Поход на Бану Курайза

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:55, 6 октября 2010; Pessimist2006 (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск


Файл:Aziz efendi-muhammad alayhi s-salam.jpg
«Ты осудил их судом Аллаха, исходящим с семи небес» (слова Мухаммада Сааду ибн Муазу)

Поход на Бану Курайза — событие, произошедшее в 627 году после битвы у рва — осады Медины, во время непосредственной деятельности пророка Мухаммада.

Содержание

Причины

Согласно арабским первоисточникам[1], Бану Курайза (курайзиты) нарушили договор о ненападении, который был между ними и мусульманами и поддержали курайшитов против мусульман в событиях, которые получили название «Битва у рва» или «нашествие союзных племён». Изначально его нарушил Кааб ибн Асад, хотя какое-то время и отказывался это сделать, но так или иначе, поддался на уговоры. Само племя Бану Курайза поддержало его в этом, говоря что и не знают ни о каком договоре вообще. В итоге мусульмане оказались в тяжёлом положении. Стоит заметить, что некоторые исследователи, например Уотт М., указывают, что курайзиты «вероятно сохраняли нейтралитет, насколько можно судить по его наружному поведению»[2], однако это противоречит Сире Ибн Хишама[3] и другим[4] признанным[5] источникам[6], на которые ориенталисты постоянно ссылаются, тем более, что сам Уотт говорит об общей достоверности такого рода источников, хотя и не без «субъективной интерпретации», в частности при мотивации поступков людей[5]. Уотт пишет далее: «Однако, род вступил в переговоры с врагами Мухаммада, и если бы он мог доверять курайшитам и их союзникам, они открыто бы выступили против мусуьман». У аль-Мубаркфури указывается, что «Воины бану Курайза стояли на южных подступах к Медине, а мусульмане находились к северу от города, и вследствие этого предательства их женщины и дети подверглись большой опасности, так как защитить их было некому». У Ибн Касира просто указывается, что «Бану Курайза присоединились к врагам мусульман… разорвали договор»[7]. Также немаловажен тот факт, что на разведку к Бану Курайза Мухаммад отправил глав двух племён (это единственные два племени ансаров), что говорит о серьёзности положения. Один из них, глава племени аль-Аус, которые брали под защиту курайзитов, позднее принял решение о казни, естественно будучи осведомлённым об их внутреннем положении дел в той ситуации и даже успевший вступить с ними в перебранку.

Ряд историков считают, что казнь Бану Курайза была следствием конфликта Мухаммада с иудеями Медины. Еврейские источники полагают, что причиной конфликта было требование Мухаммеда к иудейским племенам признать его пророком. Об этом пишет британский историк Бат Йеор в книге «„Зимми“: христиане и евреи под властью ислама»:[8]

Мухаммад, ведомый ангелом Габриелем, попытался обратить в ислам еврейский клан Курайза, сохранявший по отношению к мусульманам нейтралитет. Евреи отказались перейти в ислам.

Аналогичная версия излагается в статье «Медина» в Краткой еврейской энциклопедии.

Джон Гилхрист в книге «Мухаммад» поддерживает версию о том, что первопричиной конфликта было желание Мухаммеда чтобы евреи признали его пророком.

События похода

В походе на курайзитов знамя было вручено Али ибн Абу Талибу. Когда Али приблизился к замкам курайзитов, то услышал ругательства в адрес Мухаммада. Мухаммад, узнав об этом, сказал Али, что когда он сам подойдёт к евреям, то они «ничего такого не скажут». Так и случилось, хотя Мухаммад назвал их «братьями обезьян». Осада Бану Курайза продолжалась двадцать пять дней.

Согласно преданию, Кааб ибн Асад обратился к иудеям, предложив им три варианта: последовать Мухаммаду, так «уже стало ясно, что он — пророк посланный, что он — тот, о котором упоминается в вашем Писании»[9], сохранив ко всему прочему своё имущество, своих детей и жён, на что иудеи отказались разлучаться с учением Торы; убить детей и женщин, выйти к Мухаммаду, обнажив мечи и не оставив за собой никаких забот, если погибнуть, то погибнуть ничего уже не опасаясь. Иудеи естественно отказались; И застать врасплох Мухаммада, напав в субботу. Иудеи отказались нарушить субботу. Кааб обвинил своё племя в нерешительности.

К Мухаммаду от курайзитов были посланы люди с просьбой направить к ним Абу Лубабу, чтобы посоветоваться с ним, так как он был из союзного племени. Бану Курайза спросили у него, стоит ли им сдаться, на что он ответил утвердительно, указав рукой на своё горло, намекая на то, что они будут зарезаны. После этого Абу Лубаба понял, что совершил предательство и дал обет, прислонившись уже к одному из столбов мечети, что никогда не придёт к Бану Курайза и никогда больше не появится в этом городе. Передавали, что по поводу Абу Лубабы был даже ниспослан аят 8:27, а его прощении, как говорит Ибн Хишам, аят 9:102. Мухаммад узнав об этом сказал, что если бы он пришёл к нему, то он бы его простил. Из замка вышел Амр ибн Суада аль-Курайзи, который отказался выступать против Мухаммада и нарушить договор, и охранник выпустил, даже помолившись за него.

Утром Бану Курайза сдались. Мужчин отделили от женщин и детей. Мухаммад потребовал от ауситов, чтобы с иудеями обращались хорошо. Судьёй над ними Мухаммад назначил с согласия курайзитов и ауситов Саада ибн Муаза, который был ранен стрелой. Когда его везли к Мухаммаду, то ему говорили, чтобы он поступил по-хорошему со своими подопечными. Проводилась аналогия с племенем Бану Кайнука, которые были союзниками хазраджитов и которые по настоятельной просьбе Абдаллаха ибн Убаййи были помилованы (но выселены). Бану Курайза были под защитой ауситов, главой которых и был Саад. Ауситы согласились на то, что судьбу иудеев решит один из них, их глава, Саад. Сааду дали слово, что его решение будет принято. В самых достоверных сборниках хадисов — «Сахихе» Бухари и «Муслима» говорится, что Бану Курайза согласились, чтобы их судьбу решил Саад[10][11], так как это был их бывший союзник, вождь союзного племени. Это было их условием.[12]. Ибн Хишам говорит, что курайзиты подчинились решению Саада. Саад вынес решение об убийстве всех мужчин (убийство совершеннолетних, способных воевать, возможно подразумевалось воевавших или просто враждебно настроенных, если учитывать ситуацию с Амром ибн Суадой аль-Курайзи, например в вышеупомянутых хадисах Муслима и Бухари передаётся: "казнить их бойцов и пленить их женщин и детей", может быть в военных конфликтах того периода принимали участие все здоровые мужчины, и не взятых под защиту никем из мусульман), пленении детей и женщин и разделе имущества. Также была убита одна женщина, которая сбросила жернов на Халлада ибн Сувайда, убив его, за что её и казнили. При этом, как рассказывала Аиша, эта женщина, зная что будет убита, сидела в её доме, разговаривала с ней, хохотала, в то время как мужчин убивали. Несовершеннолетних мужчин не убивали. Мужчины, принявшие до этого ислам, не подверглись казни. Некоторые юноши, увидев Мухаммада во время осады, сказали, что он тот пророк, о приходе которого говорил Ибн аль-Хаййабан[13], спустились из крепости, приняли ислам и спасли тем самым своё имущество и своих родных. Некоторых мужчин мусульмане попросили отдать им и они приняли ислам позже. Мухаммад выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр — одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она отказалась принять ислам и оставалась в иудаизме. Также она отказалась выйти за него замуж, попросив остаться в своей собственности, говоря что «так легче и для меня, и для тебя». Но возможно Мухаммад освободил её и она стала его женой. Позднее она приняла ислам. По одним сведениям убито было четыреста человек, а по другим — от шестисот до семисот. Специально для казни на рынке Медины было вырыто несколько рвов. Пленники были разделены между мусульманами. Потом они были проданы родственникам из Неджда.

После дела Бану Курайза у Саада открылись раны и он умер. Когда его несли, а он при жизни был тучным, его тело было очень лёгким. У курайзитов было найдено много оружия, которое досталось мусульманам.

Многие историки видят в убийстве войнов Бану-Курайза излишнюю жестокость Мухаммада. При этом часто упускается то, что Мухаммад даровал им полную свободу во всем (см. Мединская конституция). Они же отказались от заключённого союза в самый тяжёлый момент, что чуть не стоило мусульманам жизни и угрожало существованию ислама как религии. К тому же, по обоюдному согласию, вынесение решения о судьбе курайзитов было поручено главе дружественного племени ауситов — Сааду[14]. В «Сахихе» Бухари также имеются очень важные сведения по поводу казни:

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Племена) ан-надир и курайза сражались (с пророком, да благословит его Аллах и приветствует), который выселил (племя) бану ан-надир, а (людям из племени) курайза позволил остаться (в Медине), оказав им милость, (и они жили там), пока (снова) не выступили (против пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) с оружием в руках. Тогда он (велел) истребить их мужчин и разделил их женщин, детей и имущество между мусульманами. (Так) было со всеми, кроме тех из них, которые пришли[15] к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, гарантировавшему им безопасность, после чего они приняли ислам.»

— «Сахих» Бухари, хадис 3724, перевод Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша

Следует отметить, что участники этих событий, а также передатчики, очевидно, не были обеспокоены предполагаемой жестокостью приговора.[16]

Коран о Бану Курайза

Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен. Он дал вам в наследство их землю, их дома, их имущество и землю, на которую вы даже не ступали. Аллах способен на всякую вещь.[17]

Каноническое аспект и каноническое разъяснение казни Бану Курайза и решения Саада

Причины решения Саада, имеющиеся в литературе

Уотт М., несмотря на возможную предвзятость, прослеживаемую в своих работах о Мухаммаде, указывает интересное толкование произошедшего. Древние арабские представления требовали поддержания союзника, независимо от его поведения по отношению к другим, главное чтобы он оставался преданным тебе. Уотт предполагает, что это оказало влияние на племя Аус в защите своих подопечных курайзитов (именно в этом свете видится поступок Мухаммада, когда он отдал последних двенадцать человек безрадостным ауситам, чтобы тех их убили). Саад, понимая, что племенному и родовому союзу нельзя позволить быть важнее общеисламского союза, так как это может привести к возобновлению братоубийственной вражды, вынес приговор, который говорил о преданности именно исламской общине.

Критика

Некоторые европейские авторы критиковали приговор о судьбе курайзитов за то, что считали его жестокостью и бесчеловечностью. [16]

Защита

В защиту решения Саада приводится[кем?] то, что оно было на основании Торы: Втор.20:10-15[18]

Также в защиту говорится о том, что это адекватное решение в ответ на военное предательство:

Данная история свидетельствует не о «жестокости мусульман», а о неотвратимости Суда Божьего за тяжкое преступление – предательство на поле боя, причем суд был по Торе, а не по Корану.[18]

Примечания

  1. Ибн Хишам и др.
  2. М. Уотт. Мухаммад в Медине. 234 с.
  3. «И нарушил Кааб ибн Асад свое обязательство, отказавшись от заключенного между ними и Пророком договора», «А племена Курайш и Гатафан пришли сюда, чтобы воевать с Мухаммадом и его сторонниками. Вы поддерживаете их против него
  4. По Уотту это: "Истории" Ат-Табари, "Сахихи" аль-Бухари и Муслима, "Муснад" Ахмада и др.
  5. 5,0 5,1 "Уотт М. Мухаммад в Мекке. 7 - 11 с."
  6. аль-Бухари, 4028: (Племена) ан-надир и Курайза сражались (с пророком, да благословит его Аллах и приветствует), который выселил (племя) бану ан-надир, а (людям из племени) Курайза позволил остаться (в Медине), оказав им милость, (и они жили там), пока (снова) не выступили (против пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) с оружием в руках.
  7. Истории о пророках. От Адама, мир ему до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Со слов Ибн Касира. 441 с.
  8. Бат Йеор. Исторический очерк // «Зимми»: христиане и евреи под властью ислама = The Dhimmi: Jews and Christians Under Islam. — Fairleigh Dickinson University Press, 1985. — ISBN 0-8386-3233-5
  9. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада. гл. Поход против Бану Курайза в пятом году хиджры. пер. Гайнуллин Н. А.
  10. см. «Сахих» Бухари. Хадис № 4121
  11. The Holy Qur’an
  12. см. комментарии к «Сахих» Бухари, хадис № 4121, Имам Мухаммад бин Исмаил
  13. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада. гл. Предупреждение евреев о приходе Посланника Аллаха
  14. ОСАДА УКРЕПЛЕНИЯ БАНУ-КУРАЙЗА
  15. لَحِقُوا
  16. 16,0 16,1 Уотт М. Мухаммад в Медине. 235 с.
  17. Коран, сура «Сонмы» (33), аяты 26-27, перевод Э.Кулиев
  18. 18,0 18,1 Ислам не такой! А какой? 40 ответов критикам Корана и Сунны" (соавторы: Али Вячеслав Полосин, Айдын Али-заде), М, изд. "Ансар", 2008

Ссылки

Видео: Итоги битвы с союзными племенами. Наказание за предательство иудеев племени Бану Курайза

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация