Положение христиан в Израиле и в Палестинской автономии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Положение христиан в Израиле и ПА - деятельность христианских конфессий на территории Израиля и Палестинской автономии, и отношение к ним государства и властей.
Содержание
|
Положение христиан в Израиле
Конфессии
Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с четырьмя основными церквями: католической, православной, монофизитской и протестантской[1].
- Крупнейшей церковью в Израиле является католическая - она насчитывает около 25 тысяч прихожан, однако вместе с другими церквями, сохраняющими свою структуру и обряды, но признающими главенство папы римского (греко-католическая – около 46 тысяч прихожан, маронитская – около 6 тысяч, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская – несколько сотен прихожан в каждой) объединяет около 2/3 всех христиан страны. Ей принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений.
- Православная церковь – вторая по величине в Израиле. Внутри нее самая большая – греческая. Во главе последней стоит патриарх, он занимает ведущее положение среди православного духовенства страны. К православной церкви относятся также: основанная в 1874 году Русская духовная миссия Русской Православной Церкви Московской патриархии во главе с архимандритом, миссия Американской Православной Церкви и миссия Румынской Православной Церкви.
- Монофизитские церкви представлены в Израиле армянской апостольской (григорианской) – около 1,5 тысячи прихожан, из которых приблизительно половина проживает в армянском квартале в Старом городе Иерусалима, коптской – около тысячи прихожан, сирийской (яковистской) – около тысячи прихожан, и эфиопской – несколько сот прихожан.
- У протестантской церкви в Израиле имеется порядка 3-4 тысяч прихожан, и она представлена приблизительно двадцатью направлениями[2].
За исключением таких национальных церквей, как например, армянская, большая часть местных христианских общин состоит из этнических арабов и, по всей вероятности, ведет свое происхождение от раннехристианских церквей византийского периода.
Демография
В Израиле проживают свыше 151 тысячи христиан[3], что составляет чуть менее двух процентов от общего числа населения страны, насчитывающего порядка 7,6 миллионов человек [4] (евреи - 75,5%, мусульмане - 16,8%, друзы - 1,7% и 3,9% не имеют определенной религиозной принадлежности)[5][6].
Количество христиан в Израиле постепенно возрастает[7]. Если в 1996 году здесь проживали 123,4 тысячи христиан, то к концу 2009 года - уже 151,7 тысяч человек. В остальных государствах и территориях (например, в Сирии[8], Ираке[9], секторе Газа[10][11], в Иудее и Самарии[12]) оно неуклонно сокращается – это связано не столько с относительно низкой рождаемостью, сколько, в первую очередь, с давлением и насилием, проявляемым со стороны мусульманской общины к христианам[13][14]. Таким образом, Израиль - единственное место на всем Ближнем Востоке, где отслеживается тенденция роста христианского населения, что объясняется свободой исповедания, которую они получают в Израиле. Но, в общем и целом, христиане бегут с Ближнего Востока, в 2010 году папа Бенедикт XVI даже выражал опасения по этому поводу[15].
Большинство израильских христиан — примерно 74% — проживают на севере страны. Еще 11% живут в районе Иерусалима. Христианское население селится преимущественно в городах, по данным на 2006 год это 98%.
Для сравнения: в городах проживают до 91% иудеев и 93% мусульман. Самая крупная христианская община в Назарете — 20 тысяч человек, за ним следуют Хайфа (17,200), Иерусалим (15 тысяч) и Шфарам (8,800).
Хотя христиане Израиля в основном имеют арабское происхождение, их демографический состав ближе к еврейскому, чем мусульманскому, населению страны. Так, 9% всех христиан Израиля — это люди в возрасте 65 лет и старше (для сравнения, в мусульманском сообществе таких всего 3%); 33% — это молодые люди младше 19 лет, что аналогично соответствующему показателю среди евреев, но значительно ниже, чем у мусульман (52%).
В 2006 году женщины-христианки родили 2,5 тысячи детей, 81% из них — арабы. Рождаемость в христианской общине неуклонно снижается: с 4,6 ребенка на одну женщину в 1960 году до 2,11 — в 2008 году[16]. Это самый низкий показатель в Израиле[17] после "лиц без определенной религиозной принадлежности".
Отношение государства к христианским конфессиям (до создания Израиля)
Ещё со времён Османской империи общины христиан имели внутреннюю автономию. Впоследствии она была подтверждена и британскими мандатными, и израильскими властями.
В силу так называемых «капитуляционных соглашений», заключенных турецкими властями с европейскими державами еще до первой мировой войны и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов.
Отношение Израиля к христианским конфессиям
Принципиальное отношение государства к религиозному плюрализму нашло свое выражение в Декларации независимости Израиля 1948 года. Здесь говорится: "Государство Израиль... будет основано на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами пророков Израиля; обеспечит полное равенство общественных и политических прав своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, права пользования родным языком, право на образование и культуру..."
Декларация независимости явилась выражением национальных устремлений еврейского народа и его демократических принципов, верность которым получила законодательное подтверждение и охраняется законом. Любая община имеет право беспрепятственно следовать своему вероучению, отправлять религиозные службы, соблюдать праздники и еженедельный день отдыха и управлять своими внутренними делами.
Израиль подчеркнуто не вмешивается в управление святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство внутри общины. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля.
Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу. В нехристианских государствах такое практикуется крайне редко.
По традиции, представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества по случаю Дня независимости и т.п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т.п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.
Арабы-христиане освобождены от воинской повинности. Христиане, приехавшие вместе с членами семьи-евреями в рамках Закона о возвращении, тем не менее, подлежат воинскому призыву, так как имеют иной статус.
Правовой статус религиозных судов
В Израиле действуют раввинский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с таковой окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий.
Правовой статус святых мест
В Израиле имеется большое количество святых мест для трех монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Свобода доступа к ним и поклонения святыням гарантируется всем верующим, независимо от их религиозной принадлежности.
Закон об охране святых мест, принятый в 1976 году, гласит: "Святые места должны быть защищены от осквернения, равно как от любого покушения и от любых действий, могущих нарушить доступ верующих любых религий к святым для них местам, либо оскорбить их чувства по отношению к этим местам"[18].
Министерство по делам религий, сформированное для решения возникающих проблем конфессий (но не вмешательства во внутренние дела религиозных общин), помимо управления религиозными делами, уполномочено следить за тем, чтобы права верующих не нарушались. Оно также играет важную роль в распределении государственного финансирования на укрепление положения признанных религиозных общин.
Так, начиная с 1960-х гг. в Израиле было сооружено и отреставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Кинерет и в других местах).
Признанные конфессии
Ряд христианских конфессий получили в Израиле статус "признанных государством". По причинам исторического характера, сложившимся еще в оттоманский период, за религиозными судами этих общин сохраняется юрисдикция в вопросах, связанных с личным статусом членов данной конфессии, таких как брак, развод и т.д.
Признанными конфессиями в Израиле являются: греческая православная церковь, армяно-григорианская церковь, сирийская православная церковь, римско-католическая церковь, маронитская, греко-католическая мелькитская церковь, сиро-католическая церковь, армяно-католическая церковь, халдо-католическая, монофизистские конфессии. Позже в этот список была включена лютеранская церковь, а с 1970 года - англиканская евангелическая церковь.
Церкви второй группы, включающей в себя общины "пятидесятников", назареев и некоторые баптистские деноминации, власти негласно признают,распространяя на них принципы соглашения о статусе кво. Они могут действовать в открытую, а также самостоятельно заключать браки.
Третья группа состоит из небольшого количества христианских миссий, включая "Свидетелей Иеговы", а также некоторых деноминаций христиан-евангелистов. Их не признают церкви, связанные соглашением о статусе кво, опасаясь изменения сложившегося баланса. Власти не препятствуют их деятельности, обуславливая лишь заключение брака, осуществление развода или решения вопросов, касающихся изменения личного статуса, получением особого разрешения. На практике непризнанные конфессии рекомендуют своим членам жениться и разводиться за границей.
Отношение общественности к христианам
За редким исключением, отношение остального населения Израиля к христианам может розниться от безразличного до благожелательного.
Исключения бывают в случаях взаимоотношений христианского населения с мусульманским, в силу того, что арабы-мусульмане стремятся вытеснить арабов-христиан из всех сфер, и это приводит к оттоку христианского населения из районов, заселенных мусульманами.
Среди верующих иудеев может быть неоднозначное восприятие христиан, проводящих миссионерскую деятельность и пропагандирущих христанство среди еврейского населения.
Защита государством от хулиганства
Христианским общинам иногда приходится сталкиваться с проявлениями хулиганства и даже с оскверненем святых мест[19][20] со стороны различных хулиганов. Несмотря на утверждения некоторых христиан[21], речь не идет о явлении. И уже тем более нет никаких преследований христиан со стороны тех или иных государственных институтов.
Напротив, государство следит за неприкосновенностью святых мест, приняв соответствующее законодательство, и берет на себя ответственность по защите христианских общин, пресекая хулиганство по отношению к ним. В случае административных правонарушений против нарушителей принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством.
Попытка строительства мечети в Назарете
В 1995 году муниципалитет Назарета получил земельный участок в непосредственной близости от крупнейшей церкви в этом городе - Храма Благовещания. Здесь должен был быть разбит парк и появиться туристический центр. Исламский ВАКФ указал на наличие на этой территории могилы племянника Саладдина и, опираясь на этот факт, потребовал начать строительство крупной мечети с минаретом высотой 86 метров - с тем, чтобы он затмевал купол церкви.
В 1997 году, не дожидаясь официального разрешения властей, исламисты своевольно захватили участок возле Храма Благовещания и разместили на нем палатку, которую стали использовать в качестве мечети.
В 1999 году израильское правительство в рамках переговоров согласилось на строительство мечети на этом месте, что вызвало волну международных протестов, в том числе со стороны Ватикана. Исламисты согласились убрать временную палатку на время визита Папы Римского Иоанна-Павла II. В конечном итоге с большим трудом израильским властям удалось убедить ВАКФ отказаться от его планов[22].
Отношение Израиля к христианскому миссионерству
Последователи большинства христианских конфессий полагают, что второе пришествие Христа произойдет, когда все евреи мира соберутся в Израиле и примут христианство[23]. Поэтому христианство на протяжении веков особое внимание уделяло обращению, в том числе и насильственному, евреев в христианство, считая это необходимым условием возвращения Мессии.
Сегодня приоритеты крупнейших христианских конфессий несколько изменились, но по миру, в том числе и в Израиле, действует ряд христианских деноминаций, ставящих своей целью крещение евреев. Это, например, мессианские евреи и Евреи за Иисуса.
Отцы-основатели Израиля понимали опасность миссионерства, и, гарантируя свободу вероисповедания в Израиле и защищая права религиозных общин всех конфессий, тем не менее, стремились избежать ситуации, при которой христианское миссионерство в отношении евреев приобрело размах внутри страны. Тем не менее, государство не ведет активной анти-миссионерской политики[24], но этим занимается ряд общественных организаций, например, Яд ле-Ахим.
Как такового, запрета на миссионерскую деятельность в Израиле не существует[25], и государство спокойно смотрит на миссионерскую деятельность[26]. Законом лишь запрещено миссионерство (со стороны любой религии - без исключений) в том случае, если речь идет о предоставлении и получении каких-либо материальных выгод при переходе в другую религию[27].
Но в обществе христианское миссионерство встречает неоднозначное отношение. Это дало повод в мае 2008 года заместителю мэра города Ор-Йегуда Узи Аарону, представителю ультра-ортодоксальной партии ШАС, в рамках инициированной им лично кампании по борьбе с действиями в городе миссионеров деноминации Евреи за Иисуса устроить публичное сожжение распространенных ими книг Нового завета при содействии учеников йешивы. Несмотря на неприятие миссионерства среди евреев, данный поступок не только вызвал всеобщее порицание[28], но и в отношении вице-мэра было заведено уголовное дело. Указание начать расследование поступило в полицию из государственной прокуратуры по следам публикаций в прессе[29].
Закон о возвращении
Одним из защитных механизмов является Закон о возвращении, согласно которому еврей имеет право на репатриацию лишь при условии, что не сменил религию. Поэтому если еврей является христианином то он не имеет права на гражданство Израиля[30][31].
Существует прецедентное постановление Верховного суда Израиля от 1993 года, согласно которому евреи-репатрианты, представляющие религиозное движение Евреи за Иисуса, являются "последователями иной веры" и тем самым не обладают правом на израильское гражданство[32].
При этом неевреи-члены семьи евреев, в соответствии с Законом о возвращении, тоже имеющие право на репатриацию, могут придерживаться других религий. Так с "большой алией" в Израиле оказалось большое количество христиан этнических русских, украинцев и т. д. - 313 тысяч человек (данные на 2010 год)[33].
Положение христиан в ПА
Положение христиан в ПА отчасти схоже с положением христиан в Израиле, в силу того, что речь идет о местах, где сосредоточены основные христианские святыни, а также из-за частичного влияния, которое израильские власти имеют на ситуацию в ПА. Тем не менее, здесь действуют иные факторы и прослеживаются иные тенденции, так как власти ПА проводят самостоятельную политику в отношении представителей различных религиозных конфессий.
Конфессии
На территории ПА действуют практически все те же конфессии, что и в Израиле. Только количественный расклад иной. Основная масса христиан Палестинской автономии относится к греко-православному течению христианства. Остальные христианские церкви - это римская католическая, греко-католическая, сирийская ортодоксальная церковь, армянская апостольская, коптская, маронитская, эфиопская и различные протестантские деноминации.
Демография
По сильно заниженным данным Палестинского статистического бюро[34], число христиан в автономии составляет всего 39 560 человек[35].
Согласно более достоверной информации Государственного департамента США, в секторе Газы проживают 1500-2500 христиан[36], и их количество продолжает резко сокращаться за последние годы. На территории Иудеи и Самарии, а также оспариваемого Восточного Иерусалима проживает 120 тысяч христиан - их число также постепенно сокращается. На данный момент (ноябрь 2010) они составляют почти 2 процента от общего населения ПА, включая сектор Газы.
Христиане предпочитают жить в городах, и основная их масса проживает в оспариваемом Иерусалиме, Рамалле и Вифлееме (Бейт-Лехеме). В Старом городе Иерусалима проживает порядка 5 тысяч христиан[37], и еще 10 тысяч христиан живут в его муниципальных границах. В близлежащем Вифлееме живут примерно 6 тыс. христиан, что составляет менее 20% городского населения. Но есть и немало христианских общин, проживающих в сельской местности.
Снижение количества христиан в ПА
По словам префекта ватиканской Конгрегации восточных церквей кардинала Игнатия Мусы Дауда, доля христиан, проживающих на Святой земле, по отношению к общему числу местных жителей, сократилась за последнее столетие в десять раз[38]. Если в начале ХХ века на территории современных Израиля и ПА проживало порядка 10 процентов христиан, то сегодня наиболее высокая их концентрация наблюдается только в Израиле, где они составляют около 10 процентов от общего числа арабоязычного населения.
В 1997-2002 годах число христиан на территориях, переданных Израилем Палестинской Автономии в рамках соглашений Осло, снизилось с 35 тыс. в 1997 году до 25 тыс. в 2002 году, т.е. на 29%[39]. В секторе Газы, за этот же период, их число снизилось на 20%, с 2,5 тыс. в 1997 году до 2 тыс. в 2002 году. В Израиле такого процесса не наблюдается, однако, в процентном отношении численность арабов христиан, составляющих 83% всех христиан Израиля, упала с 21% населения страны в 1949 году до 10% в 1998 году.
Христианские лидеры признают, что начиная с 2001 года темпы оттока христианского населения с территории ПА резко возросли[40]. Например, в период с 2002 по 2006 гг. Вифлеем покинули свыше 2800 арабов-христиан, переехав в другие государства[41].
Бегство христиан из Вифлеема
В конце 1940-х годов христиане составляли 85-90 процентов от общего населения Вмфлеема. До подписания в 1993 году Норвежских соглашений, предусматривающих передачу города под контроль Палестинской автономии, их было уже 60 процентов.
Услышав о возможности перехода Вифлеема под суверенитет ПА, главы монастырей Вифлеема и Бейт-Джаллы обратились к США и Израиль с просьбой отказаться от своих планов. Покойный мэр Вифлеема Элиас Фрейдж умолял израильские власти о том же.
«Если вы передадите эту территорию палестинской администрации, Вифлеем станет городом церквей, лишенных христиан»[42]
В целых реализации мирного процесса им было отказано. В результате, в 2001 году количество арабов-христиан в Вифлееме оценивалось уже в 15-20 процентов от общего населения города[43], а в 2007 году - всего 12 процентов[44].
Причины бегства христиан
Большинство христиан, покидающих территорию ПА, опасаются за свою безопасность, подвергаясь преследованиям и угрозам со стороны мусульманских соседей. Другими факторами, вызывающими отток христианского населения, являются социальная нестабильность и недостаток экономических возможностей.
Доля христиан среди общего населения Палестинской автономии сокращается к тому же из-за относительно низкого уровня рождаемости.
Положение христиан в ПА усугубляется тем, что ведущие мировые державы, исповедующие, в которых христианство является ведущей религией, отказываются вмешиваться, не желая портить отношения с мусульманскими, в том числе, арабскими государствами.
Отношение властей ПА к христианским конфессиям
У ПА нет своей конституции, но Палестинский основной закон формально закрепляет свободу вероисповедания. В общем и целом официально власти автономии не имеют отношения к оказываемому давлению на христианские общины со стороны мусульманского населения, но в то же время и ничего не делают для того, чтобы предотвратить его. Подтверждая на словах приверженность принципу свободы вероисповедания и заявляя об уважении всех религий, тем не менее, своими действиями власти ПА не раз доказывали обратное.
Ясир Арафат подавал в этом личный пример, превратив православный монастырь в Вифлееме в свою резиденцию, как и позже - в 1997 году - православный монастырь в Хевроне[45].
В 2002 году палестинские боевики принялись из минометов обстреливать иерусалимские кварталы с территории Бейт-Джаллы, христианского городка, граничащего с израильской столицей, где находятся места, священные для христианства. Расчет был на то, что израильский ответ вызовет осуждение мировой общественности.
Правовой статус христианских церквей
Христианские общины в ПА традиционно имеют внутреннюю автономию, а церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов. Христиане сами назначают священников, регулируют вопросы школьного образования и судопроизводства.
В ПА, как и в Израиле, церкви подразделяются на три группы. Первую из них составляют т.н. "признанные" конфессии. Отношения ПА с ними строятся по образцу властей Оттоманской империи, в период которой в ХIХ веке церкви заключили соглашение о статус-кво. Оно закрепило статус и права греческой православной, римской католической, армянской православной, ассирийской, сирийской ортодоксальной, греческой католической, коптской и эфиопской ортодоксальной церквей. Позже в этот список были внесены епископальная и лютеранская церкви. Власти ПА после своего возникновения в 1992 году признали эти церкви и закрепленные за ними права. В частности, они имеют собственное судопроизводство.
С церквями второй группы, которая включает себя общины "пятидесятников", назареев и некоторые баптистские деноминации, у властей ПА есть некие неписанные соглашения, согласно которым, принципы соглашения о статусе кво распространяются и на них. Они могут действовать в открытую, а также самостоятельно заключать браки.
Третья группа состоит из небольшого количества христианских миссий, включая "Свидетелей Иеговы", а также некоторых деноминаций христиан-евангелистов. Им отказывают в признании в силу того, что мусульмане выступают против миссионерской деятельности. Их не признают также церкви, связанные соглашением о статусе кво, опасаяст изменения сложившегося баланса. Тем не менее, власти ПА формально не препятствуют их деятельности. В случае необходимости заключения брака или решения вопросов, касающихся изменения личного статуса, последователям этих религиозных течений требуется особое разрешение гражданской администрации. На практике не признанные конфессии рекомендуют своим членам жениться и разводиться за границей.
Отношение мусульман к христианам
Происходит постепенное целенаправленное вытеснения мусульманами арабов-христиан из исконных мест их проживания, что приводит к оттоку христианского населения из таких городов, как Вифлеем (Бейт-Лехем), Назарета (Нацерета), и т. д. Нередко это происходит с помощью насилия и угроз расправы. В секторе Газы христиане также часто становятся жертвами исламистов, так как их в первую очередь подозревают в сотрудничестве с Израилем.
13 октября 2000 года во время молитв в самой большой мечети сектора Газы, которые транслировали по палестинскому телевидению, местный мулла Ахмад Абу Халабия заявил:
Всемогущий Аллах требует от нас, чтобы мы не заключали союзов с евреями или христианами, чтобы мы не любили их, чтобы мы не становились их партнерами, не поддерживали их и не подписывали с ними договоров[46].
Давление на христианских неофитов
Согласно законам шариата, отказ от ислама является преступлением, наказание за которое - смерть[47][48]. Поэтому мусульмане, переходящие в христианство, подвергаются преследованиям - есть прецеденты, когда людей пытали, заключали в тюрьму и даже убивали[49].
Давление криминала на христианские общины
За последние годы участились случаи захвата земель и собственности христиан мусульманскими бандами и группировками. Периодически уголовные элементы подделывают документы на владения землей и захватывают ее. Действия полиции в таких ситуациях, как правило, оказываются неэффективными. В двух случаях, зафиксированных в 2006 году в Вифлееме, правоохранительные органы задерживали, а затем отпускали подозреваемых под залог, способствуя, тем самым, дальнейшим захватам. В то же время прецедентов захвата мусульманских земель христианами не наблюдалось[50].
Погромы и нападения мусульман на христиан
Нередко в палестинских городах на стенах домов можно встретить надпись "Когда покончим с народом Субботы [т.е. с евреями], займемся народом воскресенья [т.е. христианами]"[51].
4 сентября 2005 года 14 домов христиан – православных и католиков были сожжены[52] мусульманами в деревне Тайиба на территории Палестинской автономии[53]. По свидетельствам жителей пострадавшей деревни, несколько десятков молодых мусульман из соседней деревни Дир-Джарир пробрались в населенную православными и католиками Тайибу и бутылками с зажигательной смесью закидали дома «неверных», после чего принялись крушить припаркованные рядом автомобили и избивать жителей. Помимо домов, были сожжены: бензоколонка, несколько магазинов и сельскохозяйственная ферма. Предлогом для погрома стала смерть мусульманской девушки Хиям Аджай, которая влюбилась в юношу-жителя соседней христианской деревни. При этом, по всей видимости, девушку убили ее родственники.
В сентябре 2005 года о. Пьербаттиста Пиццабалла, главный настоятель францисканской Кустодии Святой Земли, обратил внимание на волну насилия, направленную мусульманами на христианское население. В своем интервью 4 сентября 2005 г. итальянской газете Corriere della Sera он сказал:
"Почти каждый день – повторяю, каждый день – наши общины здесь подвергаются нападениям исламских экстремистов. Если не делают этого члены Хамаса и Джихада, то и так найдутся охотники, которых Палестинская Автономия и не собирается наказывать. Один раз мы даже распознали среди террористов, напавших на нас, работников полиции Махмуда Аббаса [президента Автономии] и боевиков Фатха, его партии, которая вроде должна бы нас охранять"[54].
Согласно отцу Пиццабалла, между 2000 и 2004 годами христиане стали жертвами 93 нападений. В 2002 году вооруженные боевики, связанные с властями ПА, застрелили двух христианок (в возрасте 17 и 19 лет) за то, что они якобы были проститутками. Позже выяснилось, что они были девственницами, а перед смертью их подвергали жестоким пыткам – например, прижигали сигаретами интимные места.
В 2003 году шестнадцатилетнюю христианку из Бейт-Сахур (недалеко Вифлеема) изнасиловали боевики ФАТХа. Преступники не были наказаны, и семья девушки была вынуждена эмигрировать.
Захват церкви Рождества в Вифлееме
Власти ПА, признавая христианские конфессии и позволяя им в открытую действовать на своей территории, тем не менее не останавливаются перед тем, чтобы цинично использовать их, не считаясь с чувствами христианских верующих. 3 апреля 2002 года в ходе второй интифады группа из 200 палестинских боевиков из отрядов Танзим забаррикадировалась в зданиях церквей Рождества Христова и Святой Марии в Вифлееме[55]. Они запретили находившимся там священнослужителям и иностранным корреспондентам покидать территорию храмов.
Один из лидеров боевиков, Абдулла Абу-Хадид, рассказывал:
"Мы хотели занять церковь, чтобы оказать международное давление на Израиль... Мы уже раньше знали, что там хранятся запасы продовольствия для 50 монахов на два года. Растительное масло, фасоль, рис, оливки. Там есть цистерны и большие колодцы. Благодаря запасу свечей, можно было обойтись без электричества. Во дворе выращивают овощи – так что все необходимое было на месте"[56].
Один из свидетелей, армянский священник Наркисс Корасян, вспоминал:
"Они грабили всё – открывали все двери и грабили всё, что видели. Украли наши молитвенники и четыре креста, не оставили ничего. Один из францисканцев говорил журналистам после освобождения Храма: Палестинцы забрали подсвечники, иконы и все предметы, напоминавшие золото".
Палестинские боевики использовали страницы Библии вместо туалетной бумаги. А в какой-то момент с трудом после долгих переговоров удалось избежать ситуации превращения одного из важнейших христианских храмов в мусульманское святилище, когда двух боевиков, погибших в перестрелке, собирались похоронить прямо на территории храма, что лишило бы возможности христианам как иноверцам появляться здесь, так как это противоречит положениям Корана.
Израильские власти, понимая, что в случае штурма зданию церкви может быть нанесен серьезный ущерб, отказались от варианта силового захвата, и начали вести переговоры с забаррикадировавшимися внутри боевиками. Осада длилась пять с половиной недель и завершилась их высылкой в сектор Газа, на Кипр и ряд европейских стран[57].
"Критика" ислама Папой Римским Бенедиктом XVI
В сентябре 2006 года Папа Римский Бенедикт XVI в одной из своих речей, произнесенной на немецком языке, процитировал византийского императора Мануэля II Палеолог, который заявил следующее:
«Покажите мне, что именно нового привнес (в религию) Мухаммад, и там вы найдете только нечто злое и жестокое, например его указание распространять мечом веру, которую он проповедовал»[58].
Это послужило достаточным поводом для нападения исламистов на семь христианских храмов на территории ПА[59].
Отношение властей к христианскому миссионерству
На территории Иудеи, Самарии, а также оспариваемого Восточного Иерусалима действуют миссии христиан-евангелистов, а также "Свидетелей Иеговы". Небольшое количество христианских пасторов-евангелистов пытаются обратить мусульман в христианство. Опасаясь преследований, они не особо афишируют свою деятельность. Власти ПА знают об их существовании, но, как правило, целенаправленно не препятствуют ей. Хотя есть и ряд прецедентов, когда полиция арестовывала и даже убивала миссионеров [60].
Ссылки
- Ишай Эльдар. ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ ИЗРАИЛЯ
- Демография христианских общин в Израиле или как мусульмане захватили Шфарам
- ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ ИЗРАИЛЯ
- Православная Википедия "Традиция" Статья "Христианство в Израиле"
- Государственно-церковные отношения в Израиле
- Национальные и религиозные меньшинства современного Израиля
- Средневековые пытки над христианами дошли до Палестины
- Критическое положение христиан на Святой Земле
Примечания
- ↑ Национальные и религиозные меньшинства современного Израиля
- ↑ ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
- ↑ Central Bureau of Statistics. Population by religion
- ↑ Israel's population hits 7.5 million
- ↑ Statistical Abstract of Israel, 2009, CBS Table 2.2 - Population, by religion (PDF). Проверено 28 апреля 2010.
- ↑ Supplement to Survey of Palestine, 1946, British Mandate for Palestine Table 2.2 - Population, by religion (end of 1946) (JPG). Проверено 10 июня 2010.
- ↑ Central Bureau of Statistics. Population by religion
- ↑ Сирия: под угрозой последнее пристанище христиан
- ↑ Ирак: христиане бегут из страны ("Alarab Online", Великобритания)
- ↑ Палестинские исламисты охотятся на христиан
- ↑ Супруга Максима Шевченко превозносит геноцид христиан Газы
- ↑ Сергей Путилов. Христиане в палестинском гетто
- ↑ ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
- ↑ Христиане Палестины подвергаются систематическим нападениям исламских экстремистов
- ↑ Массовое бегство христиан с Ближнего Востока тревожит Ватикан
- ↑ Israel's population hits 7.5 million
- ↑ Демография христианских общин в Израиле или как мусульмане захватили Шфарам
- ↑ ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ ИЗРАИЛЯ
- ↑ В Назарете арабы провели демонстрацию протеста в связи с осквернением церкви Благовещения
- ↑ В Израиле громят православные храмы
- ↑ Христианство в Израиле
- ↑ Григорий Кухарчик. Критическое положение христиан на Святой Земле
- ↑ ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
- ↑ Евгений Левин. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы
- ↑ Израильское право
- ↑ Израильское право
- ↑ Израильское право
- ↑ Российские евреи возмущены сожжением книг Нового Завета в Израиле
- ↑ Вице-мэр Ор-Йегуды Узи Аарон: "Сожжение христианской литературы произошло спонтанно"
- ↑ Израильское право
- ↑ Израильское право
- ↑ Legal Cases Involving Jews for Jesus
- ↑ Население Израиля превысило 7,5 млн.человек
- ↑ Яков Файтельсон. Демографические прогнозы населения Страны Израиля и реальность
- ↑ Сергей Путилов. Христиане в палестинском гетто
- ↑ US Department of State. International Religious Freedom Report 2009
- ↑ Сергей Путилов. Христиане Палестины: Чужие среди своих
- ↑ Сергей Путилов. Христиане Палестины: Чужие среди своих
- ↑ Григорий Кухарчик. Критическое положение христиан на Святой земле
- ↑ US Department of State. International Religious Freedom Report 2009
- ↑ US Department of State. International Religious Freedom Report 2006
- ↑ Йорам Эттингер. Арабы-христиане заметены в Аннаполисе под ковер
- ↑ Русская энциклопедия Традиция. Вифлеем
- ↑ Средневековые пытки над христианами дошли до Палестины
- ↑ Критическое положение христиан на Святой земле
- ↑ Критическое положение христиан на Святой земле
- ↑ Тауфик Ибрагим. ЕЩЕ РАЗ О КОРАНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ: CМЕРТЬ ЗА УХОД ОТ ИСЛАМА?
- ↑ За отказ от ислама в мире убивают 5000 человек ежегодно
- ↑ Средневековые пытки над христианами дошли до Палестины
- ↑ US Department of State. International Religious Freedom Report 2006
- ↑ Йорам Этингер. Арабы-христиане в Аннаполисе заметены под ковер
- ↑ Сергей Путилов. Христиане в палестинском гетто
- ↑ Тайиба, ат-Тайба - не путать с израильским арабским городом Тайбе
- ↑ Критическое положение христиан на Святой земле
- ↑ Богоматерь в слезах
- ↑ Критическое положение христиан на Святой земле
- ↑ Все боевики покинули храм в Вифлееме
- ↑ Даниэль Пайпс. Папа Римский критикует ислам
- ↑ Христиане Палестины: Чужие среди своих
- ↑ Средневековые пытки над христианами дошли до Палестины