Идель, Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Моше Идель | |
משה אידל | |
Файл:Moshe Idel Lection.JPG | |
Дата рождения: |
1947 год |
---|---|
Место рождения: |
Тыргу-Нямц, Румыния |
Страна: | |
Научная сфера: |
иудаика, библеистика, философия |
Учёная степень: |
PhD |
Альма-матер: |
Университет Хайфы, Еврейский университет в Иерусалиме |
Научный руководитель: |
Шломо Пинес |
Известен как: |
исследователь еврейского мистицизма |
Моше Идель (ивр. משה אידל, 1947, Тыргу-Нямц, Румыния) — израильский ученый в области иудаики, специалист по каббале и еврейской мистике. Живет в Израиле с 1963 г.
Моше Иделю Умберто Эко посвятил свой знаменитый роман «Маятник Фуко».
Содержание |
Образование
Изучал в Хайфском университете еврейскую и английскую литературу, получил степень бакалавра (1969). Учился там же на отделении педагогики, получил степень магистра (1972). В 1971-76 гг. — докторант Еврейского университета в Иерусалиме по специальности «Еврейская философия и каббала» (научный руководитель — Шломо Пинес). В 1976 г. Иделю присуждена степень доктора философии[1].
Академическая биография
С 1972 г. преподавал в Еврейском университете в Иерусалиме, а также в Хайфском университете и Университете имени Д. Бен-Гуриона в Негеве. С 1987 г. Идель — профессор Еврейского университета в Иерусалиме. Работал приглашенным профессором в крупнейших центрах иудаики за границей: в Центре иудаики и Центре религиоведения Гарвардского университета (1981-82 гг.), в Йельском, Гарвардском и Принстонском университетах[2]. С 1986 г. — сотрудник Еврейской теологической семинарии. С 1992 г. — член-корреспондент Академии еврейских исследований Нью-Йорка[1].
Основные концепции
Полемика с Шолемом
Работы Иделя посвящены каббале и еврейской мистике, являются наиболее значительными достижениями в этой области после основополагающих трудов Г. Шолема. В отличие от Шолема, Идель сосредоточил свое внимание не столько на истории различных течений, сколько на типах религиозного мышления в рамках еврейской традиции. Он характеризовал свой подход к научной теме как феноменологический, направленный на раскрытие определенных смысловых структур. Если Шолем считал каббалу формой еврейского гностицизма, отражающей нееврейское влияния (зороастризм, неоплатонизм), то Идель усматривает в ее происхождении весьма древнюю и исключительно еврейскую традицию. Он проводит различие между теософско-теургической и экстатической каббалой, отмечает преобладание одного или другого типа этого учения в разных странах и в разные периоды истории[1].
Исследования иудаизма
В философии иудаизма Моше Идель различает три основных направления: библейское, раввинистическое и спекулятивное. Каждое из них развивалось в разные тысячелетия: первое — в первом тысячелетии до н. э., второе — в первом тысячелетии н. э., третье — во втором.
Первое изучает две основных темы: сакральная историю и заповеди — то есть вопросов о том, что произошло, и том, что следует делать. Второе — преимущественно о том, как это следует делать. Для третьего характерен вопрос «почему?». При этом спекулятивные теории, развивавшиеся в Средневековье, учитывают два предыдущих направления[3].
Исследования каббалы
Моше Идель полагает, что главные понятия каббалы всегда оставались постоянными и неизменными[4].
Моше Идель выделяет в каббале два направления — «теософско-теургическое» и «экстатическое». Он особо выделяет экстатическую модель, в центре которой лежит идея двекут, «мистического прилепления» к Божеству. Среди адептов этой школы можно назвать Авраама Абулафию, его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец ХIII — начало ХIV века), в ХVI веке ее идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и Хаим Виталь[5].
Библиография
Автор шестнадцати монографий и более трехсот статей.
Некоторые работы:
- Kabbalah: New Perspectives, New Haven: Yale Univ. Pr., 1988. (Русс. пер. — Идель М. Каббала. Новые перспективы. — М.: Мосты культуры, Иерусалим: Гешарим, 2010. — 464 с. ISBN 978-5-93273-311-X.)
- The mystical experience in Abraham Abulafia, Albany, NY : State Univ. of New York Pr., 1988
- Golem : Jewish magical and mystical traditions on the artificial anthropoid, Albany, NY : State Univ. of New York Pr., 1990.
- Hasidism: Between Ecstasy and Magic, Albany : State University of New York Press 1995, ISBN 0791417344
- Absorbing Perfections: Kabbalah and Interpretation, New Haven: Yale UP 2002, Vorwort von Harold Bloom
- Kabbalah and eros, New Haven: Yale Univ. Press, 2005.
- Ascensions on high in Jewish mysticism : pillars, lines, ladders, Budapest: Central European Univ. Press, 2005
- Enchanted chains : techniques and rituals in Jewish mysticism, Los Angeles : Cherub Press, 2005
- Ben: Sonship and Jewish Mysticism, London: Continuum, 2007
В соавторстве:
- (mit Anthony Grafton): Der Magus : seine Ursprünge und seine Geschichte in verschiedenen Kulturen, Berlin : Akademie-Verl., 2001
Предисловия:
- Joshua Trachtenberg: Jewish magic and superstition : a study in folk religion, University of Pennsylvania Press 2004
- Andrei Oisteanu: Inventing the Jew : antisemitic stereotypes in Romanian and other Central East-European cultures, Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 2009
О нем:
- Bibliography of the writings of Professor Moshe Idel : a special volume issued on the occasion of his fiftieth birthday / [ed. and annot. by Daniel Abrams], Los Angeles : Cherub Press, 1997
Награды
Научные заслуги Иделя отмечены рядом престижных израильских и зарубежных премий, в том числе Государственной премией Израиля (1999)[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Электронная еврейская энциклопедия: Моше Идель
- ↑ Академический колледж Кирьят-Оно: Высший академический совет
- ↑ [Moshe Idel — Fellow — Tikvah Center for Law and Jewish Civilization http://www.nyutikvah.org/fellows/moshe_idel.html]
- ↑ Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований
- ↑ Лехаим: Пути каббалы На четыре вопроса отвечают: Константин Бурмистров, Ишая Гиссер, Аркадий Ровнер, Александр Фейгин
ro:Moshe_Idel
Файл:Einstein template.gif | Это незавершённая статья об учёном. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |