Достоевский Ф.М. и антисемитизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 06:24, 18 октября 2010; Longbowman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Фёдор Михайлович Достоевский
Файл:Dostoevsky 1872.jpg
Портрет Достоевского работы Перова, 1872
Псевдонимы:

Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; —ий, М.; Летописец; М-ий; Н.Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф.Д.; N.N.[1]

Дата рождения:

11.11.1821 (30.10)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

9.2.1881 (28.1)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Гражданство:

Шаблон:Флаг России (1858-1883)

Род деятельности:

прозаик,
философ

Годы творчества:

1844—1880

Направление:

реализм

Язык произведений:

русский

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке?.

Фёдор Миха́йлович Достое́вский (Ѳёдоръ Михайловичъ Достоевскій) (30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя — 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Содержание

Жизнь и творчество

Юность писателя

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве.[2] Отец, Михаил Андреевич, из духовного сословия, получил дворянское звание в 1828 году, работал лекарем в Мариинской больнице для бедных. Приобретя в 1831—1832 годах небольшое имение в Тульской губернии, жестоко обращался с крестьянами[2]. Мать, Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева), происходила из купеческого рода. Фёдор был вторым из 7 детей. По одному из предположений, Достоевский происходит по отцовской линии из пинской шляхты, чьё родовое имение Достоево в XVI—XVII веках находилось в белорусском Полесье (ныне Ивановский район Брестской области, Белоруссия). Это имение 6 октября 1506 года Данила Иванович Ртищев за свои заслуги получил во владение от князя Фёдора Ивановича Ярославича. С этого времени Ртищев и его наследники стали именоваться Достоевскими.[3]

Файл:Dostoevsky MR280908.jpg
Памятник Достоевскому в Москве, рядом с местом рождения
Файл:Dostoevskij 1847.jpg
Достоевский в 26 лет, портрет Константина Трутовского, 1847

Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище, ныне Военный инженерно-технический университет. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами.[2] За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» наталкивается на непонимание.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».[2]

Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского, — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.[4].

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Файл:Dostoevsky-Library Moscow Russia.jpg
Памятник Достоевскому в Москве, рядом с Российской Государственной Библиотекой

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11—20 января 1850 года) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.[2] В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорён, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому учёному поставлен общий памятник[5]. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получает письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.[6]

18 февраля 1855 года умирает император Николай I. Достоевский пишет верноподданическое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате становится унтер-офицером: 20 октября 1856 года Фёдор Михайлович произвёден в прапорщики.[7] 6 февраля 1857 года Достоевский венчается с Марией Дмитриевной Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.[7]

Сразу после венчания они отправляются в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского происходит эпилептический припадок, и они на четыре дня останавливаются в Барнауле.[7]

20 февраля 1857 года Достоевский и его жена возвращаются в Семипалатинск.[7] Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё неопределившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский публикует свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

После ссылки

30 июня 1859 года Достоевскому выдают временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покидает Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начинают выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появляются такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Файл:Dostoevskij 1863.jpg
Достоевский в 1863 году
Файл:Тут Достоевский написал Игрок (Баден-Баден).jpg
Барельеф на балконе квартиры, в которой Достоевский написал роман «Игрок». Баден-Баден

Достоевский предпринимает поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлекается разорительной игрой в рулетку, испытывает постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) теряет жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершает разрушение социалистических иллюзий юности, формирует критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.

Файл:The Russian Messenger of Mikhail Katkov.jpg
«Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова

Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекращается (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей.

Файл:Dostojewski Wilno.jpg
Мемориальная таблица (Вильнюс, ул. Диджёйи, 20)
Файл:Памятник Достоевскому.jpg
Памятник Ф. Достоевскому в Дрездене на набережной Эльбы у здания Конгресс-центра
Файл:Dostoevskiy.JPG
Женева, дом в котором жил Достоевский в 1868 году.
Файл:DostoevskiyDeskGVA.JPG
Женева, мемориальная доска на доме, в котором жил Достоевский в 1868 году.

Роман «Преступление и наказание» был закончен и оплачен очень хорошо, но чтобы эти деньги у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей новой женой, Анной Григорьевной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести А. Г. Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.[8]

Расцвет творчества

Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

В октябре 1866 года за двадцать один день им был написан и 25 числа закончен роман «Игрок» для Ф. Т. Стелловского.

Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти годы писатель сближается с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывается с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

26 января (9 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня великий писатель скончался.

Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Семья и окружение

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил униатским, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины).

Отец, Михаил Андреевич (1787—1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 приобрел небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню)[9], где в 1839 году был убит собственными крепостными:

« Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Настала весна, мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!..». И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно, покончили с ним… — Из воспоминаний А. М. Достоевского »
Файл:Dom Dostoevskogo spb.jpg
Дом, в котором находилась квартира Достоевского. Ныне здесь музей. Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, 5/2.

Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), происходила из богатой московской купеческой семьи Нечаевых, которая после Отечественной войны 1812 г. лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»).

Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате. Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822—1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880 г.). Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844—1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако, после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.

Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.

См. также Родословие Достоевских.

Философия

Файл:Pamyatnik Dostoevsky spb.jpg
Памятник Ф. М. Достоевскому надалеко от ст. м. Владимирская, Санкт-Петербург

Как показал Ноговицын О. М. в своей работе[10], Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонаж в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает свое с ним отношение и действует исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остается всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остается всецело описательным, всецело включенным в текст, всецело понятным, подчиненным причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольном нежелания принять текст (мир), в его неизбывной избыточности по отношению к нему, потенциальной бесконечности. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание Бахтин М. М..

Файл:Dostoevsky house.jpg
Дом-музей писателя в Старой Руссе

Политические взгляды

При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения — славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея — «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убеждённым монархистом.[11]

Достоевский и антисемитизм

Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя[12]. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос»[13]. Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».

В «Дневнике писателя» в 1873 г. Достоевский писал:

«Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасет… <…> Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать.» [14]

Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату:

«Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских».[15]

Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских!»[16]

Отношение Достоевского к еврейскому вопросу анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в статье «Достоевский и иудаизм» и книге «Исповедь одного еврея»[17], посвященной переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.

По мнению критика Майи Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского.[18]

По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому,[16].

Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями (см. Христианство и антисемитизм).

Цитаты Достоевского использовались нацистами во время Великой Отечественной войны для пропаганды на оккупированых территориях СССР, например такая из статьи «Еврейский вопрос»:

Что если бы не евреев было в России три миллиона, а русских, и евреев было бы 160 миллионов (в оригинале у Достоевского — 80 миллионов, но численность населения страны увеличили вдвое — для придания цитате большей актуальности. — Б. С.) — ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили бы их прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем, не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали с чужими народами в старину?»

[19]

Библиография

Романы

  • 1845 — Бедные люди
  • 1861 — Униженные и оскорблённые
  • 1866 — Преступление и наказание
  • 1866 — Игрок
  • 1868 — Идиот
  • 1871—1872 — Бесы
  • 1875 — Подросток
  • 1879—1880 — Братья Карамазовы

Повести и рассказы

  • 1846 — Двойник
  • 1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
  • 1846 — Господин Прохарчин
  • 1847 — Роман в девяти письмах
  • 1847 — Хозяйка
  • 1848 — Ползунков
  • 1848 — Слабое сердце
  • 1848 — Неточка Незванова
  • 1848 — Белые ночи
  • 1849 — Маленький герой
  • 1859 — Дядюшкин сон
  • 1859 — Село Степанчиково и его обитатели
  • 1860 — Чужая жена и муж под кроватью
  • 1860 — Записки из Мёртвого дома
  • 1862 — Зимние заметки о летних впечатлениях
  • 1864 — Записки из подполья
  • 1864 — Скверный анекдот
  • 1865 — Крокодил
  • 1869 — Вечный муж
  • 1876 — Кроткая
  • 1877 — Сон смешного человека
  • 1848 — Честный вор
  • 1848 — Ёлка и свадьба

Публицистика и критика, очерки

  • 1847 — Петербургская летопись
  • 1861 — Рассказы Н.В. Успенского
  • 1880 — Приговор
  • 1880 — Пушкин

Дневник писателя

  • 1873 — Дневник писателя. 1873 год.
  • 1876 — Дневник писателя. 1876 год.
  • 1877 — Дневник писателя. Январь-август 1877 года.
  • 1877 — Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 года.
  • 1880 — Дневник писателя. 1880 год.
  • 1881 — Дневник писателя. 1881 год.

Стихотворения

  • 1854 — На европейские события в 1854 году
  • 1855 — На первое июля 1855 года
  • 1856 — На коронацию и заключение мира
  • 1864 — Эпиграмма на баварского полковника
  • 1864-1873 — Борьба нигилизма с честностью (офицер и нигилистка)
  • 1873-1874 — Описывать все сплошь одних попов
  • 1876-1877 — Крах конторы Баймакова
  • 1876 — Дорого стоят детишки
  • 1879 — Не разбойничай, Федул

Особняком стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги.

Основная литература о Достоевском

  • Белинский В. Г. [Вступительная статья] // Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846.
  • Добролюбов Н. А. Забитые люди // Современник. 1861. № 9. отд. II.
  • Писарев Д. И. Борьба за существование // Дело. 1868. № 8.
  • Леонтьев К. Н. О всемирной любви: По поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике // Варшавский дневник. 1880. 29 июля (№ 162). С. 3-4; 7 августа (№ 169). С. 3-4; 12 августа (№ 173). С. 3-4.
  • Михайловский Н. К. Жестокий талант // Отечественные записки. 1882. № 9, 10.
  • Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского: (1881—1883). М., 1884. 55 с.
  • Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Русский вестник. 1891. Т. 212, январь. С. 233—274; Февраль. С. 226—274; Т. 213, март. С. 215—253; Апрель. С. 251—274. Отд изд.: СПб.: Николаев, 1894. 244 с.
  • Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский: Христос и антихрист в русской литературе. Т. 1. Жизнь и творчество. СПб.: Мир искусства, 1901. 366 с. Т. 2. Религия Л. Толстого и Достоевского. СПб.: Мир искусства, 1902. LV, 530 с.
  • Иванов Вяч. И. Достоевский и роман-трагедия // Русская мысль. 1911. Кн. 5. С. 46-61; Кн. 6. С. 1-17.
  • Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь: (К теории пародии). Пг.: ОПОЯЗ, 1921.
  • Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. 238 с.
  • Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Л.; М.: Мысль, 1924. Сб. 2. С. 71-109.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания [1925]. М.: Художественная литература, 1981.
  • Фрейд З. Достоевский и отцеубийство [1925] // Классический психоанализ и художественная литература / Сост. и общ.ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. С. 70-88.
  • Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество. Париж: YMCA-Press, 1947. 564 с.
  • Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953. 406 с.
  • Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 543 с. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 24 (357)).
  • Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 244 с. 2-е изд., перераб. и доп.: Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
  • Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1964. Т. 1. Т. 2.
  • Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.
  • Мейер Г. А. Свет в ночи: (О «Преступлении и наказании»): Опыт медленного чтения. Frankfurt/Main: Посев, 1967. 515 с.
  • Ф. М. Достоевский: Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нём: 1917—1965. М.: Книга, 1968. 407 с.
  • Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: (Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание»). М.: Советский писатель, 1970. 448 с.
  • Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») [1973] // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 193—258.
  • Достоевский: Материалы и исследования / АН СССР. ИРЛИ. Л.: Наука, 1974—2007. Вып. 1-18 (продолжающееся издание).
  • Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. 144 с.
  • Селезнёв Ю. И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981. 543 с., ил. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 16 (621)).
  • Волгин И. Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. М.: Советский писатель, 1986.
  • Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. 488 с.
  • Аллен Л. Достоевский и Бог [1981] / Пер. с фр. Е. Воробьевой. СПб.: Филиал журнала «Юность»; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. 160 с.
  • Гуардини Р. Человек и вера [1932] / Пер. с нем. Брюссель: Жизнь с Богом, 1994. 332 с.
  • Касаткина Т. А. Характерология Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 335 с.
  • Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении [1950] / Пер. с нем. И. С. Андреевой; Под ред. А. В. Гулыги. М.: Республика, 1996. 448 с.
  • Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых» [1967] / Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1997.
  • Дунаев М. М. Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) // Дунаев М. М. Православие и русская литература: [В 6 ч.]. М.: Христианская литература, 1997. С. 284—560.
  • Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского / Авториз. пер. с япон. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 332 с.
  • Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. 190 с.
  • Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. 560 с.
  • Касаткина Т. А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон»: Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.
  • Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2007. 640 с.
  • Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. 835 с.
  • Джон Максвелл Кутзее. «Осень в Петербурге» (так называется это произведение в русском переводе, в оригинале роман озаглавлен «Мастер из Петербурга»). М.: Эксмо, 2010.
  • Открытость бездне. Встречи с Достоевским Литературоведческая, философская и историографическая работа культуролога Григория Померанца.

Экранизации

Фёдор Достоевский(англ.) на сайте Internet Movie Database

  • Петербургская ночь — фильм Григория Рошаля и Веры Строевой по мотивам повестей Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи»(СССР, 1934)
  • Белые ночи — фильм Лукино Висконти (Италия, 1957)
  • Белые ночи — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1959)
  • Белые ночи — фильм Леонида Квинихидзе (Россия, 1992)
  • Возлюбленная — фильм Санджея Лила Бхансалиа по мотивам повести Достоевского «Белые ночи» (Индия, 2007)
  • Николай Ставрогин — фильм Якова Протазанова по роману Достоевского «Бесы»(Россия, 1915)
  • Бесы — фильм Анджея Вайды (Франция, 1988)
  • Бесы — фильм Игоря и Дмитрия Таланкиных (Россия, 1992)
  • Бесы — фильм Феликса Шультесса (Россия, 2007)
  • Братья Карамазовы — фильм Виктора Турянского (Россия, 1915)
  • Братья Карамазовы — фильм Дмитрия Буховецкого (Германия, 1920)
  • Убийца Дмитрий Карамазов — фильм Фёдора Оцепа (Германия, 1931)
  • Братья Карамазовы — фильм Ричарда Брукса (США, 1958)
  • Братья Карамазовы — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1969)
  • Мальчики — фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой (СССР, 1990)
  • Братья Карамазовы — фильм Юрия Мороза (Россия, 2008)
  • Карамазовы — фильм Петра Зеленки (Чехия — Польша, 2008)
  • Вечный муж — фильм Евгения Марковского (Россия, 1990)
  • Вечный муж — фильм Дени Гранье-Дефер (Франция, 1991)
  • Дядюшкин сон — фильм Константина Воинова (СССР, 1966)
  • 1938, Франция: «Игрок» (фр. Le Joueur) — режиссёр: Луи Дакен (франц.)
  • 1938, Германия: «Игроки» (нем. Roman eines Spielers, Der Spieler) — режиссёр: Герхард Ламперт (нем.)
  • 1947, Аргентина: «Игрок» (исп. El Jugador) — режиссёр Леон Климовски (исп.)
  • 1948, США: «Великий грешник» (англ. The great sinner) — режиссёр: Роберт Сиодмак
  • 1958, Франция: «Игрок» (фр. Le Joueur) — режиссёр: Клод Отан-Лара (франц.)
  • 1966, — СССР: «Игрок» — режиссёр Богатыренко Юрий
  • 1972: «Игрок» — режиссёр: Michail Olschewski
  • 1972, — СССР: «Игрок» — режиссёр Алексей Баталов
  • 1974, США: «Игрок (англ.)» (англ. The Gambler) — режиссёр Карел Райс (англ.)
  • 1997, Венгрия: Игрок (венгр.) (англ. The Gambler) — режиссёр Мак Каролы (венгр.)
  • 2007, Германия: «Игроки» (нем. Die Spieler, англ. The Gamblers) — режиссёр: Себастиан Биньек (нем.)
  • «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
  • «Идиот» — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946)
  • «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
  • «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
  • «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
  • «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
  • «Идиот» — телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
  • «Даун Хаус» — фильм-интерпретация Романа Качанова (Россия, 2001)
  • «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
  • Кроткая — фильм Александра Борисова (СССР, 1960)
  • Кроткая — фильм-интерпретация Робера Брессона (Франция, 1969)
  • Кроткая — рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 1985)
  • Кроткая — фильм Автандила Варсимашвили (Россия, 1992)
  • Кроткая — фильм Евгения Ростовского (Россия, 2000)
  • Мёртвый дом (тюрьма народов) — фильм Василия Фёдорова (СССР, 1931)
  • Партнёр — фильм Бернардо Бертолуччи (Италия, 1968)
  • Подросток — фильм Евгения Ташкова (СССР, 1983)
  • Раскольников — фильм Роберта Вине (Германия, 1923)
  • Преступление и наказание — фильм Пьера Шеналя (Франция, 1935)
  • Преступление и наказание — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1956)
  • Преступление и наказание — фильм Льва Кулиджанова (СССР, 1969)
  • Преступление и наказание — фильм Аки Каурисмяки (Финляндия, 1983)
  • Преступление и наказание — рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 2002)
  • Преступление и наказание — фильм Джулиана Джаролда (Великобритания, 2003)
  • Преступление и наказание — телесериал Дмитрия Светозарова (Россия, 2007)
  • Сон смешного человека — мультфильм Александра Петрова (Россия, 1992)
  • Село Степанчиково и его обитатели — телефильм Льва Цуцульковского (СССР, 1989)
  • Скверный анекдот — фильм-комедия Александра Алова и Владимира Наумова (СССР, 1966)
  • Униженные и оскорблённые — телефильм Витторио Коттафави (Италия, 1958)
  • Униженные и оскорблённые — телесериал Рауля Араисы (Мексика, 1977)
  • Униженные и оскорблённые — фильм Андрея Эшпая (СССР — Швейцария, 1990)
  • Чужая жена и муж под кроватью — фильм Виталия Мельникова (СССР, 1984)

Фильмы о Достоевском

  • Шаблон:Cite episode — документальный фильм Бубрика Самуила и Ильи Копалина (Россия, 1956) о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти.
  • Писатель и его город: Достоевский и Петербург — фильм Генриха Бёлля (ФРГ, 1969)
  • Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — художественный фильм Александра Зархи (СССР, 1980)
  • Достоевский и Питер Устинов — из документального фильма «Россия» (Канада, 1986)
  • Возвращение пророка — документальный фильм В. Е. Рыжко (Россия, 1994)
  • Жизнь и смерть Достоевского — документальный фильм (12 серий) Клюшкина Александра (Россия, 2004)
  • Демоны Санкт-Петербурга — художественный фильм Джулиано Монтальдо (Италия, 2008)
  • Три женщины Достоевского — фильм Евгения Ташкова (Россия, 2010)

Образ Достоевского также использован в биографических фильмах "Софья Ковалевская" и "Чокан Валиханов" (1985).

Текущие события

  • 10 октября 2006 года президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому работы народного художника России Александра Рукавишникова.
  • В честь Достоевского назван кратер на Меркурии.
  • Писателем Борисом Акуниным было написано произведение «Ф. М.», посвященное Достоевскому.
  • В 2010 году режиссёр Владимир Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который выйдет в 2011 году к 190-летию со дня рождения Достоевского.
  • 19 июня 2010 года открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезневскую улицу и улицу Дурова. Оформление станции: на стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).

Цитаты

  • «Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится».[20]
  • «Разум — подлец, оправдает что угодно»[21]
  • «…самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны. Полунаука — это деспот, каких ещё не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама Наука и постыдно потакает ему…» (роман «Бесы»)
  • «Русские люди вообще широкие люди, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности» (роман «Преступление и наказание»)
  • «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве». (очерк «Пушкин»).
  • «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». («Дневник писателя», 1877, июль-август)

Примечания

  1. И. Ф. Масанов, «Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей». В 4-х томах. — М., Всесоюзная книжная палата, 1956—1960 гг.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 11 ноября // РИА Новости, 11 ноября 2008
  3. Зеркало недели. — № 3. — 27 января — 2 февраля 2007
  4. Игорь Золотусский. Струна в тумане
  5. Семипалатинск. Мемориальный дом-музей Ф. М. Достоевского
  6. [Труайя Анри. Фёдор Достоевский. — М.: Издательство Эксмо, 2005. — 480 с. (Серия «Русские биографии»). ISBN 5-699-03260-6
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 [Труайя Анри. Федор Достоевский. — М.: Издательство Эксмо, 2005. — 480 с. (Серия «Русские биографии»). ISBN 5-699-03260-6
  8. На здании, расположенном в том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица (автор — скульптор Ромуальдас Квинтас) В центре Вильнюса открыли памятную доску Федору Достоевскому
  9. История Зарайского района // Официальный сайт Зарайского муниципального района
  10. Ноговицын О. М. «Поэтика русской прозы. Метафизическое исследование», ВРФШ, СПб., 1994
  11. Илья Бражников. Достоевский Федор Михайлович (1821—1881).
  12. Достоевский Фёдор. Электронная еврейская энциклопедия
  13. Ф. М. Достоевский. «Еврейский вопрос» в Викитеке
  14. Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя». 1873 год. Глава XI. «Мечты и грезы»
  15. Дикий (Занкевич), Андрей Русско-еврейский диалог, раздел "Ф.М. Достоевский о евреях". Проверено 6 июня 2008.
  16. 16,0 16,1 Наседкин Н., Минус Достоевского(Ф. М. Достоевский и «еврейский вопрос»)
  17. Л.Гроссман «Исповедь одного еврея» и «Достоевский и иудаизм» в библиотеке Imwerden
  18. Майя Туровская. Еврей и Достоевский, «Зарубежные записки» 2006, № 7
  19. Б.Соколов. Оккупация.Правда и мифы
  20. «Юродивые». Алексей Осипов — доктор богословия, профессор Московской духовной академии.
  21. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bened/intro.php (см. блок 17)

См. также

  • Музеи Ф. М. Достоевского
  • Петербургские адреса Ф. М. Достоевского
  • Петербург Достоевского
  • Достоевский — один из социотипов в соционике.

Ссылки


  1. перенаправление Шаблон:Фёдор Достоевский

af:Fjodor Dostojefski am:ፍዮዶር ዶስቶየቭስኪ an:Fyodor Dostoevsky ar:فيودور دوستويفسكي arz:دوستويفسكى az:Fyodor Dostoyevski bat-smg:Fiuoduors Duostuojėvskis bcl:Fyodor Dostoevsky be:Фёдар Дастаеўскі be-x-old:Фёдар Дастаеўскі bg:Фьодор Достоевски bn:ফিওদোর দস্তয়েভ্‌স্কি br:Fyodor Dostoyevskiy bs:Fjodor Dostojevski ca:Fiódor Dostoievski ckb:فیئۆدر دەستایڤسکی cs:Fjodor Michajlovič Dostojevskij cy:Fyodor Dostoievski da:Fjodor Dostojevskijdsb:Fjodor Michajlowič Dostojewskij el:Φιοντόρ Ντοστογιέφσκιeo:Fjodor Dostojevskijet:Fjodor Dostojevski eu:Fiodor Dostojevski ext:Fiódor Dostoyevski fa:فئودور داستایوسکی fi:Fjodor Dostojevski fiu-vro:Dostojevski Fjodorfy:Fjodor Dostojevski gan:多托頁夫斯基 gl:Fiódor Dostoievskihif:Fyodor Dostoevsky hr:Fjodor Mihajlovič Dostojevski hu:Fjodor Mihajlovics Dosztojevszkij hy:Ֆեոդոր Դոստոևսկի id:Fyodor Dostoyevsky io:Fyodor Dostoyevski is:Fjodor Dostojevskíjja:フョードル・ドストエフスキー jv:Fyodor Dostoevsky ka:თედორე დოსტოევსკი ko:표도르 도스토옙스키 ku:Fyodor Dostoyevskî la:Theodorus Dostoevskij lb:Fjodor Michailowitsch Dostojewski lt:Fiodoras Dostojevskis lv:Fjodors Dostojevskis mk:Фјодор Михајлович Достоевски ml:ഫിയോദർ ദസ്തയേവ്‌സ്കി mn:Фёдор Михайлович Достоевский mr:फ्योदर दस्तयेवस्की mwl:Fiódor Dostoiévski nl:Fjodor Dostojevski nn:Fjodor Dostojevskij no:Fjodor Dostojevskij os:Достоевский, Фёдор Михаилы фырт pag:Fyodor Dostoevsky pl:Fiodor Dostojewski pms:Fëdor Dostoevskij pnb:دوستوفسکی pt:Fiódor Dostoiévski ro:Feodor Dostoievski sah:Федор Достоевскай sc:Fedor Dostoevskij scn:Fëdor Mikhailovič Dostoevskij sh:Fjodor Mihajlovič Dostojevskisk:Fiodor Michajlovič Dostojevskij sl:Fjodor Mihajlovič Dostojevski sq:Fëdor Michajlovič Dostoevskij sr:Фјодор Достојевски sv:Fjodor Dostojevskij sw:Fyodor Dostoyevski ta:ஃபியோடார் டாஸ்டோவ்ஸ்கி tg:Фёдор Михайлович Достоевский th:ฟีโอดอร์ ดอสโตเยฟสกี tl:Fëdor Dostoevskij tr:Fyodor Mihayloviç Dostoyevski tt:Федор Достоевскийur:فیودر دوستوئیفسکی uz:Fyodor Dostoyevskiy vi:Fyodor Mikhailovich Dostoevsky vo:Fyodor Mihailovic Dostoyevskiy wa:Fyodor Mixhaylovitch Dostoyevskiy war:Fyodor Dostoevsky yo:Fyodor Dostoyevsky zh:費奧多爾·陀思妥耶夫斯基 zh-min-nan:Fyodor Dostoevsky

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация