Кайруан (Еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Кайруан - город в Тунисе. Находится примерно в ста тридцати километрах к югу от города Тунис. В раннем средневековье был столицей Магриба и одним из крупнейших еврейских центров Средиземноморья.
Содержание |
Основание города
Основан в 670 году Укбой ибн Нафи, завоевателем Магриба, как "укрепленный лагерь" и вскоре стал столицей провинции. Арабские, египетские и ливийские евреи поспешили сразу во вновь основанный город.
Арабские историки сообщают, что омейядский калиф Абд аль-Малик ибн Марван (684-705) просил своего брата, Абд аль-Азиза, правителя Египта, послать 1000 коптских или еврейских семей поселиться там.
В конце седьмого века вторая волна еврейских иммигрантов, вероятно, пришла в Kaйруан при Хасане ибн Нумане, победителе берберской царицы Kaхины, и слилась с первыми поселенцами.
Евреи Kaйруана, как у остальных стран Магриба, несомненно, должны были пострадать в последующий период от гнета губернатора Абу Джафара, и от фанатизма мстительного имама Идриса после победы над его противником Аль-Махди. В 793 Имам Идрис был отравлен по приказу калифа Гаруна аль-Рашида - как говорят, врачом губернатора Шаммой, вероятно, евреем.[1]
С тех пор, как евреи потеряли свою политическую власть в результате их подчинения имамом Идрисом, свободные племена из глубины страны переселились в большие города и занялись торговлей. Таким образом, Kaйруан вновь получил пополнение своего еврейского населения.
В 972 вся провинция Магриб провозгласила себя независимой под управлением берберской династии Зиритов, которые правили до 1045 года.
При Аббасидах
Время наибольшего процветания еврейской общины Kaйруана длилось с конца восьмого до начала одиннадцатого века, то есть в период правления Аббасидов, Аглабитов, Фатимидов и Зиритов. Община имела высокую репутацию среди евреев на Востоке. Она имела синагоги, семинарию (президент которой назывался "Рош калла" или просто "Рош"), кладбище, фонды поддержки бедняков и ряд других учреждений. Она выкупала еврейских пленников и поддерживала академии Суры и Пумбедиты столько времени, сколько те были в цветущем состоянии и была важным посредником в передаче денег из Испании в эти академии.
Ученые в Kaйруане изучали ТАНАХ и как галахический, так и агадический разделы Талмуда; старые комментария к Хроникам говорят кстати о "великих ученых Kaйруана".[2] По вопросам религиозной и общественной жизни в течение этого периода были посланы запросы из Kaйруана к авторитетным гаонам в Вавилон. Фактически, между гаонами и учеными Kaйруана велась очень активная переписка. Открытия фрагментов из этих писем в генизах проливают всё больше и больше света на интеллектуальную деятельность города.
Пребывание Натроная бен Хабибая и других исторических личностей
Наиболее вероятно, что Натронай бен Хабибай, победивший в качестве кандидата на пост экзиларха, адресат письма от Шериры[3] описывает, как по пути на "Запад", прибыл в Kaйруан.[4] Там, по его словам, он записал весь Талмуд по памяти и послал общине в Испании копию.
Когда Натронай бен Хилай был гаоном в Суре (853-856), Натан бен Ханина и Йеhуда бен Йеhуда бен Саул были судьями в Kaйруане,[5], и оба они переписывались с Натронаем.[6]
В 880 знаменитый Эльдад бен Махли hа-Дани появились в Kaруане, и привлёк большое внимание не только отчётами о своих путешествиях, но и своими новыми и необычными выражениями на иврите, но особенно галахическими инновациями в ритуале. В ответе на запрос недоумевающих евреев Kaйруана о разъяснениях в связи с этими изменениями, Цемах бен Хаим, гаон из Суры (882-887), лишь заверил их, что они не должны тревожиться.[7] Вероятно, в Kaйруане Эльдад встретился филолога Йеhуду ибн Курайша, который, видимо, вынужден был перебраться в Kaйруан из родного города, Тахорта.
В пяти экзегетических извлечениях из трудов ученых Kaйруана, содержащихся в старых комментариях Хроник, упомянутых выше,[8] Йеhуда ибн Курайш назван в тесной связи с их авторами.
Исаак Исраэли и другие учёные
Исаак бен Соломон Исраэли (832-932, согласно другим источникам, 832-942), который родился в Египте, также перебрался в Kaйруан. В 904 он был придворным врачом последнего аглабидского правителя в Кайруане, сохранив эту должность и при первом фатимидском правителе.
Из Kaйруана Исраэли переписывался по научной тематике с Саадией ещё до того, как тот был призван на должность гаона в Вавилонию в 928.[9]
Известным учеником Исраэли был врач и филолог Дунаш ибн Тамим, который родился в Kaйруане о начале десятого века и прожил там всю свою жизнь. Как и его учитель, он был придворным врачом при дворе Фатимидов; он посвятил астрономических работу одному из них.
Кроме этих врачей, философов и филологов, было, несомненно, другие, чьи имена, как и названия их книг, которые менее известны (Авраам ибн Эзра, комментарий к "Эстер" VII. 4[10] и Йеhуда Хадасси, "Eshkol ha-Kofer," p. 86a, No. 224).
Аль-Ḳaйруани[11] упоминает еврейского историка по имени Ибн аль-Шамма.
Саадия, который хорошо знал Kaйруан, говорит в своей "Sefer ha-Galui" о книгах на иврите, написанных учеными, жившими в Kaйруане в его время, содержавших "апокрифические писания" (если это правильное прочтение трудного предложения).[12] К сожалению, в своём стремлении к краткости, Саадия не дал цитаты, так что больше ничего не известно об этих работах.
Талмудические исследования
Изучение Талмуда и его вспомогательной литературы было высоко развито учеными из Kaйруана. Вероятно, вторая редакция "Halakot Gedolot" Симеона Каияры была разработана около 900 года[13]
Изгнанный экзиларх Укба, который бежал туда в 920 и оставался там до его смерти, должно быть, как и Натронай бен Хабибай, внёс свой вклад в эти исследования.[14] Евреи Kaйруана приняли его с большим почётом и сделали своим духовным главой.[15]
Во время Шериры (930-1000), Цемах бен Мар Бахлул был президентом семинарии.[16] Несколько позже Яаков бен Нисим Ибн Шахин, автор комментария на арабском к "Sefer Yeẓirah" занял эту должность. Он часто переписывался с Шерирой Гаоном и с Хаем Гаоном. По просьбе Яакова, Шерира послал ему письмо, касающееся состава Мишны из Талмуда и то, как она была передана талмудическими учителями.[17]
Прибытие Хушиэля бен Ельханана
В конце десятого и в начале одиннадцатого века талмудические исследования в Kaйруане получили важный стимул в результате прибытия туда Хушиэля бен Ельханана, который, вероятно, родился в Италии. Он попал туда не пленником, как Авраам ибн Дауд,[18] а в качестве гостя своих друзей в мусульманских землях, как показывает его собственноручное письмо.[19] Он решил остаться там со своими друзьями и (возможно, сразу после смерти Яакова бен Нисима) был избран президентом академии.
Хушиэль оставил двух учеников, своего сын Хананеэля и Нисима (сына Якова Бен Нисима Ибн Шахин, упомянутого выше), оба из которых стали президентами Академии после смерти своего учителя.
Хананеэль, известный в качестве комментатора Талмуда, вызвал интерес к до тех пор пренебрегаемому Иерусалимскому Талмуду.
Нисим написал "Mafteaḥ", методологическую работу по Талмуду, а его утраченный "Сидур", вероятно, содержал информацию о ритуале в Kaйруане. Единственное, что известно об этой службе в то время, что Нисим занимал почётное место рядом со священным шкафом в синагоге, и что после того, как коэны и левиты кончали читать недельную главу, свитки закона передавались ему, и никто другой на должен был подходить к свиткам.[20] В других местах ссылки сделаны на гражданские обычаи народа Kaйруана.[21]
Упадок в одиннадцатом веке
Интересно отметить, в связи с обширным коммерческими связями и значением города как караванной станции на пути из Испании в Багдад и Дамаск, что письма и полномочия, дававшиеся купцами Kaйруана своим деловым представителям в отдаленных местах, следуя обычаю, существующему "с древнейших времен", уполномочивали последних собирать деньги с их должников.[22]
Стоит также упомянуть, что Самуэль ha-Нагид из Кордовы использовал свое влияние в интересах общины Kaйруана.[23]
После смерти Хананеэля и Нисима (1050) академия опустела, и политические события следующего периода дезорганизовали общину и её духовную жизнь[24]
В 1045 году, при Зирите Аль-Mуизе (1016-1062), все неортодоксальные секты жестоко преследовались, и евреи, в числе прочих, сильно пострадали. Пять лет спустя (1050) Kaйруан был захвачен и разорен ордами бедуинов, под предводительством Хилаля из Верхнего Египта. Евреи были значительно ослаблены экономически, и община в значительной степени, как представляется, была рассеяна. Устойчивый рост еврейского населения города Туниса в двенадцатом веке в основном объясняется иммиграцией из Kaруана.
Высылка или отречение
Фанатичные Альмохады, которых аль-Хасан, последний из Зиритов, позвал на помощь в 1207 году, назначили Абу Мухаммед аль-Хафс начальником над провинции Тунис. Во время правления династии Хафситов, которая началась в 1236, евреи Кайруана пользовались короткой передышкой.
Однако, когда во время правления Абд-Аллаха Мухаммеда Абу аль-Mустансра Биллаха (1249-77), Людовик Святой из Франции повёл крестовый поход против Туниса (1270), религиозный фанатизм князя и народа, уже изрядный, воспламенился.
Евреи Kaйруана и Хамамата, двух святых городов, должны были или покинуть страну, или отказаться от своей веры. Некоторые предпочли последнее и номинально принял ислам. Сейчас есть люди, называющиеся называются мусульманами в Kaйруане, которые закрывают свои магазины в субботу, убирают в своих домах в пятницу вечером, и соблюдают другие обычаи, которые, по всей видимости, указывают на еврейское происхождение.
С этого времени до завоевания Туниса Францией евреям и христианам было запрещено ночевать в Kaйруане или Хамамате, и только получив специальное разрешение от губернатора они могли войти в них в течение дня. Старые еврейские надгробья ещё существуют там и свидетельствуют о присутствии в Kaйруане в своё время процветающей еврейской общины.[25][26]
Библиография:
- Berliner, Migdal Ḥananeel, pp. iv. et seq.;
- D. Cazès, Essai sur l'Histoire des Israélites de Tunisie, Paris, 1889;
- Grätz, Gesch. v. 236, 242, 289, 291; vi. 6, 9 et seq.;
- La Grande Encyclopédie, xxi. 379, xxxi. 476;
- Müller, Der Islam, i. 352, 419, 488; ii. 646, 657;
- Rapoport, Maḥberet he-'Aruk, Introduction, Presburg, 1844;
- там же, Toledot Rabbenu Ḥananeel, in Bikkure ha-'Ittim, xii. 12, 16;
- Steinschneider, in Jewish Quarterly Review xi. 608. G. M. Sc.
Источники
Примечания
- ↑ Al-Ḳairuwani, "Histoire de l'Afrique," transl. Pelissier and Rémusat, p. 170, Paris, 1845, in "Exploration Scientifique de l'Algérie," vol. vii.
- ↑ R. Kirchheim, "Commentar zur Chronik aus dem Zehnten Jahrhundert," p. 18, Frankfort-on-the-Main, 1874
- ↑ Neubauer, "Medieval Jewish Chronicles" i. 36
- ↑ Grätz, "Gesch." v. 175; F. Lazarus, in Brüll's "Jahrb." x. 176
- ↑ ср. "Sha'are Ẓedeḳ," p. 84a, No. 3; Zunz, "Ritus," p. 190
- ↑ прежде всего см. приложение Самуила ибн Джама к "Аруку" [опубликовано Дьюксом (Dukes) в "Orient, Lit." 1851, стр. 358]; Соломон Бубер в "Grätz Jubelschrift" на стр. 17, ивритская часть;. далее см. S. D. Luzzatto, "Bet ha-Oẓar," i. 59b
- ↑ см. E. Epstein, "Eldad ha-Dani," pp. 4 et seq., 83 et seq., Presburg, 1891
- ↑ R. Kirchheim, l.c. pp. 16, 18, 22, 27
- ↑ Комментарий к "Sefer Yeẓirah", см. "Orient, Lit." 1845 г., стр. 563
- ↑ изд. Джозефа Зеднера, Лондон, 1850
- ↑ l.c. стр. 170
- ↑ см. А. Гаркави, "Zikkaron la-Rishonim", часть 209, Санкт-Петербург, 1891
- ↑ см. "Zeit. für Hebr. Bibl." vi. 99
- ↑ см. Lazarus, l.c. стp. 178
- ↑ ср. "Ha-Manhig" стр. 32а, § 58, с "Sefer Yuḥasin", 120б
- ↑ Гаркави, "Teshubot ha-Geonim," No. 48
- ↑ см. интересный вопрос, адресованный учениками Яакова Хаю о чудотворной силе имени Бога, в "Ṭa'am Ẓeḳenim" на стр. 54; ср. также Гаркави, "Teshubot hа-Geonim," Nos. 230, 364
- ↑ "Medieval Jewish Chronicles" i. 68
- ↑ Опубликовано Шехтером в "Jewish Quarterly Review" (xi. 643)
- ↑ Zunz, "Ritus," стр. 54 и след.
- ↑ Гаркави, "Teshubot ha-Geonim," № 1
- ↑ Гаркави, "Teshubot ha-Geonim", № 199
- ↑ "Seder ha-Dorot", изд. Варшава, i. 191
- ↑ см. Авраам ибн Дауд в "Medieval Jewish Chronicles" i. 73
- ↑ Israel Chasan, "Iyye ha-Yam," No. 71, p. 30, Leghorn, 1869
- ↑ Статья была написана в начале XX века.