Горовиц, Йешаяhу бен Авраам hа-Леви (ШЛА)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
ГОРОВИЦ Иешаяhу бен Авраам hа-Леви (Horowitz, прозванный שְׁלָ"ה הַקָּדוֹשׁ, Шла hа-кадош, буквально `святой Шла`, или שְׁלָ"ה, Шла — по начальным буквам его главного сочинения; 1565?, Прага, – 1630?, Тверия), один из величайших ашкеназских раввинов 17 века, талмудист и каббалист. Представитель известной с 15 в. семьи раввинов и общинных деятелей, сын талмудиста Авраама бен Шабтая Шефтеля (около 1550 – около 1615).
Содержание |
Биография
hа-Шла родился в Праге в 1558 году у рабби Авраама Леви Горовица, ученика Рама, автора книги Хесед ле Авраам. hА-Шла занимается Торой в начале в Люблине в ешиве, в которой учился его отце, у рава Шломо Лурии (Маhаршаля) и раби Меира из Люблина (Маhарама из Люблина), двух великих раввинов Польши 16 века.
С 1600 г. он глава бет-дина в Дубно, с 1602 г. — в Остроге, с 1606 г. — во Франкфурте-на-Майне. После изгнания евреев из Франкфурта (1614) вернулся в Прагу и был там раввином.
В 1621 г. переселился в Эрец-Исраэль, где стал раввином ашкеназской (см. ашкеназы) общины Иерусалима. Был арестован турецкими властями и в 1625 г. за большие деньги выкуплен общиной, переселился в Цфат, а затем в Тверию, где его могила (недалеко от могилы Маймонида) почитается до сих пор. Горовиц щедро жертвовал на дела благотворительности, главным образом на поддержку бедных ученых Торы.
Шней лухот hа-брит
В своем главном труде «Шней лухот hа-брит» («Две скрижали завета», впервые издан в 1649 г. в Амстердаме) Горовиц рисует основанный на слиянии установлений Галахи, еврейского этического учения и каббалы идеал нравственного образа жизни еврея. Каббалистические идеи Горовица отражают влияние Ицхака Лурии, Моше Кордоверо и Йосефа Каро.
В своей трактовке значения Торы и ее предписаний Горовиц предпочитал мистический подход рационалистическому. Он ввел ряд новых законоположений, обычаев и такканот. Защищая пилпул как допустимый метод изучения каббалы, Горовиц резко критиковал его применение для извлечения практических выводов из Галахи. В то же время он утверждал, что при помощи этого приема можно постичь возвышенный смысл отдельных галахот. Тора для Горовица — непрерывное откровение, источник которого никогда не иссякает.
Большое внимание уделял Горовиц вопросу о соотношении Божьего всеведения и свободы воли человека. Согласно мистическому учению Горовица, народ Израиля пребывает внутри Божьего града, а другие народы — вне его. В центре учения Горовица стоит понятие Кидуш hа-Шем, которому он посвятил сочиненную им молитву. Горовиц высказывал также мысли о порядке преподавания разных предметов в системе еврейского религиозного образования; оно должно начинаться, по его мнению, с изучения Торы в полном объеме и завершаться каббалой. Горовиц был противником изучения философии.
Влияние книги Шней лухот hа Брит
На книге Горовица воспитывались поколения евреев Центральной и Восточной Европы. Многие из принципов, проповедуемых Горовицем (например, не страх перед Богом, а любовь к нему, возвышение будничных деяний и радость их свершения), а также его каббалистические построения нашли позднее широкий отклик в хасидизме.
Другие труды Горовица
Из других трудов Горовица следует отметить составленный им молитвенник «Ша‘ар ха-шамаим» («Врата небес», впервые издан в 1717 г. в Амстердаме), а также многочисленные глоссы и комментарии к сочинениям его отца и других талмудистов.
Источники
статья в Электронной Еврейской Энциклопедии
http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11272&query=ГОРОВИЦ
статья в ивритоязычной википедии