Песнь песней Соломона

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 07:00, 27 сентября 2010; Olorulus (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Файл:Canticum canticorum Marten de Vos.jpg
Царь Соломон на троне. Песнь песней. Мартин де Вос, 1590 год.

Песнь Соломона, Песнь (всех) песней (ивр. שִׁיר הַשִּׁירִים‎, шир ha-ширим, греч. ᾆσμα ᾀσμάτων, ὃ ἐστι Σαλώμων, лат. Canticum Canticorum Salomonis), Книга Песни Песней Соломона — 30-я часть Танаха, 4-я книга Ктувим, книга Ветхого Завета, приписываемая царю Соломону. В буквальном прочтении Песнь песней представляет собой собрание любовных гимнов, раскрывающих взаимные чувства Соломона и Суламиты (Суламифи).

Действующие лица книги — царь Соломон и его любовница, однажды названная по имени — Суламита. Смуглая кожа невесты (Песн. 1.4) позволяет некоторым комментаторам предполагать тождественность Суламиты царице Савской или дочери фараона — одной из жён Соломона. Иногда имя Суламиты связывают с Ависагой Сунамитянкой, последней наложницей царя Давида.

Также существует толкование (так называемая «гипотеза пастуха»), согласно которому Суламита отвергает притязания Соломона ради своей истинной любви — простого пастуха.

Изложение в Песни песней ведётся попеременно от лица Соломона, Суламиты и стороннего наблюдателя (условно такие части обычно называют «партиями хора»), причём явных границ между «партиями» не обозначено, поэтому местами трудно определить от чьего имени идёт текст.

У евреев существовал запрет на чтение Песни песней до достижения тридцатилетнего возраста, сторонником подобного запрета был и Лютер.

Содержание

Название

Название книги появилось позже текста. Выражение с сочетанием единственного и множественного числа того же существительного характерно для древнееврейского языка и означает обычно превосходную степень понятия (Святая святых, небо небес, суета сует). «Песнь песней» — значит наилучшая или наиглавнейшая из песен. В толковании Афанасия Александрийского название книги объясняется тем, что Песнь песней следует после других песен (то есть пророчеств), объединяет и завершает их, после неё не нужно ждать иного обетования.

Состав Песни песней

Всего в каноническом тексте «Песни песней» 117 стихов. В «Песне песней» условно выделяют пролог, семь «поэм» и эпилог:

  • Пролог (Песн 1:2-4)
  • 1 поэма (Песн 1:5-2:7)
  • 2 поэма (Песн 2:8-3:11)
  • 3 поэма (Песн 4:1-5:1)
  • 4 поэма (Песн 5:2-6:3)
  • 5 поэма (Песн 6:4-12)
  • 6 поэма (Песн 7:1-14)
  • 7 поэма (Песн 8:1-7)
  • Эпилог (Песн 8:1-14)

Датировка, авторство

Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 138.png
Роза Шарона. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, 1860

Традиционно авторство Песни песней приписывается Соломону. В Третьей Книге Царств утверждается, что Соломон сложил 1005 песен (3 Цар 4:32). Имя Соломона присутствует не только в названии книги, но и неоднократно называется в тексте. Повествование ведётся в том числе и от имени Соломона, героиня книги прямо обращается к герою по имени.

Упоминание города Фирцы (Тирзы) — столицы северного Израиля — указывает на период между разделением царств и перенесением столицы в Самарию в 875 году до н. э.

Заимствования из арамейского и эллинизмы могут свидетельствовать о более позднем (между VI и IV веками до н. э.) происхождении, либо изменении текста.

Существует мнение, что Песнь песней представляет собой разновременной сборник свадебных гимнов. Упоминание имени Соломона в этом случае может не означать его авторства. Так в русском свадебном обряде жених и невеста могут именоваться князем и княгиней. Сходства (например, именование невесты сестрою) находятся в более древних египетских текстах, языковые и стилистические параллели существуют в источниках, принадлежащих угаритским и месопотамским культурам.

Связь Песни песней со свадебным гимном отмечал ещё Ориген. По форме произведение относилось им к драме.

Фольклорной гипотезе происхождения Песни песней противоречит изысканный язык, стилистическое единство и взаимосвязь фрагментов книги, наличие большого числа названий животных, растений, благовоний не палестинского происхождения. В Песни песней встречаются слова, не известные по другим книгам Библии, а также широко используются топонимы. Можно сделать вывод об образованности автора, хорошем знакомстве с географией Палестины, о его принадлежности к интеллектуальной и финансовой элите.

Включение в канон

Согласно Талмуду, включение Песни песней в ветхозаветный канон произошло на Иамнийском собрании. Хотя многие учителя высказывали мнение, что Книга Песни песней «оскверняет руки», было заключено, что «всё состояние мира не сто́ит того дня, в который дана эта книга». Одно другому не противоречит, как видно из следующего места Мишны: «Никто никогда в Израиле не спорил против того, что Песнь Песней оскверняет руки, ибо весь мир не стоит того дня, в который дана была Израилю Песнь Песней, ибо все книги святое, а Песнь Песней — святое святых». Ибо по раввино-талмудической терминологии термин «осквернять руки» в отношении священных книг означал их каноническое достоинство. (О происхождении и значении этого термина можно читать у А. А. Олесницкого в его «Пѣснь пѣсней и ея новѣйшіе критики» Кіев 1882, стр 14 и дал.)

Толкования Песни песней

Иносказательное прочтение

Файл:Llyfr Caniad Solomon - Caerwynt 2.jpg
Инициал «O» из средневекового латинского текста Песни Песней. Винчестерский собор, 1100-е гг.

Лирический любовный характер, эротизм книги затрудняют возможность её иносказательного понимания. Однако многие тексты толкований Песни песней начинаются с проклятия тех, кто будет воспринимать книгу буквально — как любовное, эротическое произведение. В еврейской традиции основным смыслом Песни песней считается отношение Бога и еврейского народа.

Подобная символика комментаторов Песни песней использована христианами, начиная с апостола Павла, говорящего о браке Христа и Церкви (Еф 5:32). Также невеста из Песни песней считается прообразом Богоматери. Многие эпитеты и выражения, заимствованные из Песни песней («Запечатленный Источник», «Заключенный Виноград», «порока нет в Тебе» и так далее), используются в богородичных песнопениях и текстах богослужений на богородичные праздники. В богослужении католической церкви чтение Песни песней обязательно в праздник посещения Марией Елизаветы.

В Новом Завете исследователи находят около десяти аллюзий к Песни песней.

В своём всецерковном послании «Бог — это любовь» Папа Бенедикт XVI упоминает «Песнь всех Песней», используя её лирическое и прямое трактование в поддержку своего тезиса о том, что страсть и самопожертвование любящего — это две половины истинной любви, желающей получать и дарующей.


Переводы

Греческие и латинские переводы

Песнь песней входит в состав Септуагинты, но, вероятно, переводилась на греческий не одновременно с Пятикнижием.


Славянские переводы

Переводы периода рукописных и первых печатных книг

  • Мефодиевский (четий) перевод (Пѣния пѣнии, ѥже ѥстъ Соломѡнѥ)

Первый перевод Песни песней на славянский язык был сделан с греческого (возможно сверяясь с латинским текстом) в IX веке, как принято считать, святым Мефодием. Текст сохранился во многих сборниках «книгах Премудростей».

  • Глаголический перевод (Пѣсьни Соломѹне)

В хорватских богослужебных источниках с 1389 года появляются отрывки из Песни песней, записанные глаголицей. В сумме они дают полный текст книги без второй главы. Перевод был осуществлён с греческого с многочисленными правками по латинскому тексту.

  • Толковый перевод (Ѳилона Карпафиискаго тълкъ ѡ пѣснехъ пѣсни)

Известен по 30 сохранившимся спискам XII—XVII веков. Текст Песни песней (с несколькими пропущенными стихами) разделён на 179 пассажей, каждый из которых сопровождается толкованием. Среди имён толкователей около 60 раз называется Филон Карпафийский, около 30 Григорий Нисский, 7 раз Ипполит, епископ римский и 1 — Ориген. Известны также списки перевода, освобождённые от толкований. Язык переводчика восточнославянский, в тексте использовано много русизмов. Язык оригинала — греческий, возможно, использовались южнославянские (болгарские) переводы.

  • Древнерусские «музейный» и «виленский» переводы с еврейского оригинала (Ширь гаширим ашир’ли шломо. Рекше: пѣсни пѣснем, иже къ Соломону; Пѣсн пѣснеи)

Каждый из переводов известен в единственном списке. Первый, датируемый по бумаге XVI веком, находится в собрании Российской государственной библиотеки, второй — в Академии наук Литвы. Оба перевода выполнены, вероятно, евреями на западнорусской территории.

  • Перевод Константина Костенецкого (Соломѹ(н) пѣсне(м) пѣсны.)

Константин Философ перевёл с греческого толкования на Песню песней Феодорита Кирского. Известно несколько списков перевода как с толкованиями, так и освобождённых от них.

  • Старобелорусские переводы со старочешского оригинала (Книга премудраго царя саломона рекомая песнь песнямъ починаеться. Зуполне выложена, на руский языкъ докъторомъ франъцискомъ скориною с полоцька; Книга е(с) сія неразумному дает разумет)

С XII века в Чехии велись переводы библейских текстов с латыни. Известно два перевода Песни песней с чешского оригинала на западнорусский (старобелорусский язык). Один из переводов выполнен в 1518 году Франциском Скориной.

  • Перевод из Острожской Библии (Книга пѣснь пѣснеї ц(а)рѧ соломона)

В 1580—1581 году в Остроге на Волыни первопечатником Иваном Фёдоровым издана печатная Библия, названная впоследствии Острожской. В основе текста лежала Геннадиевская Библия (Новгород, 1499 год). Текст же Песни песней был взят из «Толкового перевода» с дополнениями по «Мефодиевскому переводу» и переводу Константина Философа. Возможно также использовался перевод Франциска Скорины. Текст сверялся с греческим, еврейским и латинским оригиналами.

Русские переводы нового времени

Один из первых поэтических переводов Песни песней на церковнославянский язык сделан в 1679 году монахом Мардарием Хоныковым.

В настоящее время наиболее употребимы два перевода Песни песней: синодальный перевод и перевод британского и иностранного библейского общества.

Перевод с попыткой сохранения ритмических особенностей еврейского оригинала выполнен в 1909 году Абрамом Эфросом. «Понять „Песнь Песней“ — значит понять в себе любовь» — это строка из предисловия замечательного русского искусствоведа и переводчика Абрама Марковича Эфроса (1888—1954) к его переводу «Песнь Песней Соломона» (СПб.: «Пантеон», 1909). Было ему тогда чуть более двадцати лет отроду, и отношение свое к поэме «в том виде, в каком донесли ее нам столетия», он выразил так: «…она, может быть, ненаучна и искажена, но… любима и близка мне с детства, когда в маленькой синагоге я впервые услыхал, как с амвона читал ее старческим, дрожащим, но незабываемо-любовным голосом старик „мшулах“, посланец какой-то еврейской общины».

Работа Абрама Эфроса была первым полным поэтическим (вне Библии) переводом «Песни песен» на русский. Он переводил с древнееврейского языка в «ашкеназийском» произношении, распространенном тогда среди евреев Восточной Европы, и ему удалось передать звучание сложного ритма стихов оригинала, не сбиваясь ни на общепринятую стихотворную метрику, ни на прозу. Эфрос достиг этого путем разделения канонических изречений на строки, руководствуясь особыми внестрочными значками (теамuм) в библейских текстах, своеобразными «нотами», определяющими высоту голоса при произношении слов и паузы между ними.

Перевод А. М. Эфроса весьма точен — переводчик тщательно сверял со словарями, бывшими тогда в его распоряжении, каждое слово и выражение и, в случае расхождений между ними, мотивировал выбранное им значение в особых примечаниях к переводу.

В 1910 году вышло в свет второе, дополненное издание книги, которое, кроме текста поэмы, включало статью Эфроса о методе его перевода и примечания к нему, а также ответы критикам первого издания и предисловие к обширной подборке статей, посвященных «Песне песней». Важным разделом книги явилась антология русской поэзии XIX — начала XX века на темы «Песни песен» (от Г. Державина до В. Соловьева). В 1969 году в тель-авивском книгоиздательстве «Бецалель Чериковер» этот перевод А. М. Эфроса вышел отдельной книжкой без приложений, но с параллельным ивритским текстом, разбитым на строки соответственно переводу.

Единственный известный поэтический перевод «Песни песней» за весь советский период принадлежит выдающемуся русскому востоковеду и филологу, исследователю семитских языков Игорю Михайловичу Дьяконову (1915—1999). Работа эта выполнена в духе современного научного понимания вопроса — переводчик усматривал в «Песне песней», главным образом, сборник свадебных песен. В книге «Поэзия и проза Древнего Востока» (М., 1973) хоровые (по мнению переводчика) партии набраны курсивом, выделены и объяснены различные моменты древнего свадебного ритуала, например:

- Поймайте-ка нам лисенят, поймайте маленьких лисенят, Они портят нам виноградник, а виноград-то наш не расцвел.

Этот стих объяснен в сноске, как песенка, с которой «подружки ловят мальчиков-дружек».

Примечательно, что свои пояснения И. М. Дьяконов с добросовестностью ученого предваряет вводным словом «по-видимому» или завершает вопросительным знаком. Сам перевод точен и верен (в рамках принятой концепции); он интересен и как попытка соблюсти особенности стихосложения, общие для народов Древнего Востока.

Значительным событием в истории перевода поэмы явилось «стихотворное переложение с библейского текста» Льва Ярошевского «Песнь песней» под редакцией и с предисловием М. А. Кузмина, выдержавшее несколько изданий, в том числе в Петербурге (1917), Одессе (1919) и Вене (1921). «Изображением простодушной любви, — пишет в своем предисловии М. Кузмин, — более всего пленительна „Песнь песней“, хотя, конечно, и местный колорит, и племенной темперамент выражены очень ярко. Мне кажется, что переводчик, остановившись на стихотворном переводе, хотел, насколько можно, приблизить к нам эти безыскусственные строки простой, откровенной, детской любви».

Лев Ярошевский придерживается драматической фабулы трех персонажей (пастушка, пастух и царь), начисто отвергая аллегорические версии поэмы — как иудейскую, так и христианскую. «Можно утверждать, не впадая в преувеличение, — пишет он в предисловии „От переводчика“, — что займись комментированием „Песни песней“ буддисты, то и они неизбежно пришли бы к выводу, что в каждой ее строфе таятся высшие откровения Будды…»

В последние годы ожил переводческий интерес к «Песне песен». Так, харьковская поэтесса Ирина Евса в книге «Песнь песней» (М.: Эксмо-Пресс, 2001) переложила ее рифмованным стихом, придав иную просодию, и звучит это свежо и сладко:

- Выйди, царица сада, не укрывайся тенью. Небо твое — прохлада, голос подобен пенью птиц. — О, беги, любимый…

Издание прекрасно оформлено и, кроме работы И. Евсы, включает известные, но давно не издававшиеся переводы, комментарии, литературную критику, а также антологию русской поэзии на темы «Песни…» от Александра Пушкина до Льва Лосева и Венедикта Ерофеева включительно.

В том же году вышла в свет «Песнь песней царя Соломона. Антология русских переводов» (СПб.: «Искусство-СПБ», 2001) со статьями и переводами Игоря Дьяконова и Абрама Эфроса. Кроме того, в книге приведены перевод XVI века и антология русской поэзии на темы «Песни песней» от Гавриила Державина до наших дней. Годом раньше иерусалимский Институт изучения иудаизма в СНГ выпустил комментированное издание «Песни песней» в переводе раввина Нохума-Зеэва Рапопорта и Бориса Камянова (Авни), прочитавших поэму как «аллегорическое произведение, в котором речь идет о любви между Всевышним и еврейским народом (и каждым евреем в отдельности)».

Песнь песней в культуре, литературе и искусстве

Изобразительное искусство

Файл:Die Geliebte.jpg
«Возлюбленная». Данте Габриэль Россетти, 1865—1866. Образ навеян Песнью песней.
  • Царь Соломон на троне. Песнь песней. Мартин де Вос, 1590 год.
  • Роза Шарона — гравюра из цикла «Библия в картинах» (автор — Юлиус Шнорр фон Карольсфельд).
  • Картина «Возлюбленная» Данте Габриэль Россетти (1865—1866).

Литература

По мотивам Песни песней написано множество прозаических и стихотворных произведений различных стилей, жанров и трактовок: мистические, философские, иронические, фривольные и так далее.

Под крышей промёрзшей пустого жилья
Я мертвенных дней не считаю,
Читаю посланья Апостолов я,
Слова Псалмопевца читаю.
Но звёзды синеют, но иней пушист,
И каждая встреча чудесней, —
А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.

Анна Ахматова. 1915 год.
  • Переложение Песни песней создал Вольтер (Précis du Cantique des cantiques, 1759 год).
  • Русскую стихотворную интерпретацию написал Державин («Соломон и Суламита», 1808 год).
  • В повести Куприна «Суламифь» (1908 год) сделана попытка восстановить сюжет Песни песней.
  • Томас Манн в романе «Иосиф и его братья» описывает свадьбу Иакова, на которой поются эти песни, таким образом, по замыслу писателя, «Песнь Песней» возникла задолго до Соломона.
  • Пушкин («В крови горит огонь желанья…», «Вертоград моей сестры» и другие)
  • Шолом-Алейхем (лирическая повесть «Песнь песней» (1909—1911 годы)
  • Фет («Подражания восточному»)
  • Мей («Еврейские песни»)
  • Бальмонт («Манящий взор, крутой изгиб бедра…»)
  • Ахматова («9 декабря 1913 года»)
  • Цветаева («Удостоверишься — повремени»)
  • Мандельштам («Армения»)
  • Пастернак («Поэма о ближнем»)
  • Волошин («Соломон» и другие)
  • Саша Чёрный (юмористическая поэма-пародия «Песнь песней»)
  • Вадим Шершеневич (авангардно-урбанистическая поэма «Песня песней»)

Музыкальные произведения

Оратории

  • Одноимённый цикл мотетов Дж. П. Палестрины
  • «Песнь Песней» — оратория на текст Песни песней Соломона (композитор Дмитрий Смирнов, 1997)
  • «Песнь Песней» — оратория композитора М. Лаври

Песни

  • «Песнь песней» — песня на музыку Ave Maria (Gamma) Михаила Шпилевского
  • «Песнь песней — 2» — песня на музыку Михаила Шпилевского
  • «Песнь песней» — песня альбома «The Best» (2002 год) группы Новый Иерусалим
  • «На ложе моём ночью» (альбом «Песнь песней царя Соломона»)
  • Скименъ (крепка яко смерть любы) - песня из альбома Для тех, кто видит сны. Vol.1 (2010 год) группы Оргия Праведников, текст песни представляет собой нарезку из строк Песни песней (глава 1 стих 6, глава 2 стихи 1,4,11,16, глава 3 стих 1, глава 5 стихи 2,10,17, глава 6 стих 12, глава 7 стихи 11,13, глава 8 стих 6)

Ссылки

Литература

  • Прот. Геннадий Фаст. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. — Красноярск: Енисейский благовест, 2000. — экзегетико-патрологическая монография, включающая материал святоотеческих толкований, а также авторские исследования и толкования.
  • А. А. Алексеев. Песнь песней в славяно-русской письменности. — СПб, Изд. Дмитрий Буланин, 2002. ISBN 5-86007-275-9 — монографическое исследование всех славяно-русских переводов до первых печатных изданий.
  • Д. А. Чернов. Влияние оригинальных латинских подписей к гравюрам Библии Пискатора на русские виршевые подписи 2-й пол. XVII века (на сюжеты книги «Песни Песней»). — 2005.
  • Песнь Песней. Серия: Антология мудрости. — М.: Эксмо, 2005. ISBN 5-699-14136-7 — сборник прозаических и поэтических переводов «Песни песней».
  • Песней Соломона / Пер. с древнееврейского В.Н. Нечипуренко. – Ростов н/Д.: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. – 80 с.


ar:سفر نشيد الأنشاد bar:Hohes Lied ca:Càntic dels Càntics ceb:Awit sa mga Awit cs:Píseň písní cy:Caniad Solomon da:Højsangeneo:Alta Kanto de Salomonofa:غزل غزل‌های سلیمان fi:Laulujen laulugd:Dàn Sholaimhhr:Pjesma nad pjesmama hu:Énekek éneke id:Kitab Kidung Agungja:雅歌 jv:Kidung Agung ko:아가 la:Canticum Canticorum lij:Cantego di Canteghi lt:Giesmių giesmė mk:Песна над песните ml:ഉത്തമഗീതം nl:Hooglied nn:Høgsongen no:Høysangen pl:Pieśń nad pieśniami pt:Cântico dos Cânticos qu:Takikunap takin sh:Pesma nad pesmamasl:Visoka pesem sr:Песма над песмама sv:Höga Visan sw:Wimbo Ulio Bora tl:Awit ng mga Awitvi:Sách Diễm cayo:Orin Solomoni zh:雅歌

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация