История еврейских общин Пиренейского полуострова в XI-XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 08:19, 3 октября 2010; Л.Гроервейдл (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

В Испании

Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане.

В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли себе позволить угнетать евреев и обходиться без сотрудничества с ними.

Но в момент создания крупного объединённого государства практика религиозных преследований возобновлялась. Мусульманские правители выдавили евреев из своих владений в XII веке, христианские - в конце XV.

До альмохадского завоевания

В начале XI в. Кордовский халифат распался на несколько мелких государств, правители которых, как правило, терпимо относились к евреям, охотно прибегали к их услугам и зачастую покровительствовали еврейским ученым и писателям. Для высших слоев еврейского общества в эту эпоху было характерно активное участие в политической деятельности, гармоничное сочетание религиозной и светской культуры и владение как ивритом, так и арабским языком.

Одной из наиболее ярких личностей того времени был ученик Ханоха бен Моше Шмуэль hа-Нагид, поэт, галахист (и политический деятель. Он, бежав из Кордовы в Гранаду, стал там визирем и командующим армией, будучи в то же время главой местной еврейской общины. Его преемником в 1056 г. стал его сын Иосеф hа-Нагид (1035–66). Современником последнего был галахист и литургический поэт, глава лусенской иешивы Ицхак бен Йеhуда Ибн Гайят (Гиат; 1038–89), в числе учеников которого был Моше Ибн Эзра.

В центре научных интересов еврейских ученых Испании стояли исследования иврита, ТАНАХа и Талмуда, а также развитие и обогащение стиля религиозной и светской поэзии на иврите. В творчестве Иеhуды hа-Леви, Моше Ибн Эзры, Иосефа Ибн Цаддика и Шломо Ибн Гебироля еврейско-испанская поэзия достигает своего совершенства. Иехуда бен Шломо Алхаризи перенес в еврейскую литературу арабскую стихотворную форму макама.

Интерес к поэзии оказал стимулирующее воздействие на развитие грамматики иврита, виднейшими исследователями которой, наряду с Менахемом Ибн Саруком и Дунашем бен Лабратом, были Иехуда бен Давид Хаюдж, разработавший концепцию трехбуквенного корня ивритских глаголов, Иона Ибн Джанах, Моше бен Шмуэль Гикатила (XI в.) и Авраhам Ибн Эзра. Теории еврейских грамматиков, работавших в мусульманских землях Испании, стали известны и были приняты евреями христианских стран.

Продолжателем методов галахического исследования Ицхака бен Яакова Алфаси был его наиболее значительный ученик Иосеф бен Меир hа-Леви Ибн Мигаш (1077–1141). Однако самым сильным стимулом к талмудическим исследованиям послужили труды Маймонида, который в качестве мыслителя сформировался в Испании и поэтому может рассматриваться как еврейско-испанский ученый.

Рост влияния евреев в Гранаде вызвал враждебность мусульман, учинивших в 1066 г. погром, в ходе которого погибла почти вся еврейская община города (в том числе Иосеф ха-Нагид).

Процветающие еврейские общины существовали в этот период в Севилье, Лусене и Сарагосе. Лусена стала в XI в. благодаря усилиям Ицхака Алфаси центром еврейской учености. В Сарагосе жили и работали филолог Иона Ибн Джанах, поэт и философ Шломо Ибн Гебироль и философ-моралист Бахья Ибн Пакуда.

В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками альмохадами. Они заставили всех немусульман принять ислам или эмигрировать. Многие евреи ушли тогда в христианскую часть Испании, проводившую в это время военную экспансию на юг.

В христианской Испании

Четыре тысячи евреев-раввинистов, а также караимская община жили в Толедо, захваченном в 1085 г. христианами. В христианской Барселоне в эти годы жили и работали талмудист и литургический поэт рабби Ицхак бен Реувен ал-Баргелони (родился в 1043 г.), философ, математик и астроном Аврахам бар Хия hа-Наси (умер, по-видимому в 1136 г.) и выдающийся галахист рабби Иехуда бен Барзиллай ал-Барджелони (конец XI в. – начало XII в.).

В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Христианские правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в своих кварталах. Там евреи сохраняли административную и судебную автономию под весьма поверхностным наблюдением королевского чиновника, получив также право обращаться в королевский суд.

Евреи считались собственностью короля, в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Стремясь привлечь поселенцев, короли зачастую дарили земли евреям. В результате появилось еврейское земледелие и увеличилось число евреев, владевших недвижимым имуществом. По некоторым оценочным данным, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям.

Расширение еврейской торговли вызывало сопротивление городов, стремившихся к тому же распространить на евреев свою юрисдикцию. В случае тяжб с христианами евреи были обязаны приносить особую присягу.

Христианские правители охотно привлекали евреев на придворную службу, поскольку те не могли стать участниками антикоролевских коалиций дворянства или духовенства. К услугам еврейских специалистов в разных областях прибегали и вельможи. Иногда эта служба становилась наследственной. Такие придворные евреи приобретали большое влияние в своих общинах.

Интеллектуальная жизнь

В христианской Испании еврейская община стала проводником арабского культурного влияния. Труд евреев-переводчиков сыграл важную роль во включении в культурный обиход стран Запада многих сочинений еврейских и арабских философов, астрономов, математиков, медиков, поэтов, а также тех памятников древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык.

Уже в XI в. значительное число евреев и арабов в Толедо (а также в Барселоне) занималось переводами на латынь главным образом философских трудов. В XIII–XIV вв. переводы на латынь большей частью делались с ивритских переводов.

Вспыхнувшая в конце XII в. полемика вокруг теологического и философского учения Маймонида, инициатором которой следует считать одного из наиболее видных талмудистов Кастилии Меира бен Тодроса Абулафию (1170–1244), достигает к началу XIV в. такой остроты, что Шломо Адрет был вынужден внести ряд изменений, смягчающих текст херема, провозглашенного в 1305 г. учеными Франции и Испании против занимающихся изучением светских наук и философии Маймонида.

Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией.

Например, врачи Иона бен Ицхак Ибн Биклариш (конец XI в.), семья Бенвенисти: Шешет бен Ицхак (1131–1209), Ицхак бен Иосеф (умер, вероятно, в 1224 г.) и Шмуэль (умер в 60-х гг. XIV в.), и самый крупный еврейский медик средневековья Маймонид, а также астрономы Ицхак бен Иосеф Исраэли (первая половина XIV в.) и Аврахам бен Шмуэль Закуто. Члены видных еврейские фамилий зачастую получали то же образование, что и испанская знать.

С XIII в. франко-германские тосафисты стали заметно влиять на методы талмудических исследований в Испании.

В XIII–XIV вв. на религиозно-философские темы писали Шломо Ибн Гебироль, Иеhуда hа-Леви, Бахья Ибн Пакуда и другие. Семья Грациан (Хен), члены которой жили главным образом в Барселоне, дала Испании несколько раввинов и ученых. Ее видными представителями были врач, философ, гебраист и автор комментариев к книге Притчей Соломоновых и к Иову, Зрахия бен Ицхак бен Шалтиэль (умер в 1292 г.), талмудист Шломо бен Моше бен Шалтиэль (умер в 1307 г.), подписавший вместе с Шломо Адретом и другими херем 1305 г., и раввин городов Фрага, Алкала (с 1369 г.), Барселона (с 1375 г.) Шалтиэль бен Шломо.

В первой половине XIV в. вновь усиливается работа по кодификации Закона: труд Яакова бен Ашера "Арба‘а турим", опубликованный около 1340 г. и соединивший в себе сефардскую и ашкеназскую традиции, послужил через примерно 200 лет основанием для всеобъемлющих трудов "Бейт Иосеф" и "Шулхан арух" Йосефа Каро. Авторами менее крупных и менее значительных произведений того времени являются Шмуэль бен Мешуллам из Жероны, Иерухам бен Мешуллам из Толедо (первая половина XIV в.), Давид бен Йосеф Абудархам из Севильи (XIV в.) и Менахем бен Аhарон Ибн Зерах из Наварры (родился, по-видимому, в 1310 г. – умер в 1385 г.).

Организация еврейской жизни

Внутриобщинная жизнь евреев Испании в XII – XV вв. отличалась небывало широкой для стран галута автономией.

Общины Испании, полное объединение которой началось лишь в 1474 г., не имели координационного центра. Чаще всего короли утверждали уставы общин и содействовали их соблюдению.

Еврейский сановник при дворе (раб де ла корте), должность которого стала постоянной лишь в Кастилии, ведал только разверсткой налогов по общинам и разбором апелляций на решения общинных судов. В Кастилии имелся также наси, то есть президент евреев, функция которого неясна.

Только в 1432 г. в Вальядолиде собрались меайним (`смотрители`), входившие, видимо, в «замкнутый совет» из представителей знатных семейств, сосредоточивших в своих руках управление еврейством Кастилии. Они выработали единые установления для ее общин, возглавляемых мукаддамин (`предводителями`). В какой-то мере организационным центром общинной жизни региона можно считать руководство самой крупной общины в коллекте (податном округе), на которое власти возлагали взимание налогов с окрестных общин. Временами оно брало на себя и функцию контроля над их решениями.

Принцип управления общиной восходил к древнему институту шив‘а товей hа-ир (семеро нотаблей города), но по примеру христианского городского управления руководство общины было расширено до рамок совета. Он включал равное число представителей от основных классов еврейского населения (так называемых больших, средних и мелких), что, впрочем, не устраняло олигархический характер руководства общиной.

В Арагоне совет общины (Совет тридцати) возглавляли нееманим (поверенные), аналогичные мукаддамин в Кастилии, но, например, в Барселоне с 1386 г. их было трое, и каждый из них стоял во главе группы членов совета, представлявшей свой класс населения.

Нееманим назначали судей, контролеров, габбаев благотворительных учреждений, устанавливали порядок взимания налогов и принятия общинных постановлений и т. п., раз в три года вместе с даянами избирали членов совета, но сами получали назначение на должность от этого же Совета тридцати. Нееманим входили также в Малый совет с равным представительством от всех трех классов.

В Жероне на платную должность сборщика налогов избирался представитель класса «мелких», а помимо двух советов из 20 и 16 членов действовал Совет двадцати трех, в котором два члена представляли коллекту.

Типично для общин Каталонии учреждение берурей-аверот (буквально `расследование грехов`), следившее за моралью подопечных и привлекавшее к суду провинившихся. Берурей-твиот (буквально `расследование исков`) рассматривало имущественные претензии еще до суда. Ученость и личный авторитет определяли важную роль раввина в жизни общины. Славившиеся по всей диаспоре раввины Испании вместе с даянами создали систему бейт-дина (суда), в юрисдикцию которого входили, с согласия королей, и уголовные дела.

При общинах существовал ряд благотворительных обществ, братств (хавурот) взаимопомощи и молитвенных объединений, например: бикур-холим, обеспечивающих нуждающихся в одежде, «ревнителей благодеяния», ночных молельщиков о восстановлении Иерусалимского храма (в Сарагосе), братство могильщиков (в Уэске) и другие не менее экзотические.

В XIII в. возникла тенденция ограничить влияние придворных евреев, превратившихся в элитарную группу, и борьба с контролем влиятельных богатых семейств над общинными советами. К концу XIII в. власть олигархии в общинах несколько ослабела в результате введения ежегодных выборов даянов и ротации остальных членов советов. Два последующих столетия характеризуются дальнейшей демократизацией общинной жизни, и хотя власть осталась в руках знатных членов общины, последние потеряли свое могущество.

Христианские преследования

Церковь, опасаясь влияния иудаизма, стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, обязательного ношения евреями отличительного знака (с начала XIII в.).

В начале XIII в. в Арагонском королевстве, по примеру Франции, началась широкая кампания по обращению евреев в христианство. Первый в Испании кровавый навет в Сарагосе (1250) породил злобную антиеврейскую пропаганду.

В 1263 г. в королевском дворце в Барселоне состоялся великий диспут, в центре которого стоял вопрос о природе Мессии. Еврейскую сторону представлял Нахманид, бесстрашно отстаивавший принципы еврейского учения. Один из участников диспута, доминиканец Раймон Мартини, написал сочинение «Пугио фидеи» («Меч веры», 1280?), ставшее на долгие годы теоретическим обоснованием антиеврейских кампаний.

Преследования и гонения неблагоприятно отражались на духовной жизни евреев; постепенно началась эрозия еврейско-арабской культурной традиции и исчезли условия, приведшие к расцвету еврейской науки.

В правление Педро I Жестокого (1350–69) на должность казначея был назначен Шмуэль бен Меир ха-Леви Абулафия, который получил разрешение на постройку в Толедо великолепной синагоги (1357). Однако борьба за власть в 1360-х гг. между королем и его сводным братом Энрике Трастамарским, которому оказывали отчаянное сопротивление верные трону еврейские общины и служившие в королевской армии евреи, привела к упадку еврейских общин Кастилии.

Но особый ущерб евреям Испании нанесли воззвания Энрике, впервые призвавшие избавить Испанию от «закабаления ее евреями». И хотя, заняв трон, он по необходимости назначал евреев на государственные должности, его воззвания, а также расправы с целыми общинами роковым образом сказались на судьбах всего испанского еврейства.

Несмотря на усиливающиеся антиеврейские настроения и гонения, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.

Возрастающее социальное напряжение и беззащитность перед лицом гонений и преследований создали почву для быстрого распространения среди испанского еврейства каббалы, которой много занимался Нахманид, и основное произведение которой — книга Зохар — появилось между 1270 г. и 1300 г. Почти одновременно переведенные с арабского членами семейств Тиббонидов и Кимхи сочинения виднейших представителей еврейско-испанской философии получают распространение за пределами Испании, в первую очередь в Провансе.

К концу XIV в. положение евреев резко ухудшилось: после смерти Хуана I Кастильского (1390) трон перешел к его малолетнему сыну, который не смог ограничить яростную антиеврейскую кампанию Ферранта Мартинеса, архидьякона Эсихи, после смерти архиепископа ставшего фактическим главой епархии. 4 июня 1391 г. в Севилье начались антиеврейские беспорядки, еврейский квартал был разгромлен, многие евреи убиты, другие подверглись насильственному крещению, многие еврейские женщины и дети были проданы в рабство мусульманам, синагоги были превращены в церкви, а еврейские кварталы заселены христианами.

Беспорядки перекинулись в Андалусию, евреи подвергались нападениям в Толедо, Мадриде, Валенсии, Бургосе, Кордове, Жероне и других городах. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев. В июле бесчинства вспыхнули в Арагоне и арагонские еврейские общины были разгромлены.

Погромщики расхищали еврейское имущество и сжигали находившиеся в руках евреев долговые обязательства. Однако основным мотивом погромов была религиозная вражда, и как только евреи принимали христианство, нападения на них прекращались. Остатки арагонского еврейства спас один из наиболее авторитетных еврейские ученых своего времени, философ Хасдай Крескас, который собрал значительную денежную сумму, «убедившую» короля сжалиться над евреями, и обратился за помощью к римскому папе.

В 1413 г. по инициативе Херонимо де Санта Фе (Иехошуа Лорки) в Тортосе был проведен еврейско-христианский диспут; еврейскую сторону, среди прочих, представляли Зрахия бен Ицхак hа-Леви и Иосеф Альбо. Еврейские ученые фактически были лишены возможности защищать свою позицию. Диспут, как и ожидалось, закончился триумфом христиан и повлек за собой волну обращений в христианство.

В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры, хотя испанское еврейство и продолжает выдвигать выдающихся ученых и писателей, как, например, Хасдай Крескас, Иосеф Альбо, Профиат Дуран, Ицхак Абохав I, Ицхак Абохав II и др.

В начале XV в. в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей, а также весьма значительное число марранов, положение которых становилось все тяжелее. Христиане недоверчиво относились к марранам, догадываясь, что многие из них были христианами лишь номинально и втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма. В 1449 г. толедские бунтовщики, опираясь на постановления IV Толедского церковного собора, выпустили прокламацию, объявлявшую всех обращенных евреев бесчестными и призывавшую запретить им занимать любые должности в Толедо и зависимых от него землях.

После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования марранов в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара видела в новых христианах угрозу национальному единству страны. В 1477 г. она обратилась к папе с просьбой установить в Испании инквизицию. (Прежние правители, опасаясь чрезмерного могущества инквизиции, не были заинтересованы в распространении ее деятельности на Испанию).

Первый трибунал инквизиции был учрежден в 1481 г. в Севилье, где в том же году несколько марранов были осуждены на сожжение. С осени 1483 г., когда испанскую инквизицию возглавил духовник королевы Томас де Торквемада, её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании марранов.

Изгнание из Испании

Падение Гранады (1492), последнего оплота ислама на Пиренейском полуострове, вновь обострило проблему национально-религиозной консолидации страны, и 31 марта 1492 г. был подписан эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений, согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну. Эдикт основывался на версии, что евреи совращают христиан в иудаизм, а новые христиане не могут из-за влияния евреев стать честными католиками.

Попытки придворных евреев, в частности Ицхака Абраванеля и Аврахама Сениора (1412?–1493?) добиться отмены эдикта оказались безуспешными, и подавляющее большинство евреев покинуло Испанию. Необходимость спешно ликвидировать имущество заставила евреев продавать его за бесценок. Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями и большей частью передавалось муниципалитетам, иногда использовалось для постройки церквей или монастырей; кладбища были превращены в выгоны, а надгробия снесены.

По оценке историков, число изгнанников достигло 200 тыс. человек, огромное количество по демографическим понятиям того времени.

Большая часть евреев (около 120 тыс.) нашла временный приют в Португалии, где в 1497 г. они были насильственно крещены. Около 50 тыс. направились в Северную Африку. Многие нашли убежище в Турции, единственной крупной державе, открывшей доступ изгнанникам. Небольшое число переселилось во французское графство Наварра или в Авиньон и папские владения в Италии.

Изгнание из Испании 1492 г. запечатлелось в сознании еврейского народа как одна из величайших национальных катастроф. Оно положило конец развитию еврейской культуры на территории Испании и привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки.

Испанские евреи перенесли свою интеллектуальную активность, как и свой язык ладино, в принявшие их страны, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.[1]


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация