим деим, Орот хаим, Шиббалей hа Лекет сохранились респонсы Раавада на сотни галахических вопросов и его галахические постановления. Они были собраны в отдельный сборник и изданы по редакцией рава каппаха в 1964году. Сефер баалей hа нефеш – о законах семейной чистоты Комментарий на торат коhаним, (книгу Сифра)
Источники: статья в еверйской энциклопедии даат о рааваде http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=2050 статья в англоязычной энциклопедии http://en.wikipedia.org/wiki/Abraham_ben_David статья в ивритоязычной википедии http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%90%D7%91%22%D7%93