Беркович, Элиэзер

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Китросский, Леви
Дата создания: 20/04/2010


Елиэзер Беркович
Eliezer Berkovits
Файл:Eliezer Berkovits.jpg
Дата рождения:

8.09.1908

Место рождения:

Гроссвардайн (ныне Орадя), Австро-Венгрия

Дата смерти:

13.08.1992

Место смерти:

Иерусалим, Израиль

Период:

Философия XX века

Направление:

Западная философия, еврейская философия

Основные интересы:

Этика, Холокост

Значительные идеи:

философия встречи с Богом

Оказавшие влияние:

Маймонид, Иехуда Галеви, Юм

Гражданство:

Израиль

Элиэ́зер Бе́ркович (англ. Eliezer Berkovits, 1908, Гроссвардайн — 1992, Иерусалим) — религиозный философ, раввин, теолог, писатель.

Содержание

Биография

Первоначальное еврейское обучение прошёл у раввина Акивы Глазнера. Учился в Берлинской раввинской семинарии у выдающегося раввина Яакова Иехиэля Вайнберга, автора книги Сридей Эш, спас рукописи р. Вайнберга в Германии[1]. Получил звание доктора философии в Берлинском Университете, специализировался по Юму. Занимал раввинское положение в Берлине до 1939 года, затем в Лидсе (1940—1946 годах), Сиднее (1946—1950 годах), Бостоне (1950—1958 годах). В 1958 году возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в Чикаго.

В 1967 году репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в 1992 году. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности, значения Катастрофы европейского еврейства, писал трезвым, критическим стилем. Писал также о роли государства Израиль, положении женщин в традиционном еврейском законе, стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, религиозного сионизма и модернизма.

Философия

Характер изложения

Файл:Berliner1933BerkovitsWeinberg3.jpg
В Берлинской раввинской семинарии, 1933 год. Четвёртый слева. Пятый справа - глава Йешивы, ректор рав Иехиэль Яаков Вайнберг

.

Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века. Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что делает его более уязвимым для критики. Беркович нигде не пользуется каббалой, при этом он настаивает, что еврейская философия имеет свой автономоный характер, что выражено в таких книгах, как «Кузари» Иехуды Галеви. Беркович — ортодоксальный еврей, но его книги имеют общефилософский охват и подходят для любой монотеистической религии. Изучение Берковича во многих случаях требует знания не только еврейского наследия, но и основных течений европейской философской мысли, особенно идеи Юма и Канта.Предисловие Давида Хазони к «God, Man and History» Берковича

О Боге

Беркович производит парадоксальный синтез из Маймонида и Иегуды Галеви [2]. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи человека с Богом, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.[3]. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).[4]

Об этике

Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от Канта, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в Синайском Откровении.[5] Этическое воспитание человека, однако, не может быть совершено только через сознание, воспитание будет эффективным, если будет воздействовать на человека через его материалистическую часть в повседневной жизни.

В иудаизме это достигается через закон, но закон не сводится лишь к воспитанию. Закон так же демонстрирует высокую роль человека в общей схеме Творения.

Философия истории

По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.

Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего Катастрофы европейского еврейства. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора.[6][7] Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру.[8]

Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как части визионерского мессианского процесса (по р. Куку), а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в Мир[9].

Роль и значение еврейского закона

Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального усовершенствования человечества. Особенно сильно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в Галахе.[10] Беркович указывал, что Галаха должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.

Галаха

Наиболее известны труды Берковича по полoжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом.[11] Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения использовать условия для развода французским гражданским судом.

В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость. Некоторые респонсы р. Берковича включены в сборник его учителя р. Вайнберга.[11][12]

Современная оценка творчества Берковича

В исследовательском центре «Шалем» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.[4]

Библиография

На иврите

  • תנאי בנישואין ובגט, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1966.
  • הלכה כוחה ותפקידה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1981.
  • תורת ההגיון בהלכה: הסיבתיות בהלכה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1986.
  • משבר היהדות במדינת היהודים, הוצאת ראובן מס, ירושלים, 1987.
  • אמונה לאחר השואה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
  • עמו אנכי בצרה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
  • אלוהים, אדם והיסטוריה, הוצאת שלם, ירושלים, התש"ע.

На английском

  • Towards Historic Judaism (1943)
  • Between Yesterday and Tomorrow (1945)
  • Judaism: Fossil or Ferment? (1956)
  • God, Man, and History (1959)
  • Prayer (1962)
  • A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber (1962)
  • Man and God: Studies in Biblical Theology (1969)
  • Faith After the Holocaust (1973)
  • Major Themes in Modern Philosophies of Judaism (1974)
  • Crisis and Faith (1976)
  • With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps (1979)
  • Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha (1983)[13]
  • HaHalakha, Koha V’Tafkida (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
  • Logic in Halacha (1986) [Hebrew]
  • Unity in Judaism (1986)
  • Jewish Women in Time and Torah (1990)
  • Essential Essays on Judaism (2002), ed. David Hazony

На немецком

  • Hume and Deism (1933)
  • Was Ist der Talmud? (1938)

На русском

  • «Вера после Катастрофы» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим, 1991)
  • «Бог, человек и история», перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «Маханаим», Иерусалим, 2010
  • «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «Маханаим», Иерусалим)

Примечания

  1. The «Ba’al Seride Esh». Dayan Dr. I. Grunfeld
  2. Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит
  3. Основной мотив книги «Бог, человек и история»
  4. 4,0 4,1 Предисловие Давида Хазони к «God, Man and History» Берковича
  5. «Бог, человек и история», главы 10, 11
  6. «Бог, человек и история», глава 14
  7. «Вера после Катастрофы», глава 4
  8. «Вера после Катастрофы», Вступление
  9. «Бог, человек и история», глава 13
  10. Status of women with Halacha
  11. 11,0 11,1 [http://www.edah.org/backend/JournalArticle/shapiro2_2.pdf «Rabbi Jehiel Jacob Weinberg on the Limits of Halakhic Development». Marc. B. Shapiro]
  12. ивр. Сридей Эш‎, том 3, 35.
  13. Кнга вызвала определённую полемику, так что р. Иехиэль Яаков Вайнберг написал письмо в защиту своего ученика, где характеризует его как «человека большой личной честности, ненавидящего лицемеров и любящего мудрецов», см. Rabbi Jehiel Jacob Weinberg on the Limits of Halakhic Development, by Marc. B. Shapiro

Литература

Время деятельности Беркович, Элиэзер в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках