Общество для распространения просвещения между евреями в России
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
О́бщество для распростране́ния просвеще́ния ме́жду евре́ями в Росси́и
Принятая аббревиатура — ОПЕ.
Крупнейшая культурно-просветительная организация евреев в России, действовавшая с 1860 по 1929 гг.
Содержание |
Зарождение идеи и создание Общества
В 1860 г. в среде образованных представителей финансово-промышленных кругов петербургского еврейства возникла мысль о создании центра для пропаганды и развития просвещения в еврейских массах, распространения русского языка и приобщения евреев к русской культуре. Эти идеи были подхвачены нарождавшейся еврейской интеллигенцией и нашли поддержку в «Рассвете» О. Рабиновича.
Ходатайство об основании ОПЕ было подано от имени официальных учредителей Е. Гинцбурга и одесского филантропа и общественного деятеля Авраама Бродского. Устав ОПЕ был утвержден правительством в октябре 1863 г., а с декабря Общество начало работать.
Председателем комитета ОПЕ был избран Е. Гинцбург (почти полностью субсидировавший Общество с его основания), поборник Хаскалы Л. Розенталь (1817–87; также субсидировал Общество с 1872 г.) — казначеем, а секретарем — бывший преподаватель Житомирского раввинского училища Э. Левин (1820–1913; выдвинул идею создания ОПЕ).
Задачи Общества
Сразу после создания комитета ОПЕ между его членами возникли разногласия относительно того, какими методами и на каком языке следует распространять полезные знания в массах.
После долгих споров, в феврале 1864 г. комитет определил, что основой всей деятельности ОПЕ будет распространение среди евреев русского языка (как государственного), потому что только таким путем их можно постепенно подготовить к непосредственному участию в жизни русского общества.
Основной пункт устава ОПЕ гласил: «Общество споспешествует распространению между евреями знания русского языка, издает само и содействует другим к изданию полезных сочинений, переводов и периодических изданий как на русском, так и на еврейском языках, имеющих целью распространять просвещение между евреями, и поощрять пособиями юношество, посвящающее себя наукам».
Общество и его программа встретили резкое неприятие со стороны религиозного еврейства.
60-80-е гг. ХХ века
Издательская деятельность Общества
Более чем десять первых лет своего существования Общество занималось преимущественно издательской деятельностью.
Были выпущены:
- «Сборник статей по еврейской истории и литературе» (1–2 выпуски, СПб., 1866–67);
- по инициативе Д. Хвольсона — сборники нравоучительных высказываний от эпохи таннаев до последователей М. Мендельсона «Мировоззрение талмудистов, свод религиозно-нравственных поучений, в выдержках из главных книг раввинской письменности» (составители Ш. Финн и Х. Л. Каценеленбоген /1874–76/; перевод под редакцией Л. Леванды с введением и примечаниями И. Гордона, тт. 1–3, СПб., 1874–76),
- а также издание Торы с новым переводом И. Герштейна (1827–91), И. Л. Гордона и Л. Леванды — «Пятикнижие Моисеево в еврейском тексте и дословном русском переводе ДЛЯ евреев» (Вильна, 1875),
и другие книги, пользовавшиеся широким признанием еврейской публики.
Поддержка еврейских изданий
ОПЕ занималось предоставлением субсидий еврейским периодическим изданиям: - на русском языке:
- «День» (1869–71),
- «Еврейская библиотека» (1871–80),
- на иврите:
- «Ха-Цфира»,
- «Ха-Мелиц»,
Общество принимало финансовое участие в
Кроме этого, ОПЕ занималось
- распространением книг на иврите (по общей и еврейской истории, биографии великих людей и т. д.),
- распространением учебных пособий,
- помогало формировать еврейские общественные и школьные библиотеки.
В связи с тем, что к концу 1870-х гг. издательская деятельность ОПЕ значительно ослабела, в 1880 г. по инициативе А. Гаркави была образована комиссия по ее возрождению. Комиссия подготовила издание «Русско-еврейского архива» (под редакцией С. Бершадского, тт. 1–2; СПб., 1882), один из томов «Истории евреев» Г. Греца (СПб., 1883) и другие книги.
Поддержка ученых и студентов
Общество оказывало материальную помощь ученым-евреям, занимавшимся исследованиями еврейской истории, и авторам научно-популярных книг на иврите, пропагандировавшим «положительные науки и естественные знания».
Среди маскилим преобладало мнение, что именно в среде студентов формируются будущие лидеры еврейского народа. В соответствии с этим более трети своих средств Общество направляло на помощь учащимся училищ и университетов, в основном в виде стипендий баронов Гинцбургов и Л. Розенталя.
В 1880 г. был основан фонд для помощи еврейским студенткам.
Почти с самого своего возникновения и до правительственного запрета в 1879 г. Общество регулярно посылало стипендиатов в Еврейскую теологическую семинарию в Бреслау.
Расширение деятельности
В 1867 г. правительство разрешило Обществу внести изменения в свой устав:
- понизить минимальный членский взнос с 25 рублей до 10,
- ввести пункт о праве ходатайствовать об открытии отделений в других городах.
В том же 1867 году было открыто отделение в Одессе, которое в 1872 г. закрылось и вновь возобновило деятельность в 1878 г.
Поддержка начального образования
В 1874 г. ОПЕ создало специальный фонд поощрения начальных и средних еврейских школ. Причиной этому послужили последствия реформы системы казенных еврейских училищ (1873), когда многие из них были закрыты, а также давление еврейской общественности, требовавшей открытия новых улучшенных школ.
Поддерживая частную инициативу, ОПЕ не вмешивалось в деятельность этих учебных заведений, однако поставило преподавание русского языка обязательным условием для предоставления денежной помощи.
Вопрос о языке
В комитете ОПЕ
сторонники иврита и сторонники русского языка,
однако общим было отрицательное отношение к языку идиш, который считался анахронизмом и символом отсталости еврейского общества.
Конец XIX - начало XX вв. Расширение деятельности
В начале 1890-х гг. ОПЕ охватили новые веяния.
В конце 1891 г. при обществе по инициативе С. Дубнова была организована историко-этнографическая комиссия для изучения истории евреев в России. Ею в 1899 г. был опубликован первый том сборника документов «Регесты и надписи», второй (1910) и третий (1913) тома были изданы Еврейским историко-этнографическим обществом, в которое в 1908 г. была преобразована комиссия.
В 1894 г. была создана комиссия по начальному образованию, в ней активно сотрудничали молодые представители еврейской интеллигенции Л. Брамсон, Г. Вольтке (1864–?) и др. Комиссия провела широкое обследование еврейских школ (в том числе в 1904 г. — хедеров), подготовила издание «Сборника в пользу начальных еврейских школ» (1896) и «Справочной книги по вопросам образования евреев» (1901).
Помимо этого, в комиссии проводилась теоретическая разработка вопросов еврейского народного образования.
Поскольку сумма субсидий комитета ОПЕ учащимся общих учебных заведений значительно превышала субсидии еврейским школам (в 1893–94 гг. более чем в восемь раз), после образования комиссии ее усилия были направлены на существенное увеличение материальной помощи еврейским начальным школам.
ОПЕ стало широко поддерживать старые школы и содействовать открытию новых, ставя условием преподавание религиозных предметов и языка иврит (в 1894 г. ОПЕ субсидировало 37 школ, а в 1898 г. — около 100).
В 1895 г. в ведение общества перешло Петербургское еврейское училище (Общественная талмуд-тора), после этого ОПЕ стало открывать свои школы (в 1910 г. их было десять, не считая восьми образцовых хедеров и двух детских садов), разрабатывать примерные учебные планы для начальных еврейских школ, а также приступило к изданию учебной литературы.
С 1900 г. ОПЕ стало получать от Совета Еврейского колонизационного общества специальные средства на поощрение еврейского начального образования в России (в 1900 г. — 26 тыс. рублей, в 1902 г. — 40 тыс. рублей, в 1906 г. — вдобавок к 42 тыс. еще 56 тыс. рублей на школы, пострадавшие от погромов).
Деятельность общества значительно расширилась с открытием новых отделений в Москве (1894 г. — коллегия уполномоченных, преобразованная в 1909 г. в отделение), в Риге (1898), в Киеве (1903). В 1913 г. в России работало 30 отделений ОПЕ с семью тысячами членов (в 1864 г. в ОПЕ было 175 человек). Открылись библиотеки ОПЕ в Петербурге (1872), в 1901–1905 гг. в Одессе, Киеве и Риге (в 1910 г. было девять библиотек).
В декабре 1902 г. в Петербурге при комитете ОПЕ состоялось первое Всероссийское совещание по вопросам народного образования. В 1901–1904 гг. ОПЕ провело ряд летних курсов ДЛЯ учителей еврейских школ, а в 1907 г. открыло в Гродно двухгодичные педагогические курсы ДЛЯ подготовки кадров еврейских учителей.
Начало ХХ века
В 1903 г. группа представителей петербургской интеллигенции во главе с Ш. Гинзбургом, Л. Брамсоном и др. на общем собрании членов ОПЕ поставила на обсуждение вопрос о включении языка идиш в программу школьного образования.
Споры об использовании языка идиш в еврейских народных школах продолжались и на созванных в марте 1910 г. и апреле 1911 г. в Петербурге съездах представителей отделений ОПЕ; на первом из них было принято решение об издании педагогического журнала.
В ноябре 1910 г. — декабре 1916 г. под редакцией Я. Эйгера (1862–193?) выходил ежемесячник «Вестник Общества распространения просвещения между евреями в России» (позже переименованный в «Вестник еврейского просвещения»), который был посвящен проблемам еврейского образования, культуры и библиотечного дела.
В 1913 г. вся еврейская общественность России торжественно отмечала 50-летний юбилей ОПЕ; в честь этого события была выбита медаль по проекту И. Гинцбурга.
10-е и 20е годы ХХ века
Вопрос о языке
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война обострила рост антисемитизма и породила проблему беженцев и высланных, которые создавали новые еврейские общины в глубине России. Вновь возникает вопрос о языках образования в еврейских школах.
В феврале 1916 г. на совещании ОПЕ по вопросу о языке в школах для беженцев было принято компромиссное решение, с заметным уклоном в сторону приоритета языка идиш. Согласно резолюции, все предметы кроме русского языка, истории и географии Российской империи должны были преподаваться на идиш.
Обучение ивриту проводилось на иврите или на идиш.
Прекращение деятельности Общества
За первые 9 месяцев 1916 г. на содержание школ для беженцев ОПЕ израсходовало свыше 460 тыс. рублей.
В начале 1917 г. число детей и подростков из семей беженцев, обучавшихся в 260 различных школах и на дневных и вечерних курсах, достигло 25 тыс. человек.
Кроме этого, в сорока городах России Общество субсидировало также хедеры, в которых обучалось свыше двух с половиной тысяч детей.
ОПЕ было одной из немногих легальных еврейских культурно-просветительных организаций в России, к нему среди прочих примкнули видные деятели еврейской культуры и национального движения, такие как Л. Пинскер, Ахад-ха-‘Ам, Менделе Мохер Сфарим, Х. Н. Бялик, С. Дубнов, И. Перец, а после *поражения революции 1905–1907 годов* — и члены еврейских социалистических партий.
После Февральской революции 1917 г. сионисты создали собственную организацию, занимавшуюся культурой и просвещением, — Тарбут, а идишисты — Общество «Культур-лиге» (в Киеве). Обе эти организации просуществовали недолго и в начале 1920-х гг. были ликвидированы.
В 1918 г. комитет ОПЕ в Петрограде был закрыт.
Периферийные отделения действовали до 1920 г. (в 1919 г. [на обложке — 1920 г.] киевское отделение издало первый том книги И. Цинберга «История еврейской литературы европейского периода»).
В 1922 г. с разрешения властей была возобновлена работа Петроградского центра ОПЕ, который на протяжении 1920-х гг. занимался издательской деятельностью.
В частности, были изданы:
- Михаил Кулишер, «Великая французская революция и еврейский вопрос», Л., 1924;
- сборники «Еврейская мысль», 1–2 тт., 1922–26;
- «Еврейский вестник», 1928.
Просветительские усилия Петроградского центра ОПЕ ограничивались в основном лекционной деятельностью и были тесно связаны с Еврейским историко-этнографическим обществом.
Эти организации подвергались нападкам Евсекции, и после разгромной статьи в журнале «Трибуна еврейской советской общественности» (№ 12, 1929) были закрыты в конце 1929 г.
Вместо них в феврале 1930 г. в Ленинграде было образовано Общество по изучению истории и экономики еврейского пролетариата, просуществовавшее недолго.
Ленинградская библиотека ОПЕ была одной из богатейших в Европе по гебраистике и иудаистике и содержала более 50 тыс. книг и свыше тысячи рукописей *(900 из них были описаны И. Цинбергом). После закрытия ОПЕ фонды библиотеки были переданы Институту еврейской пролетарской культуры Украинской АН в Киеве и Еврейскому сектору Белорусской АН в Минске.
Статья унаследована из КЕЭ, том 6, кол. 49–53