Злословие

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:36, 23 октября 2010; Ast-al (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск

Злословие (ивр. לשון הרע‎, Лашон а-ра), в еврейской и библейской религиозной традиции — запрет произнесения любых слов, унижающих других: сплетен, компрометации или наговора, в случае если унизительные замечания правдивы (Лев.19:16).[1]

Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон-ара. Если оно лживо, то перед нами клевета. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нём говорили правду)… Произнося лашон-ара, человек нарушает целый ряд заповедей Торы, а именно, 31 заповедь, из которых 17 — запреты, а 14 — постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лашон-ара.

Раввин Зелиг Плискин, «Законы лашон-ара». Позорящие слова — правда и ложь

В Библии приводятся примеры поступков праведных и нечестивых людей, нарушивших этот запрет:

Еврейские законоучители перечисляют суровые наказания, которые заслуживают те, кто принимает участие в «злословии».

  • Из-за них перестаёт идти дождь и они караются бедствиями (Талмуд, Таанит 7б);
  • В результате сплетен в мир приходят болезни (Талмуд, Шаббат 33а-б);
  • Говорящий унизительные слова об умершем мудреце сбрасывается в Гехинном (Талмуд, Берахот 19а);
  • Сплетники не смогут насладиться Божественным Присутствием (Шехина) (Талмуд, Сота 42а);
  • Распространителя клеветы считают отрицающим Бога (Талмуд, Арахин 15б);
  • Рассказывающий или слушающий сплетни заслуживает того, чтобы быть избитым камнями (Талмуд, Арахин 15б) или брошенным собакам (Талмуд, Песахим 118а).

Формулировка, добавленная в конец ежедневной молитвы Амида, содержит слова Мара, сына Рава, который, завершая свою ежедневную молитву, добавлял следующие слова: «Бог мой, удержи мой язык от зла и мои уста от произнесения лжи» (Талмуд, Берахот 17а).

Рабби Исраэль Меир ха-Коэн (Хафец Хаим) подчеркивал тяжесть греха лашон-ара и достиг широкого признания. Он стал известен в мире по названию своей самой популярной книги, посвященной законам злословия — «Страждущий жизни», название которой взято из Книги Псалмов (Тегиллим).

«Какой человек страждет жить, хочет хорошо провести свои годы? Тот который хранит свой язык от зла, а уста свои от обмана»

Сам Хафец-Хаим прожил около 100 лет.[1]

Примечания


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках