Вавилонское изгнание

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 09:51, 12 ноября 2009; Xqbot (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск

Вавило́нский плен или Вавилонское пленение (ивр. גָּלוּת בָּבֶל‎, галут Бавел) — период в истории еврейского народа с 598 по 539 до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства в правление Навуходоносора II. Эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598—582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее. Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим.

Вавилонское пленение стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания.

Содержание

Вавилонское изгнание и персидское господство

Вавилонский плен

В 586 году до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор (Невухаднецар) штурмом взял Иерусалим и разрушил Храм Соломона. Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных. Так начался для евреев великий плен, который продолжался почти 70 лет.

Со временем могучая Вавилонская держава ослабла и стала лёгкой добычей персидских царей. Навуходоносор царствовал 45 лет. Его сменил его сын Авельмардук (Эвил Меродах), который царствовал 23 года. Его преемник Валтасар, вступив в третий год своего правления, с трепетом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. И когда эти 70 лет, как ему казалось, истекли, Валтасар возликовал — Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен! Стремясь показать свое презрение к Богу, которого уже не боялся, он устроил пир, который вошел в историю как образец дикой оргии. В честь своего празднества он сделал то, на что не осмелился даже его дед. Он вынул из сокровищницы сосуды Храма, чтобы использовать их в своем необузданном пиршестве. Но Валтасар ошибся в своих расчётах и к утру он был убит Дарием, мидийцем, и зятем Дария Киром, персом.

Правление Кира Великого

Основная статья: Кир II Великий

Согласно еврейской традиции, Дарий предложил трон Киру, но последний отказался. Дарий процарствовал год, а Кир — менее трёх лет. Таким образом исполнилось пророчество Даниила, согласно которому, Вавилонское царство перейдёт сначала к Мидии, а затем к Персии.

Новая власть отличалась веротерпимостью. Евреи пользовались значительными правами и самоуправлением. Персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм. Для этого выделялись значительные средства из царской казны, а также возвращались храмовые ценности, которые когда-то были увезены вавилонянами. Указ Кира был издан за два года до того, как Артаксеркс (Ахашверош) стал царём и за четыре года до событий, описанных в свитке Эсфирь.

Хотя Кир и разрешил евреям вернуться на свою родину, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, остальные предпочли остаться в Персии. Начались работы по восстановлению Храма, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. В Вавилоне возродилось изучение Торы, однако, даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле.

Кир перевёл свою столицу в Сузы (Шушан) в земле Элам. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало всё больше препятствий.

Политика веротерпимости продолжалась и при наследниках Кира.

Хронология

Основная статья: Библейская хронология

В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода. Существует значительное расхождение между традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения этого противоречия.

Еврейская традиция Историческая хронология
Событие от Сотворения мира (до н. э.) до н. э. Событие
Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи. 3318 (442) 605 Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи.
Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима). 3319 (441) 603 Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима).
Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи. 3327 (433) 597 Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи.
Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля. 3338 (422) 586 Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля.
Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амал-Мардук (Эвель Меродах). 3364 (396) 562 Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амель-Мардук (Эвель Меродах).
Валтасар (Бальшецар), сын Амель-Мардука становится царём Вавилонской империи. 3386 (374) Ок. 550 Валтасар (Бел-шарр-уцур), сын Навуходоносора и приёмный сын Набонида, становится соправителем Вавилонской империи.
Валтасар, вёдший отсчёт «70 лет господства Вавилона» от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год её семидесятилетия. 3389 (371) 539 Смерть Валтасара.
Начало правления Дария I. 3389 (371)
539 Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Декларация Кира о восстановлении Иерусалимского храма. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены.
Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Он приказывает евреям восстановить Храм. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. В этот год минуло 70 лет с начала изгнания, произошедшего во времена правления Иоакима (Иегоякима). Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены. 3390 (370)
522 Начало правления Дария I.
520 Продолжение восстановления Второго Храма.
516 Закончено востановление Второго Храма.
Артаксеркс (Ахашверош) становится царём. Восстановление Иерусалимского храма приостановлено. 3392 (368) 486 Ксеркс I становится царём.
Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные 70 лет уже прошли (со времён изгнания царя Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за целый год). 3394 (366) 483
События Пурима. 3405 (355) 473
465 Артаксеркс I
458 Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой).
445 Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией).
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима
Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, который в еврейской традиции считается сыном Эсфири. 3406 (354) 423 Дарий II становится царём.
Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество Даниила. 3408 (352) 420
Закончено востановление Второго Храма 3412 (348) 416
Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой). 3413 (347)
Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией). 3426 (334)
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима 3428 (332)
359 Артаксеркс III
336 Дарий III

Исторические гипотезы о событиях Пурима

Еврейская традиция Версия I[1] Версия II[2] Версия III[3] Версия IV[4]
Артаксеркс (Ахашверош) 368 Ксеркс I 486 Артаксеркс I 465 Артаксеркс II 404 Артаксеркс III 359
События Пурима 355 473 452 343
Дарий 354 Дарий II 423 Дарий II 423 Дарий III 336

Примечания

  1. Опперт, (Оппер) Юлиус (Жюль) (1825—1905) — крупнейший французский ассиролог; Лопухин А. П., «Толковая Библия». Стокгольм, 1987, книга 1, том 3, с. 416; Дандамаев М. А., Луконин В. Г. «Культура и экономика древнего Ирана». М.: Наука, 1980, с. 22; Jewish Encyclopedia
  2. Греческий перевод Книги Эсфирь в Септуагинте; Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XI, 6:1
  3. Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Бар-Эбрей); Якоб Хошандер (Jacob Hoschander) — современный исследователь.
  4. Александр Топаллер, «Загадки библейской истории». Издательство «Исрадон», 2006

См. также

  • Ассирийский плен
  • Мене, мене, текел, упарсин

Ссылки


ar:سبي بابل

cs:Babylonské zajetí da:Det babylonske fangenskabel:Βαβυλώνια αιχμαλωσίαet:Paabeli vangipõlv fi:Babylonin vankeusid:Pembuangan ke Babiloniaja:バビロン捕囚 lv:Babilonijas trimda nl:Babylonische ballingschap no:Babylonske fangenskap pl:Niewola babilońska pt:Captividade Babilónica sh:Babilonsko ropstvo sk:Babylonské zajatie sv:Babyloniska fångenskapen tr:Babil Sürgünü ur:بابل کی اسیری zh:巴比伦囚虏

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках