Эпоха Судей
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Часть серии статей об |
Хронология еврейской истории |
В странах ислама |
Авраам · Исаак · Иаков Эпоха Судей
|
|
История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв. |
Новое время (XVI—XVIII вв.)
Евреи в Польше и России |
Новейшее время (XIX—XX вв.)
|
Категории: |
История еврейского народа |
Содержание |
Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)
Став во главе народа, Иисус Навин с необычайной энергией повёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом, согласно с обычным военным правом древности, подвергая всё население поголовному избиению, находившему себе оправдание, кроме того, и в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.
Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет)
После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.
От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица Девора, доблестный Гедеон и прославившийся своей чудесной силой Самсон, гроза злейшего врага израильского народа — филистимлян. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была истинная религия, и на место её явились жалкие суеверия, распространявшиеся разными беспутными, бродячими левитами. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда Содом и Гоморра навлекли на себя страшный гнев Божий.
Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25). При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное пребразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.
Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор.22:14,15).
Список Судей Израиля
Древний Израиль (Ханаан). Столицы: Силом (Шило), Мицпа, Рама, Гибеон (Гивон).
Имя в рус. традиции Имя в оригинале |
В Ветхом Завете | Годы жизни | Длительность правления | Комментарии | |
---|---|---|---|---|---|
1. | Иисус Навин Иехошуа Бин-Нун |
Нав.1 — Суд.2:8 | |||
8 лет вассал Кушан-Ришатаим | |||||
2. | Гофониил, сын Кеназа Отниэль бен Кназ |
Суд.3:9-11 | 40 лет мира | воевал против Хусарсафема, царя Месопотамского (Кушан-Ришатаим, царь Арама). | |
18 лет вассал аммонитян и амаликитян | |||||
3. | Аод, сын Геры Эхуд бен Гера |
Суд.3:11-29 | 80 лет мира | воевал против Еглона, царя Моавитского (Эглона, царя Моава) | |
4. | Самегар, сын Анафов Шамгар бен Анат |
Суд.3:31 | |||
20 лет вассал ханаанеев | |||||
5. | Девора Двора |
Суд.4 — 5 | 40 лет | вместе с военачальником Вараком (Бараком) воевала против ханаанского царя Иавина Асорского (Явина, царя Хацора) и Сисары (Сисры), его военачальника | |
7 лет вассал Мидьяна | |||||
6. | Гедеон Гид’он |
Суд.6 — 8 | 40 лет | воевал с мадианитянами, амаликитянами и «жителями востока» | |
Авимелех, сын Гедеона Авимелех бен Гид’он |
Суд.9 | 3 года | формально узурпировал царскую власть и не является Судьёй. Воевал с израильтянами, протестовавшими против его власти | ||
7. | Фола, сын Фуи Тол’а бен Пуа |
Суд.10:1,2 | 23 года | ||
8. | Иаир из Галаада Яир ха-Гиль’ади |
Суд.10:3-5 | 22 года | ||
18 лет вассал филистимлян и аммонитян | |||||
9. | Иеффай Ифтах |
Суд.11 — 12:7 | 6 лет | воевал с аммонитянами | |
10. | Есевон Ивцан |
Суд.12:8-10 | 7 лет | ||
11. | Елон Завулонянин Эйлон ха-Звулуни |
Суд.12:11,12 | 10 лет | ||
12. | Авдон, сын Гиллела Авдон бен Гилель |
Суд.12:13-15 | 8 лет | ||
вассал филистимлян | |||||
13. | Самсон Шимшон |
Суд.13 — 16 | 20 лет | воевал с филистимлянами | |
14. | Илий Эли ха-Кохен |
1Цар.1:1 — 4:18 | |||
15. | Самуил Шмуэль |
1Цар.1 — 28 |
См. также
|
|||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
bg:Съдии на Израил
ca:Jutge d'Israelno:Dommerne i Israel