Шмуэль (Самуил), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:02, 31 октября 2010; Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 31/10/2010



Книга Самуила (ивр. סֵפֶר שְׁמוּאֵל‎, Сефер Шемуэль), восьмая книга еврейской Библии (ТаНаХа) и третья в её разделе "Невиим" (Пророки). Изначально единая книга, в Септуагинте и в Вульгате она была разделена на две книги, получившие название I и II (из четырёх) книг Царств. Первая книга описывает события до смерти царя Шауля, вторая начинается с реакции Давида на эту смерть. В еврейских рукописях Библии текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной Библии в XV в. деление на I и II книгу Самуила вошло в еврейскую традицию. Книга Шемуэля является историографической книгой, описывающей события начиная с рождения пророка Шемуэля до избрания царем Давидом места для будущего Храма.

По свидетельству иудейского предания (Вавилонский Талмуд, Бава батра 14б-15а) и первой книги Паралипоменон, авторами книги Шемуэля были пророки Шемуэль (24 главы), Нафан и Гад,

Общей целью написания книг Шемуэля и Мелахим предположить изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях. В частности, авторы книги Шемуэля подробным изложением событий из жизни Шемуэля и Давида хотели отобразить возможно точный образ еврейского пророка — в лице Шемуэля, а царя — в лице Давида.

Жизнь Шемуэля

Файл:Paris psaulter gr139 fol3v.jpg
Самуил помазывает Давида на царство (Парижская псалтырь)

Самуи́л (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом») — библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.). Самуил воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и Судье Илии (Эли) религиозная и государственная жизнь до крайности пала; народу пришлось перенести жесточайшее поражение со стороны филистимлян, которые в результате захватили величайшую святыню — Ковчег Завета.

Созвав народ в Массифе на торжественное покаяние, Самуил настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Самуилом «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение.

Файл:Louvre rosa apparition.jpg
Сальватор Роза, Аэндорская волшебница вызывает дух Самуила, Лувр

Самуил мудро правил народом в качестве судии до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние. Не таковы были его сыновья (можно говорить о странной иронии судьбы, что Самуила в этом отношении постигла участь Илия), вследствие чего народ, опасаясь, чтобы после его смерти не водворилось прежнее бесправие, стал просить его, чтобы он поставил над ними царя.

Самуил предостерегал народ от опасностей деспотизма, обычного при царском режиме на Востоке; но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Самуилу: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны» (1Цар.8:19-20). Тогда Самуил поставил им в цари Саула, сына Кисова. Саул своими поступками принёс Самуилу множество огорчений, так что тот вынужден был ещё при жизни Саула тайно помазать на царство другого царя, Давида. Умер Самуил на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом.

Литература

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация