Каббала (Лайтман)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск





Статья посвящена подходу М.Лайтмана в каббале. О каббале как мистическом течении в иудаизме см. статью Каббала

Мудрость получения (ивр. חוכמת הקַבָּלָה‎ — хохмат а-каббала, учение о получении, наука каббала) — течение в каббале, последователи которого, считают каббалу «особой наукой» о мироздании, содержащей базовый механизм познания окружающего мира и смысла существования человека. Основным представителем данного направления является Михаэль Лайтман.

Подход Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале, как о мистическом направлении в иудаизме. Лайтман считает каббалу «наукой о мироздании»,[1] не имеющую отношения к мистике и религиозными верованиями[2] и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности.[3] Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности.

Наука Каббала — это методика раскрытия единой управляющей всем мирозданием Высшей силы каждому из находящихся в этом мире.

М. Лайтман, "Свобода Воли"

Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к каббале.

Содержание

История развития учения каббалы

Основная статья: Каббала

«Каббала» в переводе с иврита означает «получение», то есть, обретение особого знания о причинах всего происходящего в мире. Эта мистическая традиция иудаизма связана не столько с непосредственным получением конкретных знаний от кого-то, сколько с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования. Материалом для осмысления служат священные книги.

История каббалы прослеживается с вавилонских времён, однако законченное учение было сформировано в Средние века. Основу каббалы составляют сочинения Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем Аризаль).

Книга Зогар

Основная статья: Книга Зогар

Наиболее знаменитой каббалистической книгой является Книга Зогар (ивр. זוהר‎, «Сияние»), написанная согласно ортодоксальным каббалистам во II—III веке н. э. р. Шимоном бар Йохаем и опубликованная в XIII веке раби Моше де-Леоном. Каббалисты считают Зогар основой каббалистической мысли и огромной духовной силой.

Лурианская каббала

Основная статья: Лурианская Каббала

Значительный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р. Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572). Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы. Ари систематизировал учение и изложил его не в виде аллегорий, как было принято до него, а виде системы формулировок и определений. Один из учеников р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי‎). Эта книга стала второй по важности после Книги Зогар. Книга Эц Хаим («Древо Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».

Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.

Бааль Сулам

Основная статья: Бааль Сулам

Бааль Сулам (Йегуда Ашлаг) продолжил развивать Лурианскую каббалу. Он написал ряд важных каббалистических книг. Ему принадлежит основной современный учебник по каббале «Талмуд эсэр сфирот», своего рода комментарий на Книгу Эц Хаим, которая, в свою очередь комментирует Зоар. Бааль Сулам являлся сторонником массового распространения Каббалы и основателем нового каббалистического направления.

В статье «Суть науки Каббала» Бааль Сулам дал определение:

Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую «раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире».[4]

Краткое изложение взглядов Лайтмана

Лайтман считает себя учеником Бааль Сулама, последователем и распространителем его идей. Последователи Лайтмана считают каббалу наукой, основанной на повторяемых экспериментах. Однако различные учёные по разному оценивают подобный подход в каббале (см. раздел Мнения о месте каббалы среди наук, религий и культур).

В основу мировоззрения, которого придерживаются последователи Лайтмана, положено практическое изучение «Творца» и «Творения» как двух абсолютно противоположных свойств, которые они трактуют как свойства отдачи (альтруизм) и свойства получения (эгоизм). Свойство отдачи описывается как сила, в которой отсутствует какой-либо элемент эгоистического наслаждения. Свойство получения — это эгоизм, который даже действие отдачи использует ради наслаждения (получение почёта, чувство самоуважения, удовлетворения и т.д).

Основной целью считается приведение эгоистической сущности («Творения») к подобию и слиянию с альтруистической («Творцом») через подобие по намерению, так называемое «получение ради отдачи». При этом единая альтруистическая сила («Творец») воздействует на человека, как прямо (притягивая через стремление к смыслу жизни), так и обратно (подталкивая ударами, которые человек ощущает в силу отсутствия подобия своих свойств альтруистической силе).

…нет никакой другой силы в мире, у которой была бы возможность что-то сделать против Творца. А то, что человек видит, что есть в мире вещи и силы, отрицающие существование Высших сил, так причина в том, что таково желание Творца. И это метод исправления, называемый «левая рука отталкивает, а правая приближает», — и то, что левая отталкивает, входит в рамки исправления. Это значит, что в мире существуют вещи, которые с самого начала приходят с намерением сбить человека с прямого пути и отбросить его от святости.
А польза этих отталкиваний в том, что с их помощью человек получает потребность и полное желание, чтобы Творец помог ему, так как иначе он видит, что пропадет.[5]


Цель занятия каббалой

В мере индивидуального ощущения Творца, каждый человек обучается тому, как обходиться в мире без контроля с Его стороны, как обрести свободу воли и управлять миром вместо Него. По сути, именно к этому направлено давление на нас высшей управляющей силы — Творца.

Раскрытие всему человечеству общих законов мироздания, причины и смысла своей жизни приведёт мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой, прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф.

Изучай каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!

Т. Парацельс, «Парагранум»

Предмет изучения каббалы

Каббала исследует мироздание, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение в целом и каждой его детали в частности. Она изучает:

  • возникновение мироздания, включая неживую, растительную, животную природу и человека;
  • течение, функционирование и конечную цель всего процесса развития;
  • возможность вмешательства человека в этот процесс (то есть антропологический аспект);
  • смысл тех десятков лет, в течение которых мы существуем в виде биологического тела и ощущаем через него окружающий мир;
  • кругообороты жизни — существуют ли они, и как они взаимосвязаны между собой;
  • возможность включения земной жизни в высшую форму, в которой мы существуем до рождения и после смерти;
  • источники наук, искусства, культуры — всего, что связанно с языком, с поведением человека, их корни и причины их реализации именно в таком виде.

Каббалистическая методика

Каббала предлагает свою методику исследования мира развитием дополнительных способностей человека в ощущении окружающего мира. Поскольку каббалисты предполагают, что из поколения в поколение человечество и человек меняются (хотя это и не доказано), то, соответственно, должна меняться и методика. Слово «каббала» (ивр. «получение») выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Каббалисты рассказывают нам о технике, основанной на их личном опыте. Эту технику, методику они назвали «наукой получения» — «Хохмат а-каббала».

Каббалисты описывают постижения и дают им названия. Всё воображаемое, то есть, то, что реально не постигнуто, нельзя называть по имени и определять словами.

Главное отличие методики каббалы от метода познания других наук состоит в том, что, изучая духовные объекты, их описания каббалистами, ощутившими их и исследовавшими, человек должен стремиться уподобиться этим духовным объектам, их свойству добра и власти над своими желаниями. Когда человек изучает математику, он не должен становиться похожим на треугольник или круг. Но, когда он изучает каббалу — должен уподобиться тому, что изучает.

Методика каббалы — это методика индивидуального совершенствования каждого. Она стремится к тому, чтобы любой человек относился ко всему обществу, как к единому целому, потому что в этом единстве он достигает слияния с Творцом. Таким образом, методика каббалы является индивидуальной, но приводит она к всеобъемлющему результату.

Основные элементы методики:

  • Изучение структуры духовных миров по основным каббалистическим источникам, с обязательным намерением постичь это самому, приведя свои свойства в соответствие с духовными. Каббалист читает книгу не ради получения и упорядочивания знаний, а ради совершенствования себя и всего мира.
  • Увеличение своего стремления к духовному за счёт объединения людей с соответствующим желанием в совместной учёбе. Именно в единении (совместном стремлении встроиться в духовную структуру) может быть испытана и проведена оценка соответствия человека свойству альтруизма. Этот принцип методики каббалы сформулирован ещё в Торе и звучит:

Возлюби ближнего, как самого себя!

— Ваикра (Левит), 19:18

Составные части каббалы

Каббала состоит, в основном, из двух частей:

  • внутреннее созерцание
  • структура мироздания

Обе её составляющие изучаются одновременно.

Внутреннее созерцание направлено на создание и развитие у человека так называемого экрана — инструмента духовного постижения. Экран — это способность не находиться под властью наслаждения, смотреть со стороны на свой эгоизм, осознавая его во все большем объёме, и использовать его ради отдачи. Не подавление эгоизма, а его использование ради отдачи, совершенно не ради себя — является отличительной особенностью каббалистической методики.

Изучение второго раздела призвано объяснить ученику структуру того, что он постигает.

Человек заранее, теоретически, изучает какой-либо объект: его свойства, силы, динамику и т. д. Разбирает, осваивает по книгам, написанным каббалистами. Одновременно с этим, при помощи внутреннего созерцания, он создаёт в себе экран, шестой орган чувств, и тогда теория становится для него практикой. Тогда человек приходит к тому, что изучает структуру мироздания уже своим постижением, своим ощущением.

Выясняя структуру мироздания, человек изучает то, как высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху вниз, то есть от альтруистических (верхних) свойств к эгоистическим (нижним). Этот путь называется в каббале «порядком нисхождения миров, парцуфим и сфирот». Путь внутреннего созерцания называется также «постижением Высшей силы».

Человек, постигающий Высшую силу, обязан идти снизу вверх, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху вниз. Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно и проявляется в ощущениях человека в течение определённого времени, в зависимости от скорости очищения от эгоизма, пока он не постигнет все свойства всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз. Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает лестницу со ступенями.

Отличия каббалы от мистики, философии и науки

Отличие каббалы от мистики и оккультизма

Каббала не занимается проявлениями сверхъестественного в нашем мире, не имеет амулетов и не практикует никаких ритуалов, магий, медитаций, излечений и гимнастик. Каббала не занимается заклинаниями, благословениями и проклятиями. Единственное чудо, относящееся к каббале, единственное подлинное чудо состоит в том, что маленькая искра духовного желания воспламеняет человека, поднимает его над повседневностью и выводит в духовный мир. Любые же иные события не являются чудесными, поскольку они возможны в рамках нашего мира, пусть даже их вероятность мизерная. Иногда за мистическую часть в каббале, по ошибке, принимают изображения сфирот и формулы гематрии. Любое изображение сфирот, миров, гематрий — не более чем прикладной материал. В них не больше мистики, чем в изображениях интегралов в математике.

Поскольку у людей не было правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода «вульгарная каббала», которая далека от истинной каббалы, а также различные фантазии под ложным названием «магии», и этим полнятся книги.

— Г. В. Лейбниц, «Философские труды»

Отличие каббалы от философии

С точки зрения Лайтмана, каббала не является философией, так как, в отличие от философии, не опирается на абстрактные понятия, а занимается исключительно реальными желаниями и намерениями человека и теми формами, которые принимают эти желания. Однако независимые от Лайтмана авторы обычно характеритуют его каббалу именно как философское направление.

Взгляд на каббалу как на философию характерен для одного из направлений христианской каббалы[6]

Некоторые современные исследователи определяют каббалу как философию или нетрадиционную науку. Так, например, философ, культуролог и методолог науки Вадим Розин не соглашается с Михаэлем Лайтманом и пишет:

Михаил Лайтман склонен идентифицировать каббалу с точными, естественными науками, мой анализ показывает, что более правильно относить её к нетрадиционным наукам, ведь одна из функций каббалы состоит как раз в обосновании и расширении каббалистического опыта жизни. Хотя я понимаю, что это вопрос спорный и на каббалу можно посмотреть иначе.[7]

Доктор философских наук, ст. науч. сотр. Института Философии РАН Яков Иосифович Свирский говорит:

Наблюдаемые аналогии в интенциях современного естествознания и науки Каббала позволяют выдвинуть гипотезу, согласно которой синтетическое видение мира, в котором так нуждается современное мышление, может быть конструктивно развёрнуто лишь в режиме интенсивного диалога разных, если можно так выразиться, культурных программ. Причём каббала в рамках такого диалога выступает в качестве духовного катализатора нового мировоззрения, конструктивным образом сочетающего в себе достижения самой передовой научной и философской мысли.[8]

Отличия каббалы от науки

Наука базируется на утверждениях, которые можно подвергнуть проверке экспериментальным путём. Экспериментального подтверждения существования Высшей Силы нет; следовательно, называть каббалу наукой неверно. Согласно определению самих последователей каббалы, каббала — это индивидуальное ощущение Творца каждым человеком лично. Однако личное ощущение всегда субъективно и не может быть объективной наукой по определению.

Против отношения к каббале, как к науке высказался академик Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Вадим Сперанский:

Каббалу никак нельзя назвать наукой, как бы этого ни хотелось её апологетам. Согласно принципу фальсификации, разработанному историком науки и философом Карлом Поппером, любую науку можно подвергнуть критической проверке экспериментальным путём. Если такого эксперимента нельзя поставить ни сейчас, ни в обозримом будущем, значит, мы имеем дело не с наукой… Каббала… может быть отнесена к серьёзным феноменам общечеловеческой культуры, достойным изучения, но никак не к научным дисциплинам. Используемые в каббале обозначения — это не научные термины, которые всегда имеют абсолютно чёткий, рациональный смысл. Это заклинания, несущие некую мистическую информацию.

— «Каббала в Академии Наук»[9]

Отличия каббалы от других религий

  • В каббале отсутствуют понятия наказания и вознаграждения за какие-то действия перед Высшей силой.
  • Каббала не практикует религиозных обрядов
  • Каббала не делит желания и действия человека на хорошие и плохие.

Путь большинства религий — давить в себе материальное и тем самым обнаруживать духовное. Путь каббалы — исследовать, развивать и возвеличивать духовное, не занимаясь подавлением материальных страстей — достаточно того, что тело ограничено законами общества.

  • Каббала не опирается на надежду, что Высшая сила смилостивится и как-то изменится по отношению к человеку. В этом отношении к Творцу состоит отличие каббалы от большинства религий. Это отличие человека, который понимает, что ему нужно работать над изменением себя, от человека, который ждет, когда Творец изменит своё отношение к нему.

Из статьи «Отличие каббалы от религии»:

Религия считает, что Творец меняет своё отношение к человеку в зависимости от действий человека. А каббала считает, что высшая сила неизменна и действия человека её не меняют, но действия человека меняют его самого, и поэтому он уже по-иному воспринимает высшее управление: если изменения в нём ведут к большему подобию Творцу, — ощущает Его как более благосклонно расположенного к нему, если же человек изменился в сторону больших отличий своих свойств (получения) от свойств Творца (отдачи), то ощущает, будто Творец стал относиться к нему более негативно.[10]

Такой подход не учитывает, что в буддизме и даосизме высшая сила точно так же неизменна, действия человека меняют не её, а самого человека. Не вопрос о характере поведения высшей силы делает религию религией. Принимаемое на веру положение о том, что высшая сила (Творец) существует, делает каббалу религией.

Религиозные возражения против подхода Лайтмана

Против лайтмановского подхода к каббале возражают представители ортодоксального иудаизма.

  • Главное возражение вызывает отрыв от иудаизма, поскольку последователи научного подхода к каббале полагают, что мировоззрение каббалы сочетается с любой религией. Это классическое возражение против каббалы опирается на опыт. Ортодоксальные круги утверждают, что все кто начинает заниматься каббалой, то есть внутренней работой над собой, ослабляется в выполнении внешних заповедей, что неприемлемо для традиционного иудаизма.
  • По мнению части религиозных кругов в традиционной каббале существует запрет на ее изучение мужчинами моложе сорока лет, а также лицами, не изучившими в совершенстве Талмуд и Танах. Этот запрет был отменён со времени Ари и все до одного выдающиеся каббалисты подтверждали необходимость изучения каббалы всеми. Так например Рав Ицхак Айзик Йехиэль из Комарно пишет в книге «Ноцар Хесед» (4,20):
Если бы прислушались ко мне мои современники, в которых устрашающе возгорается нечистота, начинали бы изучать книгу Зоар и книгу Тикуней Зоар с 9-летними, чтобы подражать ей, тогда бы страх прегрешения упредил знания и устояли бы
Однако мнение всех каббалистов не было принято традиционными ортодоксальными еврейскими кругами и с этой поры существует два подхода к каббале.
  • По мнению ортодоксальных кругов традиционная каббала ни в коем случае не претендует на «научное познание» иных миров. Бааль Сулам и рав Кук начали использовать слово «мада» — «наука» в отношении к каббале и это вызвало сильное негативное отношение в ортодоксальных кругах. При этом и Бааль Сулам и рав Кук остаются авторитетными для этих кургов. Бааль Сулам чаще использует слово «хохма», которое можно перевести и как «мудрость», и как «наука», и как «учение», и лишь изредка пользуется словом «мада» (например, в статье «Мир»[11]), которое имеет одно значение — «наука».
  • Каббалисты воспринимают мир через призму желаний человека и его внутренней работы. Это приводит к непониманию и неприятию со стороны некоторых кругов. Так, например, если каббалист говорит о желаниях неживой природы, то он подразумевает собственные желания этого уровня — занимать определённый объём и недопускать посторонние предметы в него, быть в тепле и т. д. Если каббалист пишет, что каждый ребёнок времён храма с определённого возраста знал законы очищения, то он подразумевает очищение от эгоизма, а не внешние материальные заповеди.

Так же приводятся следующие возражения против заявлений Лайтмана о научности своего подхода:

  • У РАБАШа под шестым чувством понимается экран (масах) подробно описанный в трудах АРИ. Но в традиционной каббалистической литературе нет упоминаний о «6-м чувстве», также как пока нет данных, кроме свидетельства самого Лайтмана, о том, что кто-либо из его учеников смог обрести экран в результате обучения.
  • По мнению критиков, система обучения в школе Лайтмана не является строго научной. Чертежи и графики духовных миров не содержат под собой чётко-научного нейтрального обоснования. Это отчасти подтверждается и самим Михаэлем Лайтманом, который утверждает, что в отличие от классического научного подхода, при котором учёный, изучающий, скажем, треугольник, не обязан сам уподобиться треугольнику, чтобы его изучить, в каббале, чтобы изучить определённый объект, необходимо прежде всего духовно уподобиться ему.

Основные книги и учебники

  • Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) «Введение в Каббалу (Птиха)» — излагает причинно-следственный порядок нисхождения духовных корней и его закономерности. Это «введение» написано как одно из предисловий к книге «Зоар», совершенно необходимое как для её понимания так и для понимания каббалы в целом.
  • Книга «Зоар» с комментариями Бааль Сулама. Частичный перевод здесь. Книга «Зоар» была основным учебником каббалы до публикации сочинений Ари. Комментарии и введения Бааль Сулама дают возможность использовать эту книгу и в наше время.
  • «Шамати» — основное пособие для внутреннего созерцания. Книга «Шамати» — это ключ к глубокому постижению каббалы.
  • «Талмуд десяти сфирот» (здесь частичный перевод с комментариями) — в наше время главное учебное пособие по каббале, написанное Бааль Суламом и основанное на сочинениях Ари
  • «Шлавей Сулам» — необходимое пособие для внутреннего созерцания

Примечания

Ссылки

См. также

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация